Статья

«Культ личности умер! Да здравствует культ личности!»

Зариф ГУЛЯМ, писатель (о переименовании Душанбе в честь президента):

«Великий лидер нации,  как настоящий наследник царя Исмаила Самани, возродил нашу государственность через 1. 000 лет, и уместно назвать столицу нашей страны его именем. Например, Рахмонабад, Рахмонасканд, Рахмоншахр».

(Республиканская газета «Азия+ (газета для тех, кто идёт вперёд», № 19 (1555), 19 мая 1922 г., стр. 3, рубрика: ЧТО МЫ СЛЫШАЛИ…)

Хочу спросить уважаемого коллегу по литературному цеху под эгидой Союза писателей Таджикистана, а что плохого сделали для таджикистанцев Владимир Ленин и Иосиф Сталин?  Как мне помнится, на карте Таджикистана, были такие немалые города моей Отчизны, как Сталинабад (нынешний Душанбе) и Ленинабад (нынешний Худжанд). Мне думается, именно благодаря деятельному участию этих людей таджикский народ, как раз и определился, как таджикская нация, обрёл свою, так сказать, таджикскую идентичность. Таджикский народ обрёл свободу и свою мировую значимость, как нация, именно через Великую октябрьскую социалистическую революцию.

Скажу кратко, не вдаваясь в исторические подробности, и назову только отдельные даты, вроде знаменательных вех становления таджиков, как самостоятельного народа. Итак,  Таджикская АССР была образована 14 октября 1924 в составе Узбекской ССР. Через пять лет, 16 октября 1929, автономная республика была преобразована в самостоятельную республику, а именно - в Таджикскую ССР, а затем 5 декабря 1929, как братская республика, непосредственно вошла в состав Союза ССР.  Если бы этого не случилось, таджикский народ, как нация, был попросту растворён в массе народов населявших в ту пору Бухарский эмират, и это бы длилось и длилось долгие годы до наших с вами нынешних дней. К сожалению, у многих деятелей политики, культуры, науки, образования, бизнеса и прочее,  как показали прошедшие 30 лет, со дня упразднения СССР, как единого, сильного и мощного государства, согласованного и доверенного союза братских республик и братских народов, очень короткая память.

Вероятно, и сам уважаемый домулло Зариф ГУЛЯМ, научился владеть литературным пером и изъясняться красивой грамотной и звучной таджикской речью, речью своего самостоятельного и независимого народа, не сегодня? Скорей всего, это случилось гораздо раньше, ещё в бытность Советского Союза, Советского Таджикистана. И разве советские таджики, проживая в Таджикской ССР, зависели каким-то политическим и другим образом от советских русских, также проживавших в ту пору в таджикской советской республике? Разве русские Советского Таджикистана связывали по рукам и ногам своих таджикских соотечественников, не давая им возможность работать на высоких постах, занимать хорошие должности, не давая им учиться не только в самой таджикской советской республике, но и далеко за её пределами – например, в Москве и Ленинграде? Разве Центр, в лице Москвы, обязал тогдашнюю таджикскую сестру носить оковы рабства,  держал на голодном пайке и совершенно не занимался экономическим развитием Таджикской ССР? Маленький пример, в ту пору, когда многие посёлки и деревни Российской советской федерации не были асфальтированы, дороги оставались грунтованными, и люди и техника в распутицу месили грязь, кишлаки Советского Таджикистана были в более выгодных условиях. К тому же повсеместно и в достатке по всей таджикской республике были дешёвые вода, электричество, уголь и газ. И жители республики не знали многочисленных очередей за продуктами питания, какие были в Советской России.

Согласен, Эмомали Рахмон (в недавнем прошлом Рахмонов) за 30 лет правления таджикской страной сделал и делает очень и очень много. Благодаря его опыту и мудрости человека, политика и гражданина своей страны, народы нынешнего Таджикистана живут в мире и согласии. Сама страна находится в благоденствии и процветании, и её имя гордо звучит по всему миру и с высоких трибун ООН, и многие мировые державы относятся к ней с уважением и признательностью и считаются с ней. Но только глубокоуважаемый президент страны, придя во власть, не с нуля начал строительство блистающей таджикской земли. Разве в Советском Таджикистане, равно в Душанбе, не строились фабрики и заводы, институты, университеты и лаборатории, школы и детские сады? Разве при Таджикской ССР сельское хозяйство приходило в упадок, и бедные дехкане ходили по пыльным дорогам Таджикистана с протянутой рукой? Не стоит так огульно относиться к своей советской истории и к тому, что связано с ней.

Сейчас повсеместно в Душанбе строятся многочисленные высотки на сотни квартир, строятся целые жилые комплексы, которые, по сути, представляют собой целые микрорайоны, где станут проживать тысячи и тысячи людей, будущих строителей столицы и самой страны. Своим трудом – через строительство и производство, науку, образование, культуру, медицину, бизнес – они будут по всей планете нести гордое знамя своей горной независимой державы. Но также повсеместно, в самой столице, в большом количестве строятся новые дороги (мне иногда кажется, что ныне легковых автомобилей, как единиц личного транспорта, стало куда больше, чем самих жителей столицы)? Строятся ли новые детские сады-ясли, школы, музыкальные и эстетические школы, здания и корпуса для многочисленных бесплатных кружков и спортивных секций, которые со всей полнотой охватят через 5-10 лет всю будущую детвору столицы? Если сегодня не поднимать и деятельно не решать эти вопросы, то Душанбе (или Рахмонобад) просто задохнётся от этих нерешённых проблем, поскольку дети – наше будущее. Какую искреннюю заботу и внимание, на государственном уровне, сегодня вложишь в детей, то таких ценных рабочих, интеллигентных, научных, спортивных, предпринимательских и прочих кадров ты получишь завтра. Наше сегодня – это кузница настоящих патриотов и граждан, преданных своей стране, своему народу и своей земле, искренно радеющих за неё, а не только ради собственного кармана. 

И в заключении снова хочу обратиться к небольшой выдержке того же номера газеты «Азия+»:

Марьям ИСАЕВА, актриса (о театре в Таджикистане):

«Театр – это, прежде всего, хорошая драматургия, режиссура и хорошие актёры. Как говорится,  – три слона. Главная беда в том, что сейчас нет хорошей драматургии. Когда я спросила нашего хорошего и известного драматурга, почему он больше не пишет, он ответил: гонорара, что платят за пьесу, не хватает даже на бумагу… Вот такое отношение к культуре, театру, драматургии… Нет финансов! Сейчас экономят деньги на культуре!»

Итак, моё слово. Я думаю, такие всемирно известные и признанные литературные деятели Таджикской ССР, как Садриддин Айни и Мирзо Турсунзаде, когда создавали свои шедевры, не сетовали о том, хватит ли им гонорара, чтобы покрыть их личные расходы на бумагу. Сейчас хорошая бумага (А-4; 80 гр./куб. см.) стоит в пределах 60-70- самони, и в пачке 500 листов. Сегодня творческие люди набирают тексты на компьютере – веяние современности, – а после принтером распечатывают на бумаге.  Но я не об этом. Разве Рудаки, Джами, Хафиз, Хайям, Ибн Сино и прочие культурные деятели золотой поры Блистательного средневекового Востока сетовали о том, хватит ли им гонорара, чтобы оплатить расходы на бумагу? Если бы они об этом думали, то, по моему мнению, ничего гениального не создали бы.

Не причисляю себя к маститому драматургу,  к которому обратилась уважаемая Марьям ИСАЕВА, не причисляю себя к уважаемому Зарифу ГУЛЯМУ (если ты слуга народа, то достойно служи ему, нее ожидая похвал и наград). Тем более, не причисляю себя к легендарным именам восточной литературной древности, и это было бы кощунством с моей стороны. Но хочу сказать о себе и за себя.

Ваш покорный слуга состоит членом Союза писателей Таджикистана. На сегодня, по сути, единственный русский литератор (по рождению, языку и духу) из многочисленной пишущей братии страны под эгидой СП РТ; тем более, не русскоязычный литературный деятель из числа титульной нации. За эти годы своими силами написал и издал в известном столичном частном издательстве 12 книг, не сетуя о том, получу ли я гонорар или нет. Более того, по выходу в свет свои книги не продаю, а великодушно отдаю людям на руки – от сердца к сердцу, – и сам, чаще всего, остаюсь без собственных книг. Как сапожник без сапог.

К любому своему литературному труду отношусь, как к ребёнку, сыну или дочери, и, образно говоря, всех своих детей я люблю в равной степени. Правда, в моём литературном творчестве есть две книги, к которым отношусь с большим вниманием. Это «ЧУДЕСА СВЯЩЕННОГ МЕСЯЦА РАМАЗАН» и «ДОРОГА К СЫНУ, или героическое Слово о таджикистанцах (повесть в трёх частях, или долгая дорога к миру и согласию)».

Первая книга повествует о чудесах доброты, великодушия и милосердия, какие проистекают в этот месяц среди мусульман мира и, в частности, Таджикистана. О последних идёт речь, и о том, что эти чудеса случаются не только в адрес своих единоверцев. Таджикские мусульмане в этот месяц своё душевное тепло, свою любовь, мудрость и терпение, великодушие несут и другим народам, населяющим современный Таджикистан. 

Вторая книга повествует о мудрости, терпении, трудолюбии, гостеприимности и радушии таджикского народа, о его неистребимой тяге к миру, согласию и дружбе с другими народами и в своей стране, так и за её пределами. Я собрал всех таджиков на широкий поднос своей души и поднял над собой высоко к солнцу, чтобы весь мир увидел, насколько прекрасен и благороден этот царственный или венценосный народ.  Как помнится, «тадж» с таджикского языка на русский означает – «венец, корона».

Когда я писал эти две книги, в муках и страданиях создавал эти литературные труды, не думал о том, вернутся мне или нет мои расходы на бумагу «в лице» гонорара. Когда издавал книги за свой счёт, не думал о том, что вернутся каким-то образом мои затраты. Когда раздавал на руки свои книги и раздаю до сих пор, то не думал, что мне оплатят мои труды. Более того, вышло так, что прошли дни, месяцы, годы, десятилетия, но мои книги, как я понимаю, не прочитали и не признали до сих пор. Тогда чем можно объяснить молчание массового читателя, и это молчание длится с 2008-го года.

К тому же, Союз писателей нашей страны не подумал меня ни поблагодарить за книгу, не поздравить с Ид Рамазаном, когда сама книга написана с большой симпатией. Она написана с глубоким уважением и с непреклонной любовью к таджикскому народу, к его обычаям и традициям, к извечным истории и культуре. Не поздравили меня и с 9-ым Мая, даже не поставили в известность, что проводилось в стенах Союза торжественное собрание, посвящённое этому Великому событию. 

Правда, не сетую на эти мелочи – так называемые «издержки творчества», как равнодушие и безразличие общества, – а продолжаю жить, работать и писать. Как мне представляется, это остаётся единственный постулат в моём творчестве, что истинный творческий человек (поэт или писатель, другие), пока бьётся его сердце, не должен думать ни о гонораре за свои труды, ни об их признании. Он должен думать только о том, чем полнится его творческая душа и что он хочет рассказать читательскому миру. 


Андрей Сметанкин; Душанбе, Таджикистан; 22-23.05. 2022


Рецензии