Хочу всё знать 1 часть 17

Хочу всё знать 1 часть 17

Антропологи уже выяснили, что большинство жертвенных останков из Иньсюй принадлежит мужчинам в возрасте от 15 до 35 лет. Но кем они были – местными жителями или пленными чужаками, как подсказывают тексты на гадальных костях? Исследование, проведенное группой ученых во главе с Кристиной Ченг, должно было подтвердить – или опровергнуть – теорию о жертвенных пленниках, возникшую на основе анализа древних записей.
Для этого исследователи провели лабораторный анализ останков, найденных на царском кладбище в Иньсюй, где расположены и гробницы правителей, и 2500 захоронений жертв гадальных церемоний. Для исследования были отобраны останки 68 человек, почти все они относятся к категории «реншенг».
Обычно для определения места происхождения древних людей ученые проводят анализ изотопов стронция в зубной эмали. Однако жертвы «реншенг», изученные Кристиной Ченг, были обезглавлены («фа»), что сделало невозможным проведение стандартного изотопного анализа зубов.
Вместо этого исследователи провели анализ изотопного состава углерода и азота в костях. Такой анализ позволяет выяснить, как человек питался и какую воду пил, то есть его режим питания может косвенно указать на места его длительного проживания.
Данные, полученные по 68 жертвам «реншенг» из Иньсюй, ученые сравнили с данными из 39 древних костей, определенно принадлежавшим обычным местным жителям, похороненным в окрестностях Иньсюй в эпоху Шан.
Изотопный анализ показал, что и жертвы «реншенг», и жители Иньсюй употребляли в пищу много проса. Однако в диете местных, помимо проса, присутствовали небольшие количества иной пищи – пшеницы, риса, рыбы, оленины... – тогда как питание будущих жертв гадальных церемоний не отличалось даже столь малым разнообразием.
По совокупности данных ученые сделали вывод, что жертвы «реншенг» действительно были чужаками, вероятнее всего пленниками. Таким образом, современные научные данные подтвердили информацию на гадальных костях. «Мы впервые смогли предоставить прямое доказательство теории, которая прежде основывалась только на изучении текстов возрастом более 3000 лет. Для нас это все равно что найти Трою и доказать, что «Илиада» не была полным вымыслом», — сказала Ченг.
Одну теорию подтвердили, другую – опровергли. Ранее многие специалисты по истории династии Шан утверждали, что люди, предназначенные для жертвоприношений, не использовались ни как рабочая, ни как рабская сила. Расшифровки записей на гадальных костях позволяли предположить, что будущие жертвы проводили в Иньсюй около 8 дней перед церемонией, не больше. Однако результаты изотопного исследования не совпадают с существующей интерпретацией гадальных текстов.
Макро- и микроэлементы из пищи оседают в костях и сохраняются на протяжении тысяч лет: на этом факте основаны современные изотопные исследования. Однако сначала вещества из пищи накапливаются в малых костях, а затем – в крупных. Отличия в происхождении между местными жителями и пленниками «реншенг» выявлены по изотопному составу крупных костей, тогда как в малых костях у местных и пришлых встречаются те же изотопы. Это говорит о том, что будущие жертвы жили в Иньсюй не восемь дней, как считалось ранее, а как минимум несколько лет – достаточно долго, чтобы местный режим питания отразился на малых костях скелета, но не успел повлиять на крупные.
Кристина Ченг и ее коллеги по исследованию уверены, что полученный результат соответствует действительности: невыгодно содержать огромное количество пленников в течение долгого времени, не используя их в качестве рабочей силы. Тому есть и другое косвенное доказательство: в предыдущих исследованиях гадальных текстов говорится о том, что аристократы эпохи Шан были обязаны по первому требованию предоставить правителю необходимое количество пленников для жертвоприношений. Следовательно, пленников где-то и как-то содержали на протяжении долгого времени, в ожидании передачи их правителю по первому запросу.
Современные специалисты отмечают крайнюю жестокость и полное пренебрежение к человеческой жизни в древнем Китае – «людей приносили в жертву практически теми же способами, что и животных, в глазах правящей верхушки разница между рабом и скотом была невелика», заметил один из лингвистов, изучающий тексты на гадальных костях. При этом жестокие массовые жертвоприношения говорят о чрезвычайной набожности правителей Шан – в контексте своего мира и своего времени они совершали богоугодные (предко- и природоугодные) деяния, являя пример благочестия и истового почитания высших сил. Китайские специалисты обычно подчеркивают, что феномен человеческих жертвоприношений был распространен повсеместно, а древнекитайские обычаи – лишь часть общемировой практики. Эдакий намек: мол, сначала на свою историю посмотрите.
Массовые ритуальные жертвоприношения в Китае сошли на «нет» около 700 года до нашей эры, и вовсе не по причине повышения гуманности общества. Появился более простой и общедоступный способ гадания, не требующий крови и весьма популярный до сих пор: это знаменитая «Книга перемен», И-Цзин, спасшая тысячи и тысячи человеческих жизней. Когда захотите узнать свое будущее по И-Цзин, вспомните о рассказанной нами истории...


Рецензии