Эссе Чудеса происходили ли они на самом деле?

ЧУДЕСА: ПРОИСХОДИЛИ ЛИ ОНИ НА САМОМ ДЕЛЕ?

 
Однажды в 31 году н. э. Иисус с учениками отправились в Наин, город на севере Палестины. Подойдя к воротам города, они встретили похоронную процессию. Люди шли хоронить юношу. Этот юноша был единственным сыном вдовы, которая теперь осталась совсем одна. Согласно сообщению, Иисус «сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И подошед прикоснулся к одру; несшие остановились; и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань. Мёртвый поднявшись сел и стал говорить» (Луки 7:11—15).

ТРОГАТЕЛЬНАЯ история, но было ли это на самом деле? Многим трудно поверить, что такое вообще возможно. Тем не менее чудеса — это неотъемлемая часть библейского повествования. Верить в Библию означает верить и в то, что эти чудеса происходили. В действительности вся суть библейской истины опирается на одно очень важное чудо: воскресение Иисуса Христа.

ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫЕ НЕ ВЕРЯТ.

Верите ли вы в чудеса? Или вам кажется, что в наш век научного прогресса нелогично верить в чудеса, то есть в необычные явления, свидетельствующие о вмешательстве сверхчеловеческой силы? Если вы не верите в чудеса, вы не первый. Живший два столетия назад шотландский философ Дейвид Юм тоже не верил в них. Возможно, ваше неверие вызвано теми же самыми причинами, что и его.

Возражения Юма против чудес включали в себя три основных аргумента. Во-первых, Юм писал: «Чудо — это нарушение законов природы». С незапамятных времен человек полагается на законы природы. Он знает, что если уронить какой-то предмет, то он упадёт, что солнце будет восходить каждое утро и заходить каждый вечер и так далее. Подсознательно человек уверен, что так будет всегда. Не произойдет ничего, что нарушало бы законы природы. По мнению Юма, это «доказательство» невозможности чудес «такое же веское, как любой аргумент, основанный на опыте».

В качестве второго аргумента Юм приводил то, что людей легко обмануть. Некоторые, особенно когда дело касается религии, хотят верить в нечто удивительное и чудесное, но многие так называемые чудеса оказываются мошенничеством. Третий аргумент Юма состоял в том, что о чудесах обычно говорят во времена неведения. С ростом образованности людей число сообщений о чудесах уменьшается. Как выразился Юм, «такие удивительные события никогда не происходят в наши дни». Таким образом Юм считал доказанным, что чудес не бывает. Большинство аргументов в пользу невозможности чудес следуют этим общим принципам вплоть до наших дней; поэтому давайте рассмотрим возражения Юма по порядку.

ПРОТИВОРЕЧАТ ЗАКОНАМ ПРИРОДЫ?

Что можно сказать по поводу возражения о том, что чудеса — это нарушения законов природы и поэтому невозможны? При поверхностном взгляде это может показаться убедительным, но проанализируем, что говорится в действительности. Обычно чудо можно определить как нечто, выходящее за рамки нормальных законов природы. Оно происходит настолько неожиданно, что наблюдатели уверены, будто стали свидетелями действия сверхчеловеческой силы. Значит, в действительности это возражение означает: «Чудеса невозможны потому, что они сверхъестественны!» Но прежде чем делать такой вывод, почему бы не рассмотреть факты?

Правда, по сравнению с Дейвидом Юмом образованные люди наших дней менее склонны настаивать на том, что известные нам законы природы действуют в любом месте и в любое время. Учёные с готовностью строят гипотезы о том, что, возможно, во Вселенной существует не три известных нам измерения — длина, ширина и высота,— а гораздо больше. Они предполагают, что существуют чёрные дыры, или гигантские звезды, которые сжимаются настолько, что их плотность становится бесконечно большой. Считают, что вблизи чёрных дыр пространство искажено так сильно, что там останавливается время. Учёные даже обсуждают вопрос о том, возможно ли, чтобы при определённых условиях время шло назад, а не вперёд!

Обсуждая вопрос о возникновении Вселенной, профессор математики Кембриджского университета Стивен Хокинг сказал: «Согласно классической теории относительности... началом Вселенной должна быть особая точка с бесконечно большой плотностью и кривизной пространства-времени. В таких условиях нарушились бы все известные нам законы физики». Итак, современные учёные не согласны с тем, что какое-то явление невозможно потому, что оно противоречит нормальным законам природы. В необычных условиях могут происходить необычные явления. Конечно же, если мы верим во всемогущего Бога, то должны признавать, что он обладает силой, необходимой для того, чтобы вызывать необычные — чудесные — явления, когда это согласуется с его намерением (Исход 15:6—10; Исаия 40:13, 15).

ЧТО СКАЗАТЬ О МОШЕННИЧЕСТВЕ?

Ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что чудеса бывают ложными. Например, некоторые утверждают, будто способны исцелять больных чудесным исцелением верой. Врач Уильям Нолан задался целью исследовать такие исцеления. Он проверил множество заявлений об исцелениях, которые совершали целители-проповедники в Соединенных Штатах Америки и так называемые хирурги-экстрасенсы в Азии. Каков результат? Разочарование и обман — это всё, что удалось найти Нолану.

Означают ли такие примеры мошенничества, что подлинных чудес не бывает? Вовсе нет. Иногда мы узнаем, что в оборот пущены поддельные купюры, но это не означает, что поддельными стали все деньги. Некоторые больные очень доверяют знахарям, врачам-мошенникам и тратят на них огромные деньги. Но это не означает, что все врачи — мошенники. Некоторые художники умеют искусно подделывать полотна «старых мастеров». Но это не означает, что все картины — подделки. Точно так же то, что некоторые из так называемых чудес — это явный обман, не означает, что не бывает подлинных чудес.

‘В НАШИ ДНИ ЧУДЕСА НЕ ПРОИСХОДЯТ’

Третье возражение было сведено к утверждению: «Такие удивительные события никогда не происходят в наши дни». Юм никогда не видел чуда, поэтому он не верил, что чудеса бывают. Однако такой ход рассуждений непоследователен. Любой мыслящий человек согласится с тем, что до дней этого шотландского философа происходили «удивительные события», которые не повторялись при его жизни. Что это за события?

Начнём с того, что на Земле возникла жизнь. Затем — животные. В конце концов появился человек, наделённый мудростью, воображением, способностью любить и совестью. Ни один учёный не может объяснить на основании действующих сегодня законов природы, как произошли такие поразительные события. Но они произошли, и есть живое тому доказательство.

А как быть с «удивительными событиями», которые происходили уже после дней Дейвида Юма? Предположим, у нас есть возможность перенестись во времени назад и рассказать ему о сегодняшнем мире. Представьте, как вы стали бы ему объяснять, что бизнесмен из Гамбурга может разговаривать с кем-то, кто находится за тысячи километров от него, в Токио, и при этом даже не повышать голоса; что по всей земле можно смотреть прямую трансляцию футбольного матча, который проходит в Испании; что летательные аппараты гораздо бо;льших размеров, чем океанские корабли во дни Юма, могут отрываться от земли и за считанные часы переносить по воздуху 500 человек на расстояние в тысячи километров. Можете ли вы представить реакцию Юма? «Это невозможно! Такие удивительные события никогда не происходят в наши дни!»

И всё же такие «удивительные» события происходят в наши дни. Почему? Потому что, используя научные принципы, о которых Юм не имел ни малейшего понятия, человек изобрёл телефон, телевизор, самолёт. Так ли уж тогда трудно поверить, что в прошлом Бог каким-то до сих пор непонятным нам образом иногда совершал дела, которые на наш взгляд кажутся чудесами?

КАК МЫ МОЖЕМ УЗНАТЬ?

Конечно, слова о том, что чудеса могли происходить, ещё не означают, что они происходили. Как мы в нашем XXI веке можем узнать, действительно ли во времена, описываемые в Библии, Бог творил через своих земных служителей настоящие чудеса? Какие доказательства ожидали бы вы получить? Представьте себе туземца, который попал из джунглей в крупный город. Как может он, вернувшись домой, рассказать своему племени о чудесах цивилизации? Он не может объяснить, как работает автомобиль или почему из портативного радиоприёмника звучит музыка. Он не может сделать компьютер, чтобы доказать, что такое устройство действительно существует. Он может только рассказать о том, что видел.

Мы находимся в таком же положении, как соплеменники этого туземца. Если Бог действительно творил чудеса, мы можем узнать о них только от очевидцев. Очевидцы не могут ни объяснить, как происходили чудеса, ни повторить их. Они могут только рассказать нам о том, что видели. Вероятно, очевидцев можно обмануть. Кроме того, они легко могут что-нибудь преувеличить или ввести слушателей в заблуждение. Значит, чтобы доверять их рассказу, мы должны быть уверены в том, что эти люди правдивы, проявляют хорошие качества и руководствуются благими намерениями.

ЧУДО, КОТОРОЕ ЗАСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНО ЛУЧШЕ ВСЕГО.

Чудом, которое засвидетельствовано лучше всего, является воскресение Иисуса Христа, поэтому почему бы не использовать это чудо в качестве своеобразного прецедента. Для начала рассмотрим сообщаемые факты: Иисуса арестовали вечером 14 нисана, что приходилось на вечер четверга по современному способу исчисления времени. Иисус предстал перед вождями евреев; они обвинили его в богохульстве и решили, что он должен умереть. Руководители евреев привели Иисуса к римскому правителю Понтию Пилату, который сдался под их натиском и передал Иисуса для казни. В пятницу, вероятно около полудня,— это было всё ещё 14 нисана по еврейскому календарю — Иисуса пригвоздили к столбу, и через несколько часов он умер (Марка 14:43—65; 15:1—39).

После того как римский солдат пронзил Иисуса копьём, чтобы убедиться, что он действительно мёртв, тело Иисуса положили в новую гробницу. Следующий день — 15 нисана (пятница/суббота) — был субботой. А утром 16 нисана — в воскресенье утром — некоторые из учеников Иисуса пришли к гробнице и нашли её пустой. Вскоре стала распространяться новость, что Иисуса видели живым. Первая реакция на эту весть была точно такой же, как сегодня — неверие. Даже апостолы отказывались верить в это. Но когда они сами увидели живого Иисуса, им не оставалось ничего другого, как согласиться с тем, что он был воскрешён из мёртвых (Иоанна 19:31—20:29; Луки 24:11).

ПУСТАЯ ГРОБНИЦА.

Действительно ли Иисус воскрес или это всё просто выдумка? Первое, о чём, скорее всего, спрашивали люди в то время, было: находится ли тело Иисуса всё ещё в гробнице? Последователям Иисуса пришлось бы очень трудно, если бы их противники могли указать на труп Иисуса, который всё ещё лежал на месте погребения, как на доказательство того, что Иисус не воскрес. Однако нет никаких данных о том, что противники делали это. Наоборот, как сообщается в Библии, они дали денег солдатам, поставленным охранять гробницу, и повелели им: «Скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали» (Матфея 28:11—13). То, что руководители евреев действовали именно так, доказывает не только Библия.

Спустя примерно сто лет после смерти Иисуса Юстин Мученик написал труд «Диалог с Трогом». Там говорилось: «Вы [евреи] послали избранных и священников провозгласить по всему миру, что безбожная и беззаконная ересь распространилась от одного Иисуса, галилейского обманщика, которого мы распяли, но его ученики украли его ночью из гробницы, в которую он был положен».

Однако Трог был евреем, а труд «Диалог с Трогом» был написан, чтобы защитить христианство от иудаизма. Следовательно, вряд ли Юстин Мученик стал бы говорить такие слова — что евреи обвинили христиан в похищении тела Иисуса из гробницы,— если бы евреи не выдвигали такого обвинения. Иначе Юстина Мученика могли бы легко уличить во лжи. Юстин Мученик сказал эти слова только потому, что евреи действительно послали таких вестников. А они сделали это из-за того, что 16 нисана 33 года н. э. гробница действительно оказалась пустой, и они не могли указать на тело Иисуса как на доказательство того, что он не воскрес. Но если гробница была пуста, то что произошло? Действительно ли ученики Иисуса украли тело? Или оно было убрано из гробницы чудом в доказательство воскресения Иисуса?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СДЕЛАННОЕ ВРАЧОМ ЛУКОЙ.

Одним из высокообразованных людей I века, который тщательно изучил доказательства, был врач Лука (Колоссянам 4:14). Лука написал две книги, которые стали частью Библии: одна из них Евангелие, или история служения Иисуса, а другая — Деяния апостолов, или история распространения христианства в первые годы после смерти Иисуса.

Во введении к своему Евангелию Лука ссылается на множество доказательств, которые были доступны ему, но которые уже недоступны нам. Он упоминает о документах, касавшихся жизни Иисуса, которые он изучал. Лука также отмечает, что он разговаривал с очевидцами жизни, смерти и воскресения Иисуса. Затем Лука говорит, что ‘тщательно исследовал всё сначала’ (Луки 1:1—3). Очевидно, Лука провёл очень тщательное исследование. Был ли он хорошим историком?

Многие это подтверждают. Ещё в 1913 году об историчности трудов Луки высказался на своей лекции Уильям Рамзи. Каким было его заключение? «Лука — это историк высочайшего класса; он не просто достоверно излагает факты; он обладает истинным историческим чутьём». К такому же выводу приходили исследователи и в более позднее время. В одном труде в предисловии к томам, посвященным работам Луки, говорится: «Лука был и историком (причём точным), и богословом» («The Living Word Commentary»).
 
Доктор Дейвид Гудинг, бывший профессор древнегреческого языка из Северной Ирландии, который специализировался на изучении Ветхого Завета, утверждает, что Лука был «древним историком, работавшим в традициях историков Ветхого Завета и в традициях Фукидида [одного из наиболее почитаемых историков древнего мира]. Подобно им, он прилагал огромные усилия в исследованиях источников, в отборе материала и в его изложении. [...] У Фукидида этот метод работы сочетался со страстным увлечением исторической точностью, и нет никаких оснований полагать, что Лука отставал от него в этом».

К какому заключению пришёл этот высокообразованный человек в отношении того, почему 16 нисана гробница Иисуса оказалась пустой? И в Евангелии, и в Деяниях Лука преподносит как факт то, что Иисус воскрес из мёртвых (Луки 24:1—52; Деяния 1:3). У него не было по этому поводу никаких сомнений. Возможно, вера Луки в чудо воскресения была укреплена событиями из его собственной жизни. Хотя Лука, вероятно, и не был очевидцем воскресения, он сообщает, что видел чудеса, которые творил апостол Павел (Деяния 20:7—12; 28:8, 9).

ОНИ ВИДЕЛИ ВОСКРЕСШЕГО ИИСУСА.

Два Евангелия традиционно приписываются людям, которые знали Иисуса, видели, как он умер, и утверждали, что действительно видели его после того, как он воскрес. Эти люди — апостол Матфей, бывший сборщик податей, и Иоанн, любимый апостол Иисуса.
 
Апостол Павел — ещё один из тех, кто писал Библию,— тоже утверждал, что видел воскресшего Христа. Кроме того, Павел перечислил поимённо тех, кто видел Иисуса живым после смерти, и сказал, что однажды Иисус явился «более нежели пятистам братий» (1 Коринфянам 15:3—8).

Павел упоминает среди очевидцев и Иакова, брата Иисуса по плоти, который знал Иисуса с детства. Другой очевидец — апостол Пётр; историк Лука сообщает, что по прошествии всего лишь нескольких недель после смерти Иисуса Пётр уже бесстрашно свидетельствовал о его воскресении (Деяния 2:23, 24). В Библии Петру традиционно приписываются два послания, и в первом из них Пётр показывает, что вера в воскресение Иисуса была для него огромнейшей побуждающей силой даже спустя много лет после этого события. Пётр пишет: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мёртвых к упованию живому» (1 Петра 1:3).

Следовательно, как Лука мог говорить с людьми, которые утверждали, что видели Иисуса после его смерти и разговаривали с ним, так и мы можем читать слова, записанные некоторыми из этих людей. И мы можем сами судить о том, были ли эти люди обмануты, пытались ли они обмануть нас или же они на самом деле видели воскресшего Иисуса. Честно говоря, обмануть их было невозможно. Многие из них были близкими друзьями Иисуса до самой его смерти. Некоторые видели его мучения на столбе. Они видели, как из раны, нанесённой солдатом, потекла кровь и вода. И солдат, и эти люди были убеждены, что Иисус действительно умер. Позднее же, по их словам, они видели Иисуса живым и разговаривали с ним. Нет, обмануть их не могли. Пытались ли они тогда обмануть нас, утверждая, что Иисус был воскрешён? (Иоанна 19:32—35; 21:4, 15—24).

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно просто спросить себя: верили ли они сами в то, что говорили? Да, в этом нет никаких сомнений. Для христиан, в том числе и для тех, кто утверждали, что были очевидцами, воскресение Иисуса было основанием их веры. Апостол Павел сказал: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1 Коринфянам 15:14, 17). Звучит ли это как слова человека, который лжёт, когда говорит, что видел воскресшего Христа?

Подумайте, что означало быть христианином в те дни. Это не приносило престижа, власти или богатства. Совсем наоборот. Многие из христиан I века ради своей веры даже ‘расхищение имения своего приняли с радостью’ (Евреям 10:34). Быть христианином означало вести жизнь, полную жертв и преследований, которая часто заканчивалась позорной и мучительной смертью.

Некоторые христиане происходили из состоятельных семей, как например, апостол Иоанн, чей отец, очевидно, имел процветающее рыболовное дело в Галилее. Многих ждала в жизни хорошая карьера, как например, Павла, который, до того как стать христианином, был учеником известного раввина Гамалиила и его уже начинали замечать еврейские правители (Деяния 9:1, 2; 22:3; Галатам 1:14). Тем не менее все они отвергли заманчивые предложения мира ради того, чтобы распространять весть, основанную на том, что Иисус воскрес из мёртвых (Колоссянам 1:23, 28). Разве пошли бы они на такие жертвы, чтобы страдать ради того, что, как они знали, было основано на лжи? Нет, не пошли бы. Они были готовы страдать и умереть за то, что, как они знали, было основано на правде.

ЧУДЕСА НА САМОМ ДЕЛЕ ПРОИСХОДЯТ.

Безусловно, доказательства очевидцев абсолютно убедительны. 16 нисана 33 года н. э. Иисус действительно воскрес из мёртвых. А если произошло воскресение Иисуса, следовательно, возможны все остальные чудеса, о которых говорится в Библии,— чудеса, которые подтверждаются надёжными свидетельствами очевидцев. Тот, Кто обладал достаточной силой, чтобы воскресить Иисуса из мёртвых, позволил Иисусу воскресить сына вдовы из Наина. Он же наделил Иисуса силой творить меньшие — но не менее удивительные — чудеса исцеления. Его же силой было чудом накормлено множество народа, и Он же позволил Иисусу ходить по воде (Луки 7:11—15; Матфея 11:4—6; 14:14—21, 23—31).

Итак, то, что в Библии говорится о чудесах,— не повод сомневаться в её правдивости. Скорее тот факт, что в библейские времена происходили чудеса, убедительно доказывает: Библия — это действительно Слово Бога. Но против Библии выдвигается и другое обвинение. Многие утверждают, что она противоречива и поэтому не может быть Словом Бога. Так ли это?

Продолжение следует…


Рецензии