Врубель. Надин. Этот мир из тьмы и Света
Поразило Михаила до глубины души лирическое колоратурное сопрано, что струилось, заполняя пространство сказочной палитрой вокальных красок, выписывало дивные картины БОЖЕСТВЕННОГО творения , а чистый тон бесконечно растекался в пространстве, очаровывая!
Врубель встретил ЕЁ в театре, там, где свершалось таинство перевоплощения, там, где символы оживали, где мир фантастичен и изменчив, где царит прекрасное, а за светом рампы оживают видения.
О нем говорили: «Визионер, трактовавший действительность как фантазию, а фантазию как действительность», «словно просидевший всю жизнь без выхода в волшебной опере, созерцая театральные существа».
«Созидая этот мир из тьмы и света,
Находил Бог в творчестве своём отраду -
Как поэт, сплетающий строфу сонета,
Как философ, вплётший истину в цитату».
…Савва Иванович Мамонтов(меценат, почитатель таланта, в доме которого жил ВРУБЕЛЬ), попросил художника закончить декорации к опере, поскольку Коровин заболел.
Врубель выполнил заказ, явился на премьеру.
Там ЕГО и встретила СУДЬБА, так долго водившая «по пустыне одиночества».
Он жаждал появления ГРЁЗЫ - ЛЮБВИ в реальной жизни, вызванной его искусством. И это случилось.
Хотя, прежде УСЛЫШАЛ, а потом увидел…
Такое могло случиться только с Врубелем.
...Надежда Ивановна Забела из семьи старинного украинского рода: училась в Киевском институте благородных девиц, окончив с большой серебряной медалью. После учёбы Петербургской консерватории по приглашению Рубинштейна совершает концертную поездку по Германии.
Затем отправляется в Париж — совершенствоваться у Маркези.
…Он полюбил ее сразу, восхищаясь красотой,( хотя окружающие не находили красивой, считали, что черты лица не были правильными, а художник придумал ее).
Но когда звучал ее голос, когда длинные, красивые гибкие руки, о которых говорили все, будто обнимали воздух, сливаясь со звуком, - чудилась ему воплощенная живая женщина-песня. «Все певицы поют как птицы, а Надя - как человек!»
Встреча Врубеля и Забелы - встреча сказочная!
Больше ОНИ уже не расстанутся... "в горе и радости, пока смерть не разлучит ИХ".
…Он не отходил от нее ни на шаг. Каждое утро появлялся у сестры, где она жила, терпеливо ждал появления своего кумира.
Намерения его были серьезны, для себя он все решил сразу и бесповоротно.
Дождавшись свою богиню, до конца дня с ней не расставался, следуя за ней повсюду – в магазины, на прогулки, на репетиции, спектакли.
Очень скоро последовало предложение руки и сердца.
Надежда Ивановна загадала – если удастся новая задуманная Врубелем картина, где он попытается изобразить ее в одной из ролей, она согласится.
Картина удалась, и это означало, что в жизни и творчестве художника появилась Муза, ибо судьба подарила ему источник вдохновения, радости и счастья.
…Женитьба на актрисе и любовь к театру стали толчком для создания работ, посвященных любимой жене, музыкальным и литературным произведениям.
Свадьба была в Женеве, в Швейцарии 28 июля 1896 года, а вскоре молодожены уже едут в Харьков, где у Надежды Ивановны были гастроли.
В этом сезоне Врубель впервые близко соприкоснулся с миром театра, который его очаровал раз и навсегда.
Впоследствии работы по оформлению сцены, его декорации к спектаклям жены будут вызывать восхищение и зрителей, и критики, а пока он начал с малого – с тщательнейшей разработки и создания костюмов для супруги и не только сценических, но и повседневных.
Как художник-постановщик спектаклей, Михаил Александрович по роду своей деятельности был обязан разрабатывать фасон сценических костюмов действующих лиц,
«создавал личный модельер» для своей жены домашние платья, изыски сценических и праздничных фасонов одежды!
Приложил дизайнерскую руку к «изобретению» домашней утвари, мебели. Многочисленные полочки, утренний туалетный столик жены, стульчики, даже кухонная мебель – все было сделано рукой художника и задрапировано любимыми им оттенками различных цветов.
Девиз его жизни, который он оправдывал каждым своим вздохом – «Il vera nel bella», с итальянского «Истина в красоте».
Красоте, гармонии он поклонялся и истово служил.
«...Глядя на Врубеля, на его светлые волосы, желтоватые глаза, на его сдержанную скромность, я почему-то подумал: это Моцарт» - позднее напишет о первом впечатлении от знакомства с Михаилом Александровичем коллега по цеху - художник Коровин.
Михаила Александровича не назвали бы красавцем-сердцеедом. Но, среди его несомненных достоинств были: юридический факультет университета, академия художеств, плюс к этому - безукоризненные манеры, невероятный кругозор, блестящая образованность – он говорил на восьми языках. Несмотря на небольшой рост, был развит физически, хорошо сложен, увлекался лошадьми и сам был прекрасным наездником, владел искусством профессионального жокея. В поведении, образе жизни, манере общении с людьми, даже во вкусах и привычках это был самый настоящий барин.
«В Михаиле Александровиче я каждый день нахожу новые достоинства; во-первых, он необыкновенно кроткий и добрый, просто трогательный, кроме того, мне всегда с ним весело и удивительно легко. Я безусловно верю в его компетентность относительно пения, он будет мне очень полезен, и кажется, что и мне удастся иметь на него влияние», – напишет сестре вскоре после свадьбы Надежда Ивановна, делясь своим СЧАСТЬЕМ.
Летом следующего года молодые муж и жена гостили у родственников на хуторе в Черниговской губернии. Постоянный круг друзей и знакомых этой большой семьи состоял сплошь из артистов, художников, музыкантов. Волшебная красота природы, творческая атмосфера общения с постоянно приезжающими и уезжающими гостями будили воображение Врубеля. Михаил Александрович и здесь нашел возможность работать – ему выделили мастерскую.
Жизнь была прекрасна.
Художник работал после завтрака несколько часов, пообедав, супруги шли на прогулку, ВЗЯВШИСЬ за РУКИ, напоминая окружающим пастушка и пастушку из интермедий. Вечер проходил в жарких дискуссиях о музыке, последних работах, вернисажах общих знакомых, и к полуночи все расходились, пожелав друг другу спокойной ночи.
Молодая жена засыпала только тогда, когда по обыкновению муж брал в руки книгу и читал ей вслух.
" Надежду Ивановну нельзя было назвать красавицей, но она была столь женственна, грациозна, хрупка и трогательна на сцене, что в сочетании со своим необыкновенным голосом покоряла абсолютно всех. Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные сказочные глаза, пленительно женственная, зазывно-недоуменная улыбка, тонкое и гибкое тело и прекрасные, длинные руки" , – восторгался известный композитор, музыкальный и общественный деятель М. Ф. Гнесин.
«Надин выходной костюм: синий сарафан, синяя кисейная кофточка, белая шляпа с голубым и белое шевиотовое фигаро слилось в довольно забавную смесь empire с Москвой;
Надя в нем щеголяла в Киеве», – напишет сестра художника Анна Александровна Врубель.
Известная оперная певица М. А. Дулова , с лёгкой завистью подчеркнёт: «Михаил Александрович всегда собственноручно одевал Надежду Ивановну с чулка до головного убора, для чего приходил в театр вместе с Надеждой Ивановной за два часа (как это и полагалось) до начала спектакля. ... с костюмом Маши в Дубровском произошла целая война. Врубель уличал режиссера и костюмершу в нелепости их творчества, были бурные споры, после которых Забеле разрешили петь в своем собственном костюме. Это было, конечно, несравненно правдивее и ближе к костюму пушкинской Маши Троекуровой.
Обыкновенно Врубель, после того, как Надежда Ивановна была одета, готова к выходу, спешил занять свое место в партере (3-й ряд, артистический). Я часто бывала его соседкой и могла наблюдать за ним. Врубель всегда волновался, но с появлением Надежды Ивановны успокаивался и жадно следил за игрой и пением своей жены. Он ее обожал! Как только кончался акт, после вызовов артистов, Михаил Александрович спешил за кулисы и, как самая тщательная костюмерша, был точен во всех деталях предстоящего костюма к следующему акту, и так – до конца оперы.
Но вот поставили «Демона» (Лермонтов – Рубинштейн), тут уж я заметила у Врубеля такое волнение, и не только относящееся к Тамаре – Надежде Ивановне, а еще больше к самому Демону. Как только появился Демон, Врубель закрыл руками глаза и, как ужаленный, сквозь зубы сказал: «Не то, не то!»
Михаил Александрович сидел и смотрел, как израненный человек. Только побывав у них, больше по делу, чем в гостях, я поняла, в чем тут дело. Врубель уже болел Демоном ... Врубель, как художник, создавший внешний вид этих образов, смотрел всегда на свое творение влюбленными глазами, сливая искусство с действительностью, т. е. со своей женой, Надеждой Ивановной».
Весна 1896 года ознаменовала начало самой настоящей весны и в жизни художника.
Жена вдохновляла его на создание подлинных шедевров. Началом послужила та самая первая заветная картина – акварель «Гензель и Гретель», где в образе Гретель он изобразил супругу и после этого получил ключ к ее сердцу.
А зимой следующего года состоялось эпохальное событие – знакомство артистической четы Врубелей с Николаем Андреевичем РИМСКИМ - КОРСАКОВЫМ.
Композитор увидел певицу в собственной опере «Садко», где она пела Царевну Волхову.
Он был очарован: ее божественным голосом, яркой личностью, талантом артистки, женственностью, грациозностью, хрупкостью и трогательностью на сцене, что в сочетании с необыкновенным голосом - покоряло абсолютно всех.
Особенно удавались Надежде роли сказочных и фантастических персонажей.
После встречи с Забелой Римский-Корсаков женские партии в своих операх писал, ориентируясь на ЕЁ природные данные и своеобразие исполнения.
Манеру исполнения Надежды Ивановны отличали особенная одухотворенность, искренность, задушевность, РУССКОСТЬ.
«Мы, как переводчики Святых Творений,
Плагиаторы и подражатели Его,
Раскрываем - сколь велик есть Божий Гений,
Комментируя пером божественность всего».
Русский художник рубежа XIX-XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративно-прикладных ремёслах, скульптуре и театральном искусстве.
В судьбе художника Михаила Врубеля не меньше трагического и мистического, чем в его демонических картинах, которые сегодня составляют «золотой фонд» Третьяковской галереи и других музеев.
... Ему оставила СУДЬБА шрамы не только в душе, но и на теле, смерть единственного сына, сумасшествие, слепота.
Творения художника и по сей день вызывают вопросы и противоречивые чувства, от восхищения до недоумения.
Она была Принцессой Грезой художника и великой певицей.
Он был Великим художником, который искал образ и видел все тайное вокруг, «пурпур лиловых миров», «сине-лиловый мировой сумрак», который искал, как говорил Блок, «дивные краски и причудливые чертежи, похищенные у Вечности».
К 166- летию со Дня Рождения Михаила Александровича ВРУБЕЛЯ,
122- летию СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ Гения , пытавшегося познать истины мироздания.
Автор ПОЭЗИИ: Валерий СТАРОСТИН
http://stihi.ru/2022/04/21/6097
ПОСТСКРИПТУМ:
"Похищая у Вечности «дивные краски и причудливые чертежи» Врубель в своих полотнах оставил себя в этой Вечности, как талантливого художника и творческого человека. Человека, который искал ответы на свои внутренние вопросы, познавая окружающий мир, искусство и любовь. И ответы, найденные в настоящем, он переносил в свои творения, как крупицы вечности. Как утверждал Марк Аврелий, «кто видел настоящее, тот уже видел все, бывшее в течение вечности, и все, что еще будет в течение беспредельного времени».
СПАСИБО, уважаемая Надежда, за глубокое осмысление авторского стихотворения и отклик на него прекрасной публицистической работой, посвящённой талантливому и многоплановому русскому художнику - Михаилу Александровичу Врубелю!!
С искренней признательностью и теплом души соавтора,
Валерий (Чёрный Водолей)".
Валерий Старостин 15.06.2022 19:21
PS:
АХ, уважаемый ВАЛЕРИЙ - превеликое ВАМ СПАСИбо!
Как точно ВЫ прописали истинные ценности, что оставлены ЩЕДРОЮ ДУШОЙ талантливого, думающего художника, прозорливо заглядывающего в наши дни.
Врубель- один из лучших студентов Академии художеств, по рекомендации Чистякова отправился на реставрацию церкви Кирилловского монастыря под Киевом, так и не окончив учебу. Занимался «поновлением»- прописыванием по контуру старых, оставшихся на стенах фресок, создавал и новые росписи, подробно изучая многовековую иконографическую традицию древнерусского искусства, включая миниатюры в старинных Евангелиях.
В этот период созданы работы, проявляющие всю глубину познания и проникновения религиозной темой.
По совету Прахова,после изнурительной работы под кополом церкви, был отправлен в Италию для отдыха. Проведя в Венеции полгода,Врубель вернулся, создал иконы: «Св. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Афанасий» и «Христос Спаситель».
Михаил Александрович соединил воедино мистику и аскезу византийской абстракции с жизненной полнотой образов Ренессанса и наполнил застывшие типажи 12 апостолов, изображенных им на своде, плотью и кровью.
(Лица святых художник писал по памяти со своих знакомых).
Врубеля пригласили на оперу А.Г. Рубинштейна «Демон», которую в Киеве поставил И.П. Прянишников. Живописец, пораженный спектаклем и голосами артистов, загорелся идеей написать образ увиденного им ДЕМОНА, что станет его одержимостью.
Михаил Александрович уверял друзей, что никто не понимает, каков демон на самом деле.
Все путают его то с дьяволом, то с чертом, а ведь с греческого «ДЕМОН» переводится как «ДУША», что гармонично звучит с поэзией Лермонтова,
проникнутой смятением, борьбой с обуреваемыми душу страстями, жаждой познания истины и веры.
БЛАГОдарю, уважаемый ВАЛЕРИЙ - за прекрасный, развёрнутый отклик, философию строк ВАШЕГО стихаТВОРЕНИЯ,послужившего к написанию материала в этом ключе.
Включаю в текст, отправляя в тираж.
Ах, как ждут наши постоянные читатели!
Искренне, с теплом соавторской души
Надежда Зернова
Свидетельство о публикации №122061406741
Очень рад, что благодаря вам, Надежда, Валерий, у читателя появилась ещё одна возможность ближе познакомиться с жизнью великого художника!!! Спасибо!!!
С уважением, Алексей
Балуев Алексей 17.06.2022 08:53 Заявить о нарушении
Послал БОГ Михаилу его НАДИН:
Она была его Принцессой -Грезой и великой певицей.
Он был Великим художником, который искал образ и видел все тайное вокруг, «пурпур лиловых миров», «сине-лиловый мировой сумрак», который искал, как говорил Блок, «дивные краски и причудливые чертежи, похищенные у Вечности».
Необычный тембр ее голоса - что впервые поразило Врубеля, ее дивное пение явилось ему прежде ее внешней красоты.
Это был знак-символ.
Он был всегда напоен фантазиями и мечтами, все его образы, рождавшиеся на картинах, в жизни распадались на осколки мозаики.
1896 год, панно «Принцесса Греза». Это встреча Врубеля и Забелы. Встреча сказочная.
Он загорелся сюжетом Эдмона Ростана, чья пьеса «Принцесса Греза» в этот год была восторженно принята русской читающей и театральной публикой.
В основе пьесы лежала средневековая легенда о принце и трубадуре по имени Жоффруа Рюдель, очарованном рассказами пилигримов об антиохийской принцессе Мелисинде. Предчувствуя свой близкий конец, он решил пуститься в дальнее плаванье за море, «не в силах умереть, не увидев хотя на миг ее».
И ВРУБЕЛЬ нашел ЕЁ, свою ГРЁЗУ - ПРИНЦЕССУ, увековечив её на холсте!
БЛАГОдарю за отклик, уважаемый АЛЕКСЕЙ!
Искренне
Надежда Зернова 17.06.2022 09:19 Заявить о нарушении