Здесь и сейчас против всюду и всегда

Блаженный Августин считавший, что БОГ И МИР РАЗДЕЛЬНЫ, что Бог - благо, а мир зло, заложил основы западного мировоззрения. Мировоззрения в котором человек отделённый Богом от благодати за грехи, движется обратно в рай путём логического осознания того, что хорошо, а что плохо. Отсюда происходит, западная наука и идея прогресса.

Человек лезет из зла на небо по лестнице рационализации бытия, лезет к Богу, то есть к большему благу - комфорту и безопасности. Ибо как сказал Бог Адаму: «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей" (Книга Бытие 3:20,)
Достигнув Бога, то есть удовлетворив все свои потребности, преодолев проклятье и попав как бы в рай, человек перестаёт лезть, теряет смысл бытия, зависает там, а потом неизбежно с грохотом падает снова на "землю" и всё начинается заново. Так человек и бегает за "Богом" как собака за палкой.

В православии ВСЁ ВНУТРИ БОГА, в том числе и благодать и зло и мир и человек, но при этом Бог не познаваем умом, он вне рациональной логики. Это более сложное мировоззрение, потому, что парадоксальное.
Благодать здесь не завязана на материальное. Бог есть всё, но познать и достичь его умом не возможно, потому, что любой выхваченный вниманием объект, явление или событие, сам по себе Богом - то есть всетворцом и всеблюстителем вне пространства и времени, конечно же не является.

Только в целом ВСЁ и является Богом. Логикой такое с точки зрения православия не охватить, а можно только через переживание всем своим существом и умом и сердцем.
Василий Великий назвал это - "Бог стал человеком - что бы человек стал Богом".
То есть целое познаёт и переживает самоё себя посредством человека. "Ибо все из Него, Им и к Нему"(Послание к Римлянам 11:36).

Зло в православии есть порождение свободного выбора. Бог даёт человеку выбор. Выбор подразумевает варианты, ошибки и создаёт сложное поле божественной игры в котором есть место и рационализации и интуиции и всему остальному.
Но Бог в итоге берёт на себя ответственность за эту игу, спасая тех кто обращается к нему за спасением.

Западный подход к жизни более инструментальный, чёткий,  он породил концепцию "Здесь и сейчас". Когда важно, что ты делаешь, что происходит прямо вот сейчас и вот тут.
Это  продуктивно, но одновременно это и такой способ избежать сложности игры. Попытка избежать неопределённости и всё поставить под контроль.
Когда в силу нарастающей сложности игры ты экономишь энергию сосредоточившись на моменте, жертвуя  картиной в целом.
В крайности такой подход выхолащивает бытие и похож на бикфордов шнур по которому бежит огонёк. Повышенное внимание к моменту и к частностям приводит к тому, что разрушается целостность, что хорошо видно например в политике.
Посмотрите на ЕС и его антироссийские санкции, когда в угоду идеологии приносится собственная экономическая стабильность. На американскую политкорректность, когда меньшинства начинают в рамках демократии диктовать свою волю большинству при том, что по сути демократия и есть именно власть большинства, а не меньшинства.

Концепция "здесь и сейчас" в своей крайности - тоталитарна в силу уже заявляемого ограничения самой себя во времени и пространстве. В чистом виде это чистая механика без чувства. Ведущая не в рай, а в другое место. Потому то именно западное христианство породило инквизицию, геноцид индейцев , химические атаки, холокост и ядерные бомбардировки.

А один момент бытия, один кадр вырезанный из большого фильма оказывается вдруг не "здесь и не сейчас", а "нигде и никогда". Потому, что у него нет ни прошлого, ни будущего, даже контекста нет - к чему он относится. Просто один бит информации.

Западных христиан Бог в основном контролирует и судит, восточных прощает и любит.

Отсюда разница в культурах , экономике и общественном устройстве. Православный взгляд в силу парадоксальности более философский.
И восточная концепция скорее всего звучит как "Всюду и всегда". В ней мелочи не важны, а важна картина в целом. Важно не то, что делает людей и вещи разными, а то, что их связывает. Связующее и есть проявление божественного. Смысл человеческого бытия проявлять и усиливать эти связи. Весь чай должен быть сладкий а не только на дне где лежит сахар.
Потому то при всей архаичной тоталитарности российского прошлого и настоящего зверств нём сильно меньше чем в "не тоталитарном" западном мире. Ну и комфорта при этом сильно меньше тоже.

В крайности такой подход размазывает энергию и не даёт ей совершить ни какой рациональной работы. Потому, что по большому счету нет смысла куда либо двигаться находясь "внутри Бога" - сахар всё равно уже в стакане, пусть и на дне. "Мы в поезде идущем по рельсам проложенным не нами". Что хорошо видно на примере развития России.
В чистом виде это абстракция без привязки к реальности оказывается часто в плену - "там и потом"". Каждый русский хорошо это знает.
Обломов - гениальный роман Ивана Гончарова написанный в 1859 году. https://www.youtube.com/watch?v=Q1zIasC2Og8

Но голодных псов их конкретного всегда задирает сонный медведь нашего абстрактного.
В долгосрочном периоде "всюду и всегда" стратегия более устойчивая как более масштабная и многовариантная. Это очевидно если отвлечься от сиюминутного и взглянуть в прошлое.


Рецензии