Веданта-сутры. Глава IV. Раздел 4. 534-555
IV.4.1 (534) Когда джива духовного мира в пути достигает,
Она форму свою изначальную тем проявляет –
Это видно из термина «сущностная» – так о душах
Утверждают Писанья, [и их мы обязаны слушать].
IV.4.2 (535) Это Я, чья природа явила себя [в достиженье
Высочайшего света], находится в освобожденье –
Том, что было обещано текстом Священной Чхандогьи,
В её части восьмой и в двенадцатом слове, [в уроке,
Что представлен] в строке номер три. IV.4.3 (536) Свет, в который вступает
После освобожденья душа – это Атман, [бывает
В своём высшем пределе он слит воедино с Брахма́ном],
Эта тема [сквозь многие] главы [идёт постоянно].
IV.4.4 (537) В состоянии освобожденья душа существует
В неделимости с Брахманом, [этот союз согласует]
Выражение «То ты еси» из Священной Чхандогьи,
Из её части шесть, из параграфа восемь, [где строги
Описания сути сего выражения] в строчке
Номер семь [и описаны смыслы сужденья до точки].
Также в Брихадараньяке в части один [есть сужденье]
«Я есмь Брахман» – в четвёртой главе, строчке десять [явленье
Одинаковости их видно́ в тексте том на приметы
Их тождественности отрицанья наложены меты]:
«Ничего где не видно другого...» – [то́ есть равномощность],
Так в Чхандогье в главе номер семь [обозначена общность
Меж Брахма́ном и Атманом] в двадцать четвёртой главе, где
В первой строчке [слова эти есть о Всевышнем Субъекте].
Также Брихадараньяка в части четвёртой [приводит
Смысл тождественности их, который в сужденье приходит]
Из четвёртой главы, строчки шесть: [«Сущность Атмана – Брахман,
И являсь Собой, устремляясь в Себе быть упрятан,]
Не являясь ничем, кроме Брахмана, в Нём исчезает».
IV.4.5 (538) Джива, что достигает ниргуна-Брахма́на, [бывает
Только Им с этих пор] – существует она, обладая
Его качествами; так Джаймини сказал, полагая,
Что душа существует не в Боге как чистом сознанье,
А в Брахма́не Чхандогьи, какому дано описанье
В её части восьмой, в её слове седьмом, в первых строках,
[Где Праджапати мудрое знание было в истоках.
Так, согласно Джаймини, душа в своём освобожденье
Обретает все свойства Всевышнего – богоявленье].
IV.4.6 (539) А(у)дуломи, однако, сказал, что душа существует
После освобождения в форме сознанья: [бытует
Как сознание] – это природа его [и движенье];
В тексте Брихадараньяки это находим сужденье
В её части четвёртой, в главе номер пять, слог тринадцать –
[Текст Священных Писаний позволит и в том разобраться].
IV.4.7 (540) Также из-за наличия качеств, какие в Нём были
И какие здесь позже [признали мы] и осветили,
Нет противостояния между обоими ими –
И Джаймини, и Аудуломи, [и всеми другими
Мудрецами, искавшими истину: нет в том обмана], –
Полагал на основе Писаний так Бадараяна.
IV.4.8 (541) Та душа, что достигла сагуна-Брахма́на, стремленья
Достигает свои при посредстве волеизъявленья –
Только волей. Но всё же она отличима от Бога,
Так как воля своя есть у Брахмана, [как и «дорога»], –
Это сказано в тексте Чхандогьи, в восьмой её части,
Во второй из её глав, в начальной строке, [но отчасти
(Остальное описано в следу(ю)щих строках подробно)].
IV.4.9 (542) И по этой причине иного нет Бога подобно
Вседержителю, нет у души Господина иного,
С Кем в свободе своей [она соединилась бы снова] –
Это сказано в тексте Чхандогьи, в восьмой её части,
В самой первой главе, строчке шесть. IV.4.10 (543) [И теперь] в её власти
Быть свободной от тела: душа после освобожденья
Получает возможность свободного передвиженья,
Так как нет у ней тела, нет органов; сказано это
В части восемь Чхандогьи, [где видим мы эти приметы]
В строчке пять из двенадцатой брахмы. IV.4.11 (544) Джаймини, однако,
[Понимает Чхандогью иначе, мол, суть здесь двояка],
И свободные души имеют и тело, и члены,
Так как конфигурации могут менять [переменно],
И, [мол], сказано это в Чхандогье, в седьмой её части,
В слове двадцать шестом, строчке два. IV.4.12 (545) [Своё в дело участье
Вносит] Бадараяна, считая, что души бывают
Двух указанных видов, как в случае, где называют
Тот же акт принесения жертвы – Ахина и Саттра.
Души с телом и души без тела бывают – понятно
То, что классифицировать жертву возможно двояко
И в период [хаоса] двенадцати дней. [И трояко –
Если будут к тому основания в наших сужденьях;
Мудрость Бадараяны и этому даст объясненья.]
IV.4.13 (546) Если тело отсутствует, то исполненье возможно
Всех желаний, как в снах. Очевидность того непреложна.
Если тела духовного нет, то душа существует,
Как во сне: [в достоверности-яви она не бытует].
IV.4.14 (547) Но когда [очевидно] духовного тела наличье,
То тогда [положение дел кардинально отлично]:
Исполненье желаний [души] происходит так, словно
Она в бодрствующем состоянье [живёт безусловно],
Так, как будто она пробудилась от сна – [и восстала
Для реальных свершений, поскольку реальностью стала].
IV.4.15 (548) Если джива достигла сагуна-Брахма́на, то может
Оживлять сразу несколько тел, словно может «умножить
Пламень лампы» – так сказано в тексте Чхандогьи Священной,
В части семь, во главе двадцать шесть, строчке два. IV.4.16 (549) [Также верно]
Утвержденье о том, что в одном из двух тех состояний –
Сне глубоком и полном союзе с Брахманом – познаний
Быть не может; тому объясненье есть в текстах Священных.
IV.4.17 (550) Брахма-локи достигшие души [искусны] в уменьях
И полны ими всеми подобно [господню светилу],
За одним исключеньем – творение им не под силу,
Так как Брахман является темой всех текстов Писаний,
Где помянут процесс сотворенья, но нет поминаний
В данной связи об освобождённых [познанием] душах.
Беспристранстность Его основанием этому служит.
IV.4.18 (551) Если скажут, что освобождённые души имеют
[Абсолютную власть или пропуском неким владеют]
К получению сил абсолютных: мол, сказано это
И в Писаниях – то мы ответим, что есть там ответы,
Что душа достигает Того, Кто и Солнце вверяет,
И другое правителям их, – но притом пребывает
В этих сферах, оставшись зависимой от Его власти;
Так в Тайттирии тексте указано в первой же части,
В её слове шестом, во втором от начала сужденье.
IV.4.19 (552) И [ещё потому], что у Господа вид проявленья
Неизменен и вне сотворённого [Им же, по сути;
Поясненье тому мы] в Чхандогье [искать снова будем]
В части третьей, в разделе двенадцать, в шестой его строчке.
IV.4.20 (553) Так же разум наш то говорит в рассужденьях [до точки]
И в [особенностях] восприятья [идей и предметов];
Так, в Священной Мундаке, к примеру, описано это
В части два, во втором из разделов, в десятом сужденье,
И в одиннадцатом слове тоже. Такое же мненье
Есть в Священном Писании Бхагавад-гите: то видим
Мы в пятнадцатой части, параграфе шесть. IV.4.21 (554) [Очевиден]
Также вывод о равенстве Бога и дживы свободной
В отношении лишь наслаждения; [в тексте исходном]
Указания в Брихадараньяке есть на то мненье
В части первой, в главе номер пять, в двадцать третьем сужденье.
IV.4.22 (555) Также есть утверждения в текстах Священных Писаний,
Что уже нет возврата для душ, что свободными стали;
Говорится об этом в Чхандогье в восьмой её части,
В её слове шестом, в строчке шесть, и в четвёртой [отчасти]
Её части, в пятнадцатом слове, в шестом наблюденье,
Также в части седьмой, [тоже] в слове пятнадцать, в сужденье
Самом первом, и в Брихадараньяке [сказано так же],
Где вторая глава шестой части считать нас обяжет
В рассужденье пятнадцатом то, [что в слиянье с Брахма́ном
Души освобождённые будут теперь постоянно].
Завершаются тем Брахма-сутры от Бадараяны,
Он же Бадари, и Ведавьяса, и Кришна Двайпьяна.
Перевод – Дмитрий Рагоза
Комментарии – Евгений Иванов, Лариса Баграмова
Рифмовка – Лариса Баграмова
Свидетельство о публикации №122051500351