Noch schneller! Ещё быстрей!
Уповая на то, что любовь читателей накрепко связана и с отличной памятью о прочитанном, хочу обратить внимание на главу «Первое свидание» в «Золотом телёнке». Там Остап, надев милицейскую фуражку с гербом города Киева, является к гражданину Корейко, в образе служителя правопорядка, дабы вернуть ему украденные у него десять тысяч рублей («зарплата Корейко за двадцать лет беспорочной службы»)!
И дальше описывается их встреча, сопровождаемая нарастающими по интенсивности улыбками и восторгом от этой встречи. Ильф и Петров живописуют это растущее крещендо взаимного счастья следующими словами:
«Происшедшее нарастание улыбок и чувств напоминало рукопись композитора Франца Листа, где на первой странице указано играть «быстро», на второй – «очень быстро», на третьей – «гораздо быстрей», на четвёртой – «быстро, как только возможно», и всё-таки на пятой – «ещё быстрее».
Увидев, что Корейко достиг пятой страницы и дальнейшее соревнование невозможно, Остап приступил к делу.»
А дальше следует по нисходящей «усерьёзнение», что тоже можно найти в музыке.
Так вот, сегодня я в который раз открыл одну из моих любимых книг «Роберт Вуд» Вильяма Сибрука и начал разыскивать там некий эпизод, связанный с открытием Вудом в начале двадцатых годов прошлого столетия удивительной теплотворной способности атомарного водорода. Об этом открытии он с доверительной честностью рассказал своему хорошему знакомому и коллеге Ленгмюру, который, ничтоже сумняшеся, присвоил себе это открытие и так стал всемирно признанным «Изобретателем атомно-водородной сварки». А был на самом деле – заурядным научным вором, каких в стаде потомков каннибалов видимо-невидимо!
Но я знаю себя, изучил за годы сосуществования с этим типом, и, конечно же, не удержался и стал перечитывать целые главы. Вот тут меня подстерегла неожиданность, о которой я, хоть и выпадением памяти не страдаю, ЗАБЫЛ!
Оказывается Вуд, при множестве своих незаурядных талантов, играл ещё и на фортепиано. Человек он был увлекающийся и ему очень понравилась «Большая Соната» Роберта Шумана, которую очень ярко исполняла некая его знакомая, Мисс Бэкфильд. Вуд поддался своему извечному азарту (в самом лучшем смысле этого слова) и решил, что он тоже должен освоить эту сонату.
Дальше – слова Вуда:
«На первой странице было напечатано: «So rasch, wie moeglich». – Зоу раш, ви мёуглихь. -- Быстро, насколько возможно! (Я заменил «ОУ УМЛАУТ» в слове «Мёуглихь» буквами О и Е, так как система просто выбрасывает такие символы.) А на третьей – «Noch schneller» -- Ещё быстрее»
Вуду эти указания очень понравились и через год тренировок он смог играть эту сонату в полном соответствии с указаниями Шумана! Однако, по словам самого Вуда, его частое исполнение этой «Большой сонаты» Шумана стало несколько раздражать его музыкальную жену и подросших детей, о чём и было ему как-то заявлено со всей прямотой!
Снова слова Вуда:
«В виде мести на это я купил ноты «Прелюдии» Рахманинова с надписью «для учителей музыки». Это было ЕЩЁ БЫСТРЕЕ, чем соната – «Быстрее, ещё быстрее, чем возможно!»
Конец цитаты.
Вуд начал было наяривать и «Прелюдию», но дома поднялся бунт (сравнимый разве что с Войной Америки за Независимость) и его заставили «замолчать»...
Роберт Вуд является классическим примером какой-то «воздушной лёгкости» таланта. Его незаурядность мышления обладает удивительной «Лёгкой Мысленностью», он делает открытия просто играючи, резвясь!
Это вернейший признак НАИВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ ТАЛАНТА!
Такое я встречал только у Станислава Лема.
И, пожалуй, у пушкинского Моцарта. (За что очень ценю эту драму Пушкина)
А теперь вопрос: Кто же прав? Ильф и Петров с их ссылкой на Листа, или они ошиблись, и это взято из Шумана?
Я не играю ни на каких инструментах и музыковедом тоже не являюсь.
Так что слово – за специалистами...
18 VI 2022
Свидетельство о публикации №122061806252