Эссе Рассказывает ли Библия достоверную историю
Что, если Иисус не умер на Голгофе, как об этом говорится в Библии, а выжил? Может быть, он женился на Марии Магдалине и у них родились дети? Или, возможно, он решил оставить все мирские удовольствия и стал отшельником? Может ли быть, что Иисус проповедовал учения, о которых не говорится в Библии?
ПОДОБНОГО рода предположения стали очень популярны в последнее время. Интерес к ним подогревают режиссеры и писатели, представляющие свои идеи в фильмах и книгах. Помимо художественных произведений, были опубликованы многочисленные труды и статьи, в которых утверждалось, что апокрифы, датируемые II—III веками н. э., содержат факты о жизни Христа, которых нет в Евангелиях. Обоснованы ли такие утверждения? Содержится ли в Библии полная, достоверная история жизни Иисуса?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо узнать: во-первых, кто и когда написал Евангелия; во-вторых, кем и как был утвержден канон Священного Писания; в-третьих, как появились апокрифы и насколько они отличаются от канонических книг.
КОГДА И КЕМ БЫЛИ НАПИСАНЫ НОВОЗАВЕТНЫЕ КНИГИ?
По некоторым данным, Евангелие от Матфея было составлено через восемь лет после смерти Христа, то есть приблизительно в 41 году н. э. Многие учёные склоняются к более поздней дате, но большинство согласно, что все новозаветные книги, или Христианские Греческие Писания, были написаны не позднее конца I века н. э.
Очевидцы жизни, смерти и воскресения Христа были ещё живы и могли подтвердить написанное в Евангелиях. Кроме того, они с лёгкостью могли указать на любые неточности. По словам профессора Ф. Ф. Бруса, «одним из сильных пунктов в первых апостольских проповедях было уверенное обращение к знаниям, которыми обладали слушатели; апостолы говорили не только „мы свидетели тому“, но и „как и сами знаете“ (Деяния 2:22)».
В составлении Христианских Греческих Писаний участвовали некоторые из 12 апостолов, а также Иаков, Иуда и, вероятно, Марк. Все они присутствовали в Пятидесятницу 33 года н. э., когда было образовано христианское собрание. Павел и другие люди, участвовавшие в написании Христианских Греческих Писаний, тесно сотрудничали с первым руководящим советом христианского собрания, который состоял из апостолов и старейшин Иерусалима (Деяния 15:2, 6, 12—14, 22; Галатам 2:7—10).
Иисус поручил своим последователям продолжить дело проповеди и подготовки учеников (Матфея 28:19, 20). Примечательно, что он сказал: «Тот, кто слушает вас, слушает и меня» (Луки 10:16). Он также пообещал, что для выполнения этого задания Бог даст им святой дух, или действующую силу. Поэтому писания апостолов и их близких сотрудников — людей, которых Бог наделил святым духом,— воспринимались христианами первого века, как заслуживающие доверия. Более того, те, кто написал книги, вошедшие в библейский канон, порой подтверждали достоверность и боговдохновенность трудов друг друга. Например, апостол Пётр ссылался на письма Павла и поставил их в один ряд с «остальными Писаниями» (2 Петра 3:15, 16). В свою очередь, Павел признавал, что апостолов и других христианских пророков вдохновлял Бог (Эфесянам 3:5).
Из рассмотренного выше следует, что в Евангелиях содержится достоверная информация. Их нельзя назвать легендами или выдумкой. Евангелия — это тщательно задокументированная история, основанная на свидетельствах очевидцев и записанная людьми, которых вдохновил Бог.
КАК ПОЯВИЛСЯ НОВОЗАВЕТНЫЙ КАНОН?
По мнению некоторых учёных, новозаветные книги были собраны воедино спустя несколько столетий после их написания. Эта заслуга приписывается церкви, которая к тому времени обладала властью и действовала под руководством императора Константина. Но о чём говорят факты?
Вот что по этому поводу сказал профессор церковной истории Оскар Скарсоне: «Решение о том, какие книги войдут в канон Нового Завета, а какие нет, было принято не на церковных соборах и не каким-то отдельным человеком... Критерии были довольно открытыми и простыми: достоверными считались книги, написанные в I веке н. э. апостолами и другими верными христианами. Другие книги, письма, или „Евангелия“, которые были написаны позже, не были включены... Этот процесс завершился задолго до Константина и задолго до того, как его церковь обрела власть. Мы получили Новый Завет благодаря церкви мучеников, а не церкви, обладающей властью».
Кен Бердинг, адъюнкт-профессор в области изучения Нового Завета отметил: «Церковь не выбирала, какие книги войдут в канон. Скорее, она признала те книги, которые всегда почитались христианами как боговдохновенные и заслуживающие доверия».
Но можно ли сказать, что канон появился только благодаря скромным усилиям первых христиан? Из Библии мы узнаём, что им помогала куда более мощная сила.
Согласно Библии, одним из чудесных даров духа, которым Бог наделял христианское собрание в первые десятилетия его становления, было «понимание вдохновлённых слов» (1 Коринфянам 12:4, 10). Некоторые христиане были наделены сверхъестественной способностью различать, какие высказывания были вдохновлены Богом, а какие нет. Поэтому христиане в наши дни могут быть полностью уверены в том, что книги, которые сегодня являются частью Библии, признавались ранними христианами как боговдохновенные.
Библейский канон был утвержден под руководством Божьего святого духа вскоре после завершения Христианских Греческих Писаний. Начиная со второй половины II века н. э. некоторые писатели приводили доводы в пользу каноничности библейских книг. Однако они не утверждали библейский канон, а лишь подтверждали то, что Бог одобрил через своих представителей посредством святого духа.
Древние рукописи — это ещё одно неопровержимое доказательство каноничности книг, которые входят в состав современной Библии. Существует более 5 000 рукописей Христианских Греческих Писаний на языке оригинала. Некоторые из них датированы II—III веками н. э. В первые столетия после смерти Христа именно эти писания, а не апокрифы были признаны боговдохновенными и потому широко распространены.
Всё же самое убедительное доказательство каноничности Христианских Греческих Писаний — это их содержание. Канонические писания согласуются с «образцом здравых слов», содержащимся в остальной части Библии (2 Тимофею 1:13). Они призывают читателей любить Бога, поклоняться и служить ему и предостерегают против суеверий, демонизма и идолопоклонства. Они отражают историческую точность и содержат истинные пророчества. Более того, они поощряют читателей любить ближних. Книги Христианских Греческих Писаний полностью соответствуют этим требованиям. Можно ли сказать то же самое об апокрифах?
ЧЕМ АПОКРИФЫ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ КАНОНИЧЕСКИХ ПИСАНИЙ?
Апокрифические книги разительно отличаются от канонических. Они писались начиная с середины II века н. э., значительно позднее канонических книг. К тому же то, как они изображают Иисуса и христианство, не согласуется с боговдохновенным Писанием.
Например, апокрифическое Евангелие от Фомы приписывает Иисусу некоторые странные высказывания. В одном случае он якобы сказал, что собирается превратить Марию в мужчину, чтобы она могла войти в небесное Царство. В Евангелии детства (Евангелие от Фомы) Иисус предстает как жестокий ребенок, который намеренно лишает жизни другого ребенка.
Апокрифические Деяния Павла и Деяния Петра призывают к полному воздержанию от интимных отношений. В них также говорится, что апостолы убеждали женщин оставить своих мужей.
В Евангелии от Иуды Иисус высмеивает учеников, за то что они благодарят Бога в молитве за пищу. Всё это противоречит тому, что говорится в канонических писаниях (Марка 14:22; 1 Коринфянам 7:3—5; Галатам 3:28; Евреям 7:26).
Во многих апокрифах отражаются воззрения гностиков, считавших Создателя плохим Богом. Также они отвергали учения о буквальном воскресении и считали всё материальное злом. По их мнению, начало браку и деторождению дал Сатана.
Авторство некоторых апокрифических книг приписывается людям, упоминаемым в Библии. Есть ли основания полагать, что эти книги были изъяты из Библии в результате таинственного заговора? Вот что сказал эксперт по апокрифам М. Р. Джеймс: «Не было надобности исключать их из Нового Завета: они сделали это сами».
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОБ ОТСТУПНИЧЕСТВЕ.
В канонических писаниях содержатся многочисленные предостережения о том, что в христианское собрание проникнут отступнические идеи. Такие идеи стали появляться уже в I веке н. э., но апостолы сдерживали их распространение (Деяния 20:30; 2 Фессалоникийцам 2:3, 6, 7; 1 Тимофею 4:1—3; 2 Петра 2:1; 1 Иоанна 2:18, 19; 4:1—3). Эти предостережения проливают свет на писания, которые стали появляться после смерти апостолов,— писания, которые противоречили учениям Иисуса.
Конечно, некоторым учёным и историкам эти рукописи могут показаться древними и заслуживающими доверия. Но подумайте вот о чём: если бы сегодня учёные собрали массу сомнительных газет и журналов, например жёлтую прессу и публикации радикальных религиозных движений, а затем поместили всю эту «библиотеку» в хранилище, стала бы она заслуживать доверия лишь потому, что покрылась вековой пылью? Стали бы правдой ложь и абсурд, содержащиеся в этой литературе, если бы она пролежала в земле 17 веков?
Конечно нет! То же можно сказать и об утверждениях, будто Иисус был женат на Марии Магдалине, и о других абсурдных утверждениях из апокрифических книг. Разумно ли искать правду в сомнительных источниках, особенно если учесть, что у нас есть проверенная и надёжная информация из Священного Писания? Бог открыл истину о себе и своем Сыне в Библии, и этот источник заслуживает нашего полного доверия.
Свидетельство о публикации №122052703636