М плюс Ж равняется Поэзия

Вся мужская любовная лирика  - есть мощные выплески горячих гейзеров поэтического тестостерона...

Моя любовь - палящий полдень Явы,
Как сон разлит смертельный аромат,
Там ящеры, зрачки прикрыв, лежат,
Здесь по стволам свиваются удавы.

И ты вошла в неумолимый сад
Для отдыха, для сладостной забавы?
Цветы дрожат, сильнее дышат травы,
Чарует все, все выдыхает яд.

Идем: я здесь! Мы будем наслаждаться, -
Играть, блуждать, в венках из орхидей,
Тела сплетать, как пара жадных змей!
День проскользнет. Глаза твои смежатся.

То будет смерть. - И саваном лиан
Я обовью твой неподвижный стан.

Брюсов В.Я.

На пирах за полной чашей,
Я клянусь, не расскажу
О взаимной страсти нашей;
Так скорее ж... я дрожу.

О! как полны, как прекрасны
Груди жаркие твои,
Как румяны, сладострастны
Пред мгновением любви;
Вот и маленькая ножка,
Вот и круглый гибкий стан,
Под сорочкой лишь немножко
Прячешь ты свой талисман

Полон сладким ожиданьем,
Я лишь взор питаю свой;
Ты сама, горя желаньем,
Призовешь меня рукой;
И тогда душа забудет
Все, что в муку ей дано,
И от счастья нас разбудит
Истощение одно.


Два месяца прошло. Во тьме ночной,
На цыпочках по лестнице ступая,
В чепце, платок накинув шерстяной,
Являлась к Саше дева молодая;
Задув лампаду, трепетной рукой
Держась за спинку шаткую кровати,
Она искала жарких там объятий.
Потом, на мягкий пух привлечена,
Под одеяло пряталась она;
Тяжелый вздох из груди вырывался,
И в жарких поцелуях он сливался.

И долго молча плакала она.
Рассыпавшись на кругленькие плечи,
Ее власы бежали, как волна.
Лишь иногда отрывистые речи,
Отзы;в того, чем грудь была полна,
Блуждали на губах ее, но звуки
Яснее были слов... И голос муки
Мой Саша понял, как язык родной;
К себе на грудь привлек ее рукой
И не щадил ни нежностей, ни ласки,
Чтоб поскорей добраться до развязки.

Лермонтов М.Ю.


Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой иx пламенно-чудесной,
Когда иx приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг...

Но есть сильней очарованья:
Глаза, потупленные ниц
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенныx ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья.

Тютчев Ф.И.

«Мой милый! — ты сказала мне.
Зачем в душевной глубине
Ты будишь бурные желанья?
Всё, что в тебе, влечет меня.
И вот в душе моей, звеня,
Растет, растет очарованье!»

Тебя люблю я столько лет,
И нежен я, и я поэт.

Бальмонт К.Д.


Когда я был любим, в восторгах, в наслажденье,
Как сон пленительный, вся жизнь моя текла.
Но я тобой забыт,- где счастья привиденье?
Ах! счастием моим любовь твоя была!

Жуковский В.А.

Я дважды пробуждался этой ночью
и брел к окну, и фонари в окне,
обрывок фразы, сказанной во сне,
сводя на нет, подобно многоточью,
не приносили утешенья мне.

Ты снилась мне беременной,
и вот, проживши столько лет с тобой в разлуке,
я чувствовал вину свою, и руки,
ощупывая с радостью живот,
на практике нашаривали брюки и выключатель.

И бредя к окну, я знал, что оставлял тебя одну там,
в темноте, во сне, где терпеливо ждала ты, и не ставила в вину,
когда я возвращался, перерыва умышленного.
Ибо в темноте — там длится то, что сорвалось при свете.
Мы там женаты, венчаны, мы те двуспинные чудовища,
и дети лишь оправданье нашей наготе.
В какую-нибудь будущую ночь ты вновь придешь усталая, худая,
и я увижу сына или дочь, еще никак не названных,— тогда я
не дернусь к выключателю и прочь руки не протяну уже,
не вправе оставить вас в том царствии теней,
безмолвных, перед изгородью дней, впадающих в зависимость от яви,
с моей недосягаемостью в ней.

Бродский И.А.

Вся же женская любовная лирика - есть точка пересечения воплощений неудовлетворённых плотских желаний (бунтов плоти?!)и душевных мук, рождённых платоническими фантазиями.

А напоследок я скажу:
Прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу.
Иль восхожу к высокой степени безумства.
Как ты любил? Ты пригубил погибели.
Не в этом дело.
Как ты любил? Ты погубил.
Но погубил так неумело.

Работу малую висок еще вершит.
Но пали руки,
И стайкою, наискосок,
Уходят запахи и звуки.

Ахмадулина Б.А.

А ты думал — я тоже такая,
Что можно забыть меня,
И что брошусь, моля и рыдая,
Под копыта гнедого коня.

Или стану просить у знахарок
В наговорной воде корешок
И пришлю тебе странный подарок —
Мой заветный душистый платок.

Ахматова А.А.

Светло-серебряная цвель
Над зарослями и бассейнами.
И занавес дохнёт — и в щель
Колеблющийся и рассеянный

Свет... Падающая вода
Чадры. (Не прикажу — не двинешься!)
Так пэри к спящим иногда
Прокрадываются в любимицы.

Ибо не ведающим лет
— Спи!— головокруженье нравится.
Не вычитав моих примет,
Спи, нежное мое неравенство!

Спи.— Вымыслом останусь, лба
Разглаживающим неровности.
Так Музы к смертным иногда
Напрашиваются в любовницы.

Цветаева М.И.

Взор твой безмолвен — и всюду мгла;
Солнце закрыла ночь безотрадная,
Сердце, как небо, грусть обвила.
Но жду так кротко, верю так жадно я.

Ты улыбнёшься — и ярким днём
Жизнь озарится во мраке ненастия,
Радугой вспыхнет в сердце моём,
Смехом блаженства, трепетом счастия!

Лохвицкая М.А.

«Красным углем тьму черчу,
Колким жалом плоть лижу,
Туго, туго жгут кручу,
Гну, ломаю и вяжу.

Шнурочком ссучу,
Стяну и смочу.
Игрой разбужу,
Иглой пронижу.

И я такая добрая,
Влюблюсь — так присосусь.
Как ласковая кобра я,
Ласкаясь, обовьюсь.

И опять сожму, сомну,
Винт медлительно ввинчу,
Буду грызть, пока хочу.
Я верна — не обману.

Ты устал — я отдохну,
Отойду и подожду.
Я верна, любовь верну,
Я опять к тебе приду,
Я играть с тобой хочу,
Красным углем зачерчу…»

Гиппиус Зинаида


Рецензии
Олег!
Здравствуйте!
Спасибо за экскурс в любовную лирику в основном 19-20 веков .
Да, Вы правы - есть отличие в мужском и женском восприятии этого чувства.
Ну, а относительно самих стихов, то( если провести небольшой праймериз) уау по мне то отличился Миша Лермонтов, то ли благодаря своей молодости, то ли не взирая на ее. Даже нобелевский Лауреат не удивил и не порадовал своим стихосложением, да это и закономерно- был несчастлив в любви.
Так же не могу никого выделить и из женской поэзии, никто не захватил , не поразил- просто слова ради рифмы, очень путанно и сумбурно, а от Гиппиус дпять пришла какая-то патология.
Но проведенное Вами исследование интересно.
И если ВЫ продолжите эту исследовательскую работу ближе к 20-у или даже 21-у веку, я с удовольствием бы почитал

Александр Пешков 3   19.06.2022 14:00     Заявить о нарушении
Добрый день, Александр!
Исследование - это громко сказано, так попытался на нескольких примерах так наз. любовной лирики, быть может не совсем затёртых в хрестоматийном смысле, интерпретировать пришедшую в голову локальную мысль.

Скажем так, "тестостероновый" вектор, независимо от формы и стилистики стиха, он несёт в себе более глубокие гормональные чувства, окрашенные в инфернальные тона, более мучительные, "на разрыв аорты" и даже порой суицидальные, а женская поэзия - она гораздо более истеричная, чувственная и взбалмошная.

Олег Стоеросов   19.06.2022 14:24   Заявить о нарушении