По конкурсу Фонда ВСМ - Дерева вы мои, дерева

http://stihi.ru/2022/04/11/695 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2022/06/14/1345 - Итоги конкурса

Тематический Конкурс "Дерева вы мои, дерева" по одноимённой песне Евгения Бачурина был организован Фондом ВСМ. Я в нём работала в качестве члена Жюри, поэтому поделюсь с вами своими впечатлениями о произведениях участников: мне  хочется обратить ваше внимание на проблему выбора стихотворения на конкурс, потому что именно от правильности этого выбора во многом зависит ваш успех или неуспех в любом творческом соревновании.

Название конкурса обращает нас к стихам Евгения Бачурина, написавшего в 1971 году знаменитую и многими любимую песню "Дерева". Несмотря на упоминание в ней деревьев, песня эта совсем не о них, а о людях и о состоянии жизни гражданского общества. "Дерева" в этой песне - это аллегория, символический образ, помогающий передать слушателю песни мысли автора:

Дерева вы, мои дерева,
Что вам головы гнуть горевать?
До беды, до поры
Шумны ваши шатры,
Терема, терема, терема!

Я волнуем и вечно томим
Колыханьем дыханьем твоим.
Что ни день - то весна
Что ни ночь - то без сна.
Зелено, зелено зеленым.

Мне бы бросится в ваши леса.
Убежать от судьбы колеса -
Где внутри ваших крон
Всё малиновый звон -
Голоса, голоса, голоса...

Говорят, как под ветром трава
Не поникнет моя голова.
Я и верить бы рад
В то о чём говорят,
Да слова, всё слова, всё слова

За резным за дубовым столом
Помянут нас недобрым вином.
А как станут качать,
Да начнут величать
Топором, топором, топором...

Ох вы, рощи мои, дерева,
Не рубили бы вас на дрова -
Не чернели бы пни
Как прошедшие дни.
Дерева, вы мои, дерева!

Данный конкурс не был заявлен, как конкурс философской поэзии, более того, организаторы охотно принимали любые  стихи о лесах, садах и разных лесных и садовых растениях - именно так было сказано в конкурсном задании. Стихов набралось много, причем, большинство из них в своем сюжете действительно имели  только описания всевозможных деревьев разной степени "красивости". Именно такие  меня никак "не зацепили": если уж брать такую тему, то  стоит внести в стихи что-то  чуть бОльшее, чем только то, что видит глаз. На мой взгляд, для этой задачи очень бы  пригодился прием олицетворения: попытаться рассказать о дереве (растении), как о человеке, одушевив его и показав через рассказ о растении  чисто человеческие черты характера. А еще можно было бы  довершить свое творение какой-то своей оригинальной мыслью или  наблюдением. Поскольку каждый конкурс,  который я ужу или организую, я проверяю на самой себе, то сначала - для затравки! - приведу два своих стихотворения, где рассказ о деревьях - не самоцель , а средство для   рассказа о людях.

КАК МАЛО ТЕХ, КТО, НЕ МЕНЯЕТ КОЖУ

Парк порыжел. Озолотились кроны
Берёз и лип, а клён забронзовел.
Стал бурым дуб. Все изменились, кроме
Пока ещё зелёных тополей,

Но и они вот-вот разденут ветки,
Узнав про модный тренд осенний "Ню".
Легко меняют стиль марионетки:
Не важно как, но, главное - в струю!

На фоне золотых и бурых красок
Смарагдом тёмным царственная ель:
В любой сезон степенна и прекрасна
Краса и гордость парковых аллей!

Как мало тех, кто не меняет кожу
При смене ветра, тЯготы иль ложа...

НЕ ДОСТАЮ ДО СОБСТВЕННОЙ ВЕРШИНЫ

Знакомый шум - сосна качнула веткой,
Осыпались желтеющие иглы.
Красавица, и ты - марионетка
Ветров сторонних, а ведь мы могли бы
Идти своей дорогой, по уступам
Карабкаясь, и падая беспечно,
Там  совершать безумные поступки,
Из времени искать дорогу в вечность.

Ровесница, смолистая подруга,
Своей вершиной подпираешь небо,
Ветвями к солнцу тянешься упруго
И с ним «на ты»… Вот точно так и мне бы,
Да не смогу. Тебе сдавая в росте,
Не достаю до собственной вершины,
Мне благодать нисходит редким гостем,
А возле глаз предательски морщины
Собрались в стайку, - как твои иголки,
Что высохли от натисков морозных
И падают – пронзительны и колки,
В подошвы мне впиваются занозой…

Соратница, мы сдюжим в мире этом,
Спасём, излечим, раздадим, научим
В своей земле неласковой… Поэту
Чем путь земной труднее, тем он лучше!

Поэзии Бачурина конкурсанты почему-то не уделили своего внимания: я нашла в пакете только одно стихотворение, обращенное своим содержанием к его песне "Дерева вы мои, дерева":

35.  ДЕРЕВЯННОЕ. ЕКАТЕРИНА ЧАУСОВА
            
Эти дерева в саду делают вид,
что вокруг ничто не плавится не горит.
Вроде будет как прежде обычнейшая весна,
и не следует голым-бо'сым о бо'льшем знать,
коли ложью пропитана почва который год.
Только вольный ветер ересь пыльцой несёт.
Чем ты выше в небо, тем виднее богам дерев,
хоть и трудно тянуться ввысь одеревенев,

но зато – стать мишенью для молний
в печь дровами лечь и
золой во зле –это легче,
намного легче…

Дерева мои,
всё вам ветру кланяться да кивать
и плакучи березы с вербами, как Кивач.
От корней весна проклюнется в стиле ню.
Не вини меня,
ведь и я тебя – не виню…

Интересные, глубокие стихи,  приглашающие читателя к размышлению: "Не следует голым - босым о бОльшем знать, коли ложью пропитана почва который год. Только вольный ветер ересь пыльцой несёт".  И язык у этих стихов небанальный - богатый и точный. Только концовку их я не поняла - она хороша, но уводит читателя в другую тему и в другой жанр, отчего кажется немного чужеродной.

Жаль, что остальные участники даже не попытались написать что-то новое, приближенное к настроению песни  Евгения Бачурина. Зато написали другие интересные произведения. Ниже я отобрала наиболее понравившиеся мне  стихи конкурсантов,  в которых  очень по-разному раскрыта заданная тема: где-то речь идет о деревьях,  как о символе чего-то,   присущего человеку,  а где-то авторская мысль подается нам напрямую, без подтекста.

2 ПЕНЬ. ЕВГЕНИЙ ГЕРМАНОВИЧ КРЫСИН
 
Пень всё никак не мог сгореть,
его бока лизало пламя,
а он в свою не верил смерть
и пламя вверх вздымал, как знамя.

Я всё подкидывал дрова,
я окружал его дровами,
пылало зарево костра,
а пень лишь тлел, и то – местами.

Потрачен день, и снова день:
я обливал его бензином,
но из земли сосновый пень,
искря, отмахивался дымом.

Моё терпение спалив,
пенёк обугленный остался
торчать как дзот из-под земли.
Я жёг его, а он не сдался!

Автор рассказал нам о пне, который сжигают в костре, а на самом деле - о человеке, умеющем сопротивляться обстоятельствам!

20. ОТ ЯНВАРСКИХ ГУСТЫХ СЕДИН. ИННА ЗАСЛАВСКАЯ
 
От январских густых седин
До веселых кудряшек лета -
Где-то лист упадет один,
Тут же почка проснется где-то.

Жизнь листвою стремится ввысь
И корнями уходит в почву.
Мы стволами с тобой срослись,
Мы ветвями сцепились прочно.

В неоглядном своем лесу,
Где изведаны все дороги,
Мы друг другу закон и суд,
Мы друг другу рабы и боги.

Год за годом… Но глянешь вдруг –
Изменилась твоя дубрава:
Там, где други сходились в круг,
Только пни коченеют в травах,

Да зарубками имена
На замшелых стволах живущих,
Да лишайников письмена,
Да осипшее эхо в кущах.

А над нами играет свет,
Молодые бунтуют кроны:
До корней им и дела нет
И былые смешны каноны.

Хочешь сетовать? Не трудись -
Даже птицы тебе не внемлют.
Жизнь листвою стремится ввысь,
А корнями - уходит в землю.

Юный лепет над головой,
На коре – дорогие метки.
Я – живая и ты – живой,
И сплетаются наши ветки.

И здесь речь - не о растениях! И очень много интересных наблюдений, сделанных поэтическим языком: "Но глянешь вдруг – изменилась твоя дубрава: там, где други сходились в круг, только пни коченеют в травах". Или: " Жизнь листвою стремится ввысь, а корнями - уходит в землю". Стихи эти мне хочется неспешно перечитывать, применяя их к себе...

40.  СТОЛЕТНИЕ СРУБИЛИ ТОПОЛЯ. ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА ГОЛЕВА
 
Столетние срубили тополя...
Обыденность, разрушившая время.
Рубивших проклинало птичье племя.
И плакала под ветками земля...

Ещё одна весна - и вот итог:
Нет ни стволов,
Ни воронья,
Ни веток,
Ни клейких почек,
Ни сорок-соседок,
Ни пуха на листках цветных белья,
Ни звуков поутру над головой,
Ни отпечатков лапок в мелких лужах.
Ни золотых сердец - друзей досужих -
Сияющих осеннею порой.

Казалось бы - срубили тополя.
Давно пора - вороны надоели.

...Оглохшие, убитые апрели.
...Немая, овдовевшая земля...

А здесь другой прием:  больше прямого обличения - публицистики, чем  подтекста: всё что взволновало автора, он говорит  напрямую. Но стихи получились, потому что они передают живую авторскую эмоцию, отношение.

42.  РОДНОЕ. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ
 
 Клёну низко кланяюсь – прости меня!
 Нежностью берёзку напою.
 Лес моей весны под сенью синею
 Вновь со мной. Я вновь в лесном краю.

 И вдыхаю горьковато-пряные
 Ароматы осени хмельной.
 И калины капельки румяные
 Рдеют по-девичьи надо мной.

 Ты прости меня, новосибирская
 Сторона родная – мой исток,
 Что я променяла сердцу близкое –
 Всё твоё - на поиски дорог.

 Что ушла тропою за неведомой,
 За манящей призрачной мечтой.
 Что, забывшись, искренно и преданно
 Пела о любви земле иной!

 Только накатила беспричинная
 Боль-слеза на жизненную твердь,
 И в глазах дымок листвы осиновой
 Поманил, чтоб вместе умереть.

 Чтобы, за годами-листопадами
 Юности былой услыша зов,
 Душу излечить старинным снадобьем –
 Омутом берёзовых лесов.

Интимная лирика, ностальгия по ушедшим дням и родным местам. Деревья не очеловечены, они служат всего лишь фоном и средством, благодаря которому у персонажа возникают чувства и переживания: "Только накатила беспричинная боль-слеза на жизненную твердь, и в глазах дымок листвы осиновой поманил, чтоб вместе умереть". Хорошие стихи.

51. Я СЛОВНО ДЕРЕВО. КОРНИЛОВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА
 
Я всё понимаю, но, все-таки больно,
Как будто на вырубке - я же не первая.
Время толкается шумно, привольно,
А я будто в сетке, опутана нервами.

Плакала с дождиком, просто - не плачется.
Будто осыпались листья багряные -
Голо в душе - облетело всё нАчисто,
Видела жизнь, но вокруг что-то странное:

Ранние зори, закаты цветастые,
Люди смеются и громко ругаются.
Я - словно дерево в пОру ненастную,
Не притулиться - качаться и маяться.

Стыну я ноченькой, стыну печальною:
Что ж, абонент, сеть твоя недоступная?
Близкая тропка сменилась на дальнюю -      
Дура, поверила. Глупая, глупая...

Тоже интимная лирика. Но использован другой прием: автор не деревья очеловечивает, а себя отождествляет с ними для передачи своих чувств: " Я - словно дерево в пОру ненастную", "Как будто на вырубке..." или "Будто осыпались листья багряные - голо в душе - облетело всё нАчисто". Отлично написано.
 
56. ПОСЛЕ ВОЙНЫ. ЕВАНГЕЛИНА ШЕВЧЕНКО.
 
По весне отгремели бои,
Голоса в  песне пробуют птицы
И открытые раны земли
Могут вновь тишиной насладиться.

От разрывов чернеют сады -
На родимой земле погорельцы
И слезами небесной воды
Будут долго дождинки – умельцы

Отмывать и отпаивать сад,
От раздумий избавив печальных.
Чтобы этот грохочущий ад
Перестал саду сниться ночами.

В небе радуга вместо войны,
Вместо всполохов страха и боли.
Плачут счастьем слепые дожди,
Землю гладят, что взрывы мололи.

В оглушающей мир тишине
Зацвела перебитая вишня,
Вопреки отгремевшей войне.
Запах сладкий, над гарью повисший,

Будоражит и хочется петь
Или пить, или в небо ругаться…
Я теперь не боюсь не успеть.
Не стесняюсь сквозь слёзы смеяться…

Гражданская лирика - стихи передают мысли о прошедшей войне, о нанесенных ею ранах. Автор рассказывает о серьезных вещах через обращение к деревьям - он очеловечивает их и сопереживая им: "От разрывов чернеют сады - на родимой земле погорельцы", "чтобы этот грохочущий ад перестал саду сниться ночами", "В оглушающей мир тишине зацвела перебитая вишня". Через растения автор показывает читателю свои чувства и переживания, они в стихах играют роль не простого пейзажа, а являются средством выражения его боли.

57.  ЕСТЬ ВРЕМЯ. ОЛЬГА ФЛЯРКОВСКАЯ.
 
Есть время умирать, есть время возрождаться.
Порою унывать, но после – воскресать.
Есть время обретать небесное гражданство
И уходить, как в скит, в молчащие леса...

И ночью жечь костёр, а утром слушать соек
И ждать, что солнца всплеск рассеет миражи!
Есть время осознать, что тот, кто духом стоек
Отнюдь не защищён от подлости и лжи.

Прости другим долги и остуди потуги
Весь мир переменить, поставить жизнь на кон,
И ты увидишь вдруг: не облака, а струги
Плывут среди листвы под неумолчный звон.

Тот лес – твой оберег, заветная обитель,
Твой пастырь, твой приход, твой тайный духовник.
Ты сам потом поймёшь, что за смиренножитель
Твоею головой к его груди приник.

А там, где ты стоишь и медлишь на распутье,
Ни к другу, ни к огню, ни к дому нет дорог!
ТЫ счастлив хочешь быть? Так значит просто – будь им!
Как птица на заре, как только ты бы смог...

Хорошие стихи, только вот данный стиль изложения я не особо люблю:  стиль публицистики, поучения, призыва к читателю с обращением к нему во 2 лице или в повелительном наклонении: "Прости другим долги и остуди потуги", "Ты сам потом поймёшь...", "Ты счастлив хочешь быть? Так значит просто – будь им". В этих стихах природа, лес - это просто элементы , украшающие речь, они не персонажи, а даны в тексте для пояснения: "И ты увидишь вдруг: не облака, а струги плывут среди листвы под неумолчный звон. Тот лес – твой оберег, заветная обитель..."

59.  ОЙ, БЕРЁЗА МОЯ БЕЛОСТВОЛЬНАЯ... ВАЛЕНТИНА МЕНТУЗ.
 
Мы, возможно, погодки-ровесники,
под рукою - шершавость коры,
пронеслись годы - птицы-предвестники,
не вернуть - не жалей, не кори.

Было всякое, горе и радости,
лихолетья военного гром,
прикоснувшись щекой от усталости,
я твоим согреваюсь теплом.

Пью я сок твой, прозрачный берёзовый,
он - примета грядущей весны,
а рассвет над тобою чуть розовый,
будто отсвет далёкой войны.

Словно женщина, русская, стройная,
не сломить тебя буйным ветрам,
белоствольная, гордая, вольная,
всё ты стерпишь, назло всем смертям!

Одолеешь, берёза-красавица,
ввысь взметнувшись ветвями и вширь,
красота твоя песнями славится,
ты - поэтов достойный кумир.

Ой, берёза моя белоствольная,
над тобой в небе солнечный свет!
Русь моя, широка ты, раздольная,
процветать тебе тысячи лет!

Еще один стиль письма, напоминающий народное творчество, где персонаж обращается к березке, как к подруге, чтобы рассказать о себе: "Ой, берёза моя белоствольная, над тобой в небе солнечный свет". Береза в стихах одушевлена, и она сильнее духом, чем ЛГ: "белоствольная, гордая, вольная, всё ты стерпишь, назло всем смертям", "Одолеешь, берёза-красавица, ввысь взметнувшись ветвями и вширь.." потому что она, береза, "словно женщина, русская, стройная" и ее "не сломить буйным ветрам". А еще, как мы понимаем это из концовки, береза здесь - это олицетворение всей России: "Русь моя, широка ты, раздольная, процветать тебе тысячи лет".

68.  СОК БЕРЁЗОВЫЙ... НИКОЛАЙ БЕЛОЗУБОВ.
 
Cок берёзовый -
Шик немереный:
По стволу ножом
Бей! - проверено...

  По стволу ножом -
  Как в неправый бой -
  На душе темно,
  А у сердца - Б О Л Ь ...
               
Сок берёзовый
Каплей скатится,
Лес к тебе с добром -
Белой скатертью,

  Лес к тебе всегда -
  Самым СВЕТЛЫМ сном,
  Ну, а ты - его! -
  По стволу - ножом...

Стихи, немного по стилю сходные со стихами по пень, который долго жгут. Автор рассказывает о реальном процессе - о добыче березового сока,  не олицетворяя березу, но за его рассказом идет подтекст - осуждение жестокости в человеке, причем, жестокости   не только к дереву: "Лес к тебе всегда - самым светлым сном, ну, а ты - его! - по стволу - ножом". И мы, читая эти стихи, чувствуем боль дерева: "По стволу ножом - как в неправый бой - на душе темно, а у сердца - б о л ь".

69. МЕЛОДИЯ ЛЕСА В МЕЛОДИИ ЛЕТА. ЯЛЕНКА. 
 
Как пахло всё лето в сосновом бору
прогретой застывшей смолою!
Дух леса всегда поклонялся добру,
а тропки вели к аналою…
Божественный голос струился с небес,
 и кряжились сосны от нимба,
С каймы облаков золотой арабеск
 спускался… Эх, только б не мимо!

Скрипела ли ось от извечных потуг?
 Земля накренялась как будто,
Истошно рожая, должно быть, в поту
 иль в росах — рассветное утро…
И падали шишки всё лето в песок,
и просини в кронах зияли…
Дух леса в макушках метался босой,
боясь оступиться — земля ли?

Весь в рыжих иголках топорщился мох,
 а ёжики бегали рысью.
И мне, вместе с солнцем, хотелось самой
 в густом разнотравье зарыться…
Мелодия лета… Скрип сосен в тиши
будил, будоражил… впивался
в небесную высь! Ветерок мельтешил
 под звуки чуть слышного вальса…

И сам дирижёр, открывая листы,
 постукивал палочкой лёгкой.
Трещали сороки, «журчали» клесты
 в той жизни — изрядно далёкой…

Эти стихи непосредственно рассказывают о лесе, где не просматривается иного - философского подтекста, но зато присутствует очень качественная пейзажная лирика, богатая поэтическими средствами языка, что писать совсем не просто: поэтический пейзаж всегда требует от автора или совершенства, или за него и браться не стоит.

******************************************************

К сожалению, я обнаружила в пакете и очень много стихов, содержание которых меня не удивило и ничего нового мне не сообщало. И эта безликость меня огорчала даже больше, чем некоторые ошибки техники или лексики, которые тоже встречались во многих конкурсных стихах. Приведу вам несколько таких безликих произведений, а так же стихов с лексическими недочетами, которые я, как обычно,  выделила в тексте заглавными буквами:

9.  У ГОРОДА В СОСНОВОМ БОРУ. ТАТЬЯНА СТУКОВА
 
Сосновый бор. Стоят деревья строем,
Как на параде, выправкой гордясь.
И солнце, проникая через хвою,
Лучами вышивает чудо-вязь.

Шумит вверху залетный ветерок,
К стволам смолистым еле прикасаясь.
И выбежал на самый солнцепек
Десяток стройных сосенок-красавиц.

А дышится свободно и легко,
И песни птиц вокруг звенят шальные...
Но слишком город здесь недалеко,
Народ к природе рвётся в выходные.

Весь лес загажен. Влево, вправо глянь -
У нас, как и по всем лесам России
Бумага, плёнка, всяческая рвань,
Стеклянный бой...Какие ж люди свиньи!..

Природу защищают... комары,
Кидаются на путников толпою.
Но не убрать им мусорной горы
Не справиться с беспечностью людскою.

Уже не отыскать, покинув город,
Кусочка незагаженного бора...
Следы людей-свиней лежат кругом.
И Балашов горюет над Хопром.

Во-первых, строфы по-разному сконструированы: начинается катрен с рифмовкой ЖмЖм, потом четыре строфы  идут как мЖмЖ и далее  опять ЖмЖм. По содержанию - банальная рифмовка призывов соблюдать чистоту на природе и обличение "людей-свиней".Так пишут обличительные статьи, а стихи требуют совсем другого - особого языка поэзии, которым скорее показывают и заставляют думать, а не просто информируют и указывают.

10.  АВГУСТОВСКИЙ ВЕТЕР . АЛЕКСЕЙ МОЛЧАЛИН
 
Сегодня снова августовский ветер -
Уже холодный и пронзительно-печальный  -
01 01 00 01 00 01 0
ПРОНОСИТСЯ СКВОЗЬ ЛИСТВЕННЫЕ СЕТИ
И дерева ТУДА-СЮДА качает.

Шумят и светятся встревоженные листья,
Но никуда пока не улетают.
00 01 01 00 01 0
Пусть где-то и мелькнёт палитра лисья,
Но не пробудит огненную стаю.

Пусть вдалеке за хлебными полями
Темнеет небо и дожди гуляют,
Мы не простужены пока ещё ветрами,
Мы верим солнцу - греет и спасает.

Если планировался только пейзаж - он слаб, автор просто пересказывает то, что он видит, не находя неожиданных образов. И вывод в концовке - банальная истина. Рифмы "гуляют-спасает" да и "полями-ветрами" оставляют желать лучшего.  Неудачную лексику я выделила в тексте. Ритмика - то 6-стопный ямб, то 5-и стопный.

13.  ИДИ К ПРИРОДЕ. АЛЕКСАНДР ВИШНЕВОЙ
 
Там, где кончается асфальт, -
Там начинается природа…
Земле ПРЕДСТАВЛЕНА свобода                предоставлена
Родить леса или базальт…

Оставь шоссе на полчаса
И выйди таинству навстречу…
БЕРЁЗКИ ГРУДЬ СВОЮ И ПЛЕЧИ
СКРЫВАЮТ, пряди разбросав;

Здесь сказки детства пред тобой
Впервые наяву… Ты слышишь,
Как колдовством болото дышит,
Как ивы плачут над водой.

То зверь мелькнёт, то вскрикнет птица,
То одурманит трав настой.
Остановись на миг, постой,-
Природой чтобы насладиться…

Окрасились румянцем нежным
Верхушки леса незаметно.
Тебя зовёт АСФАЛЬТА ЛЕНТА
ОБРАТНЫЙ ПУТЬ ПРОДЕЛАТЬ ПРЕЖНИЙ!..

У строф постоянно меняется рифмовка - порядок женских и мужских рифм. Неудачный подбор слов и их сочетаний (выделила). Лексическая ошибка использования слова не по значению (не "представлена", а "предоставлена" свобода). По содержанию тоже слабо: ничего особого  сверх того, что видит глаз...

15.  БЕРЁЗЫ.  СВЕТЛАНА 83
 
Заневестились к лету берёзы,
Оживляя серёжек ДЕКОР,
Собрались на прибрежном откосе,
Свой негромкий ведя разговор.

Окропили медвяной росою
На побегах зелёную вязь,
И ЛИСТВОЮ своей молодою
Раскудрявились, ВСЕХ ВЕСЕЛЯ.

Ветерок  - пролетавший повеса
Всё МОНЕТКИ хотел разглядеть.                ?
Гордо сосны БЛИЖАЙШЕГО ЛЕСА
Им КИВАЛИ БЕЗЗЛОБНО в ответ.

Отражаясь задумчиво в водах,
ЗАПЛЕТАЛИСЬ ОНИ НЕ СПЕША,
Трепетали, страшась, в непогоду.
У деревьев есть тоже душа.

Раздавали без счёта листочки,
Не  жалея бросали в ручей.
Прижимали заботливо дочек,
Укрывая под кроной своей.

Наклонившись, тихонечко ПЕЛИ,
ПОДРАЖАЯ ВЕЧЕРНЕЙ ЗАРЕ,                заря поёт???
Вспоминая былые метели
И СУГРОБОВ БАРХАН в феврале.

А потом золотистые звёзды
Поверяли секреты свои,
Щебетали детёныши в гнёздах,
Заливались всю ночь соловьи.

УПОКОЯСЬ в желанной прохладе,
Позабыв о заботах пустых,
Под берёзки УСТАЛО ПРИСЯДЕМ,
ЧТОБ КОСНУТЬСЯ И НАМ ЧИСТОТЫ.

Очень слабое знание литературного русского языка.

16.  НАД СПЯЩИМ ЛЕСОМ КРУЖАТСЯ ГРАЧИ... СЕРГЕЙ КРИВОНОС
 
Над спящим лесом кружатся грачи,
Деревьям, словно детям, сказки снятся,
А дятел в стАруЮ сосну стучит                РУ
И все никак не может достучаться.

РАССВЕТ, листву НЕСПЕШНО ОРОСИВ,
Заходит в лес по луговым покосам.
Луч ОЗОРЛИВО по ветвям скользит,
И по верхушкам горделивых сосен.

Сейчас и беззаботно, и легко,
ПРИВЫЧЕН издавна такой ПОРЯДОК,
Когда, как призраки былых веков,
В КУСТАХ дремучих ПРЯЧУТСЯ КОРЯГИ.    ???

Когда вдали, позолотив траву,
Из тьмы выходит солнце величаво
И, осветляя неба синеву,
ЛИСТВУ ЛИСТАЕТ теплыми лучами.

Прислушиваясь к звукам, не спеша
ИДУ по тропке СКВОЗЬ ЛЕСНОЕ УТРО,
Мне ясно в шуме лиственном слышна
Деревьев достопамятная мудрость.

А ДЯТЕЛ НЕЗАТЕЙЛИВО ИСЧЕЗ,
Лучом рассветным бережно обласкан,
И пробудился чутко спавший лес,
Во сне смотревший вековые сказки.

Проблемы с использованием слов по значению. Ритмика 5-и стопного ямба полна вставок безударных стоп (00) на разных местах, отчего стихи звучат немелодично.

21. ТАНЦУЕТ ОСЕНЬ. ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРИНСКАЯ
 
Изящно танго
Танцует осень;
ЛИСТВА В ТОН МАНГО,
Сияет неба просинь.

Цвета багряный,
Златой, лимонный,
СПЛЕТЯСЬ ЖЕМАННО,
Кружатся в ритме томном.

ПРОХЛАДНЫМ СОЛНЦЕМ
ЗЕМЛЕ НЕ ГРЕТЬСЯ;
Желтеют сосны –
На ветке хвое тесно*.

Под облаками
КЛИН ЖУРАВЛИНЫЙ
ЛЕТИТ РЫВКАМИ –
Путь к югу очень длинный.

ДУША В БЛАЖЕНСТВЕ
РОДИТ СОНЕТЫ
В миг совершенства,
Воспетого Поэтом...

Без комментариев.

32. БЕРЁЗОВЫЕ СТРАДАНИЯ. СЕНЯ ПРОТУБЕРАНЦЕВ
 
Первого апреля мир тверёзый:
День приколов выпал на четверг.
Под дождём СУТУЛЯТСЯ БЕРЁЗЫ -
ВЕТВИ ВРАСКОРЯКУ, А НЕ ВВЕРХ.

Всё ж, нежданный дождь, когда весенний,
Самый первый после холодов.
В будущем, желанный для растений -
Вдруг, никто к осадкам не готов!

Под зонтом подругу ждёт мужчина,
А берёзам крыша ни к чему.
Очень скоро ЧИСТАЯ ЛОЩИНА
ВЫТОПЧЕТСЯ В ГРЯЗНУЮ КОРЧМУ.

ХАХАЛЬ НАМЕЧТАЛ себе невесту,
Без проблем и мелочных обид,
В ПРИНЦИПЕ, НЕ СКЛОННУЮ К ПРОТЕСТУ,
Чтобы КРОВЬ БЕРЁЗЬЮ парой пить.

Влага из растепленных проталин
Пенится в берёзовых стволах -
Пусть КОСТРОВЫЙ ДОСУГ НЕЛЕГАЛЕН,        досУг
В праздники мангалы ПРИ ДЕЛАХ.

Как тут без берёзовых страданий?
От надрезов корчится кора.
Может быть теплее и ГУМАННЕЙ,
СТАНЕТ РОЩЕ майская пора.

Кроны у деревьев ЗАГУСТЕЛИ:
КОСО, ПОПЕРЕЧНО, ВНИЗ И ВДОЛЬ
Бруньки на берёзах, как кудели -
КАК НАБУХНУТ, СЫПЛЮТ В АЛКОГОЛЬ.

А когда с берёз исчезнут птицы:
Бабья осень точно не для них,
Иней на ветвях засеребрится,
С девушкой расстанется жених.

В снег зимой нарядятся берёзы,
Всё пушистей каждый новый слой,
И У ТИПА СНОВА БУДЕТ КОЗЫРЬ:
Он с зонтом придёт сюда весной.

Стихи написанные неряшливым языком с жаргонными и местами странными по смыслу выражениями - это не язык поэзии, тем более - конкурсной. По содержанию - "на что смотрю..." и "что в голову придет".

34. БЕРЁЗКИ. ГЕНА ГУЛЬЧЕЕВ
 
Ветром гнутые берёзки,
Голубой февральский снег.
"Ну, какие из них доски?!
- Произнёс прораб Олег.

-Ствол кривой, кругом сучки,
Их не любят лесорубы.
Тяжело собрать В ПУЧКИ,
Не годятся и на срубы.

Тут один сплошной горбыль,
Нет ПУТЁВОЙ древесины.
Не СВАРГАНИТЬ ровный шпиль
Из поваленной лесины*.

Разве только на дрова,
Защититься от мороза.
Бересту поджечь сперва,
Хорошо горит берёза..."

Не поднимется рука
Загубить весной берёзы.
Сок берёзовый ВЕКА
КАПЛЕЙ ЛЬЁТСЯ, будто, слёзы.

Слёзы - признаки души,
А душа всему начало.
ВСЕ БЕРЁЗКИ ХОРОШИ,
КАК БЫ ВНЕШНОСТЬ НЕ СТРАДАЛА!

Разный тип рифмовки катренов-строф. И, все же, специфический язык прораба на работе должен отличаться от языка поэзии с концовкой, претендующей на лирический жанр, мне кажется...

48.  ТЕНИ.  ЕЛЕНА БУШИНА
 
Перенеси меня в туманы
Нежнейшей утренней зари,
Где ивы НАВИСАЮТ СТАНОМ
Над Доном, СЛОВНО ФОНАРИ.

Где ВОРОБЕЙ ВОРКУЕТ ПЕСНИ
В ветвях НА ШЕПЧУЩЕЙ ЛИСТВЕ,
Сквозь зелень кроны свет небесный
Печаль размоет в синеве.

Перенеси меня в вечерний
Закат за морем голубым,
Где дух свободы В ВЕТРЕ ЛЕТНЕМ,
В песке хрустящем ПОД БОСЫМ

НЕСПЕШНЫМ ШАГОМ. И зелёна
Дурманящая голова
У пальмы. Затихают СТОНЫ                чьи?
И затихают здесь слова.

Перенеси меня на поле,
Где ТРАВЫ СТРОЯТ ГОРИЗОНТ.
Их ЗАПАХ ОПЬЯНЯЕТ ВОЛЕЙ,
Им под дождём не нужен зонт.

Они растут СКВОЗЬ НЕПОГОДУ
И не бояться жить одни.
И ПУСТЬ УМРУТ ЧЕРЕЗ ПОЛГОДА,
ТЫ НЕ СЧИТАЕШЬ С НИМИ ДНИ.

Потом вернусь я в лес еловый
За мОим стареньким окном.                РУ
От северных ветров суровых
Я СПРЯЧУСЬ ЗА БОЛЬШИМ КУСТОМ.

Услышу белки крик, как прежде.
И НЕБО СКВОЗЬ ГУСТЫХ ВЕТВЕЙ
Вдали покажет мне надежду
Увидеть свет в царствЕ теней.               РУ

Очень слабый русский. И по содержанию...  - без комментариев.

49.  ШЕЛЕСТЯТ ОСИНОЧКИ.  ОЛЕСЯ АФОНСКАЯ
 
Шелестят осиночки от ветра за окном,
Листики все светятся нежнейшим серебром!
Шепчут мне осиночки, что нет вокруг дубков,
Скучно им стоять одним без славных женихов.

Посажу я рядышком  красивенький кленок,
А с другой сторонушки - молоденький дубок!
И осинки с радостью  помашут мне листвой,
Весело шептаться будут под ночной звездой.

Вот пройдет немало этих долгих дивных лет.
Разрастется до небес посаженный квартет.
Будет шелестеть игриво, будет песни петь,
Я же буду с радостью в окошечко смотреть.

А когда состарюсь и от солнышка в тени
Спрячусь за деревьями и буду видеть сны,
Милые деревья станут сон мой охранять.
Ветками укроют, чтобы сладко было спать.

Бедный запас слов, нарушения в ритмике. Если это под "народный стиль, то тем более должно быть мелодичное звучание... При попарной рифмовке хочется только точных рифм. По содержанию  тоже - ни о чем...

50.  Я СВЕРХУ ВИЖУ ЛЕС ОВАЛЬНЫЙ.  ДАВИД ГРЕНАДЕР
 
Я сверху вижу ЛЕС ОВАЛЬНЫЙ,
Он словно девичье лицо:
Глаза – озёра, взгляд печальный,
Внизу холмов полукольцо.

Под лунным светом ВЕЧЕРАМИ
Всплывают тени из озёр –
ТО ГРУСТЬ, СКОЛЬЗЯ МЕЖДУ ХОЛМАМИ,
НЕСЁТ В ЛЕСУ НОЧНОЙ ДОЗОР.

И синева озёр бездонна,
В них глядя можно утонуть.
НЕ СПИТ ПЕЧАЛЬНАЯ МАДОННА                это о ком????
ЛЮБОВЬ ЕЙ НЕ ДАЁТ УСНУТЬ.

Пред нею юноша в штормовке,
Бродивший с рюкзаком в лесу,
И ПОСЛЕ ДРУЖЕСКОЙ ТУСОВКИ
ПРОПАВШИЙ В СИЛЬНУЮ ГРОЗУ...

С тех пор печаль в лесу сосновом,
ГРУСТЬ ВЬЁТСЯ СТРУЙКОЙ МЕЖ ХОЛМОВ,
И плачут синие озёра,
Слезами тихих ручейков.

Без комментариев...

64.  В ОЖИДАНИИ ОБНОВЛЕНИЯ.  ЛЮБОВЬ ДОРОХИНА
 
Природа очнулась от зимнего сна.
В весеннем лесу благодать, тишина.

Последний снежок на дорожке лежит,
Как белый стежок в чёрной ткани, блестит.

Он скоро растает, ВЕДЬ СНЕГ ЛЕТОМ ТАЕТ,
И влагою почву в лесу напоит.

И всё зашумит, зазвучит, запоёт,
И ЖИЗНЬ СВОЮ ПОВЕСТЬ СНАЧАЛА НАЧНЁТ.

И наша ДУША РАСПАХНЁТ СВОИ ДВЕРИ                у души есть двери?
Навстречу волнующей песне СВИРЕЛИ…                откуда свирель?

Весной, как и лес, мы все ждём обновленья,
Любви, Красоты, Божьего вдохновенья.

Стихи ни о чем...  Слабый подбор слов.

********************************************
В стихах этой группы  я не стала подробно объяснять все их недочеты - только отметила в тексте заглавными буквами самые странные для моего понимания сочетания слов. Кто способен, тот сам увидит их несуразность или мелкотемье стихов. А кто пока этого не видит - не беда: в ТМА уже опубликовано достаточно много подробных разборов стихов начинающих поэтов - в начале пути мы все совершаем похожие ошибки!  А если кто со мной не согласен  в оценке качества каких-то стихов (некоторые судьи этого конкурса этой группе стихов даже 8 баллов давали!!!) - не берите в голову! У каждого свой вкус и свой образчик. И в поэзии тоже.

Спасибо организаторам за идею конкурса, а участникам - за предоставленные ими стихи. Благодаря вам родилась эта статья, которая, может быть, для кого-то из моих читателей из ТМА в преддверии долгих летних каникул окажется полезной. С уважением, Ваша Алкора. 14.06.22.


Рецензии
Алла, здравствуйте!
Приятно, что опять нашёлся повод с Вами пообщаться :) Начну с Ваших стихов. Да, это именно про то, о чём хочется говорить теперь. И именно в такой интонации… Теперь это, увы, большая редкость. Все чаше слышу «топор дровосека» или звук пилы, которая некогда называлась «Дружбой». Собственно про это финал моего стихотворения, тема та же, больная и не отпускающая ни на минуту… особенно, когда у тебя под ногами не родная земля, а другая почва. И на ней ты посадил деревья, привезенные с Родины… У каждого дерева своя судьба. Но значит ли это, что моя верба, купленная у бабушек на Вербное около храма Христа Спасителя, пустившая корни и выросшая в огромное дерево (это не аллегория, а история дерева на моей фотографии к стих.), не помнит и не любит той плакучей ивы, с которой ее нарезали? Я спрашивала. Она всё прекрасно помнит. И она – не враг, и корни у не те же. И наследственные признаки сохранены. И вины её нет, что кто-то когда-то оторвал её от материнского дерева и продал по сходной цене… Разве в том, что не засохла, а прижилась…

Справедливости ради должна сказать, что стихотворение не специально написано к конкурсу. Это совпадение. Конечно, не случайное :) Просто – в воздухе висело… Вместе с пыльцой) Так и записалось – как поток сознания, без знаков препинания Когда записала, думаю, – что-то знакомое… вот так и эпиграф возник. А потом и на конкурс наткнулась)…

Спасибо, Алла, что отметили стихотворение. Для меня оно важным вышло… Думается, проблема в том, что люди перестали друг друга слышать… Иное мнение – враг… А я всю жизнь боялась фанатиков и экстремистов. Безразлично какого толка… Даже чрезмерно «зелёных», если ближе к теме :)

Статья интересная и полезная. Думая, повезло всем упомянутым, вне зависимости от того, понравились стихи или, на этот раз, не очень) Важно знать, над чем трудиться...
Мир деревьев разнообразен и как-то они уживаются вместе… «до беды, до поры…» Но приходят люди и оставляют пни… Помните в советские времена везде висели таблички: «Берегите лес от пожара!» Давайте сохранять хорошие традиции :)

Хорошего всем лета!

Екатерина Чаусова   15.06.2022 12:44     Заявить о нарушении
Спасибо, Екатерина! Вот уже который раз, отбирая интересные для разбора АНОНИМНЫЕ тексты при судействе, открываю в них после публикации протокола и узнавания имен, ваши стихи. Значит, мы в чем-то одинаково чувствуем, схоже выражаем себя.

Спасибо за развернутый отклик, за прочтение статьи, которую я для себя самой писала (конкурс-то не мой, участники его на других страницах пасутся). Мне важно было подвести итог своей работы, поэтому и подготовила эту статью, а до участников конкурса она не дошла, вероятно здесь не "ходят". Оказывается, меня это печалит - получается, что я не любитель писать "в стол" и мне хочется чувствовать какую-то реакцию на свой труд.

Вот и еще одна польза от сайта: каждый раз узнаю здесь что-то про себя саму. А ведь думала, что я самодостаточна. Оказывается, нет. )))

Что касается деревьев... Из трех миров - человеческого, животного и растительного я больше всего люблю растительный. Мне деревья (растения) даже отождествлять не надо: убеждена, что они всё чувствуют, реагируют на нас и имеют особую форму сознания, м.б., даже более совершенную, чем человек, просто иную...

Творческая Мастерская Алкоры   15.06.2022 13:56   Заявить о нарушении
Вот и выясняется, в чём мы одинаково чувствуем :) Я тоже растительный мир предпочитаю всем остальным! До сих пор с улыбкой вспоминаю учебных маршруты по Крыму и окрики преподавателей: «Чаусова, мы горные породы тут изучаем, а не мир растений! Вам на другой факультет надо!» :)

Про самодостаточность очень хорошо понимаю. Тоже считала себя таковой. Но когда вокруг образуется вакуум, становится неуютно. А Ваша деятельность, мне кажется, предполагает обратную связь. Странно, что люди не реагируют. Поспорили бы, если уж не поблагодарили :) Может, не знают, не видят… Ведь, увы, редко кто объясняет своё судейство. А это же самое интересное. Меня вот, несмотря на Ваши слова, до сих пор не оставляет вопрос, кто и за что мне на «мозаике» две пары влепил :))) Молчат…

Екатерина Чаусова   15.06.2022 19:04   Заявить о нарушении
Мы не имеем права озвучивать конкретику. Председатель жюри отвечает за своё приглашение стать судьей. А дальше - слово за судьей. Все, что мы можем, э
то больше не приглашать на другие конкурсы.

Если подставлять судей и устраивать суд Линча на сайте за каждую не понравившуюся нам оценку, то, во-первых, у члена Жюри не будет свободы мнения и выбора своей оценки, во-вторых, вообще никто не захочет работать судьей. Даже от издательств, где номинируют стихи на получение медали или диплома, никогда не добьешься, кто именно и что тебе поставил, даже сколько человек одобрило - и то не добьешься! Может, это и правильно...

Творческая Мастерская Алкоры   15.06.2022 19:36   Заявить о нарушении
А может и да) Всем не угодишь. Просто любопытно, как по-разному люди смотрят на одно и то же. Надеюсь, до новых встреч, Алла, спасибо за интересное общение!

Екатерина Чаусова   15.06.2022 20:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.