Антимир часть 84

Антимир часть 84
Антими;р — гипотетический космический объект (им может быть звезда, галактика или метагалактика (антивселенная), состоящий из антивещества Антимир-антивселенная считается довольно похожим на нашу. Если окажется, что излучение материи и антиматерии хоть немного различается по частоте, это будет означать, что антимир-антивселенная не вполне идентичен нашему миру
Также антимиром называют совокупность античастиц
Революционные дельфины межгалактического коммунизма. Как Хуан Посадас хотел создать утопию при помощи инопланетян и ядерной войны
XX век породил множество причудливых идеологий. Одной из них стал посадизм, названный в честь своего вождя — Хуана Посадаса. В этом аргентинском троцкисте как будто бы уживались две личности: активный деятель мировой революции и приверженец странных убеждений вроде одобрения атомной войны и веры в инопланетян-социалистов. Вот история этого нетривиального марксистского течения и его не менее необычного создателя.
Футболист, борющийся за права рабочих
Посадизм сходу удивляет хотя бы личностью своего создателя. Один внешний вид Посадаса как будто намекает, что перед нами — незаурядная личность. Здоровый широкоплечий мужик с лицом, в котором легко можно узнать своего соседа по подъезду. Длинная грива белоснежно-седых волос вокруг проплешины, как у какого-нибудь безумного профессора из кино. Именно таким он остался в истории.
Хуан Посадас.
Хуан Посадас (Juan Posadas, или J. Posadas) — это не настоящее имя, а псевдоним. На самом деле героя этой статьи звали Омеро Ромуло Кристалли Фраснельи, или просто Омеро Кристалли. Он родился в 1912 году в семье итальянских эмигрантов в Аргентине. Родители Омеро были рабочими в Буэнос-Айресе и входили в FORA — местный союз анархистов и коммунистов.
Семья жила бедно. Омеро рос как минимум с девятью братьями и сестрами, а их мать рано умерла. С детства Кристалли вынужден был просить еду у соседей и искать случайные заработки. Нередко по несколько дней он питался только зелеными бананами. Из-за недоедания у него развились проблемы со здоровьем, и они давали знать о себе на протяжении всей жизни.
Не получив толком никакого образования, с юных лет Кристалли перебивался самыми разными заработками: успел поработать и сапожником, и профессиональным футболистом. Играл он за клуб «Эстудиантес» (Estudiantes de La Plata) и потом даже воспользовался своей футбольной известностью на муниципальных выборах Буэнос-Айреса. На одной из своих более пыльных работ Омеро лишился кончиков двух пальцев руки.
Как и многие молодые люди Южной Америки, Омеро остро ненавидел нищету и видел спасение от нее в социализме. В 1930-е, когда ему было немного за двадцать, Кристалли, активно распространявшего газеты среди левой молодежи, заметила крупная прототроцкистская организация. Она выдвинула его в качестве предводителя профсоюза кожевников и сапожников. Уже в 1941-м он стал членом троцкистской партии.
Хотя Омеро не был интеллектуалом, он очень прилежно относился к своим обязанностям и стал ценным кадром в среде многочисленных раздробленных группировок троцкистов. Проявил он себя и как оратор, готовый по нескольку часов критиковать своего оппонента в многословной полемике.
Социалистическое поприще всегда было связано с риском, а в Латинской Америке со всеми ее государственными переворотами, гражданскими войнами и чистками — особенно. Поэтому многие крайние левые, даже те, кто не были подпольщиками, старались особо не распространяться о себе и использовали псевдонимы. Так поступил и Омеро Кристалли. Одним из ранних его прозвищ было Флорес.
Псевдоним Х. Посадас появился уже в послевоенные годы. Тогда троцкисты по всему миру снова начали налаживать контакты, и Кристалли с единомышленниками создали Grupo Cuarta Internacional (GCI). Это была небольшая группа троцкистов, которая вошла в Четвертый (троцкистский; об этом ниже) интернационал, а потом стала его аргентинской секцией.
Псевдоним J. Posadas поначалу был коллективным для всей этой группы. И лишь с течением времени он полностью «слился» с личностью Кристалли.
GCI развернула активную деятельность, а Посадас проявил себя как по-настоящему харизматичный лидер и упрямый революционер. Под его руководством было создано Латиноамериканское бюро Четвертого интернационала, а также троцкистские организации и партии в Бразилии, Уругвае, Аргентине, Боливии, Мексике и на Кубе. Сторонники Посадаса подпольно издавали журнал в Аргентине, который рассылался по всей Америке. Они также создавали профсоюзы, вели агитацию среди рабочих. Особенно популярными троцкисты стали среди кубинских железнодорожников, боливийских шахтеров и бразильских крестьян.
Собственный интернационал
Социализм по сути своей интернациональная идеология. Но вот создать реально работающее и признанное всеми международное объединение социалистам никогда не удавалось. Как уже было сказано, Посадас с единомышленниками примкнул к Четвертому (по названию, но не по счету) интернационалу. Его в 1930-е годы основал Лев Троцкий после высылки из СССР, в противовес сталинскому Коминтерну (то есть Третьему, Коммунистическому интернационалу) и Социнтерну (созданному из осколков Второго).
В Интернационале Троцкого, как и во всём мире, предчувствовали скорое начало Второй мировой войны, а вместе с ней ждали и возобновления мировой революции. Однако избежать внутренних конфликтов троцкистам было не суждено. Первый раскол в организации произошел уже через два года после ее создания, когда в 1940 году Троцкого убил агент НКВД Рамон Меркадер. Но с особой силой противоречия между троцкистами разгорелись, когда Вторая мировая кончилась, а повсеместной революции не случилось.
 Логотип Четвертого интернационала. Источник
В 1953 году члены Четвертого интернационала разошлись во взглядах на то, стоит ли сотрудничать с другими политическими силами. Возникли два претендующих на лидерство органа: Международный комитет и Международный секретариат. Посадас со сторонниками поддержали второй.
Однако и секретариат оказался далеко не прочным. Во многом — благодаря непримиримости Посадаса. Он к тому времени уже несколько лет был председателем Латиноамериканского бюро и всё больше верил, что именно он должен возглавить мировую революцию. Из-за этого между Латиноамериканским бюро и Международным секретариатом зрел конфликт.
Посадас считал, что европейские троцкисты узурпировали власть в Интернационале и при этом толком ничего не делают. В одной из своих статей он упрекал руководство Интернационала в том, что оно живет слишком хорошо и не знает страданий бывших и нынешних колониальных стран. Посадас считал, что центр мировой революции находится в странах третьего мира, а следовательно, именно их делегаты должны принимать решения. По мнению его бывших коллег, он считал достижения Четвертого интернационала заслугами Латиноамериканского бюро.
Также Посадас упорно продолжал верить в скорое начало новой мировой войны, которая приведет в итоге к победе социализма. При этом большинство троцкистов отказались от этой идеи во второй половине 1950-х. Ну и наконец, Посадас был против любого примирения с другими фракциями Четвертого Интернационала.
Кем я стану, когда выучусь? Генератор предсказаний от Школы дизайна ВШЭ
Открытый конфликт начался в 1959-м и закончился в 1962 году. Четвертый интернационал отказался принять Посадаса в качестве лидера. Воодушевленный поддержкой весомой части троцкистов, он пошел на дальнейший разрыв, и Латиноамериканское бюро под его руководством создало собственный Интернационал. Его целью посадисты объявили следование идеям троцкизма и активное создание новых революционных сил.
Когда Международный комитет и Международный секретариат Четвертого интернационала договорились об объединении в 1963 году, посадисты туда не вернулись. Они считали себя истинными продолжателями Четвертого интернационала, что отражалось даже в названии их организации. Только с 1970-х они стали уточнять, что представляют Четвертый (Посадистский) интернационал.
Посадас действительно мог претендовать на ведущую роль в мировом троцкизме. Посадисты были влиятельной силой, и не только в Латинской Америке. Свои, пусть и немногочисленные, секции они открыли в Италии, Испании, Франции, Англии, Германии, Греции и Бельгии. Во франкистской Испании и на Кубе после революции их партии были единственными троцкистскими организациями.
Посадистский интернационал основывал профсоюзы и партии, боролся за избирателей, издавал периодику на разных языках. Посадисты выступали в поддержку политзаключенных, вели пропаганду, организовывали забастовки на фабриках и в университетах. Около 12 посадистов погибли за свои идеалы, еще несколько пережили пытки. Например, Роберто Пинто был убит, когда возглавил восстание пяти тысяч крестьян в Бразилии в 1963 году. Сам Посадас уехал в «сытую» Италию только потому, что в конце 1960-х в Уругвае, где был центр его Интернационала, запретили радикальные партии, а его самого выслали из страны. Так что нет ничего странного в том, что у Посадаса в 1960-х годах были тысячи сторонников.
Они убили Че!
Одновременно с созданием собственного Интернационала стали проявляться и первые ростки паранойи Посадаса.
Его последователи сыграли большую роль в революционных движениях на Кубе и в Гватемале. Некоторые из них, например, участвовали в партизанской войне под руководством Фиделя Кастро, несмотря на идейные расхождения. На Острове свободы была создана посадистская Революционная рабочая партия.
После победы революции ей удалось создать широкую сеть среди кубинских рабочих и распространять радикальные, даже по меркам Кубы, требования. Например, члены партии выступали за формирование Советов, более активную национализацию американской собственности и закрытие военной базы США в заливе Гуантанамо. Собираясь разгромить последнюю, посадисты даже устроили марш рабочих.
Такая воинственность была не очень по душе Фиделю, который к тому же после революции расчищал дорогу для своей единоличной власти на острове. Посадистов стали зажимать, а всех их видных деятелей в конце концов пересажали.
В 1965 году у Посадаса нашелся повод уколоть руководителей Кубы. Че Гевара ушел из кубинского правительства и исчез из публичного пространства — он отправился вести партизанскую войну в Конго, а потом в Боливии. Посадисты и Че с уважением относились друг к другу, несмотря на то, что представляли разные лагеря коммунистического движения.
Поэтому, узнав о пропаже команданте, посадисты обвинили братьев Кастро в его убийстве. Это привело к окончательному разрыву посадистов с Кубой. Фидель в долгу не остался и 1966 году осудил их в ответ. Он припомнил посадистам провал герильи в Гватемале и упрекнул их в служении империализму. Когда год спустя по всему миру разошлась фотография убитого в Боливии Че, Посадас назвал ее подделкой.
После этого посадизм окончательно сформировался в виде взглядов Посадаса и его сторонников.
Ядерное чистилище
Одной из причин разлада посадистов с Четвертым интернационалом стал вопрос о мировой войне. Уже тогда было понятно, что она может быть только ядерной.
Посадас не просто верил, что война неизбежна, а считал, что она необходима.
Звучит довольно дико, но посадисты видели в этом особую логику. Посадас утверждал, что капитализм постоянно воюет, так как извлекает из войны прибыль. При этом сам капитализм, по мнению предводителя посадистов, находится на последнем издыхании и понимает это. Поэтому он будет использовать все средства, включая ядерную войну, чтобы не сойти со сцены истории. Империалисты, утверждал Посадас, наращивают вооружения массового поражения потому, что хотят использовать их против мировой революции.
Но при этом Посадас верил, что атомная война станет для капитализма последней. Применив ядерное оружие, буржуазия, засевшая в бункерах, окончательно продемонстрирует свою бесполезность и антинародный характер, писал он. Даже самое мощное оружие не сможет уничтожить все массы и пролетарское сознание. Когда начнутся бомбардировки, люди всего мира выступят против капитализма, потому что на другой чаше весов их ждет только смерть.
То есть ядерная война, по мнению Посадаса, перерастет в революционную и приблизит наступление социализма. Если Первая мировая война породила одно пролетарское государство (СССР), Вторая — еще восемь, то Третья уничтожит капитализм навсегда.
Поэтому посадисты настаивали на том, что пролетарские государства должны иметь право на защиту и создавать оружие массового поражения.
Империализм понимает, что люди никогда не примут подготовки к ядерной войне, поэтому он будет бить внезапно. Война, согласно Посадасу, могла начаться в любой момент. А раз так — социалистическому блоку нужно ударить первым.
В 1970-е Посадистский интернационал, видимо, всё больше теряя терпение в ожидании апокалипсиса, даже требовал, чтобы СССР и Китай нанесли превентивный удар по США. Правда, почему после этого люди не должны разочароваться в социализме, они не объясняли.
 «Никакой Традиции не существует, поэтому сакральное приходится добывать вручную»: интервью с Ильей Лазаревым — темным философом, стримером и блэк-металлистом
Посадас называл атомную войну сведением счетов с капитализмом. Он заявлял, что его сторонники не хотят войны, но история сложилась так, как сложилась, и у социализма не осталось другого выбора. Да, погибнут миллионы людей, но цель — благая, пролетариат ее поддерживает, а отсрочить войну всё равно нельзя. Так что лучше готовиться возглавить движение масс после первых ударов, резюмировал Посадас. И когда социализм победит, на руинах старого мира люди построят, совсем как в тексте Интернационала, «наш новый мир».
Хотя эти идеи звучат довольно дико, тогда это была просто крайне радикальная точка зрения. Причем не такая уж непопулярная. Например, икона бунтарей Че Гевара заявлял, что в войне с империализмом нужно без колебаний идти до конца, вплоть до ядерного конфликта. Того же мнения придерживались и многие другие радикалы. И даже в высших кругах США всерьез рассматривали возможность атомных бомбардировок. Например, во время корейской и вьетнамской войн.
Так что в своей ядерной эсхатологии Посадас был вовсе не одинок. Тем не менее одержимость посадистов ядерным апокалипсисом даже тогда пугала многих.
Материал основан на информации в открытых источниках.


Рецензии