Свой среди чужих, чужой среди своих. Шагал
предпочитал,
чтобы к нему относились просто как к художнику,
безотносительно к верованиям и идеологиям.
Быть «местечковым» художником он не хотел:
его «еврейство» представляло собой набор пестрый идей,
почерпнутых из разных, подчас несовместимых систем
и культурных течений:
это и традиционное вероучение
литовских хасидов,
и «бытовая» религиозность родителей,
и, конечно,
возрождение светской -
на идише - еврейской литературы,
и подъем ивритской культуры
в сионистской
Палестине,
и националистические
настроения,
характерные
для светских
нью-йоркских, еврейских кругов в 1940-е годы,
возникшие как реакция на Холокост,
а затем – на образование
нового государства Израиль,
и мир ассимилированных евреев, с доминантной
русской культуры, французской или английской
с символами,
аллегориями, мотивами, образами, ассоциациями,
мира Шагала.
Свидетельство о публикации №122052600972