Таланту А. П. Чехова. Письмо к учёному соседу

                Село Блины-Съедены
   Дорогой Соседушка.
Максим... (забыл как по батюшке, извените великодушно!)
Извените и простите меня старого старикашку и нелепую душу человеческую заодно -
за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом. Но
вот уж целый год прошёл, как Вы изволили поселиться в нашей части света
по соседству со мной, мелким человечиком, а я всё еще не знаю Вас, соседа,
а Вы меня, стрекозу жалкую, - не знаете,  но это не беда.
   Позвольте ж, драгоценный соседушка, хотя посредством сих старческих гиероглифоф
познакомиться с Вами, пожать мысленно Вашу учёную руку и поздравить Вас
с приездом из Санкт-Петербурга в наш недостойный материк,
населённый мужиками и крестьянским народом, т. е. плебейским элементом, любящим медовый квас.
   Давно искал я случая познакомиться с Вами, жаждал,
потому что наука в некотором роде мать наша родная,
всё одно как и цивилизацыя наша странная,
и потому что сердечно уважаю тех людей, знаменитое имя и звание которых,
увенчанное ореолом популярной славы, лаврами, кимвалами, орденами,
лентами и аттестатами
гремит как гром и молния по всем частям вселенного мира сего видимого и невидимого,
т. е. подлунного,
а также надлунного.
Я пламенно люблю астрономов, поэтов, метафизиков, приват-доцентов, химиков
и других жрецов науки и их труды,
к которым Вы себя причисляете чрез свои умные факты и отрасли наук,
т. е. продукты и плоды.
   Говорят, что вы много книг напечатали во время умственного сидения с трубами,
кучей заграничных книг с заманчивыми рисунками и градусниками.
   Недавно заезжал в мои жалкие владения, в мои руины и развалины
местный максимус понтифекс* отец Герасим и со свойственным ему фанатизмом от рождения
бранил и порицал Ваши мысли и идеи касательно человеческого происхождения 
и других явлений мира видимого
и восставал, и горячился против Вашей умственной сферы и мыслительного горизонта,
 покрытого светилами и аэроглитами, чувствуется - неспроста!
   Я не согласен с о. Герасимом касательно Ваших умственных идей, потому что живу
и питаюсь одной только наукой, которую Провидение дало роду человеческому всему
для вырытия из недр мира видимого и невидимого –
драгоценных металов, металоидов и бриллиантов,
но всё-таки простите меня, батюшка, насекомого еле видимого,
если я осмелюсь опровергнуть по-стариковски некоторые Ваши идеи - научные плоды
 касательно естества природы.
   Отец Герасим сообщил мне, что будто Вы сочинили сочинение,
в котором изволили изложить не весьма существенные идеи на  щот людей
и их первородного состояния и допотопного бытия указанных особей.
Вы изволили сочинить, что человек произошёл от обезьянских племён мартышек
и т.п. орангуташек.
Простите меня старичка, но я с Вами касательно этого важного пункта не согласен
и могу Вам запятую поставить. Ибо, если бы человек, властитель мира,
умнейшее из дыхательных существ, происходил от глупой и невежественной обезьяны,
то у него был бы хвост и дикий голос, как у вампира.
    Если бы мы происходили от обезьян, то нас теперь водили бы по городам цыганы на показ
и мы платили бы деньги за показ друг друга, танцуя по приказу Цыгана много раз
или сидя за решёткой в зверинце – тоже на показ.
   Разве мы покрыты кругом шерстью?
Разве мы не носим одеяний, коих лишены обезьяны даже зимой?
Разве мы любили бы и не презирали бы женщину,
если бы от неё хоть немножко пахло бы обезьяной,
которую мы каждый вторник видим у Предводителя Дворянства и в выходной?
   Если бы наши прародители происходили от обезьян,
то их не похоронили бы на христианском кладбище, где отродясь не было никаких обезьян;
мой прапрадед например, Амвросий, живший во время оно в царстве Польском,
был погребён не как обезьяна, а рядом с абатом, католическим Иоакимом Шостаком,
записки коего об умеренном климате и неумеренном употреблении горячих напитков
хранятся ещё доселе у брата моего Ивана (Маиора), с коим я хорошо знаком.
   Абат - значит католический поп.
Извените меня неука за то, что мешаюсь в Ваши учёные дела
и толкую по-своему, по-старчески, прямо в лоб,
и навязываю вам свои дикообразные и какие-то аляповатые идеи,
которые у учёных и цивилизованных людей скорей помещаются в животе,
чем в голове, коих не имеют неуки-злодеи.
    Не могу умолчать и не терплю, когда учёные неправильно мыслят в уме своём
и не могу не возразить Вам в письменной нашей беседе вдвоём.
   О. Герасим сообщил мне, что Вы неправильно мыслите об луне, т. е. об месяце,
который заменяет нам солнце в часы мрака и темноты, когда люди спят,
а Вы проводите электричество с места на место и фантазируете много дней подряд.
    Не смейтесь над стариком за то, что так глупо пишу.
Вы пишете, что на луне, т. е. на месяце живут и обитают люди и племена.
Этого не может быть никогда, потому что если бы люди жили на луне
то заслоняли бы для нас магический и волшебный её свет вполне -
своими домами и тучными пастбищами на этакой вашей луне.
   Без дождика люди не могут жить, а дождь идёт вниз на землю, а не вверх на луну.
Люди, живя на луне, падали бы вниз на землю, а этого не бывает. Что скажете? Ну?
   И ещё: нечистоты и помои сыпались бы на наш материк с населённой луны. Так бывает?
Могут ли люди жить на луне, если она существует только ночью и днём исчезает?
   И правительства не могут дозволить жить ни луне,
потому что на ней по причине далёкого расстояния и недосягаемости её (очень уж она далеко)
можно укрываться от повинностой очень легко.
   Вы немножко ошиблись. Вы сочинили и напечатали в своем умном соченении,
как сказал мне о. Герасим, что будто бы на самом величайшем светиле, на солнце,
есть чёрные пятнушки не её светлейшем лице.
Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда.
Да!!!
Как Вы могли видеть на солнце пятны сами ,
если на солнце нельзя глядеть простыми человеческими глазами?
И для чего на нём пятны, если и без них можно обойтиться
и с сообщениями об отсутствующих их - не торопиться.
   Из какого мокрого тела сделаны эти самые пятны, если они не сгорают?
Может быть по-вашему и рыбы живут на солнце, как на сковородке, и не пригорают?
Извените меня дурмана ядовитого, что так глупо съострил!
Ужасно я предан науке – что есть сил!
    Рубль - сей парус девятнадцатого столетия - для меня не имеет никакой цены,
наука его затемнила у моих глаз своими дальнейшими крылами.
Всякое открытие терзает меня, как гвоздик в спине даже ночами.
    Хотя я невежда и старосветский помещик, а всё же таки негодник старый – сижу,
занимаюсь наукой и открытиями, которые собственными руками произвожу
и наполняю свою нелепую головешку, свой дикий череп   
мыслями и комплектом величайших знаний – наукам на потреб.
   Матушка природа есть книга, которую надо читать и видеть.
Я много произвёл открытий своим собственным умом, в котором даже во сне бывал, -
таких открытий, каких ещё ни один реформатор не изобретал.
   Скажу без хвастовства, что я -
не из последних касательно образованности, добытой мозолями ума,
а не богатством родителей, т. е. отца и матери или опекуна,
которые часто губят детей своих посредством богатства, роскоши
и шестиэтажных жилищ с невольниками и электрическими позвонками,
что звенят не от величия души.
   Вот что мой грошовый ум открыл:
я открыл,
что наша великая огненная лучистая хламида солнце в день Св. Пасхи
рано утром занимательно и живописно играет разноцветными цветами
и производит своим чудным мерцанием игривое впечатление пред нами.
  Другое открытие. Отчего зимою день короткий, а ночь длинная, а летом наоборот?
День зимою оттого короткий оттого вот,
что подобно всем прочим предметам видимым и невидимым от холода сжимается
и оттого, что солнце рано заходит,
а ночь от возжения светильников и фонарей расширяется,
ибо согревается!
   Потом я открыл ещё, что собаки весной траву кушают подобно овцам
и что кофей для полнокровных людей вреден и может увести к праотцам,
потому что производит в голове головокружение и в уме - ничего,
то есть пустое многоточие, 
а в глазах мутный вид и тому подобное прочее.
   Много я сделал открытий и кроме этого хотя и не имею аттестатов и свидетельств.
Приежжайте ко мне дорогой соседушко, ей-богу. Откроем что-нибудь вместе,
литературой займёмся и Вы меня поганенького вычислениям различным поучите -
в любом умном месте.
    Я недавно читал у одного Французского учёного,
что львиная морда совсем не похожа на человеческий лик, думают – это не лик учёного.
И насщот этого мы поговорим. Приежжайте, сделайте милость.
Приежжайте хоть завтра например. Мы теперь постное едим, так у нса, умных, повелось.
но для Вас будим готовить скоромное. И ещё: дочь моя Наташенька просила Вас,
чтоб Вы с собой какие-нибудь умные книги привезли как раз.
Она у меня эманципе, все у ней тут - дураки, только она одна умная.
Молодеж теперь я Вам скажу - даёт себя знать.
Дай им бог всё хорошее узнать!
   Через неделю ко мне прибудет брат мой Иван (Маиор), бывать здесь любит,
человек хороший, но между нами сказать - Бурбон и наук не любит.
Это письмо должен Вам доставить мой ключник Трофим ровно в 8 часов вечера.
Если же привезёт его пожже, то побейте его по щекам, по-профессорски,
нечего с этим племенем церемониться слишком по-людски.
Если доставит пожже, то значит в кабак анафема заходил - напиться.
Обычай ездить к соседям не нами выдуман не нами и окончится,
а потому непременно приежжайто с машинками и книгами, как водится.
   Я бы сам к Вам поехал, да конфузлив очень и смелости не хватает.
Извените меня негодника за беспокойство от моих учёных бесед.
Остаюсь уважающий Вас Войска Донского отставной урядник из дворян, ваш сосед
Василий Семи-Булатов.
______
* верховный жрец (лат. pontifex maximus).
_______
Антон Чехов. ПИСЬМО К УЧЕНОМУ СОСЕДУ.
 Село Блины-Съедены
   Дорогой Соседушка.
Максим... (забыл как по батюшке, извените великодушно!) Извените и простите меня старого старикашку и нелепую душу человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом. Вот уж целый год прошел как Вы изволили поселиться в нашей части света по соседству со мной мелким человечиком, а я всё еще не знаю Вас, а Вы меня стрекозу жалкую не знаете. Позвольте ж драгоценный соседушка хотя посредством сих старческих гиероглифоф познакомиться с Вами, пожать мысленно Вашу ученую руку и поздравить Вас с приездом из Санкт-Петербурга в наш недостойный материк, населенный мужиками и крестьянским народом т. е. плебейским элементом. Давно искал я случая познакомиться с Вами, жаждал, потому что наука в некотором роде мать наша родная, всё одно как и цивилизацыя и потому что сердечно уважаю тех людей, знаменитое имя и звание которых, увенчанное ореолом популярной славы, лаврами, кимвалами, орденами, лентами и аттестатами гремит как гром и молния по всем частям вселенного мира сего видимого и невидимого т. е. подлунного. Я пламенно люблю астрономов, поэтов, метафизиков, приват-доцентов, химиков и других жрецов науки, к которым Вы себя причисляете чрез свои умные факты и отрасли наук, т. е. продукты и плоды. Говорят, что вы много книг напечатали во время умственного сидения с трубами, градусниками и кучей заграничных книг с заманчивыми рисунками. Недавно заезжал в мои жалкие владения, в мои руины и развалины местный максимус понтифекс  отец Герасим и со свойственным ему фа натизмом бранил и порицал Ваши мысли и идеи касательно человеческого происхождения и других явлений мира видимого и восставал и горячился против Вашей умственной сферы и мыслительного горизонта покрытого светилами и аэроглитами. Я не согласен с о. Герасимом касательно Ваших умственных идей, потому что живу и питаюсь одной только наукой, которую Провидение дало роду человеческому для вырытая из недр мира видимого и невидимого драгоценных металов, металоидов и бриллиантов, но все-таки простите меня, батюшка, насекомого еле видимого, если я осмелюсь опровергнуть по-стариковски некоторые Ваши идеи касательно естества природы. О. Герасим сообщил мне, что будто Вы сочинили сочинение, в котором изволили изложить не весьма существенные идеи на щот людей и их первородного состояния и допотопного бытия. Вы изволили сочинить что человек произошел от обезьянских племен мартышек орангуташек и т. п. Простите меня старичка, но я с Вами касательно этого важного пункта не согласен и могу Вам запятую поставить. Ибо, если бы человек, властитель мира, умнейшее из дыхательных существ, происходил от глупой и невежестпеннои обезьяны то у него был бы хвост и дикий голос. Если бы ми происходили от обезьян, то нас теперь водили бы по городам Цыганы на показ и мы платили бы деньги за показ друг друга, танцуя по приказу Цыгана или сидя за решеткой в зверинце. Разве мы покрыты кругом шерстью? Разве мы не носим одеяний, коих лишены обезьяны? Разве мы любили бы и не презирали бы женщину, если бы от нее хоть немножко пахло бы обезьяной, которую мы каждый вторник видим у Предводителя Дворянства? Если бы наши прародители происходили от обезьян, то их не похоронили бы на христианском кладбище; мой прапрадед например Амвросий, живший во время оно в царстве Польском, был погребен не как обезьяна, а рядом с абатом, католическим Иоакимом Шостаком, записки коего об умеренном климате и неумеренном употреблении горячих напитков хранятся еще доселе у брата моего Ивана (Маиора). Абат значит католический поп. Извените меня неука за то, что мешаюсь в Ваши ученые дела и толкую посвоему по старчески и навязываю вам свои дикообразные и какие-то аляповатые идеи, которые у ученых и цивилизованных людей скорей помещаются в животе чем в голове. Не могу умолчать и не терплю когда ученые неправильно мыслят в уме своем и не могу не возразить Вам. О. Герасим сообщил мне, что Вы неправильно мыслите об луне т. е. об месяце, который заменяет нам солнце в часы мрака и темноты, когда люди спят, а Вы проводите электричество с места на место и фантазируете. Не смейтесь над стариком за то что так глупо пишу. Вы пишете, что на луне т. е. на месяце живут и обитают люди и племена. Этого не может быть никогда, потому что если бы люди жили на луне то заслоняли бы для нас магический и волшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами. Без дождика люди не могут жить, а дождь идет вниз на землю, а не вверх на луну. Люди живя на луне падали бы вниз на землю, а этого не бывает. Нечистоты и помои сыпались бы на наш материк с населенной луны. Могут ли люди жить на луне, если она существует только ночью, и днем исчезает? И правительства не могут дозволить жить ни луне, потому что на ней по причине далекого расстояния и недосягаемости ее можно укрываться от повинностой очень легко. Вы немножко ошиблись. Вы сочинили и напечатали в своем умном соченении, как сказал мне о. Герасим, что будто бы на самом величайшем светиле, на солнце, есть черные пятнушки. Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. Как Вы могли видеть на солнце пятны, если на солнце нельзя глядеть простыми человеческими глазами, и для чего на нем пятны, если и без них можно обойтиться? Из какого мокрого тела сделаны эти самые пятны, если они не сгорают? Может быть по-вашему и рыбы живут на солнце? Извените меня дурмана ядовитого, что так глупо съострил! Ужасно я предан науке! Рубль сей парус девятнадцатого столетия для меня не имеет никакой цены, наука его затемнила у моих глаз своими дальнейшими крылами. Всякое открытие терзает меня как гвоздик в спине. Хотя я невежда и старосветский помещик, а все же таки негодник старый занимаюсь наукой и открытиями, которые собственными руками произвожу и наполняю свою нелепую головешку, свой дикий череп мыслями и комплектом величайших знаний. Матушка природа есть книга, которую надо читать и видеть. Я много произвел открытий своим собственным умом, таких открытий, каких еще ни один реформатор не изобретал. Скажу без хвастовства, что я не из последних касательно образованности, добытой мозолями, а не богатством родителей т. е. отца и матери или опекунов, которые часто губят детей своих посредством богатства, роскоши и шестиэтажных жилищ с невольниками и электрическими позвонками. Вот что мой грошовый ум открыл. Я открыл, что наша великая огненная лучистая хламида солнце в день Св. Пасхи рано утром занимательно и живописно играет разноцветными цветами и производит своим чудным мерцанием игривое впечатление. Другое открытие. Отчего зимою день короткий, а ночь длинная, а летом наоборот? День зимою оттого короткий, что подобно всем прочим предметам видимым и невидимым от холода сжимается и оттого, что солнце рано заходит, а ночь от возжения светильников и фонарей расширяется, ибо согревается. Потом я открыл еще, что собаки весной траву кушают подобно овцам и что кофей для полнокровных людей вреден, потому что производит в голове головокружение, а в глазах мутный вид и тому подобное прочее. Много я сделал открытий и кроме этого хотя и не имею аттестатов и свидетельств. Приежжайте ко мне дорогой соседушко, ей-богу. Откроем что-нибудь вместе, литературой займемся и Вы меня поганенького вычислениям различным поучите.Я недавно читал у одного Французского ученого, что львиная морда совсем не похожа на человеческий лик, как думают ученый. И насщот этого мы поговорим. Приежжайте, сделайте милость. Приежжайте хоть завтра например. Мы теперь постное едим, но для Вас будим готовить скоромное. Дочь моя Наташенька просила Вас, чтоб Вы с собой какие-нибудь умные книги привезли. Она у меня эманципе, все у ней дураки, только она одна умная. Молодеж теперь я Вам скажу дает себя знать. Дай им бог! Через неделю ко мне прибудет брат мой Иван (Маиор), человек хороший но между нами сказать, Бурбон и наук не любит. Это письмо должен Вам доставить мой ключник Трофим ровно в 8 часов вечера. Если же привезет его пожже, то побейте его по щекам, по профессорски, нечего с этим племенем церемониться. Если доставит пожже, то значит в кабак анафема заходил. Обычай ездить к соседям не нами выдуман не нами и окончится, а потому непременно приежжайто с машинками и книгами. Я бы сам к Вам поехал, да конфузлив очень и смелости не хватает. Извените меня негодника за беспокойство.Остаюсь уважающий Вас Войска Донского отставной урядник из дворян, ваш сосед
Василий Семи-Булатов
_____
* верховный жрец (лат. pontifex maximus).


Рецензии