Гипотеза часть 69

ГИПОТЕЗА ЧАСТЬ 69
Гипо;теза (др.-греч. ;;;;;;;; — «предположение; допущение», от ;;; — «под; по причине; из-за» и ;;;;; — «место; положение; тезис») — предположение или догадка, утверждение, которое, в отличие от аксиом, постулатов, требует доказательства.
Гипотеза-это недоказанное предположение, объясняющее явление, без которого оно необъяснимо.
Гипотеза- не истинна и не ложна, получив подтверждение, гипотеза становится научной истиной, а гипотеза, которая не находит подтверждения, превращается в научную проблему.

4 октября международная команда специалистов, ведущая подводные раскопки Антикитерского корабля, а вслед за ней ведущие мировые издания – Nature, National Geographic, Live Science, The New York Times, The Guardian и многие другие – сообщили об окончании археологического сезона 2017 и его итогах. Находки вновь – уже предсказуемо – оказались сенсационными.
Для большинства Антикитерский корабль ассоциируется лишь с одной из многочисленных находок – самой неказистой из всего великолепного груза и, по совместительству, самой ценной и удивительной: Антикитерским механизмом, детали которого были подняты со дна еще в 1901 году.
Поиск недостающих деталей Антикитерского механизма до сих пор остается негласным приоритетом современных экспедиций к месту крушения Антикитерского корабля: археологи используют передовые металлодетекторы для подводных работ, а среди находок преобладают металлические артефакты. В этом году операторам удалось заснять реакцию археолога, обнаружившего предмет, похожий на деталь Антикитерского механизма – нечленораздельные вопли восторга и выражение благоговейного предвкушения на лицах ученых (таймкод 08:10, однако советуем посмотреть все 11 минут этого интереснейшего видео) выдают исследователей с головой: новые фрагменты Антикитерского механизма по-прежнему остаются самой желанной находкой, несмотря на все поднятые и лежащие на дне ценности.
В 2014-м были сделаны первые открытия, доказавшие, что б;льшая часть груза Антикитерского корабля все еще покоится на дне Эгейского моря. За время раскопок 2015 и 2016 годов были подняты десятки новых артефактов, среди них – костяная флейта, фрагменты роскошной стеклянной посуды, кувшины и амфоры, ювелирные украшения, обломки мраморных и бронзовых статуй, части мебели, гигантские якоря и деревянные части самого корабля.
Несколько находок 2016 года: золотой перстень, стеклянное блюдо, осколок посуды в технике миллефиори, корабельный гвоздь и амфора. Фото: Brett Seymour, EUA/WHOI/ARGO
Сенсацией прошлого года стали человеческие останки прекрасной сохранности: череп, зубы, ребра и другие кости человека, погибшего во время крушения. Беспрецедентное открытие, о котором мы подробно рассказали в материале «Череп и кости: невероятная находка на месте крушения Антикитерского корабля».
Оставалось понять, получится ли извлечь ДНК из древних костей, больше 2000 лет пролежавших на морском дне – поскольку это первая в мире находка такого рода, соответствующих технологий просто не существовало. Спойлер: получилось! Результаты исследований еще не опубликованы, но некоторые подробности уже известны: ДНК успешно извлечена и изучена, археогенетикам удалось определить пол, примерный возраст и происхождение Памфилия (так ученые прозвали погибшего мужчину, в переводе с греческого это имя означает «всеобщий друг». Оно было нацарапано на найденной при раскопках чаше с изображением эротической сцены).
Сенсацией этого года стала бронзовая рука, некогда принадлежавшая полноразмерной статуе (см. заглавное фото). Открытие зрелищное, но не всем понятное, поэтому в каждом интервью ученые стараются подробно объяснить, в чем, собственно, ценность этой находки.
Дело в том, что античных бронзовых статуй, сохранившихся до наших дней, очень мало. Русскоязычная Википедия приводит список из 27 античных бронз, на самом деле их немного больше, около пятидесяти. Две из них были подняты с Антикитерского корабля: великолепный, почти двухметровый «Антикитерский эфеб», разбитый или разбившийся на куски и собранный реставраторами в цельную статую, и «Философ», от которого сохранилась очень выразительная голова и несколько фрагментов конечностей.
Редкость подобных находок связана с тем, что в древности серьезно подходили к утилизации цветных металлов: предметы из такого дорогостоящего сплава как бронза часто отправлялись на переплавку, после «снятия» мраморной копии с особо выдающихся произведений (многие античные статуи дошли до нас именно так, в мраморных копиях).
Цветмет везли морем, и это одна из причин, почему крупные бронзовые артефакты чаще находят не на суше, а на местах кораблекрушений – например, недавно такое открытие случайно сделали израильские дайверы: разбитые на части и готовые к переплавке бронзовые изваяния всех форм и размеров.
Йенс Дэнер (Jens Daehner), куратор античного искусства в Музее Гетти в Лос-Анджелесе, поясняет: «Древние бронзовые оригиналы являются большой редкостью из-за распространенной практики переплавки дорогостоящего металла. Однако этой участи могли избежать статуи, затонувшие во время перевозки. Находки в море обычно происходят случайно, на бронзовые артефакты натыкаются дайверы или их вылавливают сетями рыбаки. Но в случае с Антикитерским кораблем все иначе: здесь ведутся планомерные научные раскопки, позволяющие задокументировать археологический контекст и получить важную информацию о том, когда происходила перевозка и в каком качестве статуи оказались на корабле – как товар, как трофей или как металлолом».
Есть и другой аспект подобных открытий: все сохранившиеся до наших времен античные бронзы так или иначе подвергались довольно агрессивной обработке в процессе консервации и реставрации. Реставраторы прошлого сумели восстановить внешний облик статуй, однако в процессе уничтожили важные данные, которые современные ученые могли бы «снять» с поверхности металла, соотнести с археологическим контекстом и другими находками. «Технологии ушли далеко вперед, теперь мы способны извлечь много новой информации из подлинной, не обработанной реагентами бронзы», — говорит Кеннет Лэпатин (Kenneth Lapatin), куратор античного искусства в Музее Гетти, не первый год сотрудничающий с антикитерской экспедицией.
Во время первых раскопок 1900-1901 годов ныряльщики обнаружили на дне обломки по меньшей мере шести бронзовых статуй – в основном конечности, без соответствующих голов или тел. Еще несколько фрагментов подняли современные археологи: в прошлом году, например, было найдено бронзовое копье, которое могло быть частью статуи.
«Улов» этого года – мраморные ноги, крепко стоящие на мраморном основании, фрагмент бронзового одеяния (складки тоги или туники) и та самая бронзовая рука в натуральную величину. На руке отсутствуют два пальца, но в остальном она прекрасно сохранилась. «Мы сразу поняли, что нашли что-то важное», — позже вспоминал дайвер Александр Сотириу.
Судя по форме, размерам и запечатленному скульптором жесту, рука может принадлежать «Философу» — одной из разбитых статуй, части которой были подняты с Антикитерского корабля в начале ХХ века. Так ли это – выяснится в процессе будущих исследований. Заодно, возможно, найдется ответ на другой вопрос, давно интригующий ученых: обе статуи, ранее найденные на месте крушения — «Антикитерский эфеб» и «Философ» — датируются IV веком до нашей эры, и как они оказались на борту корабля, затонувшего 300 лет спустя, пока совершенно не понятно.
С учетом находок последних лет, потенциальное количество бронзовых статуй, до сих пор покоящихся на месте крушения, возросло с шести (разнородные обломки, найденные в 1900-1901 годах) до семи или даже до девяти, полагают руководители раскопок Теотокис Теодулу (Theotokis Theodoulou) и Брендан Фоули (Brendan Foley). Искусствовед Кеннет Лэпатин напоминает, почему количество имеет значение: «Если учесть, что в мире сохранилось чуть больше пятидесяти античных бронз, то обнаружение семи бронзовых статуй резко и значительно увеличит существующую коллекцию древних бронзовых изваяний». Для мирового искусства, для истории и науки такая находка была бы бесценной.
Изучение подлинных, ничем не обработанных, свеженайденных бронзовых статуй позволит выяснить новые подробности о древних методах литья и уточнить состав сплава. Современные технологии способны определить, были ли эти статуи изготовлены на экспорт или они уже где-то стояли, но затем были демонтированы и отправлены на переплавку. Если удастся обнаружить головы бронзовых изваяний, исследователи надеются идентифицировать изображенных людей, сравнивая их внешность с другими сохранившимися изображениями – например, мраморными статуями или портретами на монетах.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.


Рецензии