Гипотеза часть 111

ГИПОТЕЗА ЧАСТЬ 111
Гипо;теза (др.-греч. ;;;;;;;; — «предположение; допущение», от ;;; — «под; по причине; из-за» и ;;;;; — «место; положение; тезис») — предположение или догадка, утверждение, которое, в отличие от аксиом, постулатов, требует доказательства.
Гипотеза-это недоказанное предположение, объясняющее явление, без которого оно необъяснимо.
Гипотеза- не истинна и не ложна, получив подтверждение, гипотеза становится научной истиной, а гипотеза, которая не находит подтверждения, превращается в научную проблему.


Зороастрийцы довели этот обряд до «совершенства» и сохранили до наших дней. Однако ученые располагают ограниченным набором данных по его истории в Персии, и эти данные – письменные источники, изображения, результаты раскопок – довольно давно известны, и серьезных прорывов тоже не было довольно давно. Поскольку на тему зороастрийских обрядов сломано немало копий и написано множество исследований, в том числе и на русском языке, приведем лишь некоторые факты, «смущающие» ученых.
Существовавшую в Персии традицию выставлять трупы на растерзание падальщикам впервые описал греческий историк Геродот в середине V века до нашей эры. При этом ни Заратустру, ни его учение Геродот не упоминает. Хотя известно, что немногим ранее, в конце VI века до нашей эры, зороастризм начал активно распространяться в Персии при Дарии I Великом, знаменитом царе из династии Ахеменидов. Зато Геродот недвусмысленно говорит о тех, кто в то время практиковал обряд экскарнации.
«... Сведения о погребальных обрядах и обычаях персы передают как тайну. Лишь глухо сообщается, что труп перса предают погребению только после того, как его растерзают хищные птицы или собаки. Впрочем, я достоверно знаю, что маги соблюдают этот обычай. Они ведь делают это совершенно открыто. Во всяком случае персы предают земле тело покойника, покрытое воском. Маги в значительной степени отличаются [одним своим обычаем] как от остальных людей, так особенно от египетских жрецов. Последние полагают свою обрядовую чистоту в том, что не убивают ни одного живого существа, кроме жертвенных животных. Маги же собственноручно убивают всех животных, кроме собаки и человека». - Геродот, «История», книга I, глава 140. Перевод Г. А. Стратановского
Маги – мидийское племя, из которого впоследствии образовалась зороастрийская жреческая каста. Память о них, давно оторванная от корней, сохранилась по сей день – например, в слове «магия» и в евангельском предании о мудрецах с Востока, пришедших поклониться младенцу Иисусу: знаменитый сюжет о поклонении волхвов или, в первоисточнике, магов.
По мнению некоторых ученых, обычай магов оставлять трупы на растерзание зверям восходит к погребальным обычаям каспиев – описание сходной практики есть у Страбона:
«Каспийцы умерщвляют голодной смертью людей, которым за 70 лет, и выбрасывают их трупы в пустынные места; затем они наблюдают издали: если увидят, что птицы стаскивают трупы с носилок, то считают покойников блаженными, если же дикие звери и собаки — то менее блаженными; если трупы никто не утащит, то считают их несчастными». – Страбон, «География», книга XI. Перевод Г. А. Стратановского
Однако персидские цари – Ахемениды, симпатизировавшие зороастризму, их преемники Аршакиды и Сасаниды, при которых зороастризм из доминирующей религии превратился в государственную – предписанного Заратустрой обряда экскарнации очевидно не придерживались. Тела царей бальзамировали (покрывали воском) и оставляли в саркофагах в скальных или каменных склепах – таковы царские гробницы в Накше-Рустам и Пасаргадах. Обмазывание тела покойника воском, о котором упоминает и Геродот, — не зороастрийский, а более древний вавилонский обычай, принятый в Персии.
«Предписаний для такого похоронного обряда нет ни в Авесте, ни в литературе на пехлеви, напротив, о гробах для мертвых там всегда говорится с безусловным осуждением. Поэтому можно только предположить, что отказ Ахеменидов от обычая выставлять трупы явился прецедентом для царей, которые стали с тех пор рассматривать себя как неподвластных этому частному религиозному закону». – М.В.Мельников, «Зороастризм в Ахеменидском Иране: проблемы и особенности распространения религиозного учения».
Судя по косвенным сведениям, Заратустра был похоронен так же: его бренную плоть не отдали на растерзание птицам и собакам, а покрыли тело воском и положили в каменный саркофаг.
Археологические находки также не дают однозначного ответа на вопрос, когда именно зороастрийский обряд экскарнации «прижился» в Персии. И на западе, и на востоке Ирана исследователи уже находили оссуарии V-IV веков до нашей эры – это говорит о том, что в то время существовала практика захоронения «очищенных» от плоти костей, но каким образом это происходило, путем ритуальной экскарнации или нет, определить пока не удалось. При этом, судя по другим археологическим находкам, параллельно практиковалось захоронение тел, покрытых воском – ученые обнаружили несколько таких курганных погребений.
Пока лишь более-менее точно установлено, что «башни молчания» являются довольно поздним изобретением – описание соответствующих ритуалов относится к эпохе Сасанидов (III – VII века нашей эры), а записи о сооружении башен-дахма появляются только в начале IX века.
Все вышенаписанное – лишь краткое пояснение одной фразы Мехди Рахбара, процитированной иранскими СМИ: «Согласно нашим исследованиям, традиция оставлять трупы для поедания плоти падальщиками не столько зороастрийская, сколько древнеиранская».
Если Рахбар не намекает на некие новые данные, полученные во время раскопок последних лет, то его замечание можно расценить как констатацию того факта, что со времени публикации канонического труда Мэри Бойс «Зороастрийцы. Верования и обычаи» в 1979 году, по большому счету, мало что изменилось.
«Зороастризм среди живых религий наиболее труден для изучения. Это объясняется его древностью, теми злоключениями, которые ему пришлось испытать, и утратой многих священных текстов», – написала Бойс в предисловии к своей книге, как своеобразное пророчество: несмотря на все достижения современной науки, зороастризм по-прежнему «труден для изучения».
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.


Рецензии