Хочу всё знать 1 часть 98

Хочу всё знать 1 часть 98

Тайны мира: наука раскрывает тайны 

В течение многих лет учёные занимались изучением тайн нашего мира, начиная от сумасшедших водных потоков в океанских глубинах и заканчивая тем, откуда появились сами океаны. Многое остается непонятным и таинственным, однако, было бы несправедливо не рассказать и об успехаха науки в раскрытии загадок - в нашем ТОП-10!
10. Секрет движущихся камней в Долине Смерти
С середины 1940-х годов до недавнего времени, Рейстрек-Плайя, высохшее озеро с гладкой поверхностью в Долине Смерти в Национальном Парке США, было "домом" для так называемых движущихся камней. Над этой тайной люди давно ломали голову.
С годами или даже десятилетиями, проходившими между каждыми передвижениями, появлялась невидимая сила и двигала сотни камней по земле, оставляя длинные параллельные следы. Каждый из камней весил около 300 кг.
Насколько известно учёным, камни даже в движении никто не видел. Таким образом, команда исследователей из США решила разобраться с этим вопросом в 2011 году. Они установили камеры с таймлапсами и метеостанции для измерения порывов ветра.
 
Далее они установили реагирующие на движение GPS устройства слежения на 15 камнях засохшего озера. Им могло потребоваться 10 лет и более, прежде, чем что-то получить, но учёным повезло. В декабре 2013 года команда была на месте, когда камни поплыли, и тайна была раскрыта.
Из-за сильного дождя и снега на поверхности озера осталось около 7 см воды. За ночь вода превратилась в тонкие листы льда, которые на следующий день под полуденным солнцем распались на отдельные плавающие панели.
Осталось дождаться лёгкого ветра, около 15 км/ч, чтобы "разбросать" камни по всей поверхности озера, оставляя следы грязи под ледяной коркой. Следы стали видны месяцами позже, когда дно озера высохло.
Камни будут двигаться только при идеальных условиях. Не слишком много ветра, солнца, воды и льда. Но и не слишком мало. Исследователи полагают, что туристы вполне могли это видеть, не осознавая, что именно происходит. Действительно сложно понять, что камень находится в движении, если все камни вокруг него тоже двигаются.
9. Как жирафам удаётся сохранять вертикальное положение, стоя на таких тоненьких ножках
Жираф весит в среднем около 1000 кг, однако для такого веса они обладают ногами с очень тонкими и лёгкими костями. Тем не менее, их ноги не ломаются и не получают травм.
Для того, чтобы понять почему так происходит, исследователи из Королевского Ветеринарного колледжа изучили конечности жирафов, пожертвованные зоопарками Европейского Союза. Конечности принадлежали животным, которые умерли по естественным причинам в неволе или были усыплены.
Исследователи поместили конечности в специальную раму, а затем использовали давление в 250 кг на каждую, чтобы имитировать вес, который носят эти животные. Каждая конечность оставалась крепкой и удерживалась в вертикальном положении без каких-либо проблем. На самом деле, ноги жирафа могли бы выдержать и больший вес.
Причиной этому является наличие особой связки (фиброзной ткани, удерживающей кости вместе), которая находится в канавке по всей длине кости голени животного. Эти кости похожи на плюсневую кость в человеческой стопе и пястную кость в нашей руке. Просто у жирафа эти кости намного длиннее.
Связка самостоятельно не создаёт никакой силы. Она обеспечивает пассивную поддержку только эластичной ткани, а не мышцам. Это уменьшает скорость усталости жирафа, потому как ему не приходится включать в работу свои мышцы, чтобы удерживать вес. Эта же связка защищает суставы стоп жирафа от перегрузки и от переломов.
8. Поющие пески
Известно 35 песчаных дюн, которые издают громкий гул, звучащий как игра на виолончели на низких октавах. Звук может продолжаться до 15 минут, а слышно его на расстоянии до 10 км. Некоторые дюны поют от случая к случаю, другие – ежедневно. Это происходит тогда, когда с конкретной дюны скатываются песчинки.
Сначала учёные полагали, что происхождение звука – это колебания в приповерхностных слоях дюн. Но потом исследователи обнаружили, что могут воссоздавать звук в лаборатории, позволяя песку соскальзывать вниз по наклонной плоскости. Оказалось, что поёт песок, а не дюна.
Звук исходил из колебаний самих песчинок, когда они каскадом скатываются с дюны или с наклонной плоскости в лаборатории.
Затем учёные взялись за исследования того, почему некоторые поющие дюны выдают несколько нот одновременно. Для этого они взяли на изучение песок из двух дюн: на юго-западе Марокко и на юго-востоке Омана.
Марокканский песок всегда выдавал звук на частоте 105 Гц, оманский же на частоте от 90 до 150 Гц. Исследователи обнаружили, что размер песчинок отвечает за высоту ноты. Марокканские были приблизительно одинаковые (150-170 мкм). Они последовательно звучали как соль-диез. Размер оманских песчинок варьировался от 150 до 310 мкм, поэтому на их долю пришёлся более широкий диапазон: они могли воспроизводить все 9 нот.
Когда учёные разделили песчинки по размерам, чтобы проверить свою теорию, то так и оказалось: разные группы песчинок стали вибрировать на одной частоте, воспроизводя одну и ту же ноту.
Скорость движущегося песка также сыграла свою роль. Близкие друг к другу по размерам песчинки двигались с одинаковой скоростью, поэтому раз за разом последовательно получался один и тот же звук. Когда же песчинки различались по размерам, они двигались с разной скоростью, в результате чего диапазон нот получался более широким.
Учёные до сих пор не понимают, почему эти звуки похожи на музыку. Главное предположение – вибрация движущихся песчинок синхронизирует, будто "собирает" частицы воздуха вместе, таким образом работая как диафрагма в громкоговорителе.
7. Почтовые голуби Бермудского Треугольника
Это началось в 1960-е годы, когда профессор Корнельского университета изучал замечательную способность почтовых голубей находить путь домой из незнакомых мест. Он выпустил голубей из различных мест штата Нью-Йорк.
Все голуби отлично справились с заданием, кроме тех, кто был выпущен из леса Джерси Хилл. Эти птицы постоянно терялись на пути домой. 13 августа 1969 года они единственный раз вернулись обратно, в остальное время птицы были дезориентированы и бестолково летали. Профессор не мог объяснить, почему это происходило.
Доктор Джонатан Хагструм (Jonathan Hagstrum) из геологической службы США полагает, что ему, вероятно, удалось раскрыть тайну, хотя его теория довольно спорная.
"То, как ведут себя почтовые голуби, говорит о том, что они используют своеобразные компас и карту, которые говорят им где они находятся по отношению к дому". Хагструм полагает, что голуби используют инфразвук, звук низкой частоты, не слышимый для человека.
Этот тип звука, возможно, использовался в древних саундскейпах (звуковых скриптах) для изменения психического состояния наших предков во время их участия в религиозных церемониях.
Птицы могут использовать инфразвук (который в данном случае генерируется малыми колебаниями на поверхности Земли глубокими океанскими волнами) в качестве самонаводящегося маяка.
Когда птицы заблудились в Джерси-Хилл, температура и ветер "угнали" сигнал инфразвука высокого в атмосферу. Голуби не сумели его уловить. Однако 13 августа 1969 года температура воздуха и ветер были идеальными, поэтому голуби услышали звук и смогли вернуться домой.
6. Уникальное происхождение единственного активного вулкана Австралии
В Австралии есть только одна активная вулканическая зона, которая простирается на 500 км от Мельбурна до Маунт-Гамбира. За последние 4 миллиона лет вулкан оживал около 400 раз, последнее произошло примерно 5000 лет назад.
Учёные озадачились, чем были спровоцированы эти извержения в части мира, практически лишённой вулканической активности. Сейчас и эта тайна раскрыта. Большинство вулканов на Земле образовались на краях тектонических плит, которые постоянно движутся (на несколько сантиметров в год) в верхней части мантии Земли.
Но в Австралии различия в "толщине" континента привели к тому, что движения потоков направлены в нижнюю часть мантии с целью привлечения тепла к поверхности. Сочетание с дрейфом на север на 7 см привело к образованию горячей точки, то есть вулкана, с магмой.
 Материалы основаны на информации в открытых источниках.


Рецензии