Хочу всё знать 1 часть 131

Хочу всё знать 1 часть 131

Тайны мира: загадка башен в Тибете
Почти тридцать лет назад французский путешественник Мишель Пеcсель, известный в частности тем, что открыл истоки Меконга, проник в малодоступные районы Тибета и соседствующей с ним китайской провинции Сычуань. В долинах Гималаев вдоль границы Китая он обнаружил загадочные каменные звездообразные башни. Китайские власти только недавно разрешили иностранцам посещать эти районы...
В конце 90-х годов к исследованиям Песселя присоединилась Фредерика Даррагон, прибывшая в Гималаи для исследований популяции снежного барса, но забывшая о первоначальной цели поездки после того, как увидела эти башни, и с 1998 года занялась их изучением.
Некоторые из этих высотных сооружений, сложенных из камней почти без использования скрепляющего известкового раствора, стоят посреди селений, другие - в уединенных горных долинах. В любом случае жители Гималаев ничего не знают о башнях. Не могут ответить на вопросы, кто, когда, как и зачем их возвел. Некоторые башни используются местными жителями как хлевы для яков и лошадей, в других стихийно возникло что-то вроде кумирен - крестьяне приносят туда глиняные фигурки в качестве жертв могущественным духам. Но в основном загадочные сооружения пустуют. Имевшиеся внутри деревянные лестницы, перекрытия и стропила обрушились либо давно пошли на дрова и другие хозяйственные нужды.
Сбор сведений о башнях затруднен еще и тем, что, как часто бывает в горных местностях, жители соседних долин чаще всего относятся к разным народам и не понимают их языков. К тому же языки эти не имеют письменности, поэтому нельзя рассчитывать на какие-либо древние документальные источники. Часть местных языков исчезла вместе со своими носителями, которые, возможно, что-то знали о башнях.
Путешествия по этой местности крайне затруднены. Дороги практически отсутствуют. Летом, во время сезона дождей, не позволяют проехать грязь и сели - грязевые оползни, сходящие с гор. Зимой - глубокие снега и опасность лавин.
Даррагон обратилась за помощью в местные буддистские монастыри, но монахи не нашли в своих анналах никаких записей о башнях. Однако эти сооружения упоминаются в китайских научных трактатах времен династии Мин (1368-1644), встречаются записи о них и в путевых дневниках некоторых английских исследователей, забредавших сюда в XIX веке. Но никто не изучал их подробно.
С 2000 года Даррагон взяла пробы древесины из 32 башен, и по ее просьбе в одной из лабораторий США был проведен их радиоуглеродный анализ, позволяющий определить возраст органических материалов. Большинству башен от 600 до 700 лет, но одной из них, находящейся в дневном переходе от Лхасы, от 1000 до 1200 лет. Выходит, она была построена до того, как около 1240 года монгольские племена вторглись в Тибет. Правда, результаты датирования нельзя считать окончательными: возможно, строители использовали уже очень старую древесину.
Как предполагает исследовательница, звездообразная форма башен придает им сейсмостойкость. Некоторые башни представляют в плане 8-конечные звезды, другие - 12-конечные. Местные жители и сейчас строят дома с острыми углами для защиты от подземных толчков.
Каково было назначение этих сооружений высотой с современный пятнадцатиэтажный дом? Некоторые историки говорят о культовом назначении: башни могут символизировать веревку, которая, по тибетской легенде, связывает землю с небом. Другие говорят, что это были оборонительные сооружения или наблюдательные башни для предупреждения деревень о набегах кочевников. По мнению одного из тайваньских историков, много поездившего по этим местам, башни могли служить станциями связи оптического телеграфа. Как правило, каждая расположена так, что с ее вершины можно видеть вершины двух соседних башен. Возможно, на них зажигали сигнальные огни. Согласно другой версии, башни, вначале имевшие конкретное практическое назначение, позже стали, скорее, символом статуса, богатства семьи. По одной из легенд, когда в семье местного властителя рождался сын, закладывался фундамент башни, и ежегодно, в день его рождения, к строению добавлялся еще один этаж.
Исследователи намерены добиться включения тибетских башен в список памятников мирового значения, охраняемых ЮНЕСКО.
Загадка "голосов в голове": кто они, что оно такое?..
Из всех ныне известных аномальных явлений одним из самых загадочных и труднообъяснимых считаются так называемые бестелесные голоса.  Этим термином исследователи именуют полумистические звуковые явления, наблюдаемые в разных уголках нашей планеты. Они часто бывают похожи на человеческую речь, но при этом не имеют видимого или осязаемого источника звука. Рассказы о подобных явлениях известны с древнейших времен, и существуют они практически у всех народов мира...
Духи разговаривают
Свидетели рассказывают, что бестелесные голоса схожи с хорошо всем известным физическим эффектом отражения звука от твердого препятствия. В частности, на это намекает один из вариантов древнегреческого мифа о судьбе прекрасной нимфы по имени Эхо. В мифе о ней говорится следующее: «Она высохла так, что от нее остался только голос».
В Японии бестелесные голоса в отдельных местностях слышали еще сотни лет назад, и чаще всего это бывало в малонаселенных местах. В народе их издавна именуют Уван, Ёкай, или Навии. Считается, что это голоса духов, которые селятся в заброшенных храмах или домах, покинутых людьми.
С человеком эти бесплотные сущности никак не контактируют, а общаются лишь между собой на только им понятном языке. Окрестные жители стараются не посещать такие места без особой необходимости, хотя и уверяют, что разговоры духов для человека опасности не представляют.
Почти классикой стал отрывок из ирландской саги «Плавание Майль-Дуйна», где приводится следующее описание: «Они (путешественники) плыли, пока не приблизились к гигантскому серебряному столпу... Не было видно ни основания столпа, ни вершины его -так высок был он... И внезапно они услышали с вершины столпа голос - мощный, звонкий, звучный, но не могли понять, ни кто говорит, ни на каком языке».
Подобные истории можно найти не только в далеком прошлом. В книге кандидата исторических наук Андрея Буровского (цикл «Загадки Хакасии») имеется такое описание:
«...близ современного поселка Майна, в нескольких километрах находилось старинное кладбище... Каждую ночь, ровно в полночь, на кладбище раздавался голос. Откуда он шел, было неясно. Говорил мужчина, но возраст его не взялся бы определять никто... Какой-то бесплотный, шелестящий голос, словно бы и неживого существа. Тихий голос бесстрастно произносил что-то вроде: „Теки мордо селла поки тева"».

Далее А.М. Буровский пишет, что об этом голосе прекрасно знали все местные жители. Знали о нем и археологи, которые всех прибывших в экспедицию новичков обычно приводили на это кладбище - послушать потусторонние звуки. А когда голос в конце концов удалось записать на магнитофон, то исследователи пытались определить язык, на котором произносились слова, но результатов это не принесло.
Не раз пробовали также выяснить, откуда все-таки исходит этот загадочный голос, но тоже безрезультатно. А все закончилось в 1980 году, когда при заполнении ложа Саяно-Шушенской ГЭС кладбище оказалось затопленным, и таинственные звуки прекратились. От явления теперь остались только магнитофонные записи.
«Место это нечистое...»
Сразу несколько точек, где бывают слышны такие бестелесные голоса, исследователи из неправительственной организации «Авеста» отметили на территории Самарской Луки, что на Средней Волге. Здесь, как и в других похожих местах на планете, видимых источников звука обнаружено не было.
Ныне в архиве «Авесты» хранится немало сведений о подобных аномальных явлениях - как обнаруженных в исторических источниках, так и записанных по современным наблюдениям.
Один из крупнейших на Самарской Луке буераков (оврагов) называется Аскульским, потому что его долина начинается на открытой местности у старинного села Аскулы, затем она устремляется в южном направлении, после чего через 15 километров впадает в Волгу.
Сведения об Аскульском буераке и селе Аскулы в своей книге оставил еще голштинский путешественник Адам Олеарий, который видел их в 1636 году. В среде исследователей аномальных явлений эти места считаются уникальными по скоплению различных природных и антропогенных артефактов, причем происхождение некоторых из них современная наука достоверно объяснить пока не может.
Легенды о бестелесных голосах, которые иногда бывают слышны в малоизученных отвершках Аскульского оврага, местным жителям известны уже сотни лет. В 70-х годах XIX века некоторые из таких легенд записал собиратель жигулевского фольклора Дмитрий Садовников.
Старожилы Аскул ему рассказывали, что в небольших овражках недалеко от их села иногда бывает слышно некое неясное бормотание. «Но кто говорит и что именно говорит - никому неведомо, поскольку слова совершенно непонятны. А старики толкуют так: „То лешанка поет, а на глаза людям не кажется, за стогами прячется"».
В начале XX века другой самарский краевед Федор Яковлев, изучавший сказания и предания некоторых жигулевских сел и деревень, записал следующее:
«На пчельнике стали часто слышны какие-то неопределенные звуки, и туда никто теперь не ходит, потому что это место нечисто... Кто-то стонет, плачет, а никого нет...»
Точное место, где происходило это явление, исследователь не указал, однако по ряду признаков можно понять, что им были описаны села Подгоры или Выползово, где пчеловодство издавна было широко распространено.
А в 80-х годах XX века самарский этнограф Кирилл Серебренитский записал у местных жителей былички о таинственных звуках и разговорах, иногда слышимых в туманной полутьме в местном урочище Майтуга.
По его заметкам, здесь в темные безлунные ночи порой появляется призрак старого разбойничьего скита, из которого и по сей день можно услышать странные голоса, зовущие куда-то запоздавшего путника и вроде бы что-то нашептывающие ему под покровом тумана. Но, как и в предыдущих случаях, не удается определить язык, на котором говорит этот мистический голос.
Непосредственным свидетелем подобного явления однажды стал и президент неправительственной группы «Авеста» Игорь Павлович, который рассказывает о нем так.
- Это произошло в ходе нашей экспедиционной поездки в урочище Вавилов Дол, причем тогда с нами были телевизионщики из Москвы. Нужно отметить, что в урочище есть немало заросших лесом оврагов.
И вот во время одной из съемок в таком овраге в какой-то момент обычные лесные звуки, то есть шелест листвы от ветра, скрип стволов и постукивание ветвей, вдруг сменились странным размытым шумом, характерным для современной городской улицы.
Можно было различить обрывки каких-то разговоров, отдельные слова человеческой речи и даже что-то похожее на гул проезжающих мимо разномастных автомобилей. Самое интересное было в том, что эти звуки не просто воспринимались на слух, но и были зафиксированы микрофонами телекамер.
Никаких зрительных или световых эффектов при этом отмечено не было - только звуки. Явление продолжалось не более минуты, и потом оно прекратилось так же внезапно, как и началось.
Материалы основаны на информации в открытых источниках.


Рецензии