Бал флоры, метаморфозы

Николо Пуссен "Царство Флоры" Германия Дрезденская галерея. и "Треумф Флоры" Франция Лувр.
Прошу ознакомиться . Потрясающие вещи!
Весна, цветы, любовь, вечность и... трагедия...

Герои « Метаморфоз» римского поэта Овидия, трагически погибая, возвращаются к нам в образах прекрасных цветов. Какой возвышенный венок памяти».
Полотно «Царство  Флоры» из   Картинной галереи старых мастеров в Дрездене – одно из центральных произведений в  художественном наследии  Никола Пуссена (1594-1665).
Картина относится к так называемому второму римскому периоду (1630-1640) творчества Пуссена, когда мастер создавал самые лирические и поэтические по своей природе произведения, и является одним из самых известных полотен художника того времени.
Флора  – древнеримская богиня цветов и весны. Она  почиталась при дворе Барберини, покровителей художника, была одним из центральных образов поэзии Марино. В 1633 году вышел в свет иллюстрированный ботанический словарь «Флора», изданный иезуитом Джованни Феррари, близким двору Барберини и кругу Кассионо даль Поццо. Ученые, друзья Пуссена, изучая мифы о метаморфозах, сами разводили «мифологические» цветы, встречающиеся в произведении Овидия «Метаморфозы».
Пуссен посвятил богине цветов два своих живописных произведения, наполненных поэтическим настроением: «Триумф Флоры» (Париж, Лувр) и «Царство Флоры» (Дрезден). В полотне из Лувра, написанном около 1627 года,  процессия с восседающей на колеснице Флорой  движется на фоне полей и гор. Богиня окружена героями мифа, превратившимися впоследствии в цветы — Аяксом, Нарциссом, Адонисом, Клитией, Смилакой,  которые будут представлены и в картине «Царство Флоры».

Оба полотна были созданы  по мотивам  поэмы Овидия «Метаморфозы», которая включает и мифы о превращении богами людей в цветы.
Называются и другие литературные источники полотна  «Царство Флоры» – «Фасты» Овидия,  произведения Марино «Адонис», «Роза» и «Европа». В связи с этим в научной  литературе, посвященной дрезденскому шедевру, существует множество интерпретаций и различных иконографических теорий.
«Царство Флоры» – одна из самых загадочных картин в творчестве Пуссена. Показательным  является тот факт, что во время судебного процесса  в документах, в которых фигурировало дрезденское полотно, Вальгуарнера назвал картину «Весна», а сам Пуссен – «Садом цветов». Художник не следовал строго литературному источнику, создавая живописную  «поэму», по-новому трактуя миф.
Впервые к теме «сада цветов» живописец обратился около 1626 года.  Сохранился подготовительный рисунок к картине «Царство Флоры» (Виндзор, Королевская библиотека), где французский мастер наметил все основные элементы композиции будущего полотна.
 в небе, в облаках изображен сам Аполлон, он управляет квадригой лошадей, проносящихся через зодиакальное  кольцо, символизируя непрерывный ход времени.
Так на полотне Пуссена над смертными героями  царят три божества –  Флора, танцующая в кругу амуров, Аполлон и Приап  – бог плодоносящих сил природы,  бог сада и праздников. Последний представлен гермой, украшенной венками из цветов, за ним изображен алтарь со сценами вакханалий,    на котором располагается корзина с цветами, как приношение  Приама.
В зодиакальном кольце, сквозь которое пролетает колесница Аполлона, ярче всего горит знак тельца, обозначая  время года – весну. Вспомним и название картины, которое дал Вальгуарнера, – Primavera (Весна). Флора выступает на картине как богиня весеннего цветения, а ее танец — символ вечного обновления природы.
Несмотря на то, что Пуссен изобразил  трагические  моменты в жизни  мифологических героев, произведение  наполнено поэзией и радостью жизни.
Все освещено улыбкой Флоры и лучезарным светом, исходящим от бога солнца Аполлона. Праздничное настроение создается светлой палитрой, построенной на сочетании  жемчужно-палевых,  зеленых, голубых, и охристых тонов.
Пуссен отказывается от темных, непрозрачных теней в изображении одежд и от темных фонов. В «Царстве Флоры» сохраняется поэзия и лирика, свойственная  работам, написанным под непосредственным влиянием Тициана, но композиция становится более выстроенной, не утрачивая при этом свободы и естественности.
Цветовое решение и уравновешенное расположение фигур в пространстве дает ощущение гармонии, красоты и  спокойствия. Главное новшество – высветление палитры. «Царство Флоры» – истинное наслаждение для глаз. Сложность интерпретаций не лишает это произведение легкости  восприятия.
История о происхождении цветов по воле художника стала живописной «поэмой» о рождении и смерти, перевоплощении и воскрешении, гимном мудрому устройству мироздания.
Справа на переднем плане изображены возлюбленные, что  «малыми стали цветами» –  белокурый юноша Крокус и Смилака, переродившаяся во вьюнок. За ними – Адонис с собаками,  спутник Афродиты, опираясь на копье, взирает на кровоточащую рану. На охоте он был растерзан диким кабаном, из крови его расцвели анемоны.
Рядом с ним стоит Гиацинт, любимец Аполлона, касаясь смертельной раны на голове, нанесенной ему случайно богом солнца, любуется цветами, в которые он затем будет превращен своим покровителем.
На переднем плане коленопреклоненный Нарцисс любуется своим отражением, напротив него нимфа, придерживает сосуд с водой (иногда ее идентифицируют с Эхо); скорее всего, перед нами нимфа водного источника, дающая жизнь цветам в природе.
За  фигурой  Нарцисса виднеется Клития, она обернулась, смотря вдаль на колесницу Аполлона. Клития, не добившись от бога солнца взаимности, впала в безумие, не в состоянии оторвать взгляда от Аполлона, так и приросла к земле, превратившись в подсолнечник, постоянно поворачивающий  свои лепестки вслед за солнцем.


Рецензии