Сказка о дистанционном обучении - по Андерсену
Но нужно же и учиться.
Город, в котором жил мальчик, был большой и бойкий: что ни день приезжали чужестранные гости, а как-то раз заехали двое обманщиков. Они сказались интернет-преподавателями и заявили, что могут мальчика учить дистанционно и даже, если нужно, без отрыва от производства, чего лучше и помыслить нельзя. И взаимодействие преподавателя и учащихся между собой на расстоянии это лучше. И цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения - прогрессивнее. И реализуется всё специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. А чат-занятия и веб-занятия - это интереснее, чем сидеть нос к носу с учителем. И диплом о прохождении учёбы пришлют. Да и к тому же знания, полученные при дистанционном обучении, обладают чудесным свойством становиться невидимыми для всякого человека, который не на своем месте сидит или непроходимо глуп. И суть презентации будет путанной и непонятной.
— Вот было бы замечательно так учиться! — подумал мальчик. — Поучился дистанционно, получил диплом — и сразу стал умным дипломированным специалистом, и сразу видать, кто не на своём месте сидит. А ещё я смогу отличать умных от глупых! Да, папа, скорее запиши меня на такие занятия!
И папа дал дистанционным учителям много денег, чтобы они немедля приступили к работе.
Учителя поставили две презентации и ну показывать, будто работают и учат, а у самих на компах и в головах ничего нет. Не церемонясь, потребовали они приобретения и установки новых программ, покупки новых электронных учебников и посещения электронной библиотеки, прикарманили оплату и продолжали нагружать мальчика своей наукой.
— Хорошо бы посмотреть, как подвигается дело!” — подумал папа - большой начальник, но как-то смутно стало у него на душе, когда он вспомнил, что глупец или тот, кто не годится для своего места, не увидит, что мальчик чему-то выучился. И хотя верил он, что за себя-то ему нечего бояться, всё же рассудил, что лучше послать на разведку кого-нибудь ещё.
Ведь весь город уже знал, каким чудесным свойством обладает дистанционное обучение, и каждому не терпелось убедиться, какой никудышный или глупый его сосед.
— Пошлю к дистанционным учителям своего честного старого заместителя! — решил папа-начальник. — Уж кому-кому, как не ему, рассмотреть полученные дистанционные знания, ведь он умен и как никто лучше подходит к своему месту!..
И вот пошёл бравый старый заместитель в чат, где два обманщика работали, показывая презентации.
— Господи помилуй! — подумал старый зам, вытаращив глаза. — Ведь я ничего-таки не понимаю!
Но вслух он этого не сказал.
А обманщики приглашают его подвинуться поближе к монитору, спрашивают, веселы ли краски, хороши ли узоры, и при этом все указывают на пустые станки, а бедняга министр как ни таращил глаза, всё равно ничего не увидел, потому что и видеть-то было нечего.
— Господи боже! — думал он. — Неужто я глупец? Вот уж никогда не думал! Только чтоб никто не узнал! Неужто я не гожусь для своего места. Нет, никак нельзя признаться, что я не вижу ни-че-го!
— Что ж вы ничего не скажете? — спросил один из дистанционный преподавателей.
— О, это очень мило! Совершенно очаровательно! — сказал старый зам, глядя сквозь очки. — Какие знания, какая глубина до самой сути науки!.. Да, да, я доложу начальнику, что мне чрезвычайно нравится!
— Ну что ж, мы рады! — сказали учителя и ну называть термины, объяснять редкостные преимущества обучения: гибкостью дальнодействия, экономичность. Старый заместитель слушал и запоминал, чтобы в точности все доложить начальнику.
Так он и сделал.
А дистанционные учителя потребовали ещё денег: дескать, все это нужно им для разработки новых программ. Но всё это они опять прикарманили, а на программы не пошло ничего, а сами по-прежнему продолжали расписывать пользу дистанционного обучения и показывать красочные картинки из презентаций.
Скоро послал начальник второго честного заместителя посмотреть, как идёт дело, скоро ли будет сын выученным и дипломированным специалистом. И с этим сталось то же, что и с заместителем, он всё смотрел, смотрел, но так ничего и не высмотрел, потому что, кроме пустых слов, ничего и не было.
— Ну как? Правда, хороши презентации? — спрашивают учителя и ну объяснять-показывать великолепный объём знаний может быть, хотя его и в помине не было.
— Я не глуп! — подумал второй зам. — Так, стало быть, не подхожу к доброму месту, на котором сижу? Странно! Во всяком случае, нельзя и виду подавать!
И он стал расхваливать презентации, которой не видел, и выразил своё восхищение прекрасной расцветкой и замечательным узором экрана.
— О да, это совершенно очаровательно! — доложил он начальнику.
И вот уж весь город заговорил о том, какую программу разработали специалисты по дистанционному обучению. А тут и сам начальник надумал посмотреть презентацию, пока она ещё открыта на мониторе.
С целой толпой избранных подчинённых, среди них и оба честных старых заместителя, которые уже побывали там, вошёл он к сыну, который дистанционно внимал двум хитрым учителям. Он получал знания, хотя вроде ничего и не происходило.
— Великолепно! Не правда ли? — сказали оба бравых зама. — Соизволите видеть, какой узор, какие краски на презентации! Какие глубокие знания получает ваш сын!
И они указали на экран, так как думали, что другие-то уж непременно увидят и поймут мощь учебного процесса.
— Что такое? — подумал начальник. — Я ничего не вижу! Это ужасно. Неужто я глуп? Или не гожусь в начальники? Хуже не придумаешь!
— О, это очень мило! — сказал папа. — Даю своё одобрение!
Он довольно кивал и посматривал на экран, не желая признаться, что ничего не понимает. И вся его свита глядела, глядела и тоже видела не больше всех прочих, но говорила вслед за начальником: “О, это очень красиво!” — и советовала ему и на всех остальных учеников распространить метод дистанционного обучения. “Это великолепно! Чудесно! Превосходно!” — только и слышалось со всех сторон. Все были в совершенном восторге. Начальник пожаловал каждому из учителей премию и удостоил их стать руководителями всей учебной системы.
Всё время накануне вступления в должность просидели дистанционщики за подготовкой презентации и сожгли больше шестнадцати свечей. Всем видно было, что они очень торопятся управиться в срок с новой системой обучения. А они делали вид, будто что-то подготавливают важное, полезное и необходимое и наконец сказали:
— Ну вот система и готова!
Начальник вошёл к ним со своими самыми важными подчинёнными, и дистанционные преподаватели, высоко поднимая руки, как будто держали в них что-то, говорили:
— Дистанционное обучение позволяет:
снизить затраты на проведение обучения - не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учёбы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.;
сократить время на обучение;
участник самостоятельно может планировать время, место и продолжительность занятий;
проводить обучение большого количества человек;
повысить качество обучения за счёт применения современных средств, объёмных электронных библиотек и т. д.;
создать единую образовательную среду, что особенно актуально для корпоративного обучения).
— И так далее. — Всё обучение лёгкое, как паутинка! В пору подумать, будто на телеэкранах и экранах компьютеров, планшетах и телефонах ничего лучше и быть не может, но в этом-то и вся хитрость, что только так и должно быть!
— Да, да! — говорили подчинённые, хотя они ровно ничего не понимали, потому что и понимать-то было нечего.
— А теперь, соблаговолите отбросить старые знания! — сказали обманщики. — Мы оденем вас в новые, вот тут, перед большим экраном!
И начальник решился. И старое было отринуто и забыто. И дистанционные учителя сделали вид, будто учат одного ученика за другим. Они делали вид, будто учат чему-то, а ученики делали вид будто чему-то учатся, — это был шлейф, и начальник закрутился-завертелся перед экраном не в силах постигнуть происходящее и уже повлиять на него.
— Ах, как идёт! Ах, как дивно работают нововведения! — в голос говорили подчинённые. — Какой узор, какие краски, какие глубокие знания у учеников! Слов нет, роскошное образование! Выйдем к подчинённым, чтобы они выразили своё восхищение!
— Народ ждёт! — доложил секретарь. — Он будет восхищаться дистанционным обучением, стоя по сторонам от в процессии.
— Я готов, — сказал начальник. — Распечатали дистанционные дипломы? Дипломанты готовы?
И он ещё раз повернулся перед экраном — ведь надо было показать, что он внимательно относится к дистанционному обучению.
Дипломантам, окончившим курсы дистанционных занятий, полагалось нести распечатанные дипломы о дистанционном окончании дистанционных занятий. Она пошарили руками по полу, взяли листочки с распечатанными красочными картинками, а затем пошли с вытянутыми руками — они не смели и виду подать, что нести-то нечего - пустые картинки!
Так и пошёл начальник во главе процессии под роскошным балдахином, и все люди на улице и в окнах говорили:
— Ах, новая система обучения бесподобна! А шлейф-то знаний какой красивый. А как много стало модных специалистов!
Ни один человек не хотел признаться, что он ничего не видит знаний, ведь это означало бы, что он либо глуп, либо не на своем месте сидит. Ни одно нововведение не вызывало ещё такого восторга. Все стали специалистами! Дистанционными магистрами и бакалаврами! Дистанционными экономистами и юристами. Дистанционными военными и полицейскими. Дистанционными танцорами и спортсменами. Дистанционными врачами...
— Да ведь мы в полной жопе! — сказал вдруг какой-то ребёнок. А все замолчали.
— Господи боже, послушайте-ка, что говорит невинный младенец! — сказал его отец.
И все стали шёпотом передавать друг другу слова ребенка.
— Мы в жопе! Вот ребенок говорит, что мы в глубокой жопе!
— Мы все в жопе! — закричал наконец весь народ. И начальнику стало не по себе: ему казалось, что люди правы, но он думал про себя: “Надо же выдержать до конца”.
И он выступал ещё величавее, а подчинённые шли за ним, неся шлейф дистанционных знаний, которых не было.
Но город стал краше.
8.05.2020
Свидетельство о публикации №122061200063