Живописный космос Ф. Малявина. Часть 4. Академия
http://stihi.ru/2022/04/22/4644
В сентябре 1892 года Филипп Малявин решился покинуть стены Пантелеймоновского монастыря на Афоне и отправиться в Петербург, где ему обещал всяческую поддержку скульптор Владимир Беклемишев, кстати, - тоже выходец из крестьян.
Молодой иконописец поднимался по парадной лестнице Академии художеств…
Скуфейка на лбу, русые прямые длинные волосы , загорелое волевое лицо, умный и цепкий взгляд серых глаз… В стенах Академии, где всё дышало классицизмом, в своём чёрном поношенном подряснике с длинными широкими рукавами, худощавый и угловатый Малявин казался чем-то чужеродным .
Выдающийся художник и график А. Остроумова-Лебедева впоследствии вспоминала : «Какая странная фигура». Во время учёбы в Академии Филипп напишет её превосходный портрет. Но об этом чуть позже.
Владимир Беклемишев всячески помогал молодому художнику – поселил его у себя, подготовил к поступлению в вольнослушатели Академии, а потом пробил для него и небольшую стипендию.
Вот что он написал о Филиппе Малявине той поры :
«Интересный юноша был Малявин…Одаренный недюжинным, пытливым умом, Малявин вместе с тем в жизни был совершенным ребенком. Приходилось всему учить его с азов. Надо было отучать и от всех монастырских навыков. Впрочем, первое правило монастырской жизни, полное подчинение своей воли воле старших, было у Малявина больше наружное... Обо всем и тогда уже было у него собственное мнение, до всего он доходил сам. Быстрое соображение помогало ему по одному намёку понимать вопрос и делать вывод. Всё жадно его интересовало, и в особенности всё , что он узнавал из области науки. Когда нас посещал мой приятель астроном Гонский, у них с Малявиным завязывались бесконечные разговоры, и меня часто поражало, какие смелые и верные выводы делал иногда Малявин из того, что ему сообщал астроном».
Став вольнослушателем Академии , Филипп Малявин в течение двух лет учился у замечательного педагога П.П. Чистякова.
Учился Филипп с упоением. Он успевал заниматься не только рисунком, живописью, но и изучал историю искусств, перспективу, анатомию. Целеустремлённость и кипучая энергия сделали молодого художника за два года одним из первых в Академии.
Игорь Грабарь, с которым вместе учился Ф. Малявин в мастерской И. Репина, впоследствии вспоминал :
« Из «старичков» - учеников старой Академии, унаследованных новой, - резко выделялся своим блестящим талантом Малявин. В старой Академии он быстро выдвинулся своими деловитыми рисунками и быстро пошёл в гору. Когда я был переведён в натурный класс, Малявин постоянно приходил туда, садясь то против одного, то против другого натурщика и рисуя в свой огромный толстый альбом. Он ходил по всем классам с этим альбомом, наполняя его набросками с натурщиков и учеников, иногда позировавших ему, а иногда и не подозревавших, что Малявин их рисует
Однажды он принес свой ящик с красками и , подойдя ко мне просил попозировать ему для портрета. Я только что укрепил на мольберте подрамник высокого и узкого формата с новым холстом, чтобы начать этюд с натурщика. Малявин попросил у меня взаймы подрамник и в один сеанс нашвырял портрет, который произвёл сенсацию в Академии. Портрет был закончен в один присест, и это так всех огорошило, что на следующий день сбежались все профессора смотреть его; пришёл и Репин, долго восхищавшийся силой лепки и жизненностью портрета».
В 1894 г. вольнослушателя Академии Филиппа Малявина принимает в свою мастерскую Илья Репин. Вольнослушателем Филипп останется до 1897 года и только потом получит статус полноправного ученика Академии художеств.
Великий русский художник Илья Репин был, пожалуй, излишне эмоционален, горяч в суждениях…
Кому-то его система преподавания казалась настоящим сумбуром.
Как сказал всё тот же Игорь Грабарь:«Педагогом Репин не был, но великим учителем всё же был».
До поступления в мастерскую Ильи Репина Малявин создал в 1893 году две работы, которые входили в учебный план:«Бегство в Египет» и «Натурщик».
А вот уже в мастерской молодой художник с головой окунётся в свои любимые темы - крестьянские «феи» и портреты.
Были созданы предтечи знаменитых «Смеха» и « Вихря» - « Крестьянская девушка с чулком», «Крестьянка, закрывающая свиткой рот», «За книгой» ( все -1895 г.)
А как ярки по своему внутреннему наполнению, одухотворённости портреты «однокашников» -
И. Грабаря, К. Сомова (оба- 1895), А. Остроумовой-Лебедевой (1896), Е. Мартыновой (1897 ).
Мне очень симпатичен портрет Константина Сомова : свободная, расслабленная поза, возможно, – одна из любимейших и очень интересное лицо – задумчивое, с напряженной работой мысли…
Учёба в мастерской Ильи Репина дала мощный импульс развитию и становлению таланта Филиппа Малявина . Уже в преклонном возрасте художник скажет о своих изумительных этюдах, написанных в мастерской Репина :" До сих пор учусь по этим этюдам".
Продолжение
http://stihi.ru/2022/07/19/5007
Фото. Ф. Малявин. Портреты К.Сомова, И. Грабаря,
А. Остроумовой-Лебедевой, 1895-1896
Свидетельство о публикации №122060402295
"До сих пор учусь по этим этюдам".
Лучше него-не скажешь.
Статья замечательная.
С любовью.
Аида Дружинина 04.06.2022 18:44 Заявить о нарушении
Спасибо огромное за такой тёплый отклик.
Да, время было очень интересное - промышленный подъем, расцвет культуры, искусства...
И всю эту бесценную красоту оставили нам наши предшественники...Остаётся только благодарить их за это...
/
С теплом душевным и любовью,
Наталья Николаевна Максимова 04.06.2022 21:38 Заявить о нарушении