Вагнер. Тангейзер. Увертюра. Впервые
© Copyrights КОРДИКОВА Елена - Elena G. KORDIKOVA
Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер». (1844)
С монументальным колоритом
Программный образ с ходу влит был
В Большую оперу оркестра,
В Хорал, где пилигримы с места
Свой начинают мерный ход,
Глубоко значимый полёт
В чертоги царственной Венеры,
В плену кто держит сердце, веру
В непостижимую любовь,
Кто пеньем возбуждает кровь
Тангейзера, певца судьбы,
С душой возвышенной мечты,
Младого рыцаря уделов,
Романтика, душой и телом, -
Того, кто растворился в ней,
В Богине царственных страстей.
...Печально пенье пилигримов,
Раскаянья души невинной,
Что окунулася в распутства,
Чтоб в необузданности чувства
Вкусить грехов любви, желаний,
Пороков мира вакханалий.
Горячность в нём фантазий сердца.
Жанр фантастического скерца,
Где темп стремительный и нервный,
Рисует напряжённость темы,
Где импульсивность, фееричность,
Видений блеск... В регистрах высших
Воздушность, лёгкость скрипок струнных,
И духовых. Акупунктурно
Взлетает вихрь в порывах страстных.
В нём острота и резкость власти
Венеры, царственной богини.
Ей посвящает марши, гимны
Тангейзер, юноша-певец,
Чтоб заслужить любви венец. -
Он, рыцарь нравственного долга,
Соблазном плоти опоённый,
Познавший жгучие лобзанья
И сладострастность излияний
В чертогах царственной Венеры,
В плену кто держит сердце, веру
И мужество певца искусства.
Но Он находит силу, чувства
Уйти от ласк из заточенья,
Презреть людские наслажденья,
Познать чтоб выси идеалов,
Полётный дух творений, славы,
Чтоб жить во имя высших целей,
В искусства и науки веря.
И Он уходит под фанфары,
Во имя лучших идеалов,
В путь, предначертанный судьбой, -
Вслед за счастливою Звездой
С монументальным колоритом,
С программной темой, в образ влитой.
9.06.2022. Krasnodar
R. Wagner / Ch. Thielemann. Enigma. TV Channel “Culture”
Свидетельство о публикации №122061906371