А ты спасаешь грешных. Из сонетов к Пречистой Деве

Посланье Ангелу Эфесской Церкви: «ты
Обходишь стороной прелестную руину,
Но пусть остановил ты пеструю лавину
Лукавых ересей, тем пагубней мечты.

Ты веруешь еще, но лишь наполовину,
Оставив первую любовь средь суеты;
Ищи, покаявшись, ты прежней высоты,
Иначе в гневе твой светильник передвину».

Кто жизнью жертвовал, тот, может быть, свою
Живую сохранил на поприщах кромешных
Там душу, где среди гонимых узнаю

Тебя, Пречистая; ты кормишь безутешных
Плодами с дерева, растущего в раю;
Дух говорит церквам, а Ты спасаешь грешных.


Рецензии
Но ведь оба спасаются? И праведник и покаявшийся грешник? Этим иллюстрируются два пути к спасению: путь праведницы и путь покаявшейся грешницы. Вы утверждаете, что образ Гретхен — не наследует Беатриче, но можно ли сказать, что образ Гретхен восходит к падшей Софии или даже Лилит, а образ Беатриче к Богородице? Знаете, Владимир Борисович, я всё чаще встречаю людей, которые ложно для себя пытаются следовать этим моделям спасения, только одни ведут просто достойную (как они считают) жизнь и полагают, что такой этики достаточно, но Вы говорили, что нравственностью человек не спасается. Напротив, другие же всю жизнь — с радостью грешат, надеясь покаяться перед смертью и таким образом спастись. Иногда можно услышать даже: «У меня ещё есть время, я ещё молодая, нужно брать от жизни всё». Да и установка «греши сколько можно, потом покаешься, причастишься и в рай» уже давно устоялась практически во всем мире. Где грань между тем, что Вы пишете и апокатастасисом?

Хоть я и сам склоняюсь к тому, что истинная вера сейчас возможна только в состоянии между верой и неверием, в этом ядре срединного баланса, где Исаак Сирин, Иоганн Таулер и Мигель де Молинос уравновешиваются Гольбахом, Ламетри и Гельвецием, как яд и противоядие, но вот эта вера «лишь наполовину» многих если не губит, то уводит в совсем тёмный лес, где свет покаяния им становится вовсе недоступен.

Как пример:

«В поругании святынь есть своя прелесть. Когда я был маленьким, то я ощущал некую дрожь от молитвы. Ныне я ощущаю ту же дрожь, но от богохульства. Я не понимаю верующих, которые бегут защищать своего всесильного Бога. Разве эта защита не есть величайшее богохульство — сомнение в всемогуществе "всемогущего"? Если Он есть, то пускай справится сам. Баранов — в Ад, а если не терпится, то и сейчас молнией можно швырнуть. Возможно, вы имели в виду, что хула может ослабить веру верующих. Но чего стоит такая вера? Есть вариант, что слуги сатаны решили довести верующих до гнева, возможно им и удалось. Но чего стоит такая вера? Глупо и невежественно издеваться над тем, кого нет».

Как видите, Владимир Борисович, мрак окутывает многих, но мрак отнюдь не божественный.

Харитон Отрадный   14.06.2022 22:18     Заявить о нарушении
Вы как будто не замечаете, что мой сонет - поэтическое произведение и не имеет иначе смысла. Это не повторение тех или иных истин, в лучшем случае это возвращение слова к его истинному значению. У меня сложилось впечатление, что для Вас Бог сотворён по образу и подобию человека. Но Вы хорошо знаете, что дело обстоит наоборот. И слова Тертулиана "верую, ибо несообразно" глубочайшая истина, а иначе зачем веровать, если можно проверить. Но проверить здесь как раз ничего нельзя. Можно только доверяться или не доверяться. По-моему, если нет Бога, то нет и человека, а в лучшем случае есть Homo sapiens и всё равно не известно, что это такое. Остальное сказано в моём стихе и, по-моему, стоит обсуждать или мой стих или то, что в этом стихе якобы сказано, но о чём не стоит говорить. Вы не можете не знать, что за сонетами к Пречистой Деве некая сложная традиция. Если Вы её не замечаете, то нечего обсуждать. Если Вы сочтёте это резкостью - извините.

Владимир Микушевич   15.06.2022 00:09   Заявить о нарушении