Образ Богородицы в русской поэзии

«Я сплел Тебе венок, Святая Дева…»

Венок сонетов

(Протоиерей Иоанн Слободской)

I
Набрав живых цветов в саду воспоминаний,
В их сочетании восторженной душой
Я вижу, Чистая, нетленный образ Твой,
Предмет младенчески-прозрачных созерцаний.
В них слышен аромат святых повествований
  О рождестве Твоем, о старине седой
С ея величием и чудной простотой,
С ея надеждами и силою желаний.
Имея предками своими ряд царей,
Твои родители Иоаким и Анна —
Чета безплодная: «о Боже, дай детей»,—
Весь век свой молятся и просят неустанно.
Молитву слышит Бог и назначает срок…
Тебе, пречистая, сплетаю я венок.
II
Тебе, Пречистая, сплетаю я венок
Из рифм узорчатых и дружных ударений,
Цветистых образов и искренних хвалений,
Свободных сердца чувств и равномерных строк.
  Одной вяжу струной я розу и вьюнок,
И скорбной муки стон, и бурю восхищенья;
Не Ты ль величие и редкий дар смиренья,
Составив песнь Свою, свила в один моток?
Не Ты ль, молитвы Дочь, родителей услада,
Со дней младенчества была разлучена
С заботой матери и тенью вертограда
И в храм, суровый храм, как жертва отдана?..
Но с радостью идешь Ты чрез святой порог,
С сердечным трепетом неся любви залог!
III
С сердечным трепетом неся любви залог,
Богатство славное духовнаго наследства,—
И разум родовой, и непорочность детства,
Ты в церкви обрела укромный уголок.
Сюда входила Ты, отрясши прах от ног,
Скрываясь от толпы и пышнаго соседства,
В смиренной чистоте приобретая средство
Молитвенно ловить безплотной речи ток.
Внимая Ангелам, Ты постигала тайны
Молитвенных путей, и были не случайны
Твое решение и детския мечты,
Остаться девою для высших упований…
Так, совершенствуясь, слагалась явно Ты
В одушевленный храм небесных осияний.
 IV
В одушевленный храм небесных осияний
С благою вестию слетает Гавриил,—
В жилище плотника, куда Господь сокрыл
Свое сокровище от дерзких притязаний.
И тень безвестности, и бедность одеяний
Хранили Чистую от мира злобных сил;
Ей покровителем Иосиф старец был,
Носитель разума и опытных познаний.
Воображением я шествую за Ней,
Иду к источнику… Водой его холодной
Наполненный кувшин несет Она скорей
На гору в хижину; походкой благородной
Вошла… И я за Ней вхожу стопой мечтаний,
Внимая Вестнику таинственных вещаний.
 V
Внимая Вестнику таинственных вещаний,
Я слышу: «радуйся!» он Деве говорит:
«О, Благодатная, Всевышний осенит
Тебя Божественным крылом обетовани q .
Их исполнение прими без колебаний,—
В них глубочайший смысл Премудростью сокрыт…
Се, Дева Чистая Спасителя родит,—
Писал Исайя на свитках предсказаний,—
И люди нарекут Его — Эммануил,
Что значит: с нами Бог, и в Царстве безконечном
Поставит Он престол, как видел Даниил,
В дому Иакова Царем Он будет вечным».
И все исполнилось,— был прав святой пророк:
В пещеру темную вхожу я, как в чертог.
 VI
В пещеру темную вхожу я, как в чертог:
Там луч немеркнущий тьму ночи озаряет,
Собранье пастырей колена преклоняет
И в яслях для скота лежит Младенец-Бог.
Процвел старинный жезл, зеленый дав росток,
Давида царский род для славы оживает,
И в воздухе ночном безплотных песнь летает,
Вливаясь в тишину, как шумных вод поток.
«Мир Божий на земле, ко всем благоволенье
И слава Вышнему в далеких небесах!»
Так Ангелы поют, и люди слышат пенье,
И чудо радости рождается в сердцах.
А я, почувствовав небесных сил приток,
Ищу звезды надежд, взирая на восток…
 VII
Ищу звезды надежд, взирая на восток,
Я в жуткой вышине, где Царь — Верховный Разум:
Он повелел звезде небесным стать указом,
Чтоб волю Божию узнать премудрый мог.
И вот, в глуби высот блеснул златой кружок,
И посреди кружка излучистым алмазом
Сверкал, блестел, горел и дальнозорким глазом
Смотрел на землю вниз спасенья первый слог.
Его прочли волхвы и с дальнего востока
Решили в путь идти вослед звезды высокой,
И злато, и ливан, и смирну понесли
Младенцу в Вифлеем, откуда, средь рыданий
Несчастных матерей, н из Святой Земли
В страну былых чудес бегу чрез степь скитаний.
VIII
В страну былых чудес бегу чрез степь скитаний
Я вслед Иосифу, Марии и Ему,
Дитяти малому и Богу своему,
От изверга-царя и детских содроганий.
И мне не перечесть безчисленных сказаний
Об относящихся ко времени тому
Великих чудесах; не моему уму
Научно оценить удельный вес преданий.
Одно отмечу я, что эти чудеса»
В Египте бывшия, имеют знак единства:
На жаждущей земле упавшая роса
Блестела, как слеза любви и материнства.
Пусть кто-либо полней изобразит предмет, —
Мой путь ведет меня в смиренный Назарет.
IX
«Глас вопиющаго» разносится в пустыне.
О близком Царствии вещает громко он:
Покайтесь, грешники, огонь уже зажжен
Для вас, изеохшие в лукавстве и гордыне…»
Встречает думою тревожною о Сыне
Святая Горлица пустыни красный звон;
Она припомнила, как старец Симеон
Ей в храме говорил о будущей кручине:
«Тебе Самой пройдет сквозь душу острый меч ».
И вот, приходит час,— уже не уберечь
От мира и борьбы Того, Кого скрывала
Простая хижина в теченье юных лет:
Рука Крестителя Мессию указала,
Во тьму народную нисходит горний Свет.
X
Во тьму народную нисходит горний Свет,
И слово Божие по городам окрестным
Стал сеять Иисус… Делам Его чудесным
Подобных на земле и не было и нет.
Толпы учеников, за Ним ходивших вслед,
Он приглашал вступить путем прискорбным, тесным
Чрез узкия врата в союз с Отцом Небесным
И с Богом обновить нарушенный завет.
Любви Божественной открылися объятия…
Мария! Новый мир творит Твой дивный Сын, —
Нас всех в Свою семью зовет Он, люди-братья,
 
Где Мать для всех одна, Отец для всех один.
Но, Матерь, плачешь Ты! О чем Ты плачешь ныне? —
И злоба и вражда растут вокруг святыни!
 XI
И злоба и вражда растут вокруг святыни…
Спасителю любви народной не простят,
Враги идут за Ним и уловить хотят,
  Запутавши в своей злохитрой паутине;
Сообщника нашли они в Его дружине,
Невиннаго на суд к правителю влачат…
«Распни Его, распни!…» — священники кричат,
И римлянин увяз в болотной их трясине.
Свершили гнусный суд и ложь и неприязнь;
Пилат умыл свои неправедныя руки,
И Агнца Божия, избив, ведут на казнь…
Святая льется кровь в невыразимой муке,
И, видя Господа Распятаго Христа,
Рыдает скорбная Мария у Креста.
XII
Рыдает скорбная Мария у Креста…
Увы! Настало то, чего Она боялась,
Пред чем Она досель, предчувствуя, смирялась,
И тьма надвинулась, как черная фата!…
«Свершилось!…» Пройдена заветная черта, —
И дрогнула земля… Завеса разорвалась,
Святыня алтаря пустою оказалась,
И жертва новая на небе принята.
Ночь надвигается… Замолкли иудеи,
Кладут во гроб Его. Тяжелая плита,
Закрывши темный вход, уныло прозвенела…
Пред ложем вечности безмолвствуют уста!
 XIII
Пред ложем вечности безмолвствуют уста..
Но третий день настал,— и слаще птичек пенья
Распространилась весть Христова Воскресенья
И стала истиной безсмертия мечта.
Блистаньем Ангелов пещера залита,
И словом: «радуйся!» сомкнулись цепи звенья,
Начало и конец великаго спасенья…
Недаром жизнь Твоя, о, Дева, прожита!
Прими же песнь мою, Звезда святаго утра,
Царица ясных зорь в короне из лучей!
На яркой синеве средь тучек перламутра
Сияешь миру Ты, и нет Тебя светлей!..
Я сплел Тебе венок духовных трепетаний,
Набрав живых цветов в саду воспоминаний.

Петроград, 1917 г.


____________________________________


Кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимирской :

Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых/
пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице,/
светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти://
радуйся, Невесто Неневестная.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирская :


Днесь светло красуется славнейший град Москва,/
яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/
чудотворную Твою икону,/
к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/
о пречудная Владычице Богородице!/
Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/
да избавит град сей и вся грады и страны христианския/
невредимы от всех навет вражиих//
и спасет души наша, яко Милосерд.
___________________________________


Владимирская Богоматерь

Не на троне – на Ее руке,
Левой ручкой обнимая шею, –
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует… Немею –
Нет ни сил, ни слов на языке…
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющии дали,
Где закат пожарами повит.
И такое скорбное волненье
В чистых девичьих чертах, что Лик
В пламени молитвы каждый миг,
Как живой, меняет выраженье.
Кто разверз озера этих глаз?
Не святой Лука-иконописец,
Не печерский темный богомаз:
В раскаленных горнах Византии
В злые дни гонения икон
Лик Ее из огненной стихии
Был в земные краски воплощен.
Но из всех высоких откровений,
Явленных искусством, – он один
Уцелел в костре самосожжений
Посреди обломков и руин.
От мозаик, золота, надгробий,
От всего, чем тот кичился век, –
Ты ушла по водам синих рек
В Киев княжеских междоусобий.
И с тех пор в часы народных бед
Образ Твой, над Русью вознесенный,
В тьме веков указывал нам след
И в темнице – выход потаенный.
Ты напутствовала пред концом
Ратников в сверканье Литургии…
Страшная история России
Вся прошла перед Твоим лицом.
Не погром ли ведая Батыев,
Степь в огне и разоренье сел –
Ты, покинув обреченный Киев,
Унесла великокняжий стол?
И ушла с Андреем в Боголюбов,
В прель и глушь Владимирских лесов,
В тесный мир сухих сосновых срубов,
Под намет шатровых куполов.
А когда Хромец-Железный предал
Окский край мечу и разорил,
Кто в Москву ему прохода не дал
И на Русь дороги заступил?
От лесов, пустынь и побережий
Все к Тебе за Русь молиться шли:
Стража богатырских порубежий…
Цепкие сбиратели земли…
Здесь в Успенском – в сердце стен кремлевых,
Умилясь на нежный облик Твой,
Сколько глаз жестоких и суровых
Увлажнялось светлою слезой!
Простирались старцы и черницы,
Дымные сияли алтари,
Ниц лежали кроткие царицы,
Преклонялись хмурые цари…
Черной смертью и кровавой битвой
Девичья святилась пелена,
Что осмивековою молитвой
Всей Руси в веках озарена.
Но слепой народ в годину гнева
Отдал сам ключи своих твердынь,
И ушла Предстательница-Дева
Из своих поруганных святынь.
А когда кумашные помосты
Подняли перед церквами крик, –
Из-под риз и набожной коросты
Ты явила подлинный свой Лик.
Светлый Лик Премудрости-Софии,
Заскорузлый в скаредной Москве,
А в грядущем – Лик самой России –
Вопреки наветам и молве.
Не дрожит от бронзового гуда
Древний Кремль, и не цветут цветы:
В мире нет слепительнее чуда
Откровенья вечной Красоты!

М. Волошин
26 мая 1929 г.
Волошин Максимилиан Александрович (1877-1932) – поэт, художник-акварелист, художественный и литературный критик. Свидетель скорбных лет России, он сумел в разгар кровопролитной междоусобицы (гражданской войны) спасти немало обреченных смерти соотечественников. В поэзии Волошина – синтез трагического переживания событий и глубокого осмысления исторических судеб России. Стихотворение «Владимирская Богоматерь» посвящено А. И. Анисимову, с которым поэта связывали давние дружеские отношения. Александр Иванович Анисимов (1877-1937) — автор книги «Владимирская икона Божьей Матери», опубликованной в Русском научном центре в Праге, что и послужило началом травли и гонений Александра Ивановича, его ареста, ссылки на Соловки в 1930 году и смертного приговора — в 1937-м.

К Небесной Заступнице

Мира Заступница, Матерь Всепетая,
Я пред Тобою с мольбой:
Бедную грешницу, мраком одетую,
Ты благодатью прикрой.
Если постигнут меня испытания,
Скорби, утраты, враги, —
В трудный час жизни, в минуту страданья,
Ты мне, молю, помоги.
Радость духовную, жажду спасения
В сердце мое положи;
В Царство Небесное, в мир утешения
Путь мне прямой укажи.

Ю. В. Жадовская (1824-1883)


Молитва

Мира Заступница, Матерь всепетая,
Я пред Тобою с мольбой:
Бедную грешницу, мраком одетую,
Ты благодатью прикрой.
Если постигнут меня испытания,
Скорби, утраты, враги, —
В трудный час жизни, в минуту страданья,
Ты мне, молю, помоги.
Радость духовную, жажду спасения
В сердце мое положи;
В царство небесное, в мир утешения
Путь мне прямой укажи.

Ю. В. Жадовская (1824-1883)


Святая Дева! Пред тобой…

Святая Дева! Пред Тобой
Стою с горячею мольбой…
Тебе дана благая власть
От смертных удалять напасть,
Целить недуги,— за себя,
Должна бы я просить Тебя:
Я так темна, я так грешна,
Страстей и дум земных полна;
Но в этот тихий, сладкий миг, -
Когда порыв грехов утих, -
Не о себе я слезы лью,
Не за себя Тебя молю:
Есть у меня один больной,
С тревожной, гордою душой,
Он уж давно, давно томим
Недугом тягостным и злым…
Святая Дева! Исцели
Страдальца бедного земли!
Пошли отраду и покой
Душе измученной, больной…
Ее от гибели храни,
И благодатью осени!

Ю. В. Жадовская (1824-1883)
Об авторе. Судьба поэтессы Юлии Жадовской (1824-1883) была трагична. Родилась она без левой руки, с тремя пальцами на короткой правой руке, со слабым зрением. Но физические недостатки не смогли испортить ее прекрасной души, несмотря на то, что в жизни ее ждало много новых испытаний.

Удивительная русская женщина не сломилась и продолжала дарить свою любовь окружающим. Проза и поэзия Юлии Жадовской как исповедь женской души. Многие ее произведения проникнуты глубокой религиозностью, жаждой небесной безгрешной жизни.

К Тебе, о Матерь Пресвятая

К Тебе, о Матерь Пресвятая,
Дерзаю вознести свой глас,
Лице слезами омывая:
Услышь меня в сей скорбный час.

Прими мои теплейшие моленья,
Мой дух от бед и зол избавь,
Пролей мне в сердце умиленье,
На путь спасения наставь.

Да буду чужд своей я воли,
Готов для Бога все терпеть,
Будь мне покров во горькой доле,
Не дай в печали умереть.

Ты всех прибежище несчастных,
За всех молитвенница нас;
О, защити, когда ужасный
Услышим судный Божий глас.

Когда закроет вечность время,
Глас трубный мертвых воскресит,
И книга совести все бремя
Грехов моих изобличит.

Покров Ты верным и ограда;
К Тебе молюся всей душой:
Спаси меня, моя отрада,
Умилосердись надо мной!

Н. В. Гоголь

К Божией Матери

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред Твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного,
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой Заступнице мира холодного.

Окружи счастьем счастья достойную,
Дай ей спутников полных внимания,
Молодость светлую, старость спокойную,
Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному,
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела — душу прекрасную.

М. Ю. Лермонтов
1837

Хождение Богородицы по мукам

Всходила Пречистая
На гору высокую,
Увидела Чистая
Михайла Архангела,
Сказала Пречистая
Михайлу Архангелу:
Ты светлый пресветлый
Михаил Архангел,
Сведи меня видеть
Всю муку людскую,
Как мучатся грешники
Бога не знавшие,
Христа позабывшие,
Зло творивши.
Повел Пречистую
Михаил Архангел
По всем по мукам
По мученским:
В геенну огненную,
В тьму кромешную,
В огнь неусыпающий,
В реку огненную.
Что на севере муки
И на юге,
На востоке солнца
И на западе.
Видела Чистая
Все муки людские,
Как мучатся грешники
Бога не знавшие,
Христа позабывшие,
Зло творившие:
Князья, попы и мирская чадь,
Что в церкви не хаживали,
Канунов не читывали,
Святых книг не слыхивали,
Заутрени просыпали,
Вечерни пропивали,
С кумами блудили,
Нищих прогоняли,
Странных не принимали,
Пьяницы, зернщики,
Скоморохи, попы ленивые,
Немилостивые, нежалостливые,
Все лихие, скаредные
Дела сотворшие.
Как увидела Чистая
Все муки людские,
Восплакала, возрыдала,
Грешникам говорила:
Вы бедные, бедные грешники,
Бедные вы, несчастные,
Лучше бы вам не родитися.
Ты светлый, пресветлый
Михаил Архангел,
Вверзи меня в геенну огненную:
Хочу я мучиться
С грешными чадами Божьими.
Сказал Пречистой
Михаил Архангел:
Владычица Богородица,
Госпожа моя Пресветлая!
Твое дело — в раю покоится,
А грешникам — в аду кипеть.
А попроси лучше Сына Своего,
Исуса Христа Единородного,
Да помилует Он грешников.
Не послушал Господь Богородицы,
Не помиловал Он грешников,
И опять взмолилась Пречистая:
Где вы, пророки, апостолы,
Где ты, Моисей Боговидец,
Даниил с тремя отроки,
Иван Богословец, Христов возлюбленник,
Где ты, Никола Угодник,
Пятница, красота христианская?
Да помилует Он грешников!
Не послушал Господь Богородицы,
Не помиловал Он грешников,
И втретие вскричала Пречистая:
Где ты, сила небесная:
Ангелы и архангелы,
Херувимы и серафимы,
Где ты, Михаил Архангел,
Архистратиг вой небесных?
Припадите вы ко Господу,
Да помилует Он грешников!
И припали все святые ангелы,
Пророки, апостолы,
Иван Богословец, Христов возлюбленник,
Пятница, красота христианская, -
И застонала высота поднебесная
От их плача — рыдания.
И услышал их Господь Милостивый,
И сжалился Он над грешниками:
Дал им покой и веселие
От Великого Четверга
До святыя Пятидесятницы.

Михаил Кузмин

Мадонна

Стою пред образом Мадонны.
Его писал монах святой,
Старинный мастер, не ученый:
Видна в нем робость, стиль сухой.
Но робость кисти лишь сугубит
Величье Девы: так она
Вам сострадает, так вас любит,
Такою благостью полна,
Что веришь, как гласит преданье,
Перед художником святым
Сама Пречистая в сиянье
Являлась, видима лишь им…
Измучен подвигом духовным,
Постом суровым изнурен,
Не раз на помосте церковном
Был поднят иноками он,
И, призван к жизни их мольбами,
Еще глаза открыть боясь,
Он братью раздвигал руками
И шел к холсту, душой молясь.
Брался за кисть, и в умиленье
Он кистью то изображал,
Что от небесного виденья
В воспоминанье сохранял.
И слезы тихие катились
Вдоль бледных щек… И, страх тая,
Монахи вкруг него молились
И плакали, как плачу я…

Аполлон Майков
1859

Хвала Богоматери

Тайна тайн непостижимая,
Глубь глубин необозримая,
Высота невосходимая!
Радость радости земной,
Торжество непобедимое.
Ангельски дориносимая
Над родимою землей,
Купина неопалимая!

Херувимов всех честнейшая,
Без сравнения славнейшая
Огнезрачных серафим,
Очистилище чистейшая!
Госпожа всенепорочная
Без истленья Бога родшая
Незакатная звезда,
Радуйся, о благодатная!
Ты молитвы влага росная
Живоносная вода!

Ангелами охраняемый,
Цвет земли неувядаемый,
Персть сияньем растворенная,
Глина девством прокаленная,
Плоть рожденная сиять,
Тварь до Бога вознесенная,
Приснодевственная мать!

Ты покров природы тварной,
Свет во мраке, пламень зарный,
Путеводного столба!
В грозный час, когда над нами
Над забытыми гробами
Протрубит труба,
В час великий, в час возмездья,
В горький час, когда созвездья
С неба упадут,
И земля между мирами,
Извергаясь пламенами,
Предстанет на Суд,
В час, когда вся плоть проснется,
Чрево смерти содрогнется
(Солнце мраком обернется)
И как книга развернется
Небо надвое,
И разверзнется пучина,
И раздастся голос Сына:

«О, племя упрямое!
Я стучал — вы не открыли,
Жаждал — вы не напоили,
Я алкал — не накормили,
Я был наг — вы не одели…»

И тогда ответишь ты:
«Я одела, я кормила,
Чресла Богу растворила,
Плотью нищий дух покрыла,
Солне мира приютила
В чреве темноты…»

В час последний в тьме кромешной,
Над своей землею грешной,
Ты расстелишь плат:
Надо всеми, кто ошую,
Кто во славе одесную,
Агнцу предстоят,
Чтоб не сгинул ни единый
Ком пронзенной духом глины,
Без изъятья навсегда,
И удержишь руку Сына
От последнего проклятья
Безвозвратного Суда.

Максимилиан Волошин
Коктебель, 27 ноября 1919




Венец Богоматери

    Радуйся, Владычице милостивая о нас
    пред Богом предстательница!
             Акафист Божией Матери

В оны дни, измученный страданьем
Изможденный бременем невзгод
К Богоматери стекался с упованьем
Православный, страждущий народ.
И толпясь у чудотворной сени,
Пред Заступницей склонялся на колени,
Чуждый мира и его забот.

Из далеких дебрей и селений
Нес он к Ней с дырявою сумой
Тихий шепот пламенных молений
Плач души, истерзанной судьбой,
Боль недужных вековых страданий,
Недоступную для мудрых врачеваний
Непосильную для немощи людской.

И пред этой кротостью покорной,
Умилявшей верой небеса,
Совершались силой чудотворной
Небывалые на свете чудеса -
Из пучин земного произвола
Доходили до Предвечного престола
Немудреные, простые голоса.

Исцеленные любовью неизменной,
В умиленьи упадая ниц,
Богомольцы ризой драгоценной
Облекли Царицу всех Цариц.
И венец безценный и лучистый
На челе Владычицы Пречистой
Засиял блистательней зарниц.

Шли века. Сменялись поколенья.
Враг смущал мятущихся людей,
Но не молкли жаркие моленья
Не слабела вера прошлых дней.
Темный люд заглохшими тропами
Брел согбенный с скорбью и мольбами
Под покров Защитницы своей.

Шли года. Бесовские усилья
Вновь сулили лютый, смертный бой.
И склонились царственные крылья
Перед смутой, злобой и враждой.
Мономахова державная корона
Покатилась по ступеням трона,
Сорванная вражеской рукой.

Но врагу, казалось, было мало
Униженья Белого Царя,
Красный змий, вздымая дерзко жало,
Двинул чернь к святыням алтаря,
И венец с Иконы чудотворной
Наглый вор с насмешкою позорной
Снял, безчестье страшное творя.

Жребий брошен — самозванцы, воры,
Как давно когда-то у Креста,
Позабыв корыстные раздоры,
Делят ризы Матери Христа.
Совершив открыто святотатство,
В злом слепом неистовстве злорадства
Богохульствуют их наглые уста.

На глазах безмолвного народа
Страшный грех пред Богом совершен.
Пир кровавый празднует свобода
В мрачный день печальных похорон.
Брат Иуды с сердцем дерзновенным
Продает купцам иноплеменным
Драгоценности с ограбленных икон.

Порождая радости восторга,
Погостивший за морем купец,
Продает с общественного торга
С Богоматери украденный венец.
И кокотке, вышедшей из бара,
Модный лев парижского бульвара
Покупает камни для колец.

Бал гремит. Нарядные блудницы
Мчатся в вихре пляски круговой,
В их уборах, как огни зарницы,
Слезы-камни искрятся игрой.
Дар священный страждущего брата
Брошен в жертву оргии разврата
Дьвольской безсовестной рукой.

А в глуши, далекой и мятежной,
Где скорбит распятый человек,
Богоматерь с благостью безбрежной
Смотрит скорбно на кровавый век.
И под вой бесовский и угрозы
Перед Ней горят, как жемчуг, слезы
Нищих, сирых, хворых и калек.

Сергей Бехтеев
Королевство С. X. С. (Сербия), 1922 
Об авторе. Вся жизнь С. Бехтеева (1879-1954) была пронизана православной верой, основы которой были заложены еще в детстве. Любовь к поэзии, патриотизм, приверженность монархии ему привили в Царскосельском лицее. Эти идеи наложили отпечаток на все его творчество. Именно вера в Бога помогала Сергею Бехтееву выдержать все тяготы жизни. Уцелеть во время первой мировой войны, несмотря на ранение в голову. Не погибнуть в гражданскую, не сломиться, когда ему пришлось покинуть Россию. Уже там, за границей, одно время Сергей Бехтеев работал церковным старостой в храме «Державной Божией Матери» в Ницце. Благодаря его материальной поддержке и труду возведены два иконостаса в храмах: Державной Божией Матери и преподобного Серафима Саровского. Стихотворение «Венец Богоматери» было впервые напечатано в № 304 газеты «Новое время» (воскресенье, 30 апреля 1922 г.), издававшейся в Белграде М. А. Сувориным с нижеследующим моим примечанием: «На этих днях моими знакомыми получено письмо из Москвы 01 25 марта сего года, извещающее их о новом узаконенном святотатстве большевиков над чудотворной иконой Иверской Божией Матери, с которой грабителями снята старинная риза со всеми находившимися на ней драгоценными камнями»

* *
Вижу розы Богородицы
В озареньи дня нездешнего,
Мне, нечистому, доводится
Подышать от вечно-вешнего.
В сладком ветре лоб и волосы,
И глаза блестят омытые,
Где-то плещут звуки голоса
Тайные и позабытые.
Дух мой жадно пьет от вечности,
Тает тело невесомое.
Впредь не буду жить в беспечности,
Обращу ТУДА лицо мое.

Александр Солодовников
1919-1921


* * *
Чистая Дева Мария
Всем печальница грешным Ты,
Пошли мне не мудрость змия,
Но детский талант простоты.

Александр Солодовников
1919 — 1921


Образ «Всех скорбящих»

Ты потому скорбящим радость,
Что испытала свет скорбей.
Ты не отводишь чашу яда,
Но говоришь: «Смелее пей!»
Кладешь ласкающую руку
На голову, Благая Мать,
И на врачующую муку
Идешь и нас сопровождать.

1930-е гг.
Александр Солодовников


Нечаянная Радость
Посвящается Храму Ильи Обыденного в Москве

Когда мы радости не чаем,
В слепую скорбь погружены,
То тихий взор Ее встречаем
И слышим голос: «Спасены!»
Вверяйся только без оглядки,
Хотя бы свет везде погас,
Как знать? Ведь может быть в зачатке
Уже иной огонь сейчас.
Затеплится огонь лампадки,
И сердце загорится в нем,
Тогда в нужде и недохватках
Ты все же будешь богачом.
Поймешь: простой воды напейся
В смиренном роднике лесном
И, словно в Кане Галилейской,
Вода окажется вином.
И все обыденное тайно
Необычайным предстает,
Все светит радостью нечаянной
И белой яблонькой цветет.

Александр Солодовников


* * *
О, Пречистая Матерь Божия,
Не отринь меня, как негожего,
Мать родимую огорчившего,
Материнства свет омрачившего,
Сына черствого, сердцем нищего.

Если мать моя Тебе жалится,
Все кручинится и печалится,
Если жгут ее слезы скрытые,
Огорчения незабытые -
То простить меня помоги Ты ей.

Александр Солодовников
24 июля 1961
Ольгин день


Образ Страстной Богоматери

Не сводит глаз с орудий пыток -
Судьбы своей Младенец Твой
И, словно требуя защиты,
За Мать хватается рукой.

Но Ты, смиряясь благодатно,
И веря в Божью правоту,
Несешь Младенца невозвратно
Навстречу пыткам и Кресту.

Александр Солодовников
1960-е гг.

________________________


Праздник в честь Владимирской иконы Божьей Матери отмечают 3 июня - это одна из самых чтимых святынь Русской православной церкви

Праздник установлен в память спасения Москвы от нашествия Крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.
Владимирской иконе Божьей Матери - покровительнице России и русского народа, Русская православная церковь установила троекратное празднование.
О чем просят Владимирскую икону Божьей Матери и какие молитвы возносят перед святым образом, читайте в материале Sputnik Грузия.
Владимирская икона Божьей Матери
По преданию, Владимирскую икону Божьей Матери написал апостол и евангелист Лука во время земной жизни Богородицы на доске стола, за которым трапезничал Иисус вместе с Пречистой Матерью и праведным Иосифом.
До 450 года икона Божьей Матери оставалась в Иерусалиме, затем ее перенесли в Константинополь. В начале XII века Константинопольский Патриарх Лука Хрисоверг послал с нее специальную копию в Киев в дар Святому князю Мстиславу.
С 1131 года икона находилась в Богородичном монастыре в Вышгороде - слухи о ее чудотворной силе ходили по всей Руси. Через два десятилетия ее перевезли во Владимир - с тех пор образ стали называть Владимирской иконой Божьей Матери.
Покровительница русского народа
Владимирская икона Божьей Матери не раз помогала русскому воинству побеждать в решающих битвах. Важнейшие события русской церковной истории также свершались перед святым образом. В том числе, избрание и поставление святителя Ионы — Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 году), святителя Иова — первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 году), Святейшего Патриарха Тихона (1917 году).
В день празднования в честь Владимирской иконы Божьей Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена — 3 июня 1971 года.


Владимирскую икону Божьей Матери перенесли на постоянное хранение в Московский Успенский собор в 1480-м. Во Владимире хранится точный список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым.
В 1918-м Успенский собор в Кремле закрыли, а Владимирскую икону Божьей Матери перенесли в Государственную Третьяковскую галерею. Чудотворную икону перенесли из Третьяковской галереи в храм святителя Николая в Толмачах, соединенный с музеем небольшим коридором, 8 сентября 1999 года.
В чем помогает
Владимирская икона Божьей Матери помогает всем, кто обращается к Ней с искренней молитвой. Святой образ оберегает дом и помогает во многих житейских нуждах.
Пресвятая Богородица помогает принять верное решение, найти истинный путь, дает силы преодолеть сложный период жизни, укрепляет веру, защищает от вражды, избавляет от греховных помыслов и смуты.
Владимирская икона Божьей Матери помогает исцелиться и от физических недугов. Особенно часто Ее просят исцелить от болезней сердца и глаз.
Богоматерь также помогает укрепить брак – сделать его счастливым, без ссор и раздоров.
________________

Молитвы

Молитва первая

О, Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование!
Благодарим Тя о всех благодеяниих, российским людем от Тебе бывших, от древле и до днесь от чудотворныя иконы Твоея тленных. И ныне, Преблагая Владычице, призри на ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, яви нам милость Твою и моли Сына Твоего, Христа Бога нашего, о еже избавитися нам от всякого зла и сохранится всякому граду и веси, и всей стране нашей от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Испроси православным Христианом благоденствие и мирное житие, здравие, долгоденствие, во всем благое поспешение и спасение Сохрани и умудри пастырей Церкви, еже достойно пасти стадо Христово и право правити слово истины; укрепи Христолюбивое всероссийское воинство, подаждь дух совета и разума военачальником, градоначальником и всем, иже во власти суть; низпосли святое Твое благословение и всем православным Христианом, поклоняющимся Ти и молящимся пред цельбоносною Твоею иконою. Буди нам Заступница и Ходатаица пред Престолом Всевышнего, идеже предстоиши. К кому убо прибегнем, аще не к Тебе, Владычице? Кому принесем слезы и воздыхания, аще не к Тебе, Пресвятая Богородице? Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Небесная Царице. Под Твой покров притекаем, молитвами Твоими низпосли нам мир, здравие, земли плодоносив, воздуха благо растворение, избави ны от всяких бед и скорбен, от всяких недугов и болезней, от внезапные смерти и от всех озлоблений врагов видимых и невидимых.
Вразуми и научи ны, о, Всемилостивая Заступнице, како безгрешно прейти путь земного сего жития; Ты всей немощи наша, веси и согрешения наша, но и веру веси, и упование видиши; даруй же нам исправление греховных жизни и умягчи злая сердца наша.
Укрепи в нас правую веру, вложи в сердца наша дух, страха Божия, дух благочестия, дух смирения, терпения и любве, в добрых делах преуспеяние; избави же ны от искушений, от пагубных душевредных учений, от неверия, развращения и погибели вечныя. Тебе убо просим, Пречистая Владычице, и припадающе пред святою Твоею иконою, молимся, умилосердися на ны и помилуй ны, в страшный день же суда ходатайством и заступленном Твоим сподоби ны стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

К кому возопием, Владычице? К кому прибегнем в горести нашей, аще не к Тебе, Царице небесная? Кто плач наш и воздыхание приимет, аще не Ты, пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в милости? Приклони ухо Твое к нам, Владычице, Мати Бога нашего, и не презри требующих Твоея помощи: услыши стенание наше, подкрепи нас, грешных, вразуми и научи, Царице Небесная, и не отступи от нас, раб Твоих, Владычице, за роптание наше, но буди нам Мати и Заступница, и вручи нас милостивому покрову Сына Твоего: устрой о нас, како угодно будет святей Твоей воли, и приведи нас, грешных, к тихой и безмятежней жизни, да плачемся о гресех наших, да возрадуемся же с Тобою всегда, ныне и присно и во веки. Аминь.

_______________________________


 


Стихотворение Владимирская икона (Галина Вадковская)  https://proza.ru/2021/06/05/1732?
Икона Владимирской Божьей Матери (Владимир Камкин)  http://stihi.ru/2015/06/04/4110?


Рецензии