Критика одним либертарианцем некоторых других
Я сначала не мог поверить, но, судя по всему, некоторые либертарианцы реально верят в существование каких-то мистических ВРОЖДЁННЫХ естественных прав, которые если не телесным, то, видимо, эзотерическим путём передаются от предка к потомку. В этом заключается причина того, почему им не нравится утилитарная точка зрения Бентама (которой я придерживаюсь), которая гласит, что моральные нормы (те самые права человека) были выбраны (осознанно, неосознанно, в данном контексте неважно, но я всё же исправлю Бентама, - в порядке естественного отбора) людьми исходя из успеха этих норм в деле создания наиболее благоприятных условий для жизни и развития человеческой личности( На протяжении большей части истории выбор был неосознанным, сильнейший с лучшим общественным устройством просто выживал и процветал, слабейший с худшим соответственно наоборот. Слабейший должен был либо перенять, либо исчезнуть. Наметившаяся в Новое время рационализация привела с собой идею сознательного и "научного" контролирования общественных норм, что, конечно, неизбежно в связи со всё более увеличивающимся IQ человека и, более того, мудро, но в своих крайностях, к сожалению, приводит к тоталитарным режимам. Спасение от этого либертарианцы видят в самокритичном, не доверяющем себе разуме, из которого следует свободное общественное устройство, где будут реализовываться планы не одного-двух разумов, неизбежно численно ограниченных, а планы всех в рамках "твоя свобода размахивать кулаком ограничена моим носом", т.е. в рамках права собственности на своё тело и своё имущество, из которого следует вся остальная либертарианская демократия).
В вопросе защиты прав интеллектуальной собственности у меня вообще нет сторонников среди либертарианских патриархов и матриархов(Айн Рэнд)! Все прочие ревностно и резко выступают за диктатуру права собственности, здесь я тоже "за", но в случае именно интеллектуальной они делают уступку, ведут борьбу против патентов, в любом случае, за ограничение срока действия патента и т.д., при этом создавая такую брешь в собственном же учении о важности права собственности и человеческого разума (особенно в сложной современной цивилизации)! Так же, как все их логические цепочки по поводу права собственности как краеугольного камня современной цивилизации ужасно убедительны, так и все их оправдания в случае исключения для интеллектуальной собственности на редкость слабы и бледны. Сами же говорят про строгую логическую последовательность в рассуждениях, про необходимость доводить в теории до логического силлогистического конца всякую идею, а тут на попятную! А ведь чем более развито общество, тем большую ценность представляет интеллект и результат его труда, так что в современной ситуации разум и его продукты нуждаются даже в Большой защите, чем материальная собственность, ведь защита права собственности всегда обосновывалась подрывом стимула, в случае отсутствия такого права, к производству и созданию чего-либо, ведь все равно украдут или отнимут( да, через 70 лет, но право моих внуков на созданную мной собственность и завещанную мною им это то же самое, что и моё право. Многие люди напрягаются не столько ради себя, сколько ради своих детей)!
(всё, устал писать, пока)
Свидетельство о публикации №122052504740