О Великом городе
2-Как ни манят другие страны..
3-Белая ночь
4-Сколько тайн и загадок..
5-Ночной город
6-Смольный собор
7-Нева
8-Мосты большие
9-Стражи
10-Архитектура -застывшая музыка
11,12- Осенний летний сад
13- Медный всадник
14- Не будет к тебе ни теперь и потом
15-Какую радость дарит Павловск!
16- Ассоциация с дождиком
17-Петропавловский собор
18-Дворцовая площадь
19- Измайловский сад
20- Александровская колонна
21- Памятник А.С.Пушкину
22- Питерские речки
23- Петербургские нЕбыли
24- Малые мосты
25- Михайловский сад
26- Исаакиевский собор
27- Милые сюжеты
28- Сказ о Невском проспекте
29- Ленинградский дождик
1***
Вариант слов к гимну Великого города
Великий город , северной Пальмирой
вознесся ты на берегах Невы,
защитник и посланник мира
великого народа и страны.
В тебе слились талант и созиданье ,
искусства и науки торжество,
в тебе величье и очарованье ,
белых ночей волшебство.
На шпиле ангел осеняет
твой путь ,а крепость наших рук
с любовью нашей охраняет.
Славься в веках Петербург!
2***
Как ни манят иные страны ,
есть власть и притяжение земли,
где с голубыми небесами марты
и холодны и строги декабри,
куда нас возвращает память,
где были думы и былое,
где неустроенность и замять,
но все родное,
не чужое,
где поселились неуверенность и страх,
где водкою проблемы глушат,
где светится и теплится очаг ,
который согревает душу.
Там реки и мосты слились
в очаровании и тайне,
там красота , душа и мысль
запечатлелись в камне.
А в дивный сумрак белой ночи,
когда слышна мелодия сердец,
и ярко светят только очи,
град одевает царственный венец.
В реальности невероятной были
всей своей сущностью чисты
в равненьи пред возвышенным застыли
дворцы, каналы и мосты.
3***
Белою ночью
белое небо,
белая морочь,
белая небыль.
Светлые чувства,
светлые мысли,
светлые грусти ,
светлы и чисты.
Дивные улицы,
дивные скверы,
дивное чудится,
дивная вера.
Странно серебряно,
странно пустынно,
странно реально,
странно красиво.
Белою ночью,
белая радость,
белая точит ,
белая зависть.
4***
Сколько тайн ,историй, загадок
хранят питерские дома!
Фантазиями их фасадов
не налюбуешься никогда.
Как ребёнку даётся прозрение,
что из букв можно слово слагать,
никогда не угаснет стремление
книгу эту читать и читать.
Ничего не остаётся,
как перед ним преклоняться ,
возвышаться и озаряться,
и опять в этот город влюбляться.
5***
Ночной город
Спустилась мгла..зажглись огни..
Ещё спешат автомобили,
но в исчезающей дали
уже видения ожили.
Преобразился несказанный город
в феерии ночных огней.
Привносит неба чёрно-синий полог
загадочность в пространства площадей.
Подобны замкам очертания домов .
Над ними в мареве ночей
видения парящих куполов
соборов, башен и церквей.
Величественная ,как всегда,
в неисчислимых проявлениях ,
как самоцветами , Нева
сверкает блёстками дрожащих отражений.
6***
Смольный собор
Одним из чудес света
представляется до сих пор
всегда небесного цвета
всегда парящий собор
На синем шелке неба
или в обрамлении облаков,
подобно ожившей легенде,
парят паруса куполов
Это в небесном просторе
открывается Смольный собор.
В обращенном на него взоре
ниспадают рамки шор.
Изысканность колонн, капителей,
куполов, окон, волют -
вязь каменная Растрелли,
воздушность ему придают.
По канонам , но несравнимый.
Подойдите - увидите там ,
что барельефами серафимы
возносят собор к небесам.
Корабль-ковчег воскресения
божественного ,святого , земного
способен дать прозрение
для зрячего, но по сути слепого.
Так , над нагроможденьем
свершений человеческих и мук
возносится нереальным видением
чистота замысла и человеческих рук.
7***
Нева
Земное ниспослано диво:
величественна ,как всегда ,
извивается, изгибаясь красиво,
в гранитных берегах Нева.
Неспешна и горделива,
изыскан всегда наряд,
несёт свои воды заливу,
чаруя душу и взгляд.
Неважно, какая погода
каким может быть освещение-
в каждый миг каждого года
прекрасно её воплощение.
Красива и несказанна
она в одеяньи тумана,
или когда ветра
поют ,наметая снега.
Лунный ли солнечный свет,
закат или робкий рассвет,
в мареве синих ночей
в свете ночных фонарей.
Модели изысканны все
фантазиями её кутерье.
Судьба начертана золотом
достойная её красоты:
повенчана с Великим Городом
Свершений , Надежд и Мечты.
8***
Мосты
Этот город ,
когда вспоминается,
просветляются
люди лицами,
им мосты над Невой
представляются
взлетающими
или парящими птицами.
Застывшими
в волшебном полёте
на зеркалом Невы
стройными , легкими пролётами
Едва касаясь воды.
Или,
когда белой ночью,
сказка с былью
слилась,
и
можно видеть воочию
мостов с каналами
вязь.
А ,когда
караваны судов
ночами
вершат движение,
магия разведенных мостов
завораживает видение.
Не передать
простыми словами,
но это ,как сон ,
наяву
город обнимает
руками-мостами
избранницу свою,
Неву.
Фантазии зодчих
не предела:
вульгарное дорожное средство
прозрением,
мыслью,
творчеством,
делом
предстаёт
искусством
и совершенством.
*****
Судьбой
и предназначениями
им долгая жизнь суждена
и служат им украшениями
решёток и ферм
кружева
*****
9***
Стражи
Как книгу мудрых изречений,
город можно всю жизнь читать:
щедрые россыпи лепных украшений
рассматривать хочется и познавать.
Честь и достоинство дворцов и домов
во времени неумолимом течении
охраняют многие сотни львов
в скульптурном воплощении.
Кажется, что их тревожный взгляд
в каждом таится мгновении,
львы на людей беззвучно рычат
за невнимание и не почтение.
Они неустанно хранят сокровища
красоты города и его величия,
изгоняя из людей плесень и чудовища
бездуховности и безразличия.
10**
"Архитектура - застывшая музыка"
(крылатое выражение)
Город под небом- концертный зал,
в ауре города музы витают ,
зодчий задумал, мастер ваял-
в камне музыку так исполняют.
Ансамбли дворцов, парки ,проспекты,
фантазия, гармония, скульптура-
словно необыкновенные концерты
средствами архитектуры.
Не надо быть музыкантом или поэтом,
белыми ночами всем
наступает равенство,
чтобы увидеть и почувствовать это
великое таинство.
Не важны эрудиция и умение,
сколь ни богаты и хороши:
всё равно отозвуться эти мгновения
струнами каждой души.
Нарушает как ни печален ни горек
дворцов и зданий бельканто
тяжёлый рок новостроек
торчками кричащих домов-гигантов.
В музыкальной палитре мира
каждый город - фантазия нот,
созвучия Северной Пальмиры-
завораживающий аккорд.
11**
Осенний Летний сад, осенний Летний сад ...
Неспешный грациозный листопад,
опавших листьев пряный аромат...
Волшебно- красочный наряд,
чаруя завораживает взгляд...
Фонтанных струй хрустальный водопад
привносит благость ,успокоенность и лад...
Величественно божества молчат
и музы вдохновение дарЯт...
Осенний Летний сад ,осенний Летний сад...
12**
Небо красиво синее,
солнце неярко осеннее,
деревьев дивные линии,
ветерка дуновение.
Чары Летнего сада
сильней осенней порой:
поэтичный дождь листопада
выстилает аллеи листвой.
Аллегории, герои , боги
в мудром молчании там
от суеты и тревоги
врачуют, как бальзам.
Времени книгу читаешь,
истина вспыхнет искрОй...
В Летнем саду отдыхаешь
телом , умом и душой.
13***
Блистательное художественное воплощение,
звёздный час Колло и Фальконе: (*)
судьбоносное петровское озарение
в образе всадника на гранитной скале.
Повержен заносчивый враг,
надменных исполненный замыслов,
извивается растоптанный в ногах
в бессильной злобЕ и ярости.
ВзвилАсь Россия на дыбы
и понеслась по жизни бойко,
( отбросив путы дряблой старины),
неудержимой гоголевской тройкой .
Неистово,
с засученными рукавами,
ваял и реформировал Россию,
и славными делами
и словами
Пётр для России стал мессией.
В странах других
тоже узнАют,
что у России крылья расправляются,
что " небываемо бывает ", (**)
и " дерзновенное " случается . (***)
Всё в этом памятнике есть:
мудрость державная и спесь,
и есть кипучая энергия начала-
за малый срок
страна иною стала.
И есть здесь судьбоносный жест руки,
и есть сверкающие очи,
и повеленье
строить град на берегу реки,
что несказАнным стал,
как чудо белой ночи.
Не важно ,было ль ПРОВИДЕНИЕ,
ЗАКОНОМЕРНОСТЬ иль СЛУЧАЙНОСТИ,
но тот момент
был замечательным мгновением,
что превратился
в море благодарности.
Спасибо ,Пётр,
от всех влюблённых,
ночами белыми пленённых,
от музыкантов и поэтов
с их фейерверком
рифм ,нот, образов, сюжетов ,
От тех,
кто шёл за этот город
в бой,
учился в нём ,
работал,
созидал,
кто был повязан с ним судьбой
или однажды побывал.
Обрёл признанье человечества.
Во времени растаяли пороки.
При жизни стал
ОТЦОМ ОТЕЧЕСТВА,
ВЕЛИКИМ
нарекли его потомки.
* Фальконе - автор и скульптор монумента "Медный всадник".
* Колло- автор скульптурного потрета Петра Первого на монументе.
**-текст на памятной медали в честь первой победы в морском сражении
***-из текста на памятной медали "Дерзновенному подобно".
14***
Не будет к тебе ни теперь ни потом
забвения и безразличия
с твоими белых ночей волшебством,
очарованием и величием.
15***
Какую радость дарит Павловск!
Дворцы,каналы и мосты,
очарованье и прохладность
аллей-мир дивной красоты.
Где синь небес над головою,
и соло исполняет соловей,
и где расплывчатостью хвои
подчеркнут ритм березовых аллей.
Лужайки в золоте цветенья,
в листве играет с тенью свет,
и на пруды ,на отраженья
ложиться тополиный снег.
Величественны,холодны и строги,
на постаментах,словно на посту,
из мрамора и бронзы боги
там охраняют красоту.
*16***
Ассоциация с дождиком
Так ведётся исстари,
что на дождички богат
да на болоте выстроен
«славный Питер-град»
С основания его
«воды много утекло»,
было много всякого
доброго и бякого
Время лечит только
( камни собирает ) -
благодарные потомки
монументы воздвигают.
В честь кого- то и чего -то,
словом, в чью то честь:
подвижники и патриоты
были, будут, есть
И сужденье есть одно
из разряда смех и грех:
дождю всегда все равно-
капает на всех
Как относятся к дождю
исторические лица,
когда хочется тому
капать или литься?
Медный всадник свое кредо 1*
утвердил жестом руки:
«Заложить назло соседу
город,не взирая на дожди»
В "Катькином саду" Екатерина 2*
под дождями мокнет горделиво,
с фаворитами притом,
что пристроились кружком
у неё под башмачком.
Николай,(который Первый), 3*
к непорядкам всегда нервный
коня поднял на дыбы,
рассердившись на дожди.
Улыбается Трезини : 4*
вероятно по причине,
что увидел воплощение
дождика в архитектурное решение
Александр Васильич Суворов 5*
на дожди не тратил разговоров.
По «Науке побеждать»
можно их не замечать.
Ломоносову 6*
(по видимости всей)
не до происков дождей:
мысль открылась глубиной и ширью,
что могущество России
будет прирастать Сибирью
В ауре из образов и слов 7*
добродушно мокнет дедушка Крылов
в окружении зверушек
так похожих на людишек.
А на площади искусств 8*
Пушкин весь в избытке чувств.
Капли с неба, как слова,
опускаются волнуя.
И вот новая строфа
как озаренье ,как заря,
уже спешит сменить другую.
Мокнет Гоголь неустроенный, 9*
в душевной муке и печали:
что такое и зачем
ему сзади написали:
«Это памятник кому,
спонсорам или ему ? »
Под дождём мрачнее тучи 10*
грустит Тургенев:
«МОчи нет
слышать, как « великий и могучий»
терзают радио и интернет»
У Некрасова нескошенная нива 11*
вызывает жест красноречивый:
нет дождя или он есть,
ничего не изменилось здесь.
Клодт увидеть теперь может 12*
в академии художеств
без дождя и при дожде
коней из цирка во дворе.
Они пасутся там при деле:
для студентов как модели.
Менделееву сопутствуют находки: 13*
таблицу смог увидеть он во сне,
а вот процент воды ,
лучший для водки,
нашёл, конечно ,при дожде
Александр Степаныч Попов , 14*
под дождём протягивая руку ,
чаянья учёных выразить готов:
« Власти, дайте денег на науку».
Под дождём ,с измученной душой , 15*
и с согбенною спиной
Достоевский обнаружил ЭЛЕКСИР:
это КРАСОТА
(она спасёт наш мир).
Обо всех не рассказать,
и привычно стерпит всё бумага-
хотелось только показать
что дождик Петербургу благо.
Памятники
1*. Петру Первому на Сенатской пл.
2*. Екатерине Второй на по. Островского
3*. Николаю Первому на Исаакиевской пл.
4*. Трезини на пл. Трезини
5*. Суворову на Марсовом поле.
6*. Ломоносову на Университетской набережной
7*. Крылову в Летнем саду
8*. Пушкину на пл. Искусств
9*. Гоголю на Невском пр.
10* Тургеневу на Манежной пл.
11* Некрасову в Некрасовском саду
12* Клодту во дворе Академии художеств
13* Менделееву на Московском пр.
14* Попову в сквере профессора Попова
15* Достоевскому на Большой Московской ул.
17***
Петропавловский собор
Очаровательная доминанта
на «подиуме» Невы,
собор Трезини Петра и Павла -
сочетание простоты и красоты.
Подобно звезде из небес бездонных,
вид колокольни и шпиля-иглы,
для чудаков ,поэтов и влюблённых
стал путеводным на набережных Невы.
«С начала славных дел» рождЕнный,
неколебимо 300 лет
стоит во славе дерзновенный
на тверди впечатляющих побед .
Несёт величественно бремя
прозренья , воли и отваги.
Небо, историю и время
пронзает шпилем, словно шпагой.
Католицизм и православие
здесь сами превзошли себя,
и ,вот, « на радость и во здравие»
создали славное дитя.
Слились далёкое и близкое,
плоды ума и просвещения.
Здесь императоры российские
нашли свое упокоение
С осанкой царственной державной,
гордыней и величием своим,
собор мистически сакральный
извечно ангелом храним
18***
ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ
Стили и моды подвластны годАм.
Проходят эпохи и столетия,
золотой век оставил нам
рукотворное великолепие.
Многие зодчие разных стран
строили Петербург и дерзали,
Растрелли , Росси, Монферран
Дворцовую площадь создали.
Зимний дворец и штаб, как маяк ,
побед и величия знаменуют фазу.
Александровская колонна- восклицательный знак,
завершающий эту архитектурную фразу.
Не только искушённым и влюблённым
открывается понятное и ясное-
площадь всем останется эталоном
величественного и прекрасного.
19***
ИЗМАЙЛОВСКИЙ САД
Сад был оазис для влюблённых,
в тиши уютных уголков
таил от взглядов посторонних
и флирт и дружбу и любовь.
На набережной сказочной Фонтанки
за благородною чугунною оградой
среди иных казался парков
Эдемского частицей сада.
Там поселились лицедеи,
а посреди дорожек и кустов
застыли фантастические звери
и островки чарующих цветов.
Там ангел старенький читающий,
являя мудрое сердечное,
всё знающий и всепрощающий
лелеет доброе и вечное.
20***
АЛЕКСАНДРОВСКАЯ КОЛОННА
***вариант 1**
Сколько раз ни увидешь,
всегда удивишься,
сколько раз ни посмотришь,
всегда восхитишься.
Как воздвигнут на цоколь
Гранит-монолит!
И сработан настолько,
что недвижно стоит
Обывателю странно,
ему не понять.
как такая колонна
продолжает стоять.
Но бояться не надо,
Расчёт точный и смелый-
устояла в блокаду,
несмотря на обстрелы.
На навершии ангел
крестом осеняет.
Он на все времена
Петербург охраняет.
Александру России
Благодарение,
и, как символ красивый ,
Её возвышения.
В честь изгнания Наполеона,
сотрясавшего мир,
воздвигли колонну
эту
в стиле ампир
Лаконична, величественна.
Поём ей осанну,
как признанье Отечеству
и Монферрану.
**варинт 2**
В честь изгнания Наполеона,
сотрясавшего мир ,
воздвигнута величественная колонна .
В стиле ампир.
Если видишь её , то опять удивляешься ,
и опять поражаешься,
и всегда восхищаешься!
Красотой и гармонией в целом и малом,
канонам классическим
и античным началам .
Самый крупный на свете гранит- монолит
установлен на цоколь
и недвижно стоит
Обывателю странно - ему не понять,
как такая колонна
продолжает стоять.
Был расчёт весьма точный и работа умелой-
устояла в блокаду,
несмотря на обстрелы
На навершии ангел перстом осеняет.
Он на все времена
Петербург охраняет.
Покровитель небесный застыл в принесении *1
Александру
от России
благодарения.
На панно аллегории, как скрижали. *2
Это то, что потомкам
крепить завещали .
Николай восхищённый работой отметил: *3
« Монферран ,
Ты, себя обесмертил ! »
*1 Надпись на колонне:
«Александру первому благодарная Россия»
*2 Аллегории на гранях пьедестала:
Правосудие и Милосердие, Победа и Слава, Мудрость и Изобилие
*3 Николай- Николай II, Монферран- архитектор и строитель
21***
Памятник А.С. Пушкину
На площади Искусств витают музы,
рождая сонм прекрасных чувств,
спасительные пробуждая узы
и благородный магнетизм искусств.
Не властна городская суета
скрыть безвозвратно чувство восхищения:
поэтом вознесённая рука,
волшебное творит в нас превращение.
Как бы запечатлённое мгновение:
прозрение с полётом вдохновения
свершает таинство творения -
рождается строфа стихотворения.
Прекрасен образ воплощения
(возможный в жизни Пушкина момент),
место сакральное установления -
достойный памяти поэта монумент.
22***
Питерские речки
Эстет Петербург искушён стилями,
от классики до авангарда,
но в нём прижились простые и милые
народные топОнимы
такими, «как надо».
Душа как будто улыбается,
становится светлее , как от подарка,
когда по жизни встречаются
названия речек, типа Фонтанка. 1*
Река Монастырка течёт у Лавры,
у Смоленского кладбища Смоленка течёт-
для каждой нашёл достойные лавры,
и как называть их, народ.
А в переделки из иноязычия,
таким ,как Карповка ,Охта ,Мойка, Утка, 2*
нарушая уважения и приличия,
лривнёс немного доброй шутки.
Темы истории и этнографии,
как и рабочая, Питеру была близка:
с фабричной связаны « биографией»
Бумажка и Пряжка (рек имена). 3*
Такими же,
как имена селений,
давали речкам имена по старинке,
а в Питере ещё и по названьям имений
как Волковке ,Чухонке ,Мурзинке. 4*
А ту что теряется в глухомани,
в болотной тиши и дАли,
неброскую заболоченную местами,
незлобно Глухаркой назвали
Реки людей притягивали как магнит,
выходят им радости и печали:
каким повезло - одели в гранит,
есть и такие что в трубы попали
Но исчезая , оставили след
в топонимике городских названий-
как добрый из прошлого привет,
заслужив любовь и признание
Но реки, все без исключения,
а некоторые на протяжении веков,
завораживают прелестью неспешного течения
и извивами и линиями берегов
Нельзя перечислить все имена.,
Имена всех речек образны и красивы.
Во все катаклизмы и времена
добрая память будет жива.
Время не властно ,
не блекнут названия
в вуали народного флёра,
не теряют во времени своего обаяния
перлы питерского фольклора.
1* Фонтанка давала воду фонтанам Летнего сада
2* Прежние названия Карпийоки,Окса,Мья,Утха
3* Связаны с хлопчато-бумажным прядильным производством
4* Волкова,Чухонка- деревни, Мурзинка- мыза
23***
Петербургские нЕбыли
О дворцах, мостах ,монументах,
площадях ,домах и проспектах,
о любом или в целом об этом
невозможно без пиетета,
но с любовью и осторожно
иронично тоже возможно.
На фасадах инстоляциями
есть скульптурные композиции
с остроумными вариациями
и весёлыми ассоциациями
***
Четыре Ромео и четыре Джульеты *1
белою ночью по прекрасной традиции
вдохновенно читали сонеты
гуляя по Северной Венеции
На город они восхищённо смотрели,
поневоле становясь поэтами,
внимали сначала, потом онемели,
и окаменели как бы поэтому.
ЗаворожЁнные в плену белой ночи,
души их радовались и очи.
Да так и застыли в очаровании,
а архитектор перенёс их на здание.
***
Восемь БЕРЕМЕННЫХ канефор, *2
( нельзя это не отметить глядя),
поддерживают в качестве опор
что- то там на фасаде.
Одиноких женщин судьба
драматична везде и всегда,
в жизни так у этих сложилось,
что наверно не всё получилось.
Прослышав о новой Венеции,
прямо из солнечной Греции,
с античным упорством и страстью
канефоры шли в поисках счастья.
Но здесь им прямо сказали,
что они безнадёжно отстали,
что тачки с колёсами тут
вытеснили канефорский труд.
От этого они онемели,
осознав своё состояние,
затем просто окаменели,
а архитектор
поместил их на здание
***
ОДИНОКИЙ АТЛАНТ *1
Чувства свои под балконом
кариатиде атлант изливал
такие, как потом в Вероне
Ромэо к Джульете питал
Но Мойре случайно открылась
беспощадная их планида:
Гефесту приглянулась
именно эта кариатида
Однажды на фиесте,
где-то и как-то весной,
пленила она Гефеста
неземной красотой
По этой причине собрался
на Олимпе совет,
и горячо обсуждался
и пристрастно этот предмет
Боги на этой планёрке
амброзией разгорячились-
случилась меж ними размолвка,
на партии разделились
в разгаре этого спора
перспектива стала ясной,
что перерастёт ссора
в войну типа троянской
Но всё получилось проще:
злопамятная Мегера
на кариатиду наслала порчу
и натравила Химеру
От красоты кариатиды
осталось только воспоминание.
В таком неприглядном виде
она не пришла на свидание
Его титанические страсти
перешли за предел-
от этого несчастья
атлант окаменел.
Его любовь и страдания
достойны, чтоб стать каноном,
а архитектор на здание
перенёс его вместе с балконом
*1 - На доме по адресу СПБ, Каменностровский пр. , д 29
*****
ДОМ КНИГИ
В камне
(для общественного блага)
мейстер Зингер поведал сагу ,
где суровый германский эпос
«лёг» на русский загадочный этнос .
Много коллизий в нашем мире,
место есть для душ и валькирий . *3
Одно из сражений проходит там,
что теперь
можно назвать книжный храм.
В загадочном этносе странные люди ,
(это было, есть и наверно будет),
не могут без книг , их не листать,
чуть-чуть не смотреть ,чуть-чуть не читать .
В книжных развалах проходят баталии,
где в схватках с издателями бьются читатели.
Издатели вооружены искушениями,
читатели-
в доспехах из мучений с сомнениями.
Помимо коварного обмана и плена ,
у издателей ещё и кусаются Цены.
Валькирии на навершии дома витают
и падшие души читателей собирают.
*1 ул Новгородская 3 (дом Полежаева)
*2 ул Ульяны Громовой 2,
Канефоры(женщины)-несущие священные корзины
*3- Дом книги (Невский пр 28),
( дом построен компанией «Зингер» 1904 г)
Мейстерзингер- поэт-музыкант(средневековье)
Валькирии - девы-воительницы , летающие над полем битвы
и возносящие в небесный чертог души героев
24***
МАЛЫЕ МОСТЫ
В нежный сумрак белой ночи
мосты- волшебные видения,
красивые и поэтичны очень,
и пробуждают озарение.
Приходиться ,как факт ,принять
очарование мостов,
неброскую их благодать
и таинство дарить любовь.
Как много сказано поэтами
о них возвышенно и просто!
Александр Сергеич поэтому
селился возможно «близ мОсту»
Замечательно их назначение:
объединять и соединять.
В Петербургском их воплощении
озарять ,пробуждать ,восхищать.
Освещены они искусно и дивно
в темноте зимней ночИ.
Безупречно и беспрерывно
несут свою службу они.
« Время Оно» «кануло в Лету»-
вместо озер и болот тогда
явились теперь всему свету
реки с каналами и острова. *1
Тем, кто стал островитянами,
это – от предков дошедшая данность,
открывающая город новыми гранями,
представляя удобство и радость.
Да и классики
(писатели с поэтами)
много раз озарялись
сюжетами,
по мостам гуляя
по тому и этому,
отправляя героев по ним
поэтому.
*1 –В Петербурге 33 острова,
более 100 рек и каналов,
178 мостов в старой части города
и порядка 800 включая новостройки и
окрестности
25***
Михайловский сад
Есть сад, что может быть оставит
неизгладимый след.
Он с каждой встречей дарит
душе покой и свет.
На цветниках ,лужайке и аллеях
лежит печать
великих зодчих Росси и Растрелли:
их благодать .
Сад не большой, но в нём слились
и простота и величавость.
Здесь красота , достоинство и мысль
воспринимаются ,как данность.
Здесь дуб почти что трёхсотлетний
несёт своё предназначенье:
от зодчих сохранить заветный
дух сада – умиротворенье.
Под пологом свисающих ветвей,
их благодатной сенью ,
в чертогах удивительных аллей
бег времени становится мгновеньем
Всё успокаивает тут:
фасад дворца, беседка ,пруд, пространство.
Цветы ,что на ограде там цветут
чугунные, как символ постоянства
По сути сад - пейзажный парк,
оазис среди городского шума.
И цветники разбиты деликатно , как
красивой женщине идёт немножечко парфюма
26***
Исаакиевский собор
В своём предназначеньи главном
собором быть и символом едино
стоит в величии державном
он, как Россия – неколебимо
И выглядит торжественно и чинно:
одет изысканно и в мрамор и гранит,
скульптуры в бронзе, купол золочённый ,
и каждая колонна-монолит
Декоры интерьера и фасада
о вечности напоминают и о бренности,
все элементы словно бы из клада -
собор сравним с шкатулкой драгоценностей
Техническими смелыми решеньями,
эстетикой и исполнением,
святынь христианских воплощениями
стал для России историческим явлением
Он созидался сорок лет
во имя Бога и Отчизны,
и на алтарь его побед
принесены десятки тысяч жизней.
Свидетель многих исторических событий
осколками изранен был на страже-
в блокаду стал спасеньем и укрытием
шедевров из собраний Эрмитажа
Достойным образцом высокого искусства
венчает он эпоху классицизма-
неоднозначные одолевает чувства
приход эклектики и модернизма
«Большое видится на расстоянии»-
огрехи есть , и « кто не без греха» ,
и «бросить камень» в это достояние
не поднимается рука
**
Высота 101 м , вместимость 12 000 ч
В декоре фасада 112 гранитных колонн-монолитов ,350 бронзовых скульптур
На строительстве были заняты 400 000 рабочих
27***
Милые сюжеты
Дождик может сеять,
ветер может веять,
реченька бежит ,
рябит или блестит,
мостиков пролётики,
почти как самолётики,
и каждый самолётик
над речкою парит.
И куда ни глянешь,
или ни посмотришь,
и куда ни бросишь,
не уронишь взгляд,
только удивишься,
только восхитишься,
какой же замечательный
у города наряд.
Да и ночкой белой,
(ой, как интересно!)
то ворона каркнет
прямо у окна,
то ли чайка вскрикнет,
( дурочка наверно),
то в окошко глянет
кудесница-луна.
28***
СКАЗ О НЕВСКОМ ПРОСПЕКТЕ
НА СУРЖИКЕ ФОЛЬКЛОРА
«В распрекрасную столицу , **1
развесёлый Петербург»
невозможно не влюбиться
постепенно или вдруг,
что с научного аспекта,
али просто из респекта
со всей силою эффекта,
что доступна интеллекту.
Зачиналось всё давно,
от дел было мало проку,
порешили ,что окно
прорубить пора в Европу
Озарило, слава Богу,
госудАря в те поры
«першпективную» дорогу
от Невы и до Невы
непременно пролагать ,
чтоб была бы благодать
То,что грязи было много,
не вязалося с венцом-
повелел мостить дорогу,
не ударЯть чтоб в грязь лицом ,
Дал указ устроить гать,
без промедленья и начать,
и с главным выстроенным местом,
монастырь , дабы , связать,
чтоб не заблуждаться лесом
и в грязи не увязать
Вышел и другой указ
домА ставить там из камня,
и, чтобы не было проказ,
о царёвом гневе помня.
Долго было запрягали,
но как водится, потом
приспособившись погнали,
знамо дело, « с ветерком»
Порознь или даже скопом
гастрабайтеров призвали **2
почитай из всей Европы,
ну а больше из Италии.
Те в охотку приезжали,
без работы здесь не чахли,
шедевров понасоздавали,
деньги тоже здесь не пахли
Иноземцы всяки немцы
оправдали наши чаянья,
хошь по вере отщепенцы,
а расширили нам знание
Завели они к примеру
строить разные манеры:
чтобы радовалось око,
приспособили барокко,
по причине дешевизны
поднаторЕли в классицизьме,
а поменялась как эстетика,
по нраву стала им эклектика.
Во время бурных перемен
объявился стиль модерн
И во всякие моменты
для фасона и культуры
стали ставить монументы,
барельефы и скульптуры.
По тому, как пришло время,
то на свет произвела
художеств всяких Академия
смышлённых в этом, сколь смогла
Оне время не теряли ,
превратилися в умельцев,
созидали и ваяли
ничуть не хуже иноземцев .
Для духовной высшей сферы,
сохранить чтобы заветы,
строили для разной веры
соборы
по их канонам и приметам
А всяка разна кутерьма
здеся завсегда была.
Товаров всяких торгаши
тут имели барыши.
Откровенно руки грели,
и, как водится ,горели.
И по энтим вот причинам
завели здесь двор гостиный,
а для бабьих ради ражей
дошло дело до пассажа
Лавок тьма здесь появлялось,
нанимали завлекателей,
(таперь лавок не осталось,
окромя "лавки писателей")
А харчевен да трактиров,
заведений ресторанных,
завсегда с избытком было
со времен, тех самых, давних
Здесь кормилок и поилок
завсегда невпроворот.
Этот факт со страшной силой
народ к Невскому влечёт.
Здесь извечно благодать,
чтобы душу отводить,
и, чтобы чрево ублажать,
да и время проводить.
Печаль делить или досуг,
завсегда был Невский- друг .
Неиссякаемый здесь люд
теснится и теснился тут.
Для читателев здесь Мекка-
лепшая библиотека,
ну ,а магазины книги-
кому будто бы вериги.
И для модниц и для нищих
интерес здесь был и пища.
Бани, очищать ,чтоб тело,
банки, чтобы делать дело,
и неистребимый блуд,
а таперича и суд.
Песнопевцы и актёры,
музыканты и танцоры,
театры есть и галереи ,
кинотеатры и музеи.
Тесной в разные года
часть проезжая была,
и толкучки всегда были
и каретам и автомобилям.
Невский издавна блистал,
аки исторический развал.
Кто здесь только не бывал?
Кто здесь след не оставлял?
Кто здесь только из СВЕТИЛ
не ел, не пил и не кутил?
хОдить также здесь народ
в особой ситуации:
то гулянье , то крестный ход,
а то и демонстрации,
а кому( как не взгрустнуть)
Невский был последний путь.
Протянулся он и длится
С запада и на восток:
в начале солнышко садится,
в конце солнышко встаёт
Всегда( по сути) здесь светло,
но также справедливы строки,
что освещение его
скрывает многие пороки.
Менялося его название,
но не менялося призвание
За время миновавших трёх столетий
в литературе нет точнее текста,
чем Гоголь в повести заметил
«Нет лучше Невского проспекта». **3
*********
**1 Из народной песни
**2
За Ринальди и Трезини,и за ВАллен Деламотом,
за Леблоном и Растрелли ,и за Шлютером с Микетти
в трудах праведных да с потом,
появились как бы дети:
Земцев, Старов ,Воронихин,
Фельтен, Квасов, Бенуа,
а потом et setera
Европейцы
Кваренги ,Руска , Жако
Россияне , в том числе нерусского происхождения
Ефимов ,Кокоринов, Штакеншнейдер,
Горностаев,Иванов, Сюзор, Барановский,
Лидваль Перетяткович,Железевич,Фомин
Скульпторы
Орловский , Мартос ,Пименов , Микешин, Клодт ,
Демут- Малиновский, Опекушин, Алымов, Козенюк, Чаркин
**3 Н.В. Гоголь . Невский проспект
29***
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ДОЖДИК
Не спеша иду-шагаю,
дождик не мешает мне,
я по городу гуляю,
капли капают везде.
Он рассказывает сказку,
добрую о чем то небыль,
и окрасил серой краской
дома, улицы и небо.
Мысли я перебираю,
как гитарную струну-
всё вокруг напоминает
близкое и старину.
Капли с лужицей играют,
увлекает их игра,
мысли лёгкие витают,
под мелодию дождя
Дождик сеет деликатно.
Под дождём туманна даль..
Исчезают сами как то
и забота и печаль.
Свидетельство о публикации №122052405349
Петр, Питер - виват!
Галина Молокоедова6 26.05.2022 20:00 Заявить о нарушении