Хочу всё знать 1 часть 16

Хочу всё знать 1 часть 16

По данным прошлого года, общее количество жертвенных человеческих останков, найденных на «развалинах Инь», достигало 10 тысяч. За прошедший год цифры изменились: теперь ученые говорят уже о 13 тысячах человек, умерщвленных во время ритуальных церемоний и погребенных в Иньсюй. Не единовременно, конечно: исследователи полагают, что такое количество жертв «накопилось» за те 255 лет, что столица династии Шан находилась на этом месте.
«На территории царского некрополя мы обнаружили останки по меньшей мере 3000 принесенных в жертву людей, еще больше – при раскопках царского дворца», — говорит Ченг. И это только в Иньсюй, последней столице династии Шан. Подобные массовые захоронения с изуродованными человеческими останками исследователи находили и в других городах древнего китайского государства.
Судя по археологическим находкам, человеческие жертвоприношения практиковались в древнем Китае на протяжении тысячи лет при трех династиях – Ся, Шан и Чжоу, последовательно сменявших друг друга. Самыми активными «жертвователями», по всем признакам, были правители Шан. В среднем каждая жертвенная церемония уносила жизни пятидесяти человек. Во время самого крупного жертвоприношения были единовременно убиты 339 человек.
По словам Кристины Ченг, в эпоху Шан существовало два основных вида человеческих жертвоприношений: «реншенг» и «ренсун». В могилах жертв «ренсун» (в приблизительном переводе этот термин означает «люди-компаньоны») археологи зачастую находят изысканные погребальные дары, а контекст захоронений говорит о том, что жертвами «ренсун» были в основном слуги или родственники покойных аристократов и влиятельных чиновников.
Совсем иначе выглядят останки жертв «реншенг» (этот термин практически дословно переводится как «приношение человеческой жертвы»): почти все они страшно изуродованы, тела закопаны в групповых могилах, а погребальные артефакты либо отсутствуют, либо их совсем мало.
Почти все «реншенг» были жертвами предсказаний, чрезвычайно востребованными в эпоху Шан. Поскольку связь между гадальными костями и человеческими жертвами не самая очевидная, стоит пояснить, как именно происходил процесс гадания.
У каждого из царей династии Шан постоянно возникали жизненно важные вопросы: например, угодно ли духам избавить правителя от нестерпимой зубной боли или даровать богатый урожай.
Предсказатель вырезал (позже – записывал) вопрос на соответствующем носителе (использовались лопаточные кости быка или пластрон, нижний панцирь черепахи), затем нагревал кость или панцирь до появления трещин, а затем по рисунку трещин «переводил» ответ из мира духов. Обычно на носителе с вопросом записывался и ответ (результат), а также дата – всё официально, даже буднично, для архивов и отчетности.
Человеческие жертвы были неотъемлемой частью процесса: их количество, а также способ умерщвления, наиболее угодный духам (ученые насчитали 12 разных способов, для каждого использовался отдельный термин), зачастую указывались в самом вопросе. Для наглядности – несколько примеров вопросов с гадальных костей:
— Примут ли духи жертву в количестве двадцати человек, умерщвленных способом «тан»? [Записанный результат] Преподнесли духам тридцать человек, исход оказался чрезвычайно благоприятным.
— Его Величеству предстоит обезглавить жертвенных людей. Одобрят ли это духи? [Записанный результат] В день y;ch;u (дата) были принесены человеческие жертвы методом «фа», а также умерщвлена корова.
— Будут ли приняты жертвы в день w; (дата), умерщвленные путем погребения заживо? [Записанный результат] В день b;ngw; (дата) пошел дождь.
— Вопрошаем: даруют ли духи дождь, если в день b;ngx; (дата) мы принесем в жертву женщин методом сожжения?
— Будет ли ответ благоприятным, если в день x;ny;u (дата) мы принесем жертвы способом обескровливания?
Упомянутый способ «тан» означает умерщвление путем избиения человека до смерти, метод «фа» — отсечение головы (обезглавливание пользовалось наибольшей популярностью, судя по записям на гадальных костях). Полный список способов казни жертв, составленный учеными по расшифровкам гадальных костей, выглядит так: обезглавливание, рассекание/разрезание тела пополам, четвертование или постепенное отсечение частей тела до смерти, избиение до смерти, обескровливание, погребение заживо, утопление, сожжение, сварение в кипятке, смерть от палящего солнца или «высушивание» уже мертвых вскрытых тел под солнцем до состояния вяленого мяса, смерть от любого из вышеуказанных способов с последующим оставлением тел без погребения...
Выбор одного из 12 способов жертвоприношения зависел от адресата и цели. Адресатами выступали духи предков как священные хранители и защитники государства, правителя, семьи и т.п., и духи природы – к ним обращались в основном по погодным и сельскохозяйственным вопросам. Судя по статистике обращений, культ предков в эпоху Шан по своей значимости и интенсивности превосходил поклонение природным божествам.
Силам природы обычно полагались жертвы, убитые «природными» способами: сожжение (огонь), утопление (вода), погребение заживо (земля). Духи предков требовали больше крови в обмен на благословение, защиту от бедствий, поддержку и удачу в делах. Для них наиболее предпочтительными способами умерщвления были обезглавливание, расчленение, избиение до смерти, отрезание ног, обескровливание, сварение в кипятке, «высушивание» на солнце и тому подобное. Духам природы часто жертвовали женщин, духам предков – мужчин, в основном пленников из враждебных племен. Так жертвователь решал сразу три задачи: например, обезглавив несколько десятков пленных, он выказывал предкам должное уважение, получал ответ на свой вопрос и нагонял страху на врагов. Прагматично и эффективно.
Пленные мужчины и женщины из враждующих с Шан племен нередко упоминаются в текстах на гадальных костях, часто даже с указанием племени – например, «Будет ли угодна духам жертва трех мужчин племени Цян и двух коров, умерщвленных путем отрубания конечностей?».
В прошлом году Танг Чиджен (Tang Jigen), глава Аньянского отделения Академии социальных наук КНР, выдвинул предположение, что основным источником жертв для коммуникации с духами были люди из кочевого народа Цян – известно, что Шан и Цян часто и жестоко враждовали. «В захоронениях Иньсюй мы обнаружили жертвенные останки группами по 10, 30 и 50 человек. В текстах на гадальных костях и в других источниках, описывающих ритуалы поклонения предкам царей Шан, мы нередко встречали записи вроде "умертвить 10 людей Цян", "30 людей Цян" или "50 людей Цян"», — говорит Танг Чиджен. К слову, несмотря на все бедствия, народность Цян выжила: сейчас Цян является одним из этнических меньшинств в западном Китае общей численностью около 300 тысяч человек.


Рецензии