Одной жизни мало Эссе

СЕРГЕЙ  НОСОВ
ОДНОЙ ЖИЗНИ МАЛО
ЭССЕ

    Идея существования у человека нескольких и даже множества жизней, характерная для буддистского восприятия человека и мира, когда человек (или бывший человек) якобы проживает эти свои многочисленные жизни в разных образах и посредством чудодейственных перевоплощений - то в образе козла, то в образе лягушки, то в образе лошади или тигра, то снова вдруг в человеческом обличье на какое-то время - в сущности невероятно глупа.
         Эта идея уравнивает фактически лягушку и человека, лошадь и слона и вообще все живое. Разум человеческий и душа человеческая перестают тогда иметь какое-то значение.
          Если человек пребывает в образе жабы или лягушки и в этом образе проживает свою очередную жизнь - это конечно почетно для лягушки и для всего «лягушачьего рода». Но ведь это есть отрицание собственно человеческого в человеке - если так вот просто может превратиться в зеленую лягушку профессору математики например…
             Восток (а идеи буддизма на Востоке же зародились и изначально развивались) при всех достоинствах своей традиционной древней культуры и миропонимания - именно человеческого в человеке никогда особенно не ценил.
               Человек на Востоке с древних времен - просто часть природы и часть всего живого, что растет, движется, борется за жизнь и неизбежно видоизменяется на нашей Земле.
                Именно поэтому на Востоке в бурные и кровавые времена так легко «рубили человеческие головы как капусту» - ценность человеческой жизни на Востоке была традиционно невелика именно потому, что человек воспринимался нередко не только как простая лягушка, лошадь или козел, но и как куст кустарника у дороги, который только мешает путникам идущим по этой дороге.
                Или как лист на большом дереве, который непременно пожелтеет и опадет осенью, если его по какой-то прихоти или случайной причине не сорвут и не растопчут уже в июле или в августе.
                Идеализировать Восток нечего, сколь бы модной эта идеализация ныне не являлась.
                Если бы не бурное развитие Европы с эпохи Возрождения и в последующий период становления капитализма и буржуазного строя - где бы была тогда и до сих пор человеческая цивилизация?   - В лучшем случае в состоянии мертвенного покоя тысячелетнего древнего и средневекового Китая, где всякое развитие почти остановилось на долгие века.
                Это в лучшем случае.
                А мог бы мир оказаться и на стадии упрощения и деградации – как Иран и Ирак, как Арабские страны и страны Центральной Азии еще совсем недавнего прошлого.
                Там когда-то была великая культура. Были ремесла и торговля. Существовало развитое и хорошо организованное общество.
                А потом с конца Средних веков по нашей общепринятой исторической терминологии началось неуклонное вырождение - деградация хозяйства, деградация культуры, деградация и примитивизация власти и всего общества.
                И если бы не воздействие Европы и вообще  Запада (включая Северную Америку) эта постепенная деградация человеческого общества могла бы охватить и весь мир. Могла бы стать гибельной в конечном итоге.
                А что собственно такого удивительно создала Европа и Запад вообще? Европа и Запад создали и взлелеяли свободную человеческую личность.
                В России и особенно в нынешней России этого не понимают и не хотят понимать. Геополитически это конечно понятно.
                Запад постепенно стал нашим лютым врагом после распада Советского Союза. Включая ныне и Европейский Союз.
                Это удивительно. Хотя этому есть исторические объяснения.
                СССР с присущей ему изначально идеей установления «коммунизма во всем мире» был естественным врагов буржуазной Европы и Запада в целом.
                Не стоит об этом забывать. И несерьезно это ныне замалчивать.
                Советский Союз по всему миру стремился утвердить коммунистическую идеологию и коммунистические порядки. Эта идеология и эти порядки были ущербны, замешаны культе насилия и подавления свободы человека.
                Ну и конечно эти коммунистические порядки предполагали экспроприацию частной собственности в гигантских масштабах, по сути тотальную экспроприацию.
                Верхи западного общества с этим мириться не хотели и не могли - коммунистическая идеология отнимала у них собственность, отнимала их богатство, их привилегии, их власть над своими народами.
                И коллективный Запад воспринял крушение СССР как свою долгожданную победу. И стал стремиться уничтожить Россию как своего бывшего врага полностью!
                Вот это-то и была роковая историческая ошибка Запада.
                Россия не равна коммунизму и коммунистической империи.
                Россия - это часть Европы со времен Петра Великого. И до монгольского нашествия Древний Новгород и Древний Киев были частью Европы. Это же бесспорно.
                Но долгие семьдесят лет коммунистического владычества в России и вообще на территории бывшей Российской Империи ослепили Запад и превратили его политику в агрессивную нелепость.
                Запад стремился «искоренить» Россию как таковую.
                Мол подобное произошло некогда с Австро-Венгрией. Вот поэтому якобы должно неминуемо произойти и с Россией.
                Но не тут-то было! Географически Россия - далекая окраина Европы. Ее просторы уходят в Азию. В плохо освоенные и до сих пор земли  Сибири и Дальнего Востока.
                И Россия - самодостаточная страна. Обширность ее территории мощно защищает Россию от диктатуры ненавидящей ее Европы.
                Как будут события развиваться в дальнейшем?
                Никто ничего не знает. Даже государственные мужи по моему ничего не знают.
                К сожалению исторические эпохи длятся очень долго. И человек зачастую не успевает их пережить за одну свою скромную и полную невзгод и тягот жизнь.
                Отсюда и название данного моего очерка, в котором скрыто немало горькой иронии - живя одну всего жизнь, ты умрешь «при  царе» или «при Сталине», умрешь в «Хрушевскую оттепень», умрешь в «Брежневскую эпоху застоя», умрешь в суетливую «Перестройку Горбачева» или во времена разгула «пьяной демократии» господина Ельцина.
                Ты сам меньше всех этих исторических эпох.  Ты принадлежишь только одной из них.  И ты не можешь их пережить.
                А быть выше всех этих эпох - значит жить долго и очень долго.  И значит оставаться при   этом всегда молодым. И в каждую эпоху начинать достойно жить сначала.
                Знаете - мне кажется мне это удается на самом деле.
                Хотя я ничего сознательно собственно и не делаю для своей победы «над историческим временем» - все получается само собой.
                Если у тебя в этой жизни конечно есть подлинное призвание.   
                Мое призвание - это конечно поэзия.
                Стихи мои свободно льются в мир как вода из волшебного источника. И я как образованный человек знаю же конечно что это - замечательные стихи.
                Мне было бы неприятно писать какую-нибудь стихотворную дрянь. Умножать пошлость в этом мире.
                Но ведь я этого не делаю. Я пишу действительно замечательные стихи. Мои читатели на сайте Стихи. Ру и сами знают это. Но им приятнее обычно молчать - из зависти или ревности.
                И я живу легко просто  потому что на Стихи. Ру моя поэзия остается… наверное навсегда. Не уничтожится же этот прибыльный коммерческий сайт? Он конечно будет и дальше торговать поэзией и соблазнять всех подряд …
                Такое ныне историческое время.
                Однако мне кажется я и это сугубо коммерческое время благополучно переживу. Как переживал же и иные исторические времена – советские и несоветские.
                И выживал все таки  вопреки всей суровости движения исторического времени. И становился только сильнее и сильнее.
                И буду сильнее и в дальнейшем.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей.
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ», в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ), Альманах «ЦАРИЦИН» Выпуск 2 (Волгоград 2022)  и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 27-ми тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
ИМЕЮ СВОЙ АВТОРСКИЙ КАНАЛ НА ДЗЕНЕ, ГДЕ ВЕДУ ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК, ПОМЕЩАЮ СВОИ СТАТЬИ, СТИХИ И ИНЫЕ СВОИ ВЕЩИ
АДРЕС МОЕГО КАНАЛА НА ДЗЕНЕ -


             
               

               


Рецензии