Дача В. В. Шауба. Пленэр в Лахте

                Двухэтажная деревянная дача Вольдемара Васильевича Шауба в стиле модерн на Лахтинском проспекте, 117 была построена в 1911-1913 годах по проекту архитектора Василия Васильевича Шауба. Его настоящее имя - Вильгельм Иоганн Христиан (1861-1934), академик архитектуры. Мастер стилей «модерн» и «неоклассицизм», автор не менее 80 построек в Петербурге, один из ведущих зодчих конца XIX - начала XX веков. Его отец Василий Иванович Шауб - Карл Альберт Эмиль Вильгельм (1834-1905) - тоже был видным архитектором, академиком архитектуры Императорской Академии художеств. Среди его основных построек в Санкт-Петербурге: особняк К. И. Шредера, производственные здания фабрики Шредера, особняк В. Н. Яковенко, Петропавловская церковь в и дача Шаубов в Лахте. Последние две, были выполнены совместно с сыном, архитектором Василием Шаубе.
                Владелец дачи Вольдемар Васильевич был сыном Василия Ивановича и родным братом Василия Васильевича Шаубов. В разное время он работал бухгалтером в нескольких банках, был доверенным лицом в «Северном», «Русско-Азиатском», «Учетном и ссудном» банках. Кроме того, Вольдемар Шауб являлся начальником пожарной команды и временно исполняющим дела, всегда отсутствующего графа А. В. Стенбок - Фермора, Председателя Лахтинского пожарного общества.
                В общем, фамилия Шаубов своей неуемной активной деятельностью на благо Отечества изрядно притягивала. Другое дело, что построенная ими дача теперь стала жилым домом. Рисовать в таких случаях всегда сложно. Со стороны Лахтинского проспекта она надежно прикрыта от посторонних глаз железным забором. Обхожу дом со всех сторон. Со стороны улицы Круговой к нему есть свободный проход. Подхожу ближе и вижу двухэтажное деревянное здание во всей его первозданной деревянной красоте. Конечно, времени прошло много и что-то изменилось. Очень хочется сразу же начать рисовать дом, но во дворе ни одной живой души...
                Замечаю в окне угловой башни мужскую фигуру и показываю жестами, что прошу разрешения рисовать дачу. Не знаю, поняли ли там мою просьбу. Мужчина в ответ только махнул рукой. Принимаю это за положительный ответ и немедленно усаживаюсь работать. Спустя полчаса мужчина спускается и вежливо просит меня покинуть территорию: жена выйдет сюда гулять с ребенком. Он стоит рядом и терпеливо ждет. Тут уже не поспоришь, это законное право владельцев. Извиняюсь за беспокойство и собираю свои вещи. Мужчина чувствует себя неловко. В последний момент мы оба смотрим наверх и видим в окне башни строгое лицо его прекрасной дамы - молодой хозяйки. Расставаясь, оба облегченно вздыхаем. Выйдя на улицу, решаю, что могу легко закончить рисунок по памяти. Для меня самое главное - «посадить» изображение дома в карандаше на листе бумаги, отметить характерные конструктивные элементы. Закончить рисунок в цвете поможет фантазия.
                Понимаю, что жильцам дома порядком надоели странствующие «любители старины». Всем хочется тишины и покоя. Лишь немногие в Петербурге решаются совместить свое частное жилье с домашним музеем. У нас, знаете ли, это очень хлопотное дело. В любом случае, дом, связанный с именами таких известных петербургских архитекторов был бы достоин этого…

Авторская акварель


Рецензии