Хочу всё знать 1 часть 15

Хочу всё знать 1 часть 15

Единственным государством, серьезно пострадавшим от удара стихии, оказался Тартесс: в конце VI века до н.э. его жителям пришлось мигрировать вглубь страны, на берега реки Гуадиана, и строить жизнь заново. Впрочем, не только природа могла стать причиной глубокого кризиса, но и международные конфликты: Тартесс был тесно связан как с финикийцами, так и с греками, а те, в свою очередь, враждовали между собой за превосходство на море. Экономика Тартесса, скорее всего, оказалась побочной жертвой этих столкновений.
От чего бы ни бежали тартессийцы с побережья в глубь страны, археологические находки датируют эту миграцию концом VI века до нашей эры. Но прошло всего сто лет, и Тартесс полностью исчез из истории, письменной и материальной: археологи не нашли ни одного тартесского артефакта младше 500 года до нашей эры. Вместо них нашли много кельтских...
Распространена гипотеза, что Тартесс уничтожили финикийцы (карфагеняне) в отместку за союз Тартесса с греками. Однако новейшие археологические находки подсказывают иное развитие событий: ослабевшую державу погубили не давно знакомые финикийцы, а кельты, хлынувшие в Иберию с севера. Кельтские племена согнали тартессийцев с недавно обжитых мест, окончательно и бесповоротно.
В конце пятого или начале четвертого века до н.э., опасаясь неизбежного столкновения с чужаками-кельтами, обитатели Турунуэло приняли решение уничтожить и «похоронить» свои дома и святилища, чтобы не оставлять их на разграбление новым завоевателям.
Профессор Хосе Эскасена приводит исторические параллели с современностью: «Когда народ вынужден покинуть свою территорию из-за смены власти, его святилища разрушаются народом, эту власть получившим – как произошло в секторе Газа после ухода Израиля в 2005 году: палестинцы первым делом разрушили синагоги».
Спасение святынь через их разрушение — лишь одна из версий развития событий в Турунуэло. Физические следы прощального обряда, пожара и «похорон» здания очевидны, однако точные мотивы и причины такого решения до конца не ясны, оставляя пространство для самых разных гипотез.
Возможно, новые ответы и новые загадки найдутся позже, на еще не исследованных 93% тартесского поселения, похороненного под грядками помидоров в далекой Эстремадуре.
Тайны древнего мира: чудовищные жертвоприношения в Китае
В древности человеческие жертвоприношения считались самым эффективным способом достучаться до небесной (или подземной) канцелярии, поэтому ритуальные убийства были распространены практически повсеместно. Так или иначе отличились все древние цивилизации, но первыми в списке обычно вспоминаются народы доколумбовой Америки – инки, майя и особенно ацтеки, превратившие человеческие жертвоприношения в грандиозные ритуальные спектакли...
 Вторыми на очереди, скорее всего, будут кельты. За ними – викинги и германцы. Чем зрелищнее ритуалы, тем дольше о них помнят: «плетеный человек», «кровавый орел»... Русь и Восточная Европа тоже не отставали: по запросу «человеческие жертвоприношения у славян» Яндекс выдает почти 20 миллионов результатов – популярная нынче тема для обсуждений. Древние греки и римляне так старательно создавали свой цивилизованный имидж, что случаи ритуальных убийств в этих культурах быстро вспомнят, пожалуй, только знатоки, но они были. С этрусками сложнее – но и там это направление прослеживается.
Африка, Древний Египет, Индия, Ближний Восток, недавняя находка в Корее (хотя в данном случае речь идет о так называемой «строительной жертве», которая встречается даже в тех культурах, где не отмечены признаки массовых жертвоприношений) – человеческую жизнь везде использовали как безотказный способ связи с богами и предками. Но всем вышеперечисленным (кроме, пожалуй, ацтеков) далеко до древних китайцев.
Когда в 1928 году начались раскопки в Иньсюй (буквально — «развалины государства Инь»), мало кто предполагал, что работы растянутся на десятилетия, а находки окажутся в буквальном смысле жутко интересными. Иньсюй – это руины последней столицы династии Шан, правившей в Китае с XVI по XI век до нашей эры. Шан – не самая древняя китайская династия, но первая, существование которой подтверждено и письменными источниками, и многочисленными археологическими находками. Правители Шан шесть раз переносили свою столицу с места на место, но последняя, ныне известная под незатейливым прозвищем «развалины Инь», находилась на территории современной провинции Хэнань, недалеко от города Аньян.
В свое время поводом для раскопок в Иньсюй стали необычные артефакты, найденные здесь еще в 1899 году: гадальные кости. Вернее, загадочные старые кости с надписями находили здесь и раньше, но использовали в совсем иной области – как чудодейственное снадобье от малярии и ножевых ран. В 1899 году древние артефакты впервые попали в руки ученых, те определили их истинное предназначение, и ценность странных находок все больше росла по мере исследований – гадальные кости оказались неисчерпаемым источником информации. Иероглифы, вырезанные на воловьих костях и черепашьих панцирях, ныне признаны древнейшей формой китайской письменности. Расшифровка надписей помогла восстановить полное древо правителей династии Шан и, среди прочего, узнать весьма необычные подробности о жизни государства, существовавшего 3100-3600 лет назад.
По мере продвижения раскопок ученые получили возможность соотнести содержание надписей на гадальных костях с археологическими находками на месте. Результат оказался шокирующим.
Раскопки в Иньсюй ведутся до сих пор, древний город не перестает удивлять ученых. «Это во всех смыслах потрясающее место. Архитектурные сооружения поражают гигантскими размерами, как и масштабы строительства в целом. Только за последние годы мы нашли множество прекрасных бронзовых и костяных артефактов, включая гадальные кости», — сообщила изданию LiveScience Кристина Ченг (Christina Cheung), биоархеолог из университета Саймона Фрейзера (Ванкувер, Канада), ведущий автор последней научной работы по раскопкам в Иньсюй.
Специальность Кристины Ченг – биоархеология, а исследование, опубликованное в июне в издании Journal of Anthropological Archaeology, касается находок совсем иного рода: человеческих останков.
Археологи обнаружили в Иньсюй огромное количество массовых захоронений, аккуратно расположенных на всей территории древней столицы. В большинстве могил лежали останки 10, 30 и 50 человек. Ученые обратили внимание, что в надписях на гадальных костях упоминаются те же цифры, когда речь идет о человеческих жертвоприношениях в обмен на мнение высших сил по тому или иному вопросу.


Рецензии