М. Твен - Библейский Чужеземец из Сакраменто!?
К празднику Пятидесятницы посвящается
В 2022 году исполняется 155 лет путешествию Марка Твена в Европу и Святую землю.
Немногие из сакраменчан-христиан знают весьма занимательную историю о знаменитом американском писателе, который краткое время жил и служил в Old Sacramento в офисе газеты Sacramento Daily Union. Дело в том, что по мнению многих иудео-христианских историков и писателей, визит Твена в обетованную землю был предсказан в Торе за более 4 тысячи лет до того, как это произошло на самом деле. Перед смертью Моисей дал Израилю пророчество: Бог рассеет Свой народ, но и соберет их обратно в землю Израиля в конце времен. Но прежде чем это произошло, некий «пришелец, чужеземец», придет на землю, которая в то время будет бесплодной и пустынной. Незнакомец станет свидетелем мерзости запустения. И после этого еврейский народ начнет возвращаться.
Второзаконие 29, 22–23: И скажет последующий род, дети ваши, которые будут после вас, и чужеземец, который придет из земли дальней, увидев поражение земли сей и болезни, которыми изнурит ее Господь: сера и соль, пожарище – вся земля; не засевается и не произращает она, и не выходит на ней никакой травы, как по истреблении Содома, Гоморры, которые ниспроверг Господь во гневе Своем и в ярости Своей». Это пророчество начало исполняться с самых первых времен распространения христианства среди народов: страна земной жизни И.Христа – Израиль стала центром паломничества для множества «чужеземцев». Но только единственный из всех «чужеземцев, пришедших из земли дальней» - Марк Твен буквально исполнил пророчество.
В своей книге он использовал те же слова, которые сказал Моисей: …«Несколько миль ехали по унылым местам,.. безмолвные мрачные просторы… Нигде ни травинки, ни кустика. Земля, по которой мы ехали, зачастую и не земля вовсе, а камень. Безлюдные пустыни, угрюмые бесплодные горы… Безрадостная, угрюмая и скорбная земля… Даже прославленный Иерусалим, одно из самых величайших имен в истории, утратил былое величие и превратился в нищую деревню… Палестина — край заброшенный и неприглядный…Над ней тяготеет проклятие, которое иссушает ее поля и сковывает ее силы… Палестина уже не принадлежит нашему будничному, прозаическому миру. Она отдана поэзии и преданиям — это страна грез».
В начале 1867 года молодой журналист Марк Твен увидел объявление о предполагаемой экскурсии «избранного общества» в страны Средиземного моря и в Святую Землю. В ответ на предложение Твена крупная Сан-Францисская газета «Альта Калифорния» согласилась отправить его своим корреспондентом в Европу и оплатить его проезд. Среди будущих пассажиров в рекламе круиза значились двое знаменитостей того времени – генерал, герой недавней гражданской войны Уильям Шерман и проповедник-богослов Генри Уорд Бичер. Из воскресной проповеди Бичера в Бруклине Твен и узнал о готовящемся путешествии.
Но это был рекламный ход с целью привлечь внимание к круизу. Почти все пассажиры представляли собой зажиточных белых американцев-протестантов. Некоторые, наиболее набожные, не расставались с Библией. На судне проходили молитвенные собрания и другие религиозные мероприятия, что немало раздражало Твена, который, как известно, был воспитан в христианской вере, но был скептик и вел мирской, светский образ жизни.
Паломничество на борту судна Quaker City с группой американских путешественников он назвал «Великой экскурсией удовольствия». Главным магнитом для «пилигримов» была Святая земля. Американские протестанты ожидали встречи с ней с благоговением. Паcсажиров Твен назвал «простаками». Почему? В английском innocents может означать детское незнание, наивную и простодушную неосведомленность. Простаки, по Твену, это американские протестанты, ничего не знающие о Европе, России и Ближнем Востоке».
Итак, незнакомец пришел в Палестину в 19 веке, и он будет вести путевые заметки о запустении земли — и поместит это свидетельство в свою первую книгу: «Невинные(простаки) за границей, или Путешествие новых пилигримов»( The Innocents Abroad or The New Piligrims' Progress). Книга не случайно перекликается в названии с известной книгой Джона Буньяна «Путешествие пилигрима в небесную страну», и которая во времена реформации была среди христиан протестантов самой читаемой книгой после Библии.
Книга Твена иногда появляется с подзаголовком «Путешествие нового паломника», стала самым продаваемым произведением Твена при его жизни, а также одной из самых продаваемых книг о путешествиях всех времен. Именно данная книга обратила внимание мировой общественности - многих евреев, язычников и христиан к земле обетованной, и после 1867 года начался период последующих юбилейных пятидесяти лет, в течении которых земля обетованная законно возвращалась в свой удел, к своему народу, который возвращался в свою землю во исполнение великого пророчества.
Таким образом было положено начало возрождения библейской обетованной земли.
Визит Твена ознаменовал собой начало масштабного пророческого поворота. Земля будет подготовлена для возвращения еврейского народа и еврейского народа для земли. Перед смертью Твен познакомился с другим писателем, с которым подружился. Это был Теодор Герцль, «отец современного Израиля».
14 мая 1948 года, когда государство Израиль было провозглашено, американский президент Гарри Трумэн стал первым мировым лидером в истории, признавшим новорожденную нацию. Трумэн рассказывал, что его терзали сомнения, стоит ли ему это делать. Весь его государственный департамент выступал против возрождения Израиля. Но затем Трумэн вспомнил слова цитаты, которые привели его к пророческому решению. Это были слова незнакомца – Марка Твена!
В журнале «Harper’s New Monthly Magazine» (1899) Марк Твен опубликовал очерк «О еврейском вопросе». Этот очерк он завершает следующими словами: Египтяне, вавилоняне, персы создавали мировые державы, всей планете торжественно и шумно заявляли о своем могуществе, затем таяли, словно дым, и умирали; греки и римляне наследовали их громкую славу и тоже ушли в небытие; другие народы возникали, на время высоко поднимали пылающий свой факел, но он сгорал, оставляя лишь искорки, а подчас и они сгорали. Евреи видели их всех, и сейчас они такие же, какими были всегда: на протяжении веков не знающие упадка или немощи; никогда, так же, как и теперь, не ослаблялось их влияние, их роль в жизни народов, среди которых жили они, не убывала их энергия, мобильность и острота ума. Все в мире смертно, но не евреи».
Есть еще один удивительный факт. В течение 2000 лет еврейский народ непрестанно молился: «Господи! услышь нашу молитву», «будь милостив», «и верни нас на землю». Настоящее имя Марка Твена было Сэмюэл Клеменс. «Самуил» означает «Господь услышал». А «Клеменс» означает и был «милосердным».
Как оказался Марк Твен в Сакраменто? Американский писатель и юморист Сэмюэл Клеменс отправился на Запад, чтобы попытаться разбогатеть во время Калифорнийской золотой лихорадки. Когда он потерпел неудачу в качестве золотодобытчика, он обратился к журналистике. В 1986 году владельцы влиятельной ежедневной газеты «Сакраменто Юнион» отправили его на Сандвичевы острова в качестве репортера – корреспондента. Серия статей о Гавайях были очень популярны, и многие историки считают, что эта серия превратила Твена в звезду журналистики.
Кстати, бронзовый бюст Твена ранее находился неподалеку от Капитолия штата в вестибюле последнего местоположения офиса газеты «Sacramento Union» по адресу 301 Capitol Mall. Бюст Твена теперь находится во владении библиотеки в Калифорнийском университете в Дэвисе, а статьи Твена можно посмотреть на микрофильмах в центральной библиотеке Сакраменто по адресу: 828 I St. Когда будете в старом Сакраменто, найдите по адресу 117 J St высокое старое кирпичное здание из красного кирпича (с сохранившейся вывеской «Daily Union»), - в нем находился первый офис газеты, стены которого доныне блюдят сущий дух «библейского паломника и незнакомца».
Итак, своего рода «книжное открытие миру земли обетованной» подготовили почву для возвращения еврейского народа и восстановления нации Израиля. Все они сошлись в один год: 1867 год, первый юбилейный год реставрации. Если отсчитать пятьдесят лет от этого года, то следующим юбилейным годом станет 1917 год. В 1917 году Британская империя издала Декларацию Бальфура, первый документ за 2000 лет, в котором провозглашалось создание в Палестине национального очага для еврейского народа. Тот же юбилейный год ознаменовал конец 2000-летней враждебной оккупации земли врагом, когда Османская империя рухнула, и британские войска вошли в Иерусалим.
Иисус сказал, что не придет снова, пока еврейский народ не воскликнет: благословен грядущий во имя Господне» из Иерусалима. Таким образом, второе пришествие зависит от возвращения еврейского народа в свой священный город. Отсчитайте пятьдесят лет от 1917 года, и следующий юбилейный год будет - 1967. В июне 1967 года начинается Шестидневная война. Перед окончанием войны израильские солдаты впервые за 2000 лет входят во врата Иерусалима.
Итак, в юбилейный год, как по Писанию, все «возвращается в свое владение».
Единственной реставрацией, которая так и не состоялась в 1967 году, была юридическая реставрация. Мир отказался признать Иерусалим принадлежащим еврейскому народу и столицей Израиля. Отсчитайте пятьдесят лет с 1967 года, и он точно определит следующий юбилейный год как 2017. Это был год, когда президент Дональд Трамп издал Иерусалимскую декларацию. Это был первый случай с древних времен, когда какая-либо мировая держава выступила с такой декларацией и признала Иерусалим.
Даже возрождение Израиля последовало по образцу Юбилея. Сионизм, движение, породившее Израиль, зародился в 1897 году. Организация Объединенных Наций проголосовала за возвращение Израиля в 1947 году – ровно пятьдесят лет спустя. Кроме того, основатель сионизма Теодор Герцль написал пророчество в конце Первого Всемирного сионистского конгресса. Он сказал, что через 50 лет весь мир узнает об Израиле. Он написал пророчество 3 сентября 1897 года. План Организации Объединенных Наций, который должен был возродить Израиль, был датирован 3 сентября 1947 года — ровно 50 лет!
Следует отметить, что рассматривая историю пятидесятнического движения и сошествия Святого Духа со знамением иных языков и дарами духовными на христиан протестантов начиная с конца 19 века и начала 20 века и далее, можно увидеть, что самые сильные движения духовные пробуждения происходили приблизительно во времена юбилейных пятидесятых годов в контексте истории возрождения израильского народа Божия.
Виталий Футорный. по материалам многих источников и СМИ.
Статья опубликована в газете SacramentoWeekly за 13 мая 2022
Свидетельство о публикации №122052301594