Элеанор Олифант в полном порядке
Как вы уже давно поняли, друзья мои, больше всего я люблю писать обстоятельные рецензии на прочитанное. Это особое удовольствие - разложить по полочкам, понять, как устроена книга, какие чувства пробуждает, зачем её вообще читать.
Сегодня я хочу провести мастер-класс, так сказать, поведать вам, какой схемы я придерживаюсь, когда пишу отзыв. Итак.
1. Прежде всего, читателям надо рассказать, о какой книге пойдёт речь. И дать коротенькую справку: обложка, автор и название, переводчик, издательство, серия и кол-во страниц. Например, так:
Переводчики: Липка Виктор Михайлович
Серия: Вкус к жизни
Раздел: Современная зарубежная проза
Издательство: АСТ
Возрастное ограничение: 16+
Год издания: 2018
Количество страниц: 416
2. Затем кратко - об этой книге, чем она привлекла моё внимание.
Это дебютный роман немолодой (46 лет) шотландской писательницы, который был очень благоприятно встречен критикой и читателями и сразу удостоился двух престижных литературных наград: получил Премию Коста и Британскую Книгу года в 2017. Компания Hello Sunshine снимает по роману фильм. Плюс он попал во все возможные списки бестселлеров, был переведен на 28 языков. Интересно же?
3. О чём эта книга. Завязка и основная мысль. Без спойлеров!
Главная героиня - Элеанор, 30-летний бухгалтер, 5 дней работает в офисе, на выходных пьёт дома водку, а по средам разговаривает с мамочкой. Ей никто не нужен. Да и она вроде бы никому не нужна. Модная нынче singles - одиночка. Самодостаточная и не претендующая на большее. На вопрос "как дела", отвечает: "Я в полном порядке!"
Но мы, читатели, очень скоро понимаем, что с девушкой что-то не так. Мы справедливо подозреваем, что весь её "высокий стиль", высокомерие и даже презрение к людям, её неестественно изысканная речь прикрывают какую-то страшную тайну. Постепенно правда обнажается на фоне внезапной влюблённости героини в "крутого" музыканта и необходимости взаимодействовать с окружающими людьми. Интригует?
4. Теперь плюсы и минусы
Две трети книги - это абсолютный восторг! Тонкий английский юмор, временами что называется - чёрный (без обид, black lives matter и всё такое), причём всё замешано на несоответствии того самого высокого стиля героини с окружающей действительностью. То, как она говорит, её пространные монологи - это прямо источник филологической радости: Элеанор противник обсценной лексики, сокращений и сленга, эдакий ЗОЖ в языке.
В диалогах сталкиваются ещё и английская педантичность героини с шотландской безбашенностью её антипода - Рэймонда. Эта парочка - источник постоянных неловких ситуаций. Юмор в том, что то он, то она не понимают сути возникающей проблемы. Два мира - два детства!
И детство я упомянула не случайно. Именно там и зарыта страшная тайна, которую героиня оберегает даже от самой себя, не желая признавать и принимать действительность.
Хороши и нарисованные характеры, и развитие их взаимоотношений: то, как герои меняются в процессе общения, раскрываются с разных неожиданных сторон. Это всегда интересно: совы не те, кем кажутся, как мы давно усвоили.
До самого конца мы будем искренне переживать за Элеанор и желать ей всяческого счастья, предчувствуя, что она - человек, который прошёл через такие нечеловеческие испытания, что вполне заслуживает если не полного благополучия, то уж небольших житейских радостей - точно. Но будет ли счастье? Возможно ли зачеркнуть своё прошлое?
Где-то в глубине души мы уверены: нет! И поэтому финал кажется лично мне слишком стремительным, слишком неправдоподобным и слишком не соответствующим глубокому и мастерски прописанному трагизму предыдущего повествования. И это та самая капля дёгтя, о которой я не могла не упомянуть. Не скажу, что это перечёркивает все достоинства, нет. Книга в целом хорошая. Но не на пять, на четыре из пяти.
Вообще скажу: разучились современные авторы писать концовки. Они могут хранить и нагнетать интригу, выстраивать повествование так, что читается с интересом и захватывает. Но я давно не читала современного романа с добротной сильной и абсолютно обезоруживающей концовкой - с долгим послевкусием, с таким, знаете, тягучим шлейфом, чтобы потом думать-думать-думать, обсуждать, спорить.
5. Вывод. Читать или не читать?
Читать советую. Книга читается живо и легко, написана ярким и остроумным языком, но самое главное: она поднимает очень важные вопросы. Одиночество и самодостаточность, взаимоотношения и важность для человека семейных и дружеских уз, социальная адаптация людей с психологическими травмами и простое человеческое участие, милосердие и помощь.
Причём всё это подано совсем не нарочито или поучительно, без морализаторства и раскрашивания всех в белое или чёрное (сори, опять вырвалось))) Только не надо ждать от романа чего-то слишком уж особенного. Это просто хорошая качественная и очень душевнаякнига, в которой юмор и трагизм переплетается так же тесно, как в жизни.
6. И напоследок - где купить, если читатель заинтересовался.
Свидетельство о публикации №122060107006