Военно-Грузинская дорога

                Будет Терек
                Нестись...

                Точно зверь...

                Чрез ущелье
                Дарьяла...

                Будет шапкою
                Снежной
                Крестовый манить
                Перевал...

                Всей дороги
                Военно-Грузинской
                Мне вновь будет
                Мало,
                Чтоб постичь,
                Как высок мир
                Вокруг...               
               

                Но и я выше
                Стал!..
                16.06.2022.



Военно-Грузинская дорога, также Военно-Галгаевская дорога - название военной дороги через Главный Кавказский хребет, соединяющей города Владикавказ (Северная Осетия) и Тбилиси (Грузия).

Дорога, как древний исторический путь, была известна с древних времён как Дарьяльский проход, а также Галгаевская дорога.

Дорога следует древнему историческому пути, соединявшему Северный Кавказ и Закавказье через Дарьяльское ущелье, её описание имеется ещё у древних греков (Страбон).

После подписания в 1783 году Георгиевского трактата о протекторате России над Картли-Кахети русско-грузинское общение заметно оживилось. В урочище ингушского селения Заур-Ков была основана крепость Владикавказ. Официально Военно-Грузинская дорога начиналась от станицы Екатериноградской, тогда это был город. В то время дорога была единственной транспортной связью двух стран. Современное название — Военно-Грузинская — закрепилось за дорогой после начала её реконструкции русским военным ведомством под руководством Павла Цицианова (1803).

Постоянное сообщение по дороге было открыто в 1799 году, передвижение было весьма трудным — посланный в том году в Картли-Кахети отряд Русской армии под командованием генерала Лазарева прибыл на место через 36 дней. После получения Картли-Кахети подданства России (1801) началось строительство новой, улучшенной Военно-Грузинской дороги. В 1811 году дорога перешла под надзор Управления путей сообщения России, был проведён колоссальный объём работ — сняты откосы, созданы карнизы, сделаны выемки, построены мосты, проведена отсыпка, возведены плотины и дамбы, для предотвращения обвалов — подпорные стены и крытые траншеи и так далее. В 1814 году открыто движение экипажей, с 1827 года — устроена экспресс-почта.

На дороге были устроены 11 станций (следуя из Владикавказа) — Балта, Ларс, Казбек, Коби, Гудаури, Млеты, Пасанаури, Ананур, Душет, Цилкани, Мцхета, далее — Тифлис. На всех станциях имелись помещения для бесплатного ночлега.

В 1837 году была предпринята попытка обойти Крестовый перевал, направив дорогу через Гудамакарское и Гудушаурское ущелья и Квенатский перевал, однако через десять лет, в 1847 году, после проведённых изысканий было решено вернуться на первоначальный маршрут.

В 1861 году руководство работами на дороге принял Б. Статковский, к 1863 году дорожное полотно дороги было шоссировано. Военно-Грузинская дорога сыграла большую роль в развитии экономических связей между Россией и Закавказьем. В разные годы по ней проезжали Александр Грибоедов, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Николай II, Коста Хетагуров, Лев Толстой (1851), Антон Чехов, Владимир Маяковский, Никита Хрущёв (1934).


Рецензии
По Военно+Грузинской дороге мы двигались, когда проходили свою первую геологическую практику. Впервые увидела горы, там чувствуешь себя букашечной на камнях...Очень яркие впечатления, незабываемая природа!Спасибо, Вадим, за пробуждение воспоминаний и познавательные комментарии!
С теплотой,
Надежда

Надежда Лисогорская   28.06.2022 10:31     Заявить о нарушении
Само это место уже сакрасльно!

Вадим Константинов 2   28.06.2022 11:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.