Тэффи. Дыханье междометия эпох
В Хамовники отправилась в сопровождении взрослых с твёрдым намерением убедить АВТОРА «не убивать» князя Болконского, внести изменения в «Войну и мир».
... Представ перед писателем в его доме, напрочь забыла ВСЕ подобранные слова, засмущалась, отважилась лишь протянуть Льву Николаевичу его фотографию для автографа.
(Повзрослев, она напишет рассказ "Мой первый Толстой", о том, как потерялись нужные СЛОВА, там, за поворотом).
"Слова, слова, слова, слова…
С дыханьем междометий.
Содержат их - судьбы глава
И летопись столетий".
"...Занятие это считалось у нас почему-то очень постыдным, и чуть кто поймает брата или сестру с карандашом, тетрадкой и вдохновенным лицом - немедленно начинает кричать: "Пишет! Пишет!" Пойманный оправдывается, а уличители издеваются над ним и скачут вокруг него на одной ножке: "Пишет! Пишет! Писатель!"" - напишет в мемуарах ТЭФФИ.
ОТЕЦ Надюши, Александр Владимирович Лохвицкий, известный юрист, профессор, автор научных трудов по криминалистике и юриспруденции, издатель журнала «Судебный вестник» - заботился о многочисленной семье, где дети получали достойное воспитание, обучение, отличаясь разнообразными талантами, основным из которых стал для них литературный.
МАМА, Варвара Александровна Гойер, обрусевшая француженка, из семьи «старых» эмигрантов, любила поэзию, знала русскую и европейскую литературу. В семье хорошо помнили прадеда писательницы – Кондратия Лохвицкого, сенатора эпохи Александра I, который писал мистические стихи. От него семейная «поэтическая лира» перешла к старшей сестре Тэффи – Марие (Мирре) Лохвицкой, (ныне совершенно забытой, но когда-то очень известной поэтессе серебряного века).
В семье литература увлекала всех.
Надюша - вундеркинд, рано научившись читать, полюбила душой творчество Пушкина и Бальмонта, зачитывалась Львом Толстым, пробовала своё перышко на вкус...
"В них речь любуется собой,
Диктуя вкусы, нравы.
В них слышно, как ревёт прибой
И шепчутся дубравы".
Не отставала от старших младшенькая - любимица, с весёлым нравом, неуёмной жизненной энергией: "Я родилась в Петербурге весной, а, как известно, наша петербургская весна весьма переменчива: то сияет солнце, то идет дождь. Поэтому и у меня, как на фронтоне древнего греческого театра, два лица: смеющееся и плачущее" - говорила о себе Надежда Александровна.
И это правда: произведения Тэффи с одной стороны смешные (одна из любимых героинь писательницы – трогательная врушка и фантазёрка Лиза – несёт автобиографические, собирательные черты сестёр Лохвицких), с другой - трагичные( пришедшие с событиями революции, эмиграции, войны).
... А пока - писали дети, пряча в дальних ящиках стола свои откровения.
"Вне подозрений был только старший брат, полный мрачной иронии. Тайна его была раскрыта, когда уехал в лицей, а в комнате найдены обрывки с поэтическими возгласами и повторенной строчкой: "О, Мирра, бледная луна!". Увы! И он писал стихи! Открытие это произвело на нас сильное впечатление, и как знать, может быть, старшая сестра моя, Маша, став известной поэтессой, взяла псевдоним Мирра Лохвицкая, благодаря этому впечатлению".
Популярная в России на рубеже веков, она привела НАДЕЖДУ, младшую сестру в литературный мир, познакомив ее со многими известными писателями.
Первое стихотворение было напечатано в 1901 году, под настоящей фамилией. Затем появляются пьесы и загадочный псевдоним Тэффи.
Надежда Александровна рассказывала про его происхождение так: "Я написала одноактную пьеску, а как надо поступить, чтобы эта пьеска попала на сцену, я совершенно не знала. Все кругом говорили, что это абсолютно невозможно, что нужно иметь связи в театральном мире и нужно иметь крупное литературное имя, иначе пьеску не только не поставят, но никогда и не прочтут. Прятаться за мужской псевдоним не хотелось. Малодушно и трусливо. Лучше выбрать что-нибудь непонятное. Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака - дураки всегда счастливы.И тут вспомнился мне один дурак, действительно отменный, и вдобавок такой, которому везло. Звали Степан, домашние называли его Стеффи. Отбросив первую букву, я решила подписать пьеску свою "Тэффи" и послала ее прямо в дирекцию Суворинского театра".
Популярность не заставила долго ждать.
Ее блистательным юмором, сквозившим в рассказах, пьесах фельетонах - восхищается и зачитывается без преувеличения вся страна.
Поклонником молодой и талантливой писательницы становится русский император.
Когда к 300-летию дома Романовых составляли юбилейный сборник, Николая II спросили, кого бы из русских писателей он хотел в нем увидеть, то он решительно ответил: "Тэффи! Только ее. Никого, кроме нее, не надо. Одну Тэффи!"
"Из них поэт стихи творит,
Сплетая лир истому.
В них кто-то ищет, кто-то зрит
Ответ, давно искомый."
Интересно, что даже при наличии столь могущественного поклонника Тэффи совершенно не страдала «звездной болезнью», была ироничной не только по отношению к своим персонажам, но и к себе.
По этому поводу, Тэффи, в свойственной ей шутливой манере, рассказывала: «Я почувствовала себя всероссийской знаменитостью в тот день, когда посыльный принес мне большую коробку, перевязанную красной шелковой лентой. Я развязала ленту и ахнула. Она была полна конфетами, завернутыми в пестрые бумажки. И на этих бумажках был мой портрет в красках и подпись: «Тэффи»!
Я тут же бросилась к телефону и хвастаться своим друзьям, приглашая их попробовать конфеты «Тэффи».
Я звонила и звонила по телефону, созывая гостей, в порыве гордости уписывая конфеты.
Я опомнилась, только когда опустошила почти всю трехфунтовую коробку.
И тут меня замутило.
Я объелась своей славой до тошноты и сразу узнала обратную сторону ее медали»...
Тэффи, в отличии от многих юмористов, была веселым, открытым, неунывающим человеком, как и Аркадий Аверченко — искромётный человек как в жизни, так и в творчестве. Естественно, у Аверченко и Тэффи рождается тесная дружба и плодотворное сотрудничество.
Аверченко - главный редактор, создатель знаменитого «Сатирикона», с которым сотрудничали известные люди того времени. Иллюстрировали художники Ре-ми, Радаков, Юнгер, Бенуа; стихами радовали Саша Черный, С. Городецкий, О. Мандельштам и В. Маяковский, помещали свои произведения А. Куприн, Л. Андреев, А. Толстой, А. Грин.
Тэффи в окружении таких блестящих имен остается звездой — ее рассказы веселые, с оттенком грусти, находят горячий отклик в русской душе читателей.
"Из них рождается любовь,
Впитав в себя три слова.
В них скрыты страсть, восторг и боль,
Всех чувств первооснова".
Тэффи, Аверченко и Дымов написали удивительно смешную книгу "Всемирная история", обработанную «Сатириконом», проиллюстрированную Реми и Радаковым. Написана, как пародия на учебники, где исторические события переворачивались в ней с ног на голову.
Современных читателей поражают уровень образования и обширные знания авторов — так можно шутить только над тем, что очень хорошо знаешь…
О событиях, связанных с революцией, Тэффи поВЕДала в своей книге "Воспоминания", стараясь смотреть на чудовищные вещи с юмором.
Бежав из Советской России, Тэффи оказывается в Париже, за которой популярность не отстаёт.
Ее фразы, шутки, остроты повторяют русские эмигранты.
Но чувствуется в них тяжелая грусть, ностальгия - "Городок был русский, и протекала через него речка, которая называлась Сеной. Поэтому жители городка так и говорили: "Живем худо, как собаки на Сене"".
Продолжает работать, фельетоны и рассказы Тэффи постоянно печатаются в парижских изданиях.
Во время оккупации Парижа гитлеровскими войсками Тэффи не смогла уехать из города из-за болезни.
Ей пришлось пережить муки холода, голода, безденежья сидения в сырых подвалах (как нынче мирные жители вынуждены быть заложникам в Донбассе, у фашистов - бандеровцев).
Сохраняя мужество, не отягощая друзей своими проблемами, помогая им своим участием, добрым СЛОВОМ.
А друзей становилось все меньше и меньше - один за другим умирали наши великие соотечественники.
Тэффи остаются только воспоминания, она старается записать, поделиться с окружающими, успеть донести до читателей МЕЖДОМЕТИЯ уходящей эпохи.
Слякотным октябрём 1952 года, Надежда Александровна заканчивает свой долгий путь на чужбине... похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев де Буа под Парижем.
Годом спустя здесь же будет похоронен и БУНИН - глубокая, неразделённая ЛЮБОВЬ всей ЕЁ жизни.
Обрекая себя на ОДИНОЧЕСТВО в том промежутке времени пребывания на Земле, ТЕФФИ (была слишком умна, чтобы любить посредственность), теперь рядом с НИМ - душа к душе, строка к строке... слово к СЛОВУ.
"Без них не смог бы Бог явить
Своей Любви ПокрОва,
Не смог бы Мир наш сотворить…
«В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО»*!
---
*- Евангелие от Иоанна, 1:1
http://stihi.ru/2022/04/20/6086
Автор ПОЭЗИИ: Валерий СТАРОСТИН
К 150-летию со дня рождения Надежды Александровны ЛОХВИЦКОЙ (ТЭФФИ).
К 70-летию СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ русской писательницы, поэтессы, мемуаристки, переводчицы.
ПОСТСКРИПТУМ:
Прекрасное посвящение Надежде Александровне Лохвицкой - русской писательнице и поэтессе серебряного века, уроженке Санкт-Петербурга! Её называли первой русской юмористкой начала XX века, «королевой русского юмора», однако она никогда не была сторонницей чистого юмора, всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью. Это же сочетания печали и оптимизма звучит и в её лирике. Как, например, в стихотворении «Есть в небесах блаженный сад у Бога»:
«Есть в небесах блаженный сад у Бога,
Блаженный сад нездешней красоты.
И каждый день из своего чертога
Выходит Бог благословить цветы.
Минует всё — и злоба и тревога
Земных страстей заклятой суеты,
Но в небесах, в саду блаженном Бога
Они взрастают в вечные цветы.
И чище лилий, ярче розы томной
Цветет один, бессмертен и высок —
Земной любви, поруганной и темной
Благословенный, радостный цветок».
Благодарю Вас, уважаемая Надежда, за включение авторского стихотворения в замечательную публицистическую работу, за соЗВУЧИЕ и соТВОРЧЕСТВО!
С искренней признательностью и теплом соавтора,
Валерий (Чёрный Водолей).
Валерий Старостин 08.06.2022 22:38
PS:
Эта чаровница, умница Надюша - после уроков часто провожала старшую сестру Машу (Мирру) в редакцию, в приёмной главного редактора, по своему признанию, она сидела с вдохновенным лицом, представляя себя писательницей.
Первая проба пера предстоит через 10 лет... окончив гимназию на Литейном проспекте, в свои 19 лет выйдет замуж за 31-летнего следователя Тихвинского уезда, проведёт в роли домохозяйки, матери "сыночка и двух лапочек -дочек" в имение свёкра, откуда (из Могилёвской области, почти не выезжала).
Переезд из столицы в деревню тяжело дался будущей писательнице: Надежда пребывала в депрессии, разошлась с мужем, вернулась в Петербург — строить карьеру.
Таким был взлёт на вершину Олимпа "Королевы русского юмора"!
СПАСИбо за соЗВУЧИЕ, соАВТОРА, уважаемый ВАЛЕРИЙ!
Включаю в текст, отправляя в тираж! Искренне, с теплом души!
Надежда Зернова
Свидетельство о публикации №122060708142
«Есть в небесах блаженный сад у Бога,
Блаженный сад нездешней красоты.
И каждый день из своего чертога
Выходит Бог благословить цветы.
Минует всё — и злоба и тревога
Земных страстей заклятой суеты,
Но в небесах, в саду блаженном Бога
Они взрастают в вечные цветы.
И чище лилий, ярче розы томной
Цветет один, бессмертен и высок —
Земной любви, поруганной и темной
Благословенный, радостный цветок».
Благодарю Вас, уважаемая Надежда, за включение авторского стихотворения в замечательную публицистическую работу, за соЗВУЧИЕ и соТВОРЧЕСТВО!
С искренней признательностью и теплом соавтора,
Валерий (Чёрный Водолей).
Валерий Старостин 08.06.2022 22:38 Заявить о нарушении
Первая проба пера предстоит через 10 лет... окончив гимназию на Литейном проспекте, в свои 19 лет выйдет замуж за 31-летнего следователя Тихвинского уезда, проведёт в роли домохозяйки, матери "сыночка и двух лапочек -дочек" в имение свёкра, откуда (из Могилёвской области, почти не выезжала).
Переезд из столицы в деревню тяжело дался будущей писательнице: Надежда пребывала в депрессии, разошлась с мужем, вернулась в Петербург — строить карьеру.
Таким был взлёт на вершину Олимпа "Королевы русского юмора"!
СПАСИбо за соЗВУЧИЕ, соАВТОРА, уважаемый ВАЛЕРИЙ!
Включаю в текст, отправляя в тираж! Искренне, с теплом души!
Надежда Зернова 10.06.2022 00:34 Заявить о нарушении