Александр Галич. Псалом 101

Александр Аркадьевич Галич (Гинсбург)
19 октября (по другим данным 20 октября) 1918 , Екатеринослав (сегодня Днепр, Днепропетровская область, Украина) — 15 декабря 1977, Париж) — русский поэт, сценарист, драматург, прозаик, автор и исполнитель собственных песен.

Стихотворение «Сто первый псалом», написано за два года до крещения. Это стихотворение с полной уверенностью можно назвать духовной автобиографией автора.   Православный журнал «Фома» (foma.ru)

***

Псалом 101

Я вышел на поиски Бога.
В предгорье уже рассвело.
А нужно мне было немного –
Две пригоршни глины всего.

И с гор я спустился в долину,
Развел над рекою костер,
И красную вязкую глину
В ладонях размял и растер.

Что знал я в ту пору о Боге
На тихой заре бытия?
Я вылепил руки и ноги,
И голову вылепил я.

И полон предчувствием смутным
Мечтал я, при свете огня,
Что будет Он добрым и мудрым,
Что Он пожалеет меня.

Когда ж он померк, этот длинный
День страхов, надежд и скорбей –
Мой Бог, сотворенный из глины,
Сказал мне:
– Иди и убей!..

И канули годы,
И снова –
Все так же, но только грубей,
Мой Бог, сотворенный из слова,
Твердил мне:
– Иди и убей!

И шел я дорогою праха,
Мне в платье впивался репей,
И Бог, сотворенный из страха,
Шептал мне:
– Иди и убей!

Но вновь я печально и строго
С утра выхожу за порог –
На поиски доброго Бога
И – ах да поможет мне Бог!

***

Псалом 101

Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое

1 Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет.
2 Не отврати лица Твоего от мене: воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя.
3 Яко исчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася.
4 Уязвен бых яко трава, и изсше сердце мое, яко забых снести хлеб мой.
5 От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей.
6 Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на нырищи.
7 Бдех и бых яко птица особящаяся на зде.
8 Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящии мя мною кленяхуся.
9 Зане пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях.
10 От лица гнева Твоего и ярости Твоея: яко вознес низвергл мя еси.
11 Дние мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох.
12 Ты же, Господи, во век пребываеши, и память Твоя в род и род.
13 Ты воскрес ущедриши Сиона, яко время ущедрити eго, яко прииде время.
14 Яко благоволиша раби Твои камение eго, и персть eго ущедрят.
15 И убоятся языцы имене Господня, и вси царие земстии славы Твоея.
16 Яко созиждет Господь Сиона, и явится во славе Своей.
17 Призре на молитву смиренных, и не уничижи моления их.
18 Да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа.
19 Яко приниче с высоты святыя Своея, Господь с Небесе на землю призре,
20 услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных,
21 возвестити в Сионе Имя Господне, и хвалу Его во Иерусалиме.
22 Внегда собратися людем вкупе, и царем, еже работати Господеви.
23 Отвеща eму на пути крепости eго: умаление дней моих возвести ми.
24 Не возведи мене в преполовение дней моих: в роде родов лета Твоя.
25 В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса.
26 Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся, яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я и изменятся.
27 Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют.
28 Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится.



***

Александр Галич. ПРОМОЛЧИ


Старательский вальсок

Мы давно называемся взрослыми
И не платим мальчишеству дань,
И за кладом на сказочном острове
Не стремимся мы в дальнюю даль.
Ни в пустыню, ни к полюсу холода,
Ни на катере …к этакой матери.
Но поскольку молчание — золото,
То и мы, безусловно, старатели.

Промолчи — попадешь в богачи!
Промолчи, промолчи, промолчи!

И не веря ни сердцу, ни разуму,
Для надежности спрятав глаза,
Сколько раз мы молчали по-разному,
Но не против, конечно, а за!
Где теперь крикуны и печальники?
Отшумели и сгинули смолоду…
А молчальники вышли в начальники,
Потому что молчание — золото.

Промолчи — попадешь в первачи!
Промолчи, промолчи, промолчи!

И теперь, когда стали мы первыми,
Нас заела речей маята,
И под всеми словесными перлами
Проступает пятном немота.
Пусть другие кричат от отчаянья,
От обиды, от боли, от голода!
Мы-то знаем — доходней молчание,
Потому что молчание — золото!

Вот так просто попасть в богачи,
Вот так просто попасть в первачи,
Вот так просто попасть в — палачи:
Промолчи, промолчи, промолчи!..

1963 г.


***


Александр Гинзбург писал многие произведения под псевдонимом Галич. Фильмы по его сценариям «Вас вызывает Таймыр», «Верные друзья» пользовались большой популярностью у советских зрителей. Несмотря на успех некоторых произведений, многие работы Галича были под запретом. Свое недовольство властью писатель начал выражать в авторских песнях — театральных, красочных, с яркими образами.
Александр Гинзбург родился 19 октября 1918 года. Когда мальчику исполнилось два года, семья переехала из Екатеринослава (сегодня Днепр, Днепропетровская область, Украина) в Севастополь, а еще через три года — в Москву. Еще школьником Александр Гинзбург написал свое первое стихотворение — «Мир в рупоре», которое опубликовали в газете «Пионерская правда».
В 1933 году Александр Гинзбург окончил девятый класс. Он никак не мог определиться — стать ему писателем или артистом, и поэтому поступил сразу в Литературный институт и в Оперно-драматическую студию Константина Станиславского. Потом целый год Гинзбург бегал с репетиций спектакля на семинары по поэзии. В итоге бросил Литинститут: сцена привлекала его больше, — но стихи писать не перестал.
В 1939 году Александр Гинзбург оставил и Оперно-драматическую студию. К тому моменту умер Константин Станиславский, и юноша не хотел учиться у других преподавателей. Он поступил в театральную студию Алексея Арбузова и Валентина Плучека. Первый спектакль студии прошел по пьесе «Город на заре», соавтором которой стал Александр Гинзбург. Он же сыграл комсорга стройки Борщаговского и написал песни для постановки — это был его дебют в драматургии.
Вторым спектаклем арбузовского театра должна была стать пьеса «Дуэль» Александра Гинзбурга, Исая Кузнецова и Всеволода Багрицкого. Но премьера не состоялась: началась Великая Отечественная война. На фронт Александр Гинзбург не попал по состоянию здоровья. Он отправился на Северный Кавказ. Сначала остановился в Грозном, где несколько месяцев проработал в драматическом театре и выступал в госпиталях со своими песнями. Затем перебрался в город Чирчик под Ташкентом, куда приехала большая часть актеров арбузовского театра.
В 1942 году театр Арбузова вернулся в Москву. Артисты начали репетировать пьесу «Бессмертный», где Александр Гинзбург исполнил главную роль — студента консерватории Славина. Также актер сыграл в спектаклях «Ночь ошибок», «Парень из нашего города». Во время войны Гинзбург сочинял стихи и песни, комедии и короткие пьесы. В конце 1942 года вышел его сборник «Мальчики и девочки» из восьми стихотворений о жестокости войны.
В 1944 году арбузовский театр распался. У Александра Гинзбурга не осталось средств к существованию, поэтому он начал писать еще больше. Он работал над пьесами «Северная сказка» для Ермоловского театра, «Я умею делать чудеса» для московского ТЮЗа, «Улица мальчиков» для Центрального Детского театра. Но ставить их не торопились. В итоге три пьесы-сказки Гинзбурга цензура вовсе запретила.
После войны Александр Гинзбург решил поступить в Высшую дипломатическую школу при Наркомате иностранных дел, однако туда его не взяли: сказалась «пятая графа». В ответ на притеснения писатель создал пьесу «Матросская тишина». Название автор позаимствовал у знаменитой тюрьмы, а в произведении иронизировал над советскими порядками тех лет. Это произведение ушло в стол: ставить антикоммунистическую пьесу ему, конечно же, не разрешили.
В 1946 году Гинзбург написал драматическую поэму в трех действиях «Начало пути». Идея сюжета возникла после статьи Василия Гроссмана «Треблинский ад» о немецких концлагерях. Гинзбург решил осветить эту тему в театре. Пьеса долго не проходила цензуру: писатель изменил название на «Походный марш, или За час до рассвета», убрал некоторые фрагменты и даже переписал концовку. Однако в то время спектакль по ней прошел лишь один раз — в 1947 году, в Ленинградском Новом театре. Только через десять лет, к 40-летию Октябрьской революции, пьесу издали отдельной книгой и поставили во многих театрах страны.
В 1946 году Александр Гинзбург взял псевдоним «Галич», который составил из букв фамилии Гинзбург («Г»), имени Александр («ал») и отчества Аркадьевич («ич»). Под этим именем он создал пьесу «Вас вызывает Таймыр» в соавторстве с драматургом Константином Исаевым. В 1948 году произведение поставили в Ленинградском государственном театре комедии, Московском государственном академическом театре сатиры и Московском драматическом театре.
Вскоре пьеса стала популярной: она шла по всей стране и даже за рубежом. Актер Ростислав Плятт объяснял интерес публики тем, что «зритель жаждет смешного в искусстве во всех его видах — от беззлобного юмора и до самого резкого сатирического обличения». Хотя официальная пресса о спектакле отзывалась негативно.
Галичу по-прежнему противостояла цензура. Многие его сценарии и пьесы отклоняли. В 1949 году в Московском театре сатиры поставили спектакль «Положение обязывает» по произведению Галича и Георгия Мунблита. Но вскоре пьесу сняли и потребовали переписать ее в соответствии с «требованиями эпохи». В результате переделок ее содержание изменилось практически полностью.
После череды разгромных статей, неудач в кино и театре Галич решил создать сценарий, который точно прошел бы цензуру. По мотивам повести Петра Павленко «Степное солнце» писатель создал сценарий фильма о трудовых буднях юных пионеров в колхозе. В 1951 году картина вышла под названием «В степи».
В 1954 году — уже после смерти Иосифа Сталина — режиссер Николай Акимов поставил в Ленинградском театре имени Ленсовета пьесу Александра Галича «Под счастливой звездой». В этом же году на экраны вышла кинокомедия «Верные друзья» по сценарию Галича и Исаева «На плоту».
Фильм стал очень популярным. Критик Владимир Пименов писал: «Тов. Галич является автором пьес и сценариев, широко идущих и пользующихся любовью зрителей. Им написана популярная пьеса «Вас вызывает Таймыр», пьеса «Под счастливой звездой», а также сценарий «Верные друзья», с успехом прошедший по кинотеатрам страны».
В 1955 году Галича приняли в Союз писателей СССР, а через несколько лет он уже считался классиком советской драматургии. По его сценарию «С новым счастьем!» режиссер Абрам Роом снял картину «Сердце бьется вновь». Также в этот период Галич писал для детей: в 1955 году студия «Союзмультфильм» выпустила кукольный фильм «Упрямое тесто» по сценарию Галича и Зубова, а в 1958-м — рисованную анимацию «Мальчик из Неаполя» по мотивам сказок Джанни Родари в адаптации Галича.
Однако запреты и ограничения по-прежнему вызывали недовольство литератора. И он решил попробовать себя в новом жанре. Так родились авторские песни Александра Галича. Первые из них — «Леночка», «Про маляров, истопника и теорию относительности» и «Закон природы» — не имели политической подоплеки, но противоречили официальной правительственной эстетике. В творчестве Александра Галича начался перелом.
В 1967 году вышел фильм «Бегущая по волнам», состоялась премьера спектакля «Будни и праздники». Однако подпольное творчество Галича не осталось незамеченным КГБ — за автором начали следить.
В 1968 году клуб ученых «Под интегралом» пригласил Александра Галича выступить на фестивале бардовской песни в Новосибирске. На концерте автор исполнил свои главные песни — «Памяти Пастернака», «Промолчи». Произведения вызвали громкий скандал. Клуб закрыли, а Галич подвергся опале. В 1972 году его исключили из Союза писателей, затем — из Союза кинематографистов.
Все ранее опубликованные произведения литератора запретили в СССР. Его вычеркнули из эстрады, театра, литературы, кино. Фактически он лишился средств к существованию.
В 1974 году Александр Галич эмигрировал. Первым его убежищем стала Норвегия, затем писатель переехал в Мюнхен. За границей Галич вступил в Народно-трудовой союз российских солидаристов — политическую организацию русских эмигрантов. В изданиях союза «Посев» и «Грани» он публиковал свои произведения. Также некоторое время литератор работал на радиостанции «Свобода».
В 1976 году Александр Галич перебрался в Париж, а в 1977 году его не стало. Похоронили писателя на русском православном кладбище в Сент-Женевьев де Буа под Парижем.


***


Александр Галич. "Когда я вернусь..." - YouTube https://www.youtube.com/watch?v=V7jL1x4ZyKw&t=4s


Галич Александр Аркадьевич — биография писателя, личная жизнь, фото, портреты, книги (culture.ru)


Рецензии