Григорий Сковорода. Песни и стихи
Этот гуманист, недаром называемый первым и украинским, и русским философом, писал в годы молодости, в середине 18 века, песни, которые собрал в сборник «Сад Божественных песен». Он был выдающийся песенник, певший на малороссийском наречии старорусского языка в годы, когда собственно современного украинского языка не было придумано, разработано. Тексты этих песен – яркое свидетельство русско-украинского единства, как и всё его творчество.
Из песен, каждая из которых своеобразна и уникальна (а музицировал он на флейте и пел, должно быть, хорошо), особо можно выделить 23 песню, рисующую философию времени в жизни человека.
Собирая песни в сборник уже ближе к концу 18 столетия, Сковорода снабдил их эпиграфами и комментариями, которые странным образом не гармонируют с содержанием того, что пелось, но определяют удивительную особенность его творчества: строгим максимам Священного Писания он противопоставляет идеалы покоя, счастья и радости в самых лучших традициях «белого» христианства.
О его стихах можно сказать и больше, и меньше. Выдающимся поэтом его назвать ни в коем случае нельзя, но о философских ориентирах Сковороды его стихи могут поведать немалое. Во-первых, что можно выделить из скудного списка стихов философа Григория Сковороды? Перевод и стих с латинскими названиями (а учился он в академии Петра Могилы!) - они удачны, хотя до поэзии в прямом смысле, как до неба, рукой подать. В стихотворении «Разговор о премудрости» Сковорода выступает приверженцем философского синкретизма в духе гуманизма Пико делла Мирандолы. Премудрость, по его словам, одна у всех народов и всех традиций и религий, и он ставит в один ряд Христа со всеми остальными «мудрецами». Несомненно, это - слабое место в философии Сковороды, не позволяющее считать его сколько-нибудь великим мыслителем и тем более гуманистом. О подобном я всё сказал в своей книге «Гуманисты».
В духе знаменитой речи Пико Сковорода говорит, что Господь всё смешал (в человеке) - и это ересь («О призрачном удовольствии»). Но его, Сковороды, достоинство – в превалировании силы добродетели и силы духа, что делает его философию и его христианство позитивным, важным и поучительным:
«Что начинается сладким, будет иметь горький конец.
Напротив, сладость предполагает муравьиный труд.
Сладкое вкусит позднее тот, кто в силах поглотить неприятное.
И слабые сердца в силах начать сладким,
Но только у превосходных людей сладким венчается труд».
Стихи, в отличие от песен, написаны по-русски, на языке Ломоносова, и очень знаменательно, что вольный украинский философ полностью осознавал себя в границах великой русской культуры, как и мировой традиции и мирового философского сообщества.
15-16 июня 2022 года.
Свидетельство о публикации №122061600266