По конкурсу Фонда ВСМ - Мозаика 2

http://stihi.ru/2022/02/02/1944 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2022/05/29/5008 - Итоги конкурса

Эта статья посвящена конкурсу Фонда ВСМ, на который я была приглашена в качестве члена жюри. Идея его организации принадлежит не мне, мало того - я вообще не поклонник разных игровых жанров в поэзии, но любой опыт всегда на пользу: мне стало интересно проанализировать произведения участников этого конкурса и поделиться с вами своими наблюдениями, может быть, они окажутся полезными читателям ТМА. Но сперва о конкурсном задании:

Цель Конкурса – из заданных слов создать определённую картину, представляемую читателем. От участников требовалось написать стихотворение, включающее каждое из следующих слов:

БРОНЗА, ДОНОСИТЬСЯ, ПЛАВАТЬ, КАМЕНЬ, ЗАЧЕМ, БЕЛЫЙ, ВОЗДУХ, СЕКРЕТ, РАСТИ, ЗОЛОТОЙ, РИСОВАТЬ, ДОБРЫЙ, БАРХАТНЫЙ, ПУЧИНА, ОБЛАКО, ШАГ, ПЕНИЕ, НЕРАЗБОРЧИВЫЙ, МЕНЯТЬСЯ, БЫСТРЫЙ.

Возможны склонения, и спряжения этих слов, а также – использование любой формы их корня, в качестве любой части речи (с тем же смыслом) в виде существительного, прилагательного, наречия, глагола и др.

Поскольку все из нас так или иначе являются пользователями поэтического сайта Стихи.ру, то можно с уверенностью утверждать, что все мы - рифмоплеты. Не стоит обижаться на это не совсем приятное для нашего самолюбия определение: рифмоплет - это та минимальная, начальная база, с которой начинается любой  автор, вступивший на путь поэзии. Поэтами мы становимся позже, а сначала просто обнаруживаем в себе поэтический слух - способность находить пары рифмующихся слов и  складывать их в строки, звучащие гармонично - в одном ритме. Чуть позже и постепенно некоторые из рифмоплетов приобретают дар поэзии. Не все. Многие умельцы легко рифмовать мысли так и остаются на первой стадии, то есть, способны срифмовать любой относительно связный текст, состоящий из правильно построенных предложений, который иногда даже очень красиво звучит, но особого содержания в этом тексте нет, а часто и личного переживания тоже: человек просто плетёт слова, толком не зная, что именно он хочет выразить и чем этот текст закончится! Этап "рифмоплета" - это вполне нормальный и естественный этап творческого роста для каждого автора, стыдиться его не нужно, главное постараться пойти дальше - думать о содержании стихов и выборе точных слов для передачи этого содержания, а не только о рифмовке "чего-нибудь".

К чему я это веду? А вот к чему. Именно игровые жанры очень часто пробуждают в нас рифмоплетов: мы не себя в игровых стихах выражаем, а "кроссворд разгадываем" - подбираем подходящие логические связки под заданные правила, не представляя толком, во что выльется наше новое стихотворение! Не форму ищем под содержание, а содержание под форму!

А задание в конкурсе "Мозаика-2" действительно было трудным: нужно целых 20 слов как-то в текст впихнуть, причем, слова, мало  связанные друг с другом...

Работая организатором конкурсов и судьей, я прежде чем предлагать  тему нового конкурса или судить по какому-то заданию, люблю "обкатывать" тему на себе - сама пишу новые стихи по заданию. Вот и в "Мозаике" я попыталась написать какое-нибудь  стихотворение с заданными словами. Но идти не вслепую, не зная, о чем получатся мои стихи, а сознательно: сперва найти свою тему, которую хочется превратить в стихи, причем, такие, чтобы эти 20 слов в том тексте работали, а не казались  насильно туда втиснутыми и не особо нужными. Чтобы читатель даже не догадался о том, что мои стихи написаны "на специальный конкурс" по заданию. Именно с такой  подход - взгляд человека, не знающего, что в тексте стихов группа слов вставлена автором в обязательном порядке - самый правильный для члена жюри игрового конкурса. Если я при чтении произведения буду просто наслаждаться сюжетом и лексикой, значит стихи получились! А если нет - это не стихи, а формально выполненное игровое задание.

Скажу честно: с сочинением новых стихов мне пришлось помучиться. Более того, от некоторых заданных слов мне очень хотелось избавиться, заменив их на более подходящие для раскрытия моего сюжета. Покажу вам то, что у меня в итоге получилось и от чего я сама не в восторге. Заданные конкурсом 20 слов выделены в тексте заглавными буквами:

****************************************************

МЫ БЫЛИ НЕРАЗБОРЧИВЫ В ДРУЗЬЯХ. АЛКОРА

Как БЫСТРО всё МЕНЯЕТСЯ!
ПУЧИНА разрушила набор иллюзий  в ночь.
И КАМЕНЬ отвалился по причине
Бессилия, позволив этим прочь

Изгнать  воспоминаний злую  шалость...
Век БРОНЗОВЫЙ  остался позади,
Век ЗОЛОТОЙ растаял. Нам казалось,
Он будет вечным,  что прогресс РАСТИ

Обязан  по начертанным законам!
Мы были  НЕРАЗБОРЧИВЫ в друзьях
И торопливы в чувствах. Всё же - кто мы?
Цари природы? Тварь земная? Прах,

Себе нарисовавший на  мгновенье
ЗАОБЛАЧНЫЙ и совершенный  мир,
Где БАРХАТ трав и птичек райских ПЕНЬЕ?
СЕКРЕТ такого вИденья - внутри,

А мир, что всем привычен - чёрно-БЕЛЫЙ,
ДОБРО и зло в нём спорят. Так ЗАЧЕМ,
ШАГ УБЫСТРЯЯ, мы рвалИсь в пределы
Возможностей своих, служа мечте?

Всё просто: чтобы ПЛАВАТЬ над пучиной,
Нужна, как ВОЗДУХ, вера в чудеса,
Чтоб с неба ДОНОСИЛИСЬ самочинно
Святых первопроходцев ГОЛОСА.

И русский мир по-прежнему их слышит.
Ведь с нами Бог, а значит,  держим выше!

А теперь давайте почитаем самые (на мой взгляд!) удачные  произведения конкурсантов: в пакете принятых работ таких нашлось довольно много. Покажу вам те, что мне понравились: читая их, я просто следила за содержанием, совершенно не ощущая искусственности вставки заданной двадцатки слов:

3. ИЮЛЬСКИЙ ДЕНЬ.  ДАРЬЯ УЛЬЯНЧЕНКО

Июльский день покрасит плечи БРОНЗОЙ,
ромашки БЕЛЫЕ расстелет по лугам,
плеснёт настой медовый в тёплый ВОЗДУХ,
ПОЗОЛОТИТ душистые стога.

Ложись в траву, раскинув вольно руки,
и над тобою - ОБЛАКОВ стада.
ДОНОСЯТСЯ из леса птичьи звуки,
бормочет НЕРАЗБОРЧИВО вода.

Целует БАРХАТИСТЫМИ губами
горячий лоб прохладный ветерок,
журчит ручей под старыми дубами.
Ты запасайся этим летом впрок!

На КАМЕНЬ сядет хрупкая стрекозка,
НАРИСОВАТЬ захочется её,
чтоб зимним днём июля отголоски
согрели неуютное жильё.

В ПУЧИНУ неба весело ныряя,
летают БЫСТРОКРЫЛЫЕ стрижи.
Мир вечный  и простой с тобою рядом,
МЕНЯЕТСЯ к ДОБРУ скупая жизнь.

ШАГНИ в неё с разбегу, искупайся
в шальной, внезапно хлынувшей грозе.
И перстенёк из радуги на палец
надень, чтоб позавидовали все.

ПРОПОЙ дуэтом с жаворонком песню,
не думая, ЗАЧЕМ тебе она.
Июлький день РАСТЁТ, хмелён и весел -
так напивайся счастьем допьяна.

ПЛЫВИ сквозь лето лодочкой бумажной,
забыв о грузе повзрослевших лет.
Всё прочее покажется неважным,
и в этом вечной юности СЕКРЕТ.

16. ОБИТЕЛЬ СЧАСТЬЯ. НИНА СПИРИДОНОВА 48

Лето, солнце, берег моря.
Гам ДОНОСИТСЯ ребячий.
Волны бьются, вечно споря, -
КАМЕНЬ точат. Здесь Рыбачье.

И забравшись на вершину
Пацаны ныряют в воду -
Прямо в глубину, в ПУЧИНУ.
Вынырнут и на свободу.

Малыши в песок играют.
БРОНЗОВЕЮТ на природе
И РАСТИ не забывают.
При такой-то вот погоде!

Море, солнце, ВОЗДУХ чистый!
ОБЛАКО - барашек БЕЛЫЙ.
Пролетел он быстро-БЫСТРО.
НАРИСОВАН будто мелом.

ДОБРЫЙ маленький барашек.
Наверху как будто не был.
Тучи сразу как рубашкой
Заслонили мне полнеба,

Предо мною красовались,
Солнце скрыли ЗОЛОТОЕ.
ШАГ за шагом всё МЕНЯЛОСЬ -
Вытворяли здесь такое!

Ветер грозный - до мурашек.
НЕРАЗБОРЧИВ он порою.
ПроторИт свой путь барашек
И СЕКРЕТ он нам откроет:

И ЗАЧЕМ нам дождь и тучи?
Я такой красивый - правда?
БАРХАТНЫЙ сезон - он лучший!
Как же вам со мной отрадно.

Звуки флейты льются где-то.
ПЕСНЯ чУдная им вторит.
Мой барашек, где ты, где ты?
С серой тучей пусть поспорит.

УПЛЫВАЮТ тучи в небе.
До свиданья - прочь ненастье.
Снова в небе синь, как небыль.
Просто здесь обитель счастья.

30. ЛИШЬ СДЕЛАТЬ ШАГ...  ОЛЬГА ГРУБСКАЯ

От снега, выпавшего ночью,
Прозрачен, свеж морозный ВОЗДУХ.
Рассвет накинул БЕЛЫЙ БАРХАТ
На замшу КАМЕННЫХ ступеней.
Коряв и НЕРАЗБОРЧИВ почерк
На колокольной тусклой БРОНЗЕ,
Лишь сделать ШАГ...и мир распахнут
К СЕКРЕТАМ  прежних поколений.

Сквозь ОБЛАКА проник несмело
Рассветный луч и мягкой кистью
Скользя по паутинным стенам,
Коснулся ПОЗОЛОТОЙ свода.
РИСУНОК НАНЕСЁН умело
И замелькали в танце  БЫСТРОМ
Огни РАСТУЩИХ светотеней,
Рождённых в ДОБРЫЙ час восхода.

Гуляли солнечные блики,
По живописным тусклым фрескам
На тёплые МЕНЯЛИСЬ краски,   
Легко оттенками играя.
Святые оживали лики...
ЗАЧЕМ воображенье дерзко?
Войди, доверь же без опаски
Души невидимые грани.
 
Почти разрушены ступени
В храм древний, уцелевший чудом.   
Быть может, тайны мирозданья
Впитали каменные стены...
Волшебны звуки ПЕСНОПЕНИЙ,
ПЛЫВУЩИЕ из ниоткуда.
Входящий, слушай их дыханье,
В ПУЧИНЕ дней знай жизни цену...

32. ПОВЕДАЙ МНЕ СЕКРЕТ, МОЙ ДРУГ. АЛЕКСАНДР ВОЛЫНСКИЙ   
               
Поведай мне СЕКРЕТ, мой друг,
Как ВОЗДУХ черным стал вдали?
И что ДОНОСИТСЯ за звук,
Столь НЕРАЗБОРЧИВЫЙ подчас?
Не зерна льются с ОБЛАКОВ,
На лоно БАРХАТНОЙ земли,
И КАМЕНЬ, взорванных домов,
Крошит  ботинок палача.

ЗАЧЕМ, ответь, мой ДОБРЫЙ брат,
Так БЫСТРО ПОМЕНЯЛСЯ враг?
Был каждый весел и богат,
И вместе мы могли РАСТИ.
Был БРОНЗЫ век, век ЗОЛОТОЙ,
Порою наш сбивался ШАГ,
Но и в ПУЧИНУ за тобой,
Я был готов всегда прийти.

Уже не ПЛАВАТЬ кораблям,
Под общим флагом по морям,
И парус БЕЛЫЙ красным стал,
И слышно ПЕНИЕ сирен.
Я бы хотел наРИСОВАТЬ,
Мир, где не надо умирать,
Но Марс уже копье поднял,
И обращает смертных в тлен.

38.  ПИСЬМО НА СВЕТУ. ТН КЛМ
(К картине Вермеера)

В снах НЕРАЗБОРЧИВЫХ,
В моза;ике времён,
Я - в междурамье
Отголосков ПЕНЬЯ
Из слов СЕКРЕТНЫХ
Для твоих имён,
ИЗМЕНЧИВЫХ
Как ОБЛАКО сомненья.

Я вырваться
Из плена не могу:
Из КАМНЯ стен,
Из БАРХАТА гардины;
И БРОНЗОВОМУ
Хрупкому крылу
Не ПЛЫТЬ по ВОЗДУХУ
По-над морской ПУЧИНОЙ.

Мой БЫСТРЫЙ ШАГ
К свободе из стекла,
Где БЕЛЫЙ свет
Так беспощадно я;рок,
Заставит отличить
ДОБРО от зла -
В письме из путанных
Помарок;

ЗАЧЕМ ДОНОСИТСЯ
Мне звук твоих имён...?
Я – лишь осколок
Крылышка меж окон;
РИСОВАННОЙ судьбой
ВЗРАЩЁН,
Дрожит от плача
ЗОЛОТОЙ мой локон...

39. СКАРАБЕЙ. ЕКАТЕРИНА ЧАУСОВА

Где ПОЁТ стихами проза, —
ВЫРАСТАЕТ из ПУЧИН
остров –
БАРХАТИСТ и БРОНЗОВ,
колчеданово лучист…

и ЗАЧЕМ такому ПЛАВАТЬ –
БЫСТРО в высь тугую взмыть, —
ЗОЛОТИСТЫЙ ВОЗДУХ плавить,
с БЕЛЫМ ОБЛАКОМ парить…

НАРИСОВАННЫЕ звуки
НЕРАЗБОРЧИВО-глухи, –
ЗАСЕКРЕЧЕНА наука
недоверчивых стихий…

миром-мигом, шаром-ШАГОМ,
шалым промельком зарниц,
ДОНЕСЁТ рассудок шаткий
ход времён…хоть павши ниц –

не МЕНЯЕШЬСЯ веками,
суть светил – к утру – ДОБРЕЙ…
 но – на запад солнца КАМЕНЬ
катит звёздный скарабей…

40. ДЕРЕВЕНСКАЯ ИДИЛЛИЯ. НИКОЛАЙ БЕЛОЗУБОВ 2

НЕРАЗБОРЧИВОЕ  ПЕНИЕ,
ОБЛАКОВ РАСТУЩИХ тень,
БЫСТРО-БЫСТРО - за мгновение! -
Превращает утро в день...

        А над речкой БЕЛОЙ млечностью,
        Над шальной ПУЧИНОЙ вод,
        ВОЗДУХ БАРХАТНОЙ беспечностью
        ИЗМЕНЯЕТСЯ-ПЛЫВЁТ...

Кисть беру, РИСУЮ бережно
КАМЕНЬ, БРОНЗОВЫЙ рассвет...
Только ШАГ всего до берега,
Только шаг, но тропки - нет!

        Тропка- тропочка  растаяла
        (Как?! ЗАЧЕМ?! В какой далИ?!)
        Всё в СЕКРЕТЕ нам оставила,
        Только мы понять смогли,

Что любая сказка просится
В ЗОЛОТОЕ царство снов...
... А с деревни вновь ДОНОСИТСЯ
Нежный шёпот ДОБРЫХ слов...


******************************************************

К сожалению,  не все участники особо мучились над содержанием текста, выполнив конкурсное задание формально: очень много произведений показались мне напрочь лишенными содержания. Все 20 слов в их текст были вставлены, и даже предложения - каждое по отдельности - у большинства были правильно выстроены, а вот всё вместе .... Стихи ни о чём! Либо в них совсем не было объединяющей мысли, либо слепленный автором пейзаж выглядел надуманным и противоречивым, сплетенным из разных деталей совершенно случайным образом. Часто в стихах не хватало яркого и выразительного языка поэзии. В итоге работа не получилась.

Настоящие стихи - это содержание плюс особый поэтический язык, помогающий увидеть содержание, а не одна только  форма - подбор  рифм для выбранной структуры ритма.

Покажу несколько стихотворений, которые, на мой взгляд, пока не получились и над ними еще можно поработать. По самым разным причинам. В этой части статьи я выделила в текстах заглавными буквами уже не заданную двадцатку слов (как я это было в первой части), а те места, которые показались мне неудачными или ошибочными по лексике.

2. СЕКРЕТ  СВЕТЛАНА 83

Не может камень плавать, только лёд
растёт в пучине  долгою зимой,
меняется и потепленья ждёт,
снег орошая доброю слезой.

Сверкает бронза золотых лучей,
пленяет пенье бархатистых снов.
Холодной глыбой лёд застыл зачем?
Пока что он растаять не готов.

Мороз рисует белым на окне,
Ночной метели неразборчив шаг.
Из облака спускается ко мне
и накрывает шалью полумрак.

По воздуху  доносятся  слова
и странных звуков непонятный бред.
Я радуюсь: пока ещё жива!
Быстрей бы лето. Жду. Вот мой секрет.

Мне кажется, этот автор способен писать поэзию - отдельные фразы и образы здесь написаны интересно, но все вместе они не соединены, очень сложно понять, что же именно хотел сообщить нам автор, какие чувства его переполняют...

4.  БРОНЗОВЫЙ ВЕК ПОЭЗИИ. АЛЕКСАНДР БОРОДИЦКИЙ

   Давно прошёл поэзии "век золотой",
   И "серебро" уплыло в речку Лету.
   "Век бронзы" начался у нас с тобой!
   И бархатного  пения  примету
   Прозрачный воздух нам доносит вдруг,
   И БЫСТРЫЙ ШАГ МЕНЯЕТ РИТМЫ ВСЛУХ...

   По белым облакам секрет стиха летит.
   Вдруг, НЕРАЗБОРЧИВЫЙ, КАК КАМЕНЬ,
   Зачем он падает в пучину вод?

   Растит   его наш добрый, творческий наш пламень.
   Как появление стихов обрисовать?
   Нужна на это Божья благодать!

Здесь и со структурой строф проблемы, и с выбором слов, а главное - с содержанием. И ничего нового для  меня автор не открыл, и связного содержания  я не увидела, так же как и оригинальной поэтической речи. А главное - сразу видна искусственность написания этого текста - задания ради...

8. ЕСЛИ ТОНЕШЬ, СЛОВНО КАМЕНЬ. ТАТЬЯНА УСТИНЕНКО

Если тонешь, словно камень,
Ты в пучине ссор и бед.
И от дрязг устанешь очень                рифма "камень-очень"
И от "пирровых" побед.
Будь разборчив в свОих  связях                РУ
В том секрета в целом нет.
ВОЗДУХ В СЕРЫХ ЗЛОБЫ ЯДАХ
ЗАМУТИТ ВЕСЬ БОЖИЙ СВЕТ.
Здесь доносится, понятно,
Только БРАНИ ТЯЖКИЙ СТОН.
И не бархатный, приятный
А базарный крик ворон.
Ведь любил когда-то плавать
В речке нашей золотой.
Пение пичуг послушать             рифма "плавать-послушать"
Над притихшею водой.
Наблюдать, как на закате
Сосны будут бронзоветь.
Мог в мечтах своих крылатых
Выше облака взлететь.
Может стоит поменяться
Чтоб не сделать в бездну шаг.
БЫСТРО С ПОШЛЫМ РАСПРОЩАТЬСЯ
ВЫКИНУВ ТАМ БЕЛЫЙ ФЛАГ.
Ты зачем упал так низко,
Сам себе на то ответь.
Ведь спасение так близко
Стоит только захотеть.
Рисовать мир в чёрном цвете.
Он же добрый, посмотри!
За него мы все в ответе.
А следы обид сотри!
Дай душе своей свободно
До высот своих расти.
И пока не слишком поздно.
Всё прими и всех прости.

Здесь автор вообще никаким  содержанием не заморачивался - просто сплетал случайные фразы, вписывая в них заданные слова. При этом, он даже о базовой технике не заботился - рифмы в основном слабые, а местами просто потеряны. Очень сырая пока еще  работа!
 
10. ПИСЬМО МУЖЧИНАМ ОТ РЕПЕЙНИКА. ЛАРИСА ДУДИНА

Золото, бронзу меняли на камень,
Воздух секрета, ужас пучины;
Плавали, быстро шагали веками
И рисовали зачем-то мужчины.

Облаком снежным расти вам аршинно,
Чтоб доносилось бы белое пенье...
Жаль, неразборчивы добрые джинны.
Бархатной старости вам! Ваш репейник.

Тоже не стихи, а просто  собранный по правилам  "кроссворд" - содержания в стихах нет, хотя все фразы по отдельности построены неплохо, и базовая техника у автора есть. Автор может писать поэзию, но предпочитает постоянно пребывать на стадии рифмоплета.

11. У МОРЯ. НАТАЛИ ХАРЛАМОВА

В каменистый берег бьется
Черноморская волна
Пеной белой закипает               
С шумом плещется она

Над пучиною морскою
Будто горная гряда
Бесконечной чередою
Проплывают облака

Солнце южное в зените
ДИСКОМ БРОНЗОВЫМ ПАЛИТ
Воздух солнцем раскалённый         
Отдохнуть в тени манит

Бриз морской, соленый ПРИВКУС
НА УСТАХ ЗАПЕЧАТЛЕЛ
Нежно-бархатной волною
Смыть следы мои хотел

А вдали, у горизонта
Парус реет голубой
Ветер пение доносит
В лодке молодец лихой

Жаркий день, сменяет вечер
Он прохладу мне дарит
Шум прибоя нарастает
золотой песок шуршит

Я бреду неторопливо
Шаг за шагом, неспеша
В море камешки бросаю
Поглощает их волна
 
Неразборчивые знаки
Вижу тут же, на песке
Кто невидимый художник
Задаю вопрос себе

Иероглифы рисует
Крабик маленький такой
И зачем-то их стирает
СвОей маленькой клешней                РУ

В чем секрет тех начертаний
Только ведомо ему
Но не будем углубляться
Это вовсе не к чему

Ночь иссякла слишком быстро
Солнце на небе взошло
Утро доброе встречает
И от этого легко!!!

Во-первых, запись без знаков препинания - для меня это уже достаточный повод, чтобы не отбирать такие стихи в свой шорт лист (или ставить им 2). Во-вторых, при такой короткой строке катренов еще и с холостой рифмой между 1 и 3 строками писать - это непрофессионально, особенно когда в парочке строф почему-то есть попытка сделать рифму, хотя и крайне слабую. Что касается содержания - оно есть. Это пейзаж. И даже описание картинки относительно связное, но только очень скучное, без авторских находок, без использования богатства поэтической речи.

19. СМЕШАННЫЕ ЧУВСТВА.  НИНА ПИГАРЕВА

В приоткрытые окна доносит
Ветер запахи яблок ОЗИМЫХ.                зимних
Быстрым шагом торопится осень
Жизни нашей в седое предзимье.

Лет прошедших листаю страницы,
МОЗГ НЕЩАДНО РИСУЕТ былое,
Всё разборчивей прошлое снится,
Возвращая в то утро лихое:

Пред глазами – морская пучина,
Белых чаек тревожные крики,
Двух касаток огромные спины
Над УДАРНОЙ волною безликой.

Облаков тяжеленных  обозы,
Без лазури небесных оконцев,
В цвете тёмно-коричневой БРОНЗЫ
С ПОЗОЛОТОЙ от тусклого солнца.

За супруга цепляюсь я крепко,
Краски шторма сгустились над нами.
Судно в море бросает, как щепку,
И несёт на прибрежные камни…

ДОБРЫМ Ангелом судьбы хранимы,
Счастье в схватке осилило горе.
Но вселился ИСПУГ ОДЕРЖИМЫЙ,
С той поры я не ПЛАВАЮ в море.

Не СЕКРЕТ, в сЕзон бархатный можем                РУ
Воздух моря вдохнуть с наслажденьем.
Побродить по ПЕСКАМ БЕЗДОРОЖНЫМ,
И послушать птиц ТАМОШНИХ пенье.

ОБСТАНОВКУ СМЕНЯЮ не просто,
Может незачем? – с чувствами спорю.
Шутит муж: для ДУШЕВНОГО РОСТА
Отдых нужен у южного моря!

Попытка написать пейзаж, который почти получился, хотя, к сожалению, в стихах нет ничего, кроме описания. Зато есть много неудачно, а иногда ошибочно подобранных слов - очень слабая лексика. Концовка стихов решена в другом жанре - не красивой пейзажной лирики, а жанре разговорно-бытового рассказа в стихах, что тоже портит впечатление от произведения.

23. Я РИСОВАТЬ ХОЧУ. НЕЛЛИ КАМЕРЕР

Зачем я шла к пруду? Не видела такого!
Там не было гусей и уток верениц,
Но доносился крик фазана золотого   
Средь НЕРАЗБОРЧИВОГО ПЕНЬЯ дивных птиц.                не там ИКТЫ

Там плавают в пруду причудливые тени.
Раскроет мне секрет колдун и добрый маг,
Как бархатный сезон меняется на белый,   
И тихий времени, иль быстрый виден шаг.               не там ИКТЫ - ритм!

Осенний воздух чист, вода течет под камень.
Там ивушка растёт и облаков парад.   
Я рисовать хочу зари той алой пламень,
ПУЧИНЫ ОБЛАКОВ и бронзовый закат.

Здесь явные проблемы с ритмикой - ударные слоги не в ладу с фонетическими ударениями. Пейзаж, возможно, и красив, но мне в него не верится: он выглядит искусственно надуманным в угоду конкурсному заданию.

27. СЕЯТЕЛЬ. ДМИТРИЙ НАЙДИН

Летний закат разделил пополам
Небо на бронзу и золото.
Любимой краской Ван Гог РИСОВАЛ,          художник ПИШЕТ!!!
А кожу пекло одинокое солнце.                рифма

Зачем он им затмил облака?
Для тебя наверно секрет.
От мысли - меняется шаг,
От цели - меняется цвет.

Иду домой все быстрее,
Доносится пение птиц.
Уже не чувствую света,
Исчезает лучик в дали.

Вырастет бархатное поле пшеницы,
Осенью его пожнут жнецы.
Усталостью будет воздух пропитан,
Но должны быть сыты дети твои.

НОГИ КАК КАМНИ, НЕРАЗБОРЧИВО ПЛАВАЮТ МЫСЛИ,
Не отказался бы от доброго ломтя белого хлеба.
Моя дорога - пучина,   
Которая закончится рассветом.

А здесь фрагменты потока сознания, которые автор даже не захотел зарифмовать и свести в единый ритм - большие проблемы с владением базовой техникой письма. С лексикой тоже пока не все хорошо (примеры тому выделила в тексте). А о чем стихи-то? Не знаю, не поняла.

31. Я НАРИСУЮ БРОНЗОВЫЙ ЗАКАТ. ОЛЕСЯ ЯВУЗ

Я нарисую бронзовый закат
На небе облака окрашу в белый
Вот наступила точка... Невозврат!
Шёл в поле богатырь... Красивый! Смелый!

Он будто не шагает, а плывёт
Закинув на плечо МЕШОК С КАМНЯМИ
И тихо, НЕРАЗБОРЧИВО ПОЁТ
ИДЯ ТАЙГОЮ, ТУНДРОЙ И СТЕПЯМИ

Он в БАРХАТНОМ МЕШКЕ ХРАНИТ СЕКРЕТ
И камни в нём, конечно, не простые
КАЖДЫЙ ИЗ НИХ ЛЮДЬМИ БУДЕТ ВОСПЕТ             не там Икты
И больше воздуха ПОЛЮБЯТ "ЗОЛОТЫЕ"

Меняются эпохи и века
И взращивая добрые начала
Не можем мы узнать наверняка
ЗАЧЕМ СУДЬБА НА ЖАДНОСТЬ ИСПЫТАЛА

В ПУЧИНЕ ПРОЛЕТАЮЩИХ ДОРОГ
Доносится едва предупреждение:
"Когда ТЕБЕ НАПИШУТ НЕКРОЛОГ,
Всё золото теряет назначение"

Я нарисую бронзовый закат
И цвета неба саван нарисую
Всё быстротечно! Точка! Невозврат!
И жизнь, увы, нельзя прожить другую...

С базовой техникой проблемы, с лексикой...  А по содержанию здесь не просто поток сознания, а еще и странный поток... Даже не хочется комментировать логику этого сюжета: "Рифмоплести" так на скорую руку может практически любой человек, но поэзии и смысла в этом творении, увы, нет.

36. СЕКРЕТЫ ИСТОРИИ. АНАСТАСИЯ АЛЕКС ЗАХАРОВА

Зачем мы открыли музеи,
Где время закрыли за двери?
Чтоб вечно хранились секреты
Про прошлые радости, беды.

Там в бронзовых стенках сосудов,
В блистающих золотом блюдах,
Найдем НЕРАЗБОРЧИВЫЙ СЛЕПОК,
Шагнувших в историю слепо.

Камзол вот НА бархате сделан -               из бархата
Каким был владелец, что делал?
Быть может лист белый укажет,
Иль БЫСТРО ГИД В УХЕ расскажет.

НАЧЕРТАНА кем-то на камне
РИСУНКОМ там древняя память:
Как начали люди меняться,
Расти и В УМЕ РАЗВИВАТЬСЯ;

Как ПЛЫТЬ ПОСТЕПЕННО УЧИЛИСЬ,
По волнам ПОЗНАНЬЯ ПУЧИНЫ,
В которой НАСЫЩЕННЫЙ ВОЗДУХ
ХРАНИЛ ВСЕ ОТВЕТЫ К ВОПРОСАМ.

Но люди с добром или злобой
Искали все больше свободы,
НА НЕБО СМОТРЯ С ОБЛАКАМИ,
ВСЕ БОЛЬШЕ СКУДЕЛИ УМАМИ.

Как пение ангела СВЫШЕ,
Желая все больше расслышать,
ДОНЁСШЕЙСЯ АРИИ ВНЕМЛЯ,
Как кровью залили всю Землю.

Нам могут поведать в музеях
Про кости, ЗАРЫТЫЕ В ЗЕМЛЯХ,
Однако не важно, что было,
Ведь люди все снова забыли.

И в будущем может раскопки
Поднимут военные сводки.
И ВНЕМЛЮТ ИСТОРИИ НАШЕЙ
ТЕ ЛЮДИ, ЧТО НАС БУДУТ СТАРШЕ…

Очень плохое знание русского языка, грамотной литературной речи и странность - надуманность содержания.


Я опубликовала здесь только лишь несколько примеров пока еще сырых - не доработанных до конца стихотворений. На самом деле их в пакете было гораздо больше. Надеюсь, что авторы, узнавшие свои произведения, воспримут мои советы без обиды. Потому что все мы когда-то начинали с рифмоплетства, но, если искренне захотеть смотреть на свои недочеты с без противления, много читать разных стихов других авторов, то путем сравнения их со своими можно очень многому и достаточно  быстро научиться.

А конкурс "Мозаика" оказался интересным - спасибо за него Фонду ВСМ, организатору конкурса - Айк Лалунц и всем авторам, приславшим свои стихи. С уважением, Ваша Алкора, 29.05.22.


Рецензии
Здравствуйте, уважаемая Алкора!

Очень обрадовалась, обнаружив своего "Скарабея" в числе понравившихся Вам стихотворений!
Не ждала, честно говоря, после Итогов с двумя двойками от членов жюри. И шла по ссылке, чтобы спросить, кому можно задать вопрос о причинах столь низких оценок.

Прочитав Вашу статью, слегка успокоилась, но вопрос, меж тем, остался висеть в воздухе! Я впервые приняла участие в конкурсах ВСМ вообще и, в частности, впервые попробовала сложить "мозаику". Призы и места меня волнуют меньше всего. Я понимаю, что стихи и их оценка - вещь субъективная. Но если судья ставит низший балл, значит ему что-то резко не понравилось. Или стихотворение безграмотное во всех отношениях, или лишено всякого смысла, или - и то и другое :)/видимо мой случай/ Хотелось бы каким-то образом выслушать аргументированные претензии людей, оценивших стих. так низко. Чтобы чему-то у них научиться, ведь именно для этого мы все пришли сюда! Не знаю, каким образом происходит здесь обратная связь, иначе бы обратилась непосредственно к высоким судьям. А в этом отзыве ограничилась бы благодарностью за проделанную Вами большую и полезную для авторов работу!

Приношу свои извинения, что большая часть "послания" под Вашим текстом адресована не Вам)

С уважением и признательностью,

Екатерина Чаусова   30.05.2022 21:05     Заявить о нарушении
Мне ваши стихи понравились. Зато многим стихам из статьи, которым я выставила 2, часть судей "Мозаики" поставили 9. Оценка - вещь субъективная. Но и профессиональные судьи на сайте - редкость, а те, что согласились работать, не всегда сами профессионалы.

Это сложная и больная для меня тема. За других я не отвечаю (тем более за тех, которых не я приглашала), а в статьях, которые делаю всегда после конкурсов ТМА, я пишу только СВОЕ мнение и стараюсь его пояснить. Кстати, далеко не все с моим мнением соглашаются, особенно когда я ставлю низкую оценку.

Так что не берите в голову - это все наши игры на сайте, а думать, что хорошо, а что плохо, все равно приходится каждому самостоятельно.

С уважением.

Алкора   31.05.2022 00:15   Заявить о нарушении
Мне Ваши стихи тоже понравились) Вообще это вызывает уважение, когда человек, который берётся кого-то «судить», делает это «изнутри».
Я всё понимаю, разумеется, про игры и игроков, не собираюсь оспаривать личные предпочтения членов жюри. Просто любопытно, какими критериями руководствовались те или иные судьи. Вот Ваши и В.Султановой мне понятны, может быть и у других возникнет желание поделиться своими впечатлениями)

С любом случая, я – в выигрыше! Открыла ещё одну площадку для себя! Благодарю Вас, Алла! (если позволите, всегда неловко использовать псевдоним в таких ситуациях)) А думать и решать для себя – да! Эта возможность, слава Богу, при нас… пока)))

Екатерина Чаусова   31.05.2022 14:03   Заявить о нарушении
Согласна.
С теплом, Алла.

Алкора   31.05.2022 15:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.