Чайковский. Симфония N6. Патетическая. Реквием
© Copyrights КОРДИКОВА Елена - Elena G. KORDIKOVA
Чайковский. Симфония N6 (Соч. 74). Си минор. Патетическая [1] (1893)
Вступление
Первая часть. Adagio - Allegro non troppo
Вторая часть. Allegro con grazia
Третья часть. Allegro molto vivace
Finale. Adagio lamentoso
Вступление
Симфония - итог всей жизни,
Патетика большой судьбы,
Художника своей Отчизны,
Чья музыка - полёт мечты
В балетах сказок самых лучших,
В концертах, знает что весь мир,
В симфониях, где счастья сущность
И опер, где поёт кумир...
Симфония - предтеча смерти.
Трагедия встаёт в анфас,
И с тем, готов кто перед смертью
Предстать, велича жизни фарс.
Первая часть. Adagio - Allegro non troppo
Жизнь - сочетание страданий,
Томлений и душевных мук.
Стремясь к своим ‘Великим далям’,
Она величьем полнит звук,
Хвала в котором воздаётся.
Идёт мажорный звукоряд,
В движенье мерном струнных бьётся,
И пульсы духовых звучат
Возвышенно, граждански строго.
Величественен славы пик,
Истории, чей глас высоко
О смерти павших говорит.
И замирает тихо звучность.
От жизни разум отрешён.
Нет звука патетичней, круче,
Чем смерть. Уходит в ‘дали' звон.
С ним угасает и величье. -
Уходит по большой нужде
Туда, где смерть желает лично
Воздать патетикой судьбе.
Вторая часть. Allegro con grazia
В мир светлых чувств уводят звуки.
И время детства без забот,
Без боли, без тревог и муки,
В сознанье с радостью встаёт.
Когда мог наслаждаться жизнью,
Природой грезить и мечтать,
И искренне любить Отчизну,
И в ней творить и созидать,
Грусть оттесняя, треволненья,
Меланхоличность бытия
И элегичность настроений,
Чтоб лира струн души жила.
Непринуждён, мил и чудесен
Мелодий чувственный мотив.
Их образ грациозный весел.
В основе темы - тот же ритм.
Он и сгущает построенья.
Скорбь появляется и бас.
В аккордах струнных настроений
Патетика печальных фраз,
Надлом, душевные страданья,
Конфликт, двуликая мораль,
Неразрешённость состоянья,
И ...взгляд в безоблачную даль.
Предчувствие судьбы? Финала?
Трагичность отступает в тень.
И возвращается в сознанье
Вальс безмятежных юных дней.
Третья часть. Allegro molto vivace
Жизнь - колесо; спешит, торопит,
Играя красками судьбы,
Мелькает в суете мелодий,
Свою историю вершит
В больших, блистательных балетах,
В прекрасных операх своих,
Где красота любви воспета,
И где лиричный звук парит,
Являя образов единство,
Их постоянную борьбу,
Из светлых превращаясь скерцо
В марш волевой своей судьбы,
Кипящей в творчестве энергий,
Определяет жизни стиль
Оптимистично, без трагедий,
Могучим жезлом правя мир.
Марш - чёткий, ясный, равномерный
Уверенный в своей судьбе,
Родившийся из тарантеллы,
Несёт стремительность в себе
И яркость красочных мелодий,
Врывающихся в смелый марш.
Весомость из глубин исходит
И входит постепенно в раж.
В аллегро нарастает звучность,
Стремленье двигаться вперёд,
Победоносно, к жизни лучшей,
Решительно идя на взлёт,
Где человек, творец и гений,
Способен мир перевернуть,
Жизнь утверждая, славе веря,
Венчает маршем жизни путь.
Finale. Adagio lamentoso
В Финале скорбном, безнадежном
Звучит трагическая песнь
О жизни, что погибла прежде,
Чем боль любви смогла сберечь
Её разбитые мечтанья
О счастье, радостях мирских.
Звучит Великое прощанье.
Смерть снова попирает жизнь.
Звук мрачный, траурный струится.
У этой песни нет конца,
Нет сил, мелодий патетичных,
Распеть чтоб жизнь её творца.
Несправедливо мир устроен.
Непостижим в ней идеал.
На светлом и триольном фоне
Судьбы начало и финал...
Здесь налицо конфликт регистров.
Он супротив направлен групп,
Трактовка тембров чьих различна:
То сухость, жёсткость, то испуг.
И тремор медных инструментов
К финалу близит каждый шаг.
Трактует каждый из моментов,
Несущий рок, погибель, страх.
Трагичность темы однозначна.
Звучит «За упокой души»
Зловеще, тихо и прозрачно.
Пик напряжения велик.
Он остинатен в теме рока.
Настойчив, неотступен пульс,
Упрямо долбится, до срока.
И предваряет драму чувств:
Пред кульминацией финала
Лад укороченный идёт
И мысль несёт с собой о главном. -
Он смерти упреждает ход.
И траурно поют тромбоны,
И плачут трубы о судьбе.
И в страхе тихом, затаённом
Оркестр оплакивает всех.
[1] Патетический - трогательный, возбуждающий чувственность; приподнятый, взволнованный.
21.05.2022. Krasnodar
P.I. Tschaikowski / M. Shekhtman. Symphony N6. Full Orchestra. TV Channel “Culture”
9.06.2022. Krasnodar
P.I. Tschaikowski / Ch. Thielemann. Enigma. TV Channel “Culture”
Свидетельство о публикации №122061906452