Св. Николай Сербский. Охридский Пролог. Февраль
(Переводы выполнены в начале 2000-х гг. Все тексты перенесены сюда со Штрамповской страницы).
1 февраля. Золотое дерево и белые птицы
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.
Расло дрво златограно
с три златне гране,
На ньему су беле птице,
беле, снежане.
Па падоше беле птице
доле дубоко,
Оста светло златно дрво,
дрво високо.
У дубини смрт и тама,
тамно тамнило,
Злоба и глад, жалост и jaд,
глупост, бунило.
У црну се смолу птице
све заронише;
Не могаху никад више
летет' навише.
Сажали се златно дрво
бедним птицама,
Па разговор наста таjни
меdzу гранама.
Тад се сави jeдна грана
страшном понору,
Те подиже jато птица
врху на гору.
Тако Христос, златна грана,
к земльи се сави
И подиже пале льуде
к Троjичноj слави.
И сад расте златно дрво
с три златне гране,
На ньему су беле птице,
беле снежане.
************
Дерево с тремя ветвями,
крона златая;
В кроне гнёзда свили птицы -
белая стая.
Но упали в бездну птицы
с древа когда-то;
Древо светлое осталось -
ветви из злата.
В пропасти и смерть, и темень,
мрак без просвета,
Голод, жажда, зло, безумье,
страх на вся лета.
Чёрная смола на перьях -
уж не отмыться;
Крыльев птицам не расправить,
в небо не взвиться.
Жалко дереву златому
птиц бедных в яме;
Тайный разговор повёлся
между ветвями.
И одна склонилась ветка
в мрака пучину,
Подхватила и взметнула
птиц на вершину.
Так Христос, ветвь золотая,
сходит на землю,
К славе вечной, Триединой,
род наш подъемля.
И стоит доселе древо,
крона златая;
В кроне гнёзда свили птицы -
белая стая.
______________
Рис. А.И. Копанёвой.
© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116012512370
2 февраля. Сретение
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.
Сретение.
Када зима сусреhе пролеhе,
Стар Симеон беше добре среhе:
Он сусрете Давночеканога,
Кроз пророке Пророкованога,
НЬега - маjдан свих небеских блага -
Он сагледа ко младенца нага,
Па овако Симеон прорече:
- Мом животу спустило се вече;
Оваj лежи, да многе обори
Ил' да дигне. Тако дух говори -
Старчево се пророчанство збило:
Поста Исус мера и мерило,
Извор среhе, мира и радости,
Ал' и нишан сваdzе и пакости.
Jедне диже а друге обара
И Раj и Ад льудима отвара.
Нек свак бира што му срце вели,
У Раj с Христом! наше срце жели.
************
В день свидания зимы с весною
Был обласкан Симеон судьбою:
Им увиден был Обетованный
И Венец пророчеств долгожданный.
Всех богатств небесных средоточье
Как младенца видит он воочью.
Молвил старец, потрясённый встречей:
"Моей жизни наступает вечер;
Говорит мне Духа откровенье:
Сей - восстанье многим и паденье".
Всё сбылось, по слову Симеона,
Стал Младенец мерой и законом,
Счастьем тех, кто жаждет мира, света
И досадой душ, во тьму одетых.
И возносит Он, и низвергает,
Рай и Ад нам равно отворяет -
Волен каждый выбирать дорогу;
Нами в Рай путь избран, к Христу Богу.
© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116012605506
3 февраля. Св. Симеон Богоприимец
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.
Молитва за мало дете
О Господе силни, помилуj и спаси!
И пламичак оваj смрhу не угаси!
Детенце je ово ко пламичак свеhе,
А буре су светске и по звезде страшне;
Слабачак се огань под пепео преhе
А под Твоjу руку човечиje душе.
Кад се воде дигну и доdzу до гуше,
И пламен се сманьи, и огань овлажи,
О Господе спаси, смилуj се, ублажи!
Тако Давид пророк Теби се мольаше
Мада он буктиньа голема беjаше.
А неjако дете у подножjу неба
И од злобне желье болно се колеба
И од злобне мисли заболи га глава,
Сваки ветриh злобе ньега раслабльава.
Угасло би брзо од ветрова бурни',
Да ти не спасаваш, Помагачу журни.
О Господе, и сад помилуj и спаси,
И пламичак оваj смрhу не угаси!
Молитвама, Боже, Твог старог льубимца,
Симеона светог, дивног Богопримца.
************
Молитва за малое дитя
Боже всемогущий! Защити, помилуй,
Огради от смерти благодатной силой
Маленькую искру - слабого ребёнка:
Беззащитней, мягче он былинки тонкой;
Даже звёзды в небе бурь мирских страшатся.
Тлеющие угли под золой хранятся,
А людские души - в Божией деснице.
И когда потоки уж грозят разлиться,
Захлестнуть свирепо зыбкой жизни пламя,
Сжалься, сжалься, Боже, смилуйся над нами!
И Давид смиренно умолял об этом,
Хоть и был пророком, осиянным светом -
А дитя так слабо! Под небесной сенью
Ждёт себе защиты и от зла спасенья;
Наши злые речи, мысли и поступки -
Гибельные смерчи для побегов хрупких.
Огонёк угас бы под ветров напором,
Если б не спасал нас Ты, Помощник скорый.
Господи, и ныне огради, помилуй
Маленькую искру благодатной силой:
По молитвам, Боже, Твоего любимца -
Симеона-старца и Богоприимца!
© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116012605782
4 февраля. В жертву благодарность принесите Богу
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.
Даjте жртву Богу, жртву захвалности,
О ви богаташи по Божjoj милости!
Ко je богат чиме, тиме нек тргуje,
Свако своjим даром нек Царство купуje.
Ко je богат новцем, нека новац даje,
Ко je богат житом, жито нек раздаje;
Ком се мудрост даде, нека учи друге,
Коме снага руку, нек чини услуге.
Ко зна занат неки, нек га држи чесно,
Као Божjи дужник нек се сматра свесно.
Ко певати знаде, нека Бога хвали,
Ко за Бога не зна, само таj je мали.
Ко je шта примио, оним нек се служи,
Милошhу спрам льуди Богу да с' одужи.
Сви нису jеднаки, нит имаjу исто,
Ал' сви могу Богу дати срце чисто.
О чистото срца, жртво досточудна,
За спасенье ти си врлина пресудна,
И на жртвенику твоj се тамjан диже,
И брже од свега пред Господа стиже.
************
В жертву благодарность принесите Богу
Все, кого Создатель одарил премного!
Каждый пусть от Бога данное богатство
Пустит в рост и купит на все деньги Царство.
У кого есть злато - помнит пусть о нищих;
У кого пшеница - даст голодным пищи;
Кто премудр - пусть кладезь знаний не скрывает;
Кто силён - в трудах пусть ближним помогает:
Каждый занимайся своим делом честно,
Ибо должники мы Божьи, как известно.
Господа пусть хвалит тот, кто петь умеет;
Никакого дара тот лишь не имеет,
Кто Творца не знает. Чрез служенье людям
Возвратить мы Богу долг свой не забудем.
Не равны именьем люди меж собою,
Но любой, кто хочет, сердца чистотою
Долг отдать сумеет. Этой жертвы краше
Нет: заключено в ней и спасенье наше.
Если сердце чисто - это храм Господень,
Путь его на небо лёгок и свободен.
© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116012608677
5 февраля. Свв. Агафия и Феодулия
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.
Святые Агафия и Феодулия.
Тамна je тамница, светла мученица,
У тами се сиja света Агатиjа,
Над тамницом двори, светлошhу облити,
Ту мучитель живи, срамотом покрити,
Агатиjи деви нове муке смишльа,
Мрачан сред светлости мучи се, премишльа...
Ко се с Христом венча, тамница му сjajна,
А душману правде - палата очаjна!
Тамна je тамница, светла мученица,
Чим je Христа чула света Теодула,
За Христом je пошла, чиста голубица.
Због Христа je рульа у тму низринула,
Ал' весела стоjи света Теодула,
Ал' весела стоjи, никог се не боjи.
Док душмани ньени злобом испуньени,
Сред дворова баjних бедници очаjни,
Само о злу мисле, само злоби служе,
И све им je празно, и на све се туже,
Jер немаjу Бога, jер Христа не знаjу,
Све таjне живота погрешно читаjу!
************
Тёмная темница, светлая девица:
Вкруг святой Агафьи даже мрак лучится.
А дворец роскошен, светом весь облитый:
В нём мучитель, срамом скверных дел покрытый,
Мученице-деве пытки измышляет,
По покоям светлым бродит и вздыхает.
Тем светло в темнице, чья надежда в Боге,
А злодеям лютым мрачно и в чертоге.
Тёмная темница, светлая девица:
О Христе услышав, Феодулья-птица
Тут же полетела за Христом душою,
Чтоб не быть с толпою душ, объятых тьмою.
И стоит девица, словно голубица,
Без следа боязни ожидая казни.
А её злодеи, гневом распаляясь,
Мечутся в чертогах пышных, задыхаясь
Оттого, что злобе не хватает места
В их убогих душах, где и так-то тесно.
Только злу те служат, кто Христа не знают
И неверно тайны бытия читают.
© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116012609017
6 февраля. Свв. Марфа, Мария и Ликарион
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.
Святые Марфа, Мария и Ликарион.
Света Марта и Мариja, сестре роdzене,
Ликарион брат им мален, снаге малене;
Маjка стара, душа слатка, добру их учи:
"ЛЬуб'те Христа, Он се, децо, за нас намучи".
Отуд иде воjeвода, страшан, силовит,
Он убиja христоверне - човек плаховит.
Сестре врата отвориле од куhe своje,
Воjводе се плаховитог ништа не боjе.
"Хришhани смо ми чуjеш, царски воjводо,
Нисмо ко ви што вас dzаво dzаволу продо".
Плаховити воjевода на крст их диже,
У том мали Ликарион приступи ближе:
"И ja, и ja хришhанин сам, распни и мене!.."
На крсту су муке тешке; маjка се згрози,
Па польупце деци дели, од ноге к нози,
Што крваве низ крст висе, ногама скршеним,
А теше je кhери с крста гласом мученим:
"Не ломи се тугом за нас, нано премила,
ЛЬубави си наспрам Христа ти нас учила,
Муке кратке, сласти слатке биhe у Раjу,
Чекаhемо тебе, нано, у раjском сjajу.
Ликарион син ти славни и кhери обе -
О радуj се плоду таквом твоje утробе!"
Засветли се лицем маjка ко стуб пламени.
"Благо вама децо мила, о благо мени!"
************
Жили Марфа и Мария, сёстры родные,
И Ликарион, их братец - души святые.
Мать их старая учила доброй науке:
"Дети, и за нас Спаситель вытерпел муки".
Шёл тут грозный воевода, грому подобный;
Христиан он ненавидел - человек злобный.
Отворили сёстры двери, ждут-поджидают,
Перед сильным воеводой страха не знают.
"Если хочешь, то послушай нас, воевода!
Христианки мы, ты ж душу дьяволу продал!"
По приказу воеводы сёстры распяты;
Тут заметил воевода младшего брата:
"Я христианин, распни же и меня тоже!"
Казнь их видя, горькой муки мать скрыть не может.
От креста к кресту бросаясь, ноги целуя
Милым детям, услыхала вдруг речь такую:
"Полно, матушка родная, - дочки сказали, -
Полно, полно предаваться грусти-печали!
Ты Христа любить учила нас не напрасно,
Ждать тебя в Раю мы будем дивно-прекрасном.
Так утешься, муки кратки, радости сладки!
Сын Ликарион твой славен, дочери обе -
Радуйся же, что носила плод сей в утробе!"
Взор скорбящей озарился счастьем мгновенно:
"О, сколь вы блаженны, дети! Сколь я блаженна!"
© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116012707191
7 февраля. Мученики Никомидийские
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.
1003 мученика Никомидийских.
Град Никомидиja као звезда сиja,
Ка' звезда Даница, источна столица.
Ал' jедног дана, вольом Дуклиjана,
Посечена беху четири дворjана,
Евсевиje, Васа, Евтихиje смели
И Василид чудни, славом неувели.
Посечени беху за Христово име
И Никомидиjа замрачи се тиме.
Те четири главе не беху краj страве
Но тек прво цвеhе покошене траве:
Хильаду робова, слугу, послушника,
Што служаху верно четири мученика,
Хильаду ко jедан, и троjица више,
Ко да вина пише, граjу направише,
Не, не пише вина, опи их истина,
И крв, и победа Божиjега Сина.
- Хришhани смо и ми, царе нечастиви,
Хришhани смо и ми, што ти вольа чини!
И ми сви желимо тамо да ходимо
Куд одоше наши дични господари.
О чудне смелости! О дивне верности!
Ал' то не уманьи царске свирепости.
И хильада душа земльу оставише,
Раjска им се врата широм отворише.
************
Град Никомидийский, как звезда Денница
Светит на востоке, из столиц столица.
Раз, при нечестивом Диоклетиане,
Казнены там были видные дворяне:
Василид, Евтихий, доблестный Евсевий
С Васом досточтимым, славимые всеми.
Пострадали честно за Христово имя,
И звезда над градом закатилась с ними.
Пали под напором гибельного плуга
Первыми цветами скошенного луга;
Преданных слуг с ними тысячу казнили,
Тех, что верой-правдой господам служили.
Тысяча и трое жизнь свою отдали,
Как вином душистым утолив печали.
Не вином упились - истиной Христовой,
Смертью и победой, кровью Бога Слова.
Царь безбожный, слушай верных слуг глас смелый:
"Все мы - христиане, что угодно делай!
Унестись мечтаем мы, о царь жестокий,
Вслед за господами в край родной, далёкий".
О, святая верность! Но их духа крепость
Не могла умерить царскую свирепость.
И, покинув землю, души в небо взвились,
Им ворота Рая широко открылись.
© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116012708682
8 февраля. Св. Савва II
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.
Св. Савва II, архиепископ Сербский.
Предислав се загледао,
Млад Предислав заплакао.
Кральица га маjка пита,
Куд му поглед тако скита?
- У што гледаш, Предиславе?
- У лик стрица, светог Саве.
Краль Стефане сину рече:
- Да те женим, слатки сине,
Ja се старим, време тече,
Коjу волиш? Кажи име!
А Предислав оца штуje
Ал' за жену ни да чуje.
Предислав се монах гради,
Христовом се речjу слади,
И назва се Сава Втори,
Сузе рони, па говори:
- Наставльаj ме, свети Саво,
Jеванdzелским путем право!
Умре кралье и кральица
И патриарх Арсениjе,
Оста црква удовица.
Од части се Сава криjе,
Ал' част двоjна на ньег слети:
Би владика, и jош - свети.
************
Предислав глядит куда-то,
Слёзы льёт, мечтой объятый.
Королева-мать спросила:
"Чьей твой взгляд прикован силой?
Кто привлёк взор Предислава?"
"Дядя мой, святитель Савва!"
В разговор король вступает:
"Женим мы тебя, сын милый!
Стар я, время утекает,
Имя назови любимой!"
Предислав отцу внимает,
Но жениться не желает.
Королевич стал монахом;
Подвизается со страхом
И любовью, Христа ради,
Новый Савва; просит дядю:
"Сродник мой, святитель Савва,
Помоги идти мне право".
Умерли король с женою,
Патриарх избыл заботы,
Церковь сделалась вдовою,
Савва ж избегал почёта,
Но сподобился двойного -
И владыки, и святого.
© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116012808626
9 февраля. Св. Петр Дамаскин
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.
Св. Петр Дамаскин.
Осам врста знаньа Дамаскин наброja
За льуде духовног и божанског соjа:
Прво: знанье скорби и свих искушеньа,
Друго: знанье суме своjих сагрешеньа,
Своjих сагрешеньа и Божjе доброте.
Треhе: знанье jезе, муке и страхоте,
Пред смрт и у смрти, и по разлученьу,
Кад душа предстане праведном суdzеньу.
Четврто: познанье Христа Спасительа,
НЬеговог живота, и свих светительа,
Светительских дела, трпльеньа и речи,
Што ко сребрн-звоно кроз векове jечи.
Пето jе познанье природних своjстава,
Смена и промена физичких поjава.
Шесто je познанье облика и ствари,
Свих чувствених биhа, природних утвари.
Седмо: знанье света умног, духовнога,
Ангелског и адског, и доброг и злога.
А осмо je знанье - познаванье Бога,
Jединог Светога, Крепког, Бесмртнога.
Богословльем ово знанье именуjу
До ньега се ретки, ретки узвисуjу;
Наjвеhа чистота богослову треба,
Jер нечисто срце не стиже до неба.
Дамаскин присвоjи седам нижих знаньа
И до осмог доdzе, до богопознаньа.
А осмо се Богом даjе и даруjе,
Оно нит се учи, нит се заслужуjе.
************
Дамаскин исчислил восемь видов знанья
Людям, сознающим высшее призванье:
Знание, во-первых, бед и искушений;
Собственных - второе - знанье согрешений,
Милости же Божьей и долготерпенья;
Третье - знанье скорби, трепета, мученья
Перед смертью, в смерти и по разлученьи
С телом, и познанье страха осужденья;
А за этим знаньем - жизнь Христа земная,
Жизнь слуг верных Божьих чистая, святая:
Их дела и мысли, их труды и муки,
Слов их драгоценных золотые звуки;
Пятая наука - знанье свойств природы,
Все её явленья, выходы и входы;
Знание шестое - знанье тварей, сущих
В мире, нрав и облик на земле живущих;
А седьмое - знанье мира неземного,
Ангельского с адским, доброго и злого;
Знание восьмое - о Творце бескрайнем,
О бессмертной, вечной, величайшей Тайне.
Богословьем это знание зовётся,
И его из смертных мало кто добьётся:
Только с несравненной духа чистотою
Овладеть возможно этой высотою.
Дамаскин усвоил все семь видов знанья,
После них дошёл он до богопознанья.
Ключ к восьмому знанью - в Божией деснице,
Без Господней воли дверь не отворится.
© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116012809089
10 февраля. Св. Харалампий
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.
Св. Харалампий.
Мач зелен замахнут над Харалампиjем,
само да се спусти!
А светитель клече, Богу молбу диже:
Господе отпусти!
Грехове отпусти свим льудима грешним,
смилуj се понова:
Труд им благослови, и подаj на ньиви
обилье плодова!
Нек имаjу свега, та крв су и месо!
Нека Ти певаjу.
О подаj им здравльа, здравльа и весельа,
нек Те се сеhаjу!
Свако зло одагнаj, спаси их од беде,
свима им се смилуj,
А по смрти у Раj душе им уведи -
Господе помилуj!
Ко год се узмоли твом Харалампиjу,
име ми помене,
Помози му, Боже, ради мука моjих,
помози због мене!
Тад глас с неба доdzе: молитву ти примам,
даj Ми душу саде!
Светац душу пусти, и у Раj узлете
пре него мач паде!
************
Острый меч зелёный занесён над старцем,
казнь вот-вот свершится!
Преклонив колени, начал Харалампий
Господу молиться:
"Отпусти грехи им, милосердный Боже,
смилуйся над всеми:
Труд благослови их и собрать обильный
плод в своё дай время!
Плоть и кровь они суть; пусть живут в достатке
и благодареньи.
О, даруй им здравье, здравье и веселье,
вечное спасенье!
Огради от зла их, от беды избавь их,
после ж, за могилой,
В Рай благоуханный приведи их души,
Господи, помилуй!
Кто бы ни молился с верой и надеждой,
вспомнив моё имя -
Чтоб ему помог Ты, заслужил я право
муками своими".
И пришёл глас с неба: "Я твою молитву
принял; дай Мне душу!"
Старец в Рай душою преселился прежде,
чем был меч обрушен.
Примечание. "Зелёный меч" - устойчивое словосочетание, часто встречающееся в сербском эпосе. Считается, что это связано с оттенками дамасской стали.
© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116012901132
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Другие произведения автора Саня Со Штрамповки
Рецензии
Написать рецензию
Здравствуйте, спасибо за Ваше творчество и переводы с сербского! Очень интересно, я тоже не могу быть равнодушной к этой теме. Скажите, этот святой Харлампий не тот ли, у которого спросил Господь перед казнью - "проси чего хочешь, и получишь" и он попросил процветания и неоскудеваемой веры в том месте, где он жил, и Господь Христос ответил ему, что он получит просимое, так если это он - то где его Родина, о какой местности идёт речь?
С теплом и пожеланиями счастья и вдохновения
Анетта Оскольская 12.04.2016 14:15 • Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Спасибо за тёплые пожелания, а св.Харалампий - епископ города Магнезии (Магнисии) в Фессалии, это область Греции (с.-в., поб. Эгейского моря); в кон. II в. (когда жил святитель Харалампий) Фессалия была римской провинцией. И сейчас мощи св. Харалампия находятся в Греции (в разных монастырях). Так что о Греции и идёт речь.
Саня Со Штрамповки 12.04.2016 15:08 Заявить о нарушении / Удалить
Спасибо, я слышала, что в Греции, просто хотелось знать, как называется область эта сейчас.
С теплом!
Анетта Оскольская 12.04.2016 15:10 Заявить о нарушении / Удалить
11 февраля. Об иконопочитании
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.
Об иконопочитании.
Чему се ти тако кланьаш, хришhанине моj,
Кад се кланьаш иконама, хришhанине моj?
- Jа се кланьам живом Богу, Створительу мом,
Кланьам Му се душом целом, срцем и умом.
Телесан сам, па не могу да Га сагледам,
Зато лику НЬеговоме jа се покланьам.
- Шта целиваш тако жарко, хришhанине моj,
Кад иконе ти целиваш, хришhанине моj?
- Jа целивам Христа Бога и Спасительа,
Богомаjку, хор ангела и светительа.
Телесан сам, не могу да их се дотакнем,
Па ликове кад им льубим, срцем олакнем.
************
Кланяешься так чему ты, мой христианин,
Пред иконами склоняясь, мой христианин?
- Пред живым склоняюсь Богом, пред моим Творцом,
Кланяюсь Ему душою, сердцем и умом.
Плотским взором невозможно Бога созерцать,
Но возможно, образ Божий видя, почитать.
- Что целуешь ты так жарко, мой христианин,
Что целуешь на иконах, мой христианин?
- Я Спасителя целую, Бога моего,
Божью Матерь Приснодеву и святых Его.
Все они для уст телесных слишком далеко,
А иконы их целуешь - и душе легко.
© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116012905748
12 февраля. О Троице и Христе
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.
О Троице и о Христе.
Jединица и Троjица, Jедно и Троjе,
Христос - Бог je и Човек je, Jедно и Двоjе.
Те две таjне наjвеhе су и наjдивниjе,
У ньима се кльуч живота и биhа криjе.
Свето Троjство у jединству, пламен вечити,
Три буктинье - пламен jедан, пламен вечити.
Jединица и Троjица - Jедно и Троjе,
Христос - Бог je и Човек je - Jедно и Двоjе.
************
Троица с Единицею, Одна и Трое,
Бог и Человек - Спаситель, Один и Двое.
Эти тайны непостижны, дивно-высоки,
В них - ключ жизни всех творений, мира истоки.
Троицы Святой единство, пламень бессмертный,
Три свечи - огонь единый, пламень бессмертный.
Троица с Единицею - Одна и Трое,
Бог и Человек - Спаситель, Один и Двое.
Примечание. В данном случае "едИница" - не то же, что и "единИца"; здесь это - богословский термин, и ударение следует ставить на втором слоге.
Иллюстрация: икона работы А.И. Копанёвой.
© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116012905976
13 февраля. Прп. Мартиниан и Зоя
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.
Преподобные Мартиниан и Зоя.
Са ужасом Зоа виде у огньу монаха
Како гори без жаленьа, страха и уздаха!
Са ужасом и са стидом Зоа покаjа се:
- О шта оваj човек чини тек душу да спасе!
Заплака се, поклони се, опроштаj замоли,
И упита шта да ради те злу да одоли,
Да одоли злу и телу, и да душу спасе.
Од радости човек Божjи - и он заплака се.
Па jе шалье у Витлеjем блаженоj Павлини:
- Иди жено, спасаваj се, иди не погини,
Све остало казаhе ти блажена Павлина.
Сва скрушена оде Зоа преко мора синьа.
Павлина je као сестру прими и упути.
Зоа плаче, Зоа слуша, и трпи и hути.
Дванаест лета тако прошло, дванаест годиница,
Прочула се сестра Зоа као испосница.
А пред смрт Бога пита, сузама се миjе,
Да ли joj je Бог простио? je ли или ниjе?
У том жену слепу воде, па пред врата Зои:
- Да прогледа помоли се! помоли, помоли!
Помоли се плачем Зоа, и прогледа жена;
Позна Зоа, тако позна, да jе опроштена.
Кроз грешнике Бог се слави, када се покаjу,
Тад на земльи чудесима ко звезде сиjajу.
************
Зоя видит, содрогаясь, в пламени монаха,
Что горит без сожаленья, трепета и страха!
Стыд и ужас к покаянью обратили Зою:
"Как спасти он жаждет душу! Что творит с собою!"
И, заплакав, поклонилась, молит о прощеньи,
Вопрошает, что ей делать, чтоб стяжать спасенье,
Как добиться ей, чтоб тело духу покорилось?
Тут слезой лицо монаха радостной омылось.
"В Вифлеем ступай, сестрица, к матери Павлине,
Путь спасительный начнёшь там проходить отныне,
Подчинись её советам мудрым и блаженным".
За море пустилась Зоя с сердцем сокрушенным.
И игуменья блудницу как сестру встречает;
Зоя с плачем умиленным молча ей внимает.
Так двенадцать лет проходит жизни многотрудной;
Разнеслась молва о Зое - постнице пречудной.
Перед смертью же спросила Зоя со слезами:
Обрела ль она прощенье, иль умрёт с грехами?
В это время в келью Зои привели слепую:
- Помоги ей! - слёзно просят постницу святую.
Помолилась с плачем Зоя - и вернулось зренье;
Зоя поняла, что Бог ей даровал прощенье.
Хоры грешников спасённых Бога прославляют,
Чудесами, будто звёзды, на земле сияют.
© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116012906365
14 февраля. Прп. Авксентий
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.
Преподобный Авксентий.
Аксентиjе, украс Православльа,
Jедне ноhи у тишини немоj
Мольаше се Богу са сузама,
И духом се к небу узносаше
Ко херувим с пламеним крилима,
Док се свецу поглед омакао
У роj звезда на своду небеском;
Загледа се старац, заплака се.
Питаjу га свештени монаси,
Да им каже, шта jе угледао,
И зашто се старац расплакао?
- Децо моjа, свештени монаси,
Видех душу светог Симеона,
Симеона великог Столпника,
Стуба вере, стуба Православльа,
Ноhас нам jе Столпник преминуо,
Душа му се на небо узноси,
Сjajни пламен, сjajниjи од звезда,
Поред нас се душа навратила,
Мене грешног льупко поздравила.
Од те ноhи многе ноhи прошле,
Док вест дошла о смрти Столпника,
Сви познаше истину визиjе
Што jе виде свети Аксентиjе.
************
Православья дивный цвет - Авксентий
Как-то ночью в тишине безмолвной
Со слезами Господу молился,
Как на крыльях к небу воспаряя,
Духом схожий с ярким херувимом.
Вдруг взор старца обратился к звёздам:
Созерцая рой светил небесных,
Загляделся старец и заплакал.
Тут спросили у него монахи,
Что увидел он на небосводе?
Какова же слёз его причина?
- Отцы-братья, милые вы чада!
Среди частых звёзд на небе душу
Симеона Столпника я видел;
Столп он веры нашей Православной,
Но покинул землю этой ночью
И восходит к небесам душою,
Будто пламя, звёзды затмевая.
Он над нами только что промчался
И со мною, грешным, попрощался.
Ночь минула, а за ней другие;
О кончине Столпника нескоро
Весть дошла, рассеяв все сомненья
В истинности этого виденья.
© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116012906662
15 февраля. Апостол Онисим
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.
Св. ап. Онисим (от 70-ти).
Онисим прславни ко роб живот поче,
Ко апостол Христов и мученик доче.
Безакони Тертул пита га за име.
- Хришhанин ми име, Онисим презиме.
-Да ли си слободньак, или роб некога?
- Роб бих Филимонов, сад роб Христа Бога.
- За какву те цену Филимон продаде?
- Крв Своjу за мене Господ Христос даде.
- Реци, поштуjеш ли државне богове?
- Не видим богове но само кипове
Животиньа разних, све кипове мртве;
Вола волу, видим, приносите жртве,
Овна овну тако, тице hуковима -
Животинье живе мртвим скотовима,
Живлье мртвиjима, jаче слабиjима.
Не, jа се не кланьам таквим боговима!
Но Господу Живом, Господару моме
И Творцу, Тертуле, и моме и твоме. -
Тертул се наруга Божиjем човеку,
Нареди да мачем главу му посеку!
Власници над телом посекоше главу,
Ал' не посекоше ни душу ни славу.
Оста славно име - свети Онисиме -
И небо и земльа да се диче ньиме.
************
Будущий апостол начал жизнь в неволе,
После ж был сподоблен мученика доли:
"Мне, - судье ответил он словами сими, -
Прозвище - Онисим, христианин - имя".
- Ты свободный, или раб при господине?
- Был раб Филимонов, раб Христов я ныне.
- Сколько Филимону за тебя платили?
- Капли крови Божьей мне ценою были.
- Чтишь ли достодолжно ты богов державных?
- Не богов я вижу - идолов бесславных,
Образам животных честь вы воздаёте:
Для вола из камня заклан вол из плоти,
Каменные овцы, каменные птицы;
Кровь живых животных в жертву им струится:
Мёртвым изваяньям жертвы сколь обильны!
Нет, не поклоняюсь я богам бессильным.
Кто из них сравниться с Богом вечным может?
Он - и мой Создатель, и, Тертулл, твой тоже!
Не коснулись речи эти сердца злого:
Дан приказ Тертуллом зарубить святого.
Кто над телом властен, голову тот рубит,
Но души нетленной славу не погубит.
Так покрыл Онисим славой своё имя,
Им гордится небо и земля поныне.
© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116013005028
17 февраля. Св. Феодор Тирон
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.
Св. Феодор Тирон.
"Не боjте се света, jер Jа свет надвлада'!"
То су речи свете и онда и сада.
То jе мелем прави за све страдалнике,
Наjвише за дивне Божjе мученике.
Нашто се боjати многобоjазнога?
О та свет се боjи и од хлада свога!
Нашто страх од силних и од властвуjyhих,
И од смртних твари, стално умируhих?
Ко jе с Домаhином, не боjи се дома,
Домаhин све види шта у дому има,
А ту ништа нема, што Он не би знао,
Е па слуга НЬегов што би се боjао?
Па jош када чуjе Господа где вели:
"Не боjте се света!" шта више да жели?
"Не боjте се света, jер Jа свет надвлада'!"
Христос наш над светом царуjе и влада.
Теодор се огньу и смрти подсме'ну,
Зато доби венце што никад не вену.
************
"Не страшитесь мира, побеждён он Мною", -
Этих слов свет вечный не затмится тьмою.
В них - бальзам скорбящим, страждущим - леченье,
Мученикам дивным Божьим утешенье.
Для чего бояться тех, кто сам боится?
В мире охладелом страх к себе таится.
Для чего бояться сильных, власть имущих -
Смертных, как все твари, и к концу грядущих?
Разве страшно в доме, коль Хозяин рядом?
В мире, точно в доме, всё под Божьим взглядом.
Нет от Бога скрытой тайны ни единой,
Так кого бояться слугам Господина?
Так кого бояться и чего нам жаждать,
"Не страшитесь мира!" - услыхав однажды?
"Не страшитесь мира!" - с этими словами
Наш Христос над миром царствует веками.
Над огнём и смертью Фёдор насмеялся,
И венцом нетленным путь его венчался.
© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116013005260
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Другие произведения автора Саня Со Штрамповки
Рецензии
Написать рецензию
Спаси Господи!
С днём памяти Вмч. Феодора Тирона!
Забираю)))
Особое спасибо за рекомендацию! Много родного нашёл! А я Вам порекомендую прочесть, особенно в это время поста, Григора Нарекаци!
С уважением,
Иоанн Хачатрян 16.03.2019 00:39 • Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Спасибо, постараюсь поискать его там же - у Микушевича.
Саня Со Штрамповки 16.03.2019 13:34 Заявить о нарушении / Удалить
Кое-что найти удалось:
http://www.stihi.ru/2015/07/26/9188
http://www.stihi.ru/2015/08/11/9136
http://www.stihi.ru/2015/08/16/9506
(Делюсь ссылками, потому что отыскать что-либо на странице Микушевича крайне трудно: нужно прочесать все 6 тыс. произведений).
Если сами найдёте что-нибудь ещё, добавьте сюда.
Саня Со Штрамповки 16.03.2019 14:07 Заявить о нарушении / Удалить
Перевод Н.Гребнева, рифмованный:
http://www.vehi.net/narekacy/slovo.html
А как в оригинале - с рифмой или без рифмы?
Саня Со Штрамповки 16.03.2019 14:40 Заявить о нарушении / Удалить
Спаси Господи!
Оригинал высочайшая поэзия, глубина и красота и сила слов, даже не сравнить с самим лучшим переводом!
Православные армяне(и я в их числе) уверены, что он был православным!
Спасибо за труд, у Микушевича воистину запутаешься)))
Иоанн Хачатрян 16.03.2019 17:41 Заявить о нарушении / Удалить
Что оригинал лучше перевода - это естественно, просто интересно, какие стихи в оригинале - белые или рифмованные? Поэту и переводчику такого уровня, как Микушевич, не составило бы труда верно передать любую, даже самую изощрённую форму оригинала. Вот я и думаю: может быть, Гребнев "пригладил" и зарифмовал старинный сложный текст, чтобы он легче воспринимался современным светским читателем? С другой стороны, если оригинал не рифмованный, вряд ли переводчик стал бы сам усложнять себе задачу. Короче говоря: у кого форма передана точнее? А Вы, если (бы) переводили, то как: в рифму или без рифмы?
(Я сейчас пытаюсь разобраться только в форме, т.к. содержание требует не беглого, а вдумчивого прочтения. Средневековую поэзию я очень люблю, но вот армянской-то как раз совсем не знаю. Пока меня интересует чисто художественная сторона, но надеюсь, что когда глубже вникну в текст, то оценю и богословскую).
Саня Со Штрамповки 16.03.2019 22:05 Заявить о нарушении / Удалить
Я вот написал и удолил... Подумал не хорошо, не прочитав Микушевича дать оценку. Но скажу вот что, когда читаешь оригинал - текст поёт, вроде рифма есть и нет рифмы, я не думаю, что этот текст можно как-то классифицировать, белый или рифма...и то и то, но по сути они молитвы к Богу, смиреннишей и просвященной души, вот в чём вся их сила. Это молитвенные тексты. Вот у Гребнева получилось создать молитвенный перевод и за это многие его перевод именно и ценят. А у Микушевича, я мелком просмотрел, по ходу акцент делается на сам текст, что у Гребнева не наблюдается. Возможно я ошибаюсь, но пока у меня такое впечатление!
Иоанн Хачатрян 17.03.2019 00:31 Заявить о нарушении / Удалить
А у меня после первого (пока довольно поверхностного) знакомства с обоими переводами впечатление такое, что у Микушевича как раз звучание перевода более "архаичное", что ли: это стихи, но не привычно приглаженные, а со своеобразным прихотливым ритмом, со множеством внутренних рифм и аллитераций (мне, с моими мозгами, сильно сдвинутыми на скальдической поэзии, аллитерации и внутренние рифмы, как нечто родное и любимое, сразу бросаются в глаза и греют душу); перевод же Гребнева, как мне кажется, приближен к более традиционной и привычной для современного читателя поэзии. Его легко и приятно читать просто как красивые стихи. В общем, свои достоинства есть у каждого из этих переводов, но какой из них точнее передаёт дух оригинала, я, конечно, не могу оценить без знания языка.
Саня Со Штрамповки 17.03.2019 01:06 Заявить о нарушении / Удалить
Я как сказал от оригинала (текст) Гребнев долеко отстоит, а вот Микушевича прочту скажу моё субъективное мнение)
Иоанн Хачатрян 17.03.2019 01:20 Заявить о нарушении / Удалить
18 февраля. Свв. Лев, Флавиан и Евлогий
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.
Святые Лев, Флавиан и Евлогий.
"Кад охолост доdze, доdze и срамота" -
То jе реч Божиjа, то наук живота.
Jеретици ко су? Деца охолости,
Деца охолости, очеви лудости.
Шта хтедоше они? Срамоту нанети,
Зато морадоше срамоту понети.
Евтих се поузда у помоh евнуха,
Флавиjан у помоh Божиjега Духа.
Охолости увек и погиб'о следи:
Евтихиj пропаде, Флавиjан победи.
Диоскору нада у песницу беше,
Зато сви векови и ньега презреше.
Флавиjан избиjен и ногама згажен -
Сад на земльи славльен, а на небу блажен.
Он истину брани без стра' и застоjа,
Истину одстоjа, ништа с' не убоjа.
Лав римски му помоh лавовску указа
У одбрани светлог Христовог образа.
Ова два jерарха, и Евлогиj - треhи
Упутише цркву победи и среhи.
Без 'ваких духова црква шта би била?
Устрельена птица саломльених крила.
************
От гордыни к сраму - вовсе недалече:
Учит жизни опыт, учат Божьи речи.
Все ересиархи рождены гордыней,
Сами ж заблуждений мрак плодят доныне.
Кто святыню хочет запятнать позором,
Поношенья кару сам заслужит скоро.
Уповал Евтихий на людские силы,
Флавиан был Богу предан до могилы.
За гордыней гибель гонится по следу:
Смерть стяжал Евтихий, Флавиан - победу.
Правда Диоскора в кулаках держалась,
И дурная слава по нему осталась.
Флавиан нещадно топтан был ногами,
Ныне ж ублажаем и в Раю, и нами.
Истину хранил он, за неё сражался,
Для её защиты мук не убоялся.
Помогал святому Лев, владыка Рима,
Чтобы вере правой стать необоримой.
Оба иерарха, да ещё - Евлогий
Ради блага Церкви понесли труд многий.
Без таких героев с Церковью б что было?
Церковь стала б схожа с птицею бескрылой.
© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116020207859
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Другие произведения автора Саня Со Штрамповки
Рецензии
Написать рецензию
Здравствуйте Саня. Во первых с праздником Вас святых Льва и Флавиана. Спасибо Владыке Николаю за стих, а Вам за перевод! Я обычно в дни некоторых святых нахожу хорошие стихи о них и распростроняю в других социальных сетях. Вот нашёл Ваш, а также тот же стих, но иной перевод :
http://www.stihi.ru/2013/06/22/4026
Ваш оказался лучше! Потому я Вашу распространю, естественно отмечу переводчика, надеюсь Вы не будете против?!
Да спасёт нас всех Господь по молитвам Своих святых!
С уважением,
Иоанн Хачатрян 03.03.2019 01:56 • Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Спасибо! Вас тоже с воскресным днём и с праздником. Можете дать ссылку на мою страницу, т.к. здесь размещены и тексты оригиналов (я считаю это важным). Напечатаны они, правда, с невольными "ошибками", т.к. на данном сайте не отображается сербский алфавит, но кому интересно, тот разберётся, где какая буква должна быть на самом деле.
Упомянутую Вами страницу я, увы, знаю, но больше, со времён первого знакомства, никогда туда не хожу, чтобы не расстраиваться. Ибо то, что там опубликовано, ввергает меня в дрожь и ужас. Это не имеет ничего общего ни с поэзией Николая Сербского, ни с поэзией как таковой. Нет, не подумайте: ничего личного. Я даже имени того горе-переводчика не знаю "и не хочу узнать" (c). Но у меня душа болит от такого надругательства над хорошими стихами и над памятью святого.
Свои переводы я не считаю эталонными. Они уже очень старые (им чуть меньше 20-ти, но больше 15-ти лет), это была моя первая работа на поприще поэтического перевода. Никакого опыта в данной области у меня на тот момент не имелось. Думаю, что если я сейчас перечитаю свежим глазом все эти стихи, большинство из которых совсем не помню (а их 366, здесь не все, потому что мне в конце концов стало лень продолжать их выкладывать), то я наверняка найду уйму шероховатостей. Но в то же время я знаю, что эти изъяны не критичны: они легко устранимы и не обезображивают исходник. Чего не скажешь о текстах, опубликованных на вышеупомянутой странице. Это не поэтические переводы, а какие-то грубо сработанные вирши, кое-как зарифмованные (зачем-то) подстрочники. И прискорбнее всего то, что множество русскоязычных читателей вынуждено впервые знакомиться с поэзией Владыки Николая (имеющей, как и его проза, не только богословскую, духовную, но и несомненную художественную ценность!), получать первое впечатление о ней именно по вот таким корявым поделкам. К сожалению, это как в анекдоте: "Подумаешь, Карузо! Ничего особенного". "А где ты его слышал?" "Да я его не слышал, мне Рабинович по телефону напел". Те "переводы" дают такое же представление об исходнике, как чьё-то неумелое мурлыканье по телефону - о пении Карузо.
Извините, если что не так. Просто Вы невольно затронули больную тему.
Саня Со Штрамповки 03.03.2019 14:13 Заявить о нарушении / Удалить
Всё нормально. Я не зная исходные тексты, сам видел не поэтичность тамошних переводов, но несколько раз брал от туда для публикации. Я у Вас просмотрю, и наверно буду почаще к Вам с подобными просьбами заходить. А этот текст я уже распростронил с Вашим авторством, ссылки же, например в одноклассниках, невозможно их публикавать - бот не берёт, а где можно будет поставлю потом, а Вам вышлю ссылки собравших много внимания публикаций.
А насчёт трудов Владыки Николая, особенно поэзию, я от души, по христиански посоветовал бы и попросил бы довести это довести до "ума". Я увидел у Вас способность на этот труд, поверьте спрос огромный на труды святого Николая, да и от Бога будет Вам благодать.
Ещё не в обиду будет сказано, Ваш псевдоним не кажется Вам, что не соответствует серьезности того дела, чем Вы занимаетесь и в православных группах оставят недолжное, непонятное впечатление, ладно прямо скажу - из-за псевдонима могут соблазнится в истине и качестве самих переводов.
Подумайте пожалуйста об этом.
С теплом и уважением,
Иоанн Хачатрян 03.03.2019 14:59 Заявить о нарушении / Удалить
Стихи-то переведены все, ещё тогда (в нач.2000-х гг.); я имею в виду, что мне стало лень их сюда выкладывать, потому что публиковать переводы без текста оригинала я считаю неправильным, а из-за того, что на нашем сайте не отображаются некоторые специфические сербские буквы, возникали большие трудности. И мне в конце концов надоело "заморачиваться". Хотя позже пришла идея фотографировать текст оригинала и размещать как иллюстрацию. Может быть когда-нибудь я и доведу это дело до ума.
А страница-то создавалась не столько ради переводов, сколько для хранения моих собственных стихов. Публиковаться под своим настоящим именем я не хочу, мне комфортнее скрываться за несерьёзным псевдонимом. У меня и стихов здесь много несерьёзных. Они, в общем-то, тоже как ширма и защита.
В соцсетях я не состою ни в каких и вступать в них не планирую, поэтому как они работают, тоже толком не знаю. Даже если Вы мне пришлёте ссылки, я вряд ли смогу их прочесть без регистрации. Так что не стоит - ни мне ссылки присылать, ни на мою здешнюю страницу ссылки в соцсетях давать. А под каким именем Вам публиковать там мои переводы, я подумаю. "Саня со Штрамповки" для "Охридского Пролога" действительно не комильфо, Вы абсолютно правы.
Саня Со Штрамповки 03.03.2019 15:42 Заявить о нарушении / Удалить
Ну :) тогда буду ждать от Вас, какое нибудь потходящее для этого имя.
А ссылку я всё таки отправлю, может и откроется.
Иоанн Хачатрян 03.03.2019 16:17 Заявить о нарушении / Удалить
Вот лишь некоторые ссылки на этот стих, посмотрите может и откроется:
С уважением,
Иоанн Хачатрян 07.03.2019 00:03 Заявить о нарушении / Удалить
19 февраля. О послушании
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.
О послушании.
Безропотно послушанье - готово спасенье,
Први бисер меdz духовно предраго каменье.
Оваj бисер одниза се Еви са dzердана,
За ньим и сва друга блага Богом дарована.
Dzаво и тад, и сад, збори: не слушаjте Бога,
Но живите по мислима само ума свога!
Тако збори враг искони што светлост омрзе,
Тако збореh, непослушне своjом замком врзе.
Христос доdze, льуде викну, послушне довика,
Непослушни на сву вику не даше отклика.
Раjска сцена понавльа се од Христа до сада,
Послушан се у Раj диже, непослушан пада.
Прави инок послушан jе оцу духовноме,
Отац Цркви, Црква Христу, Господару своме.
Послушност jе ка спасеньу стаза поуздана,
Прва светлост, први бисер - духовног dzердана.
************
Послушанье - путь неложный и прямой к спасенью,
Клад духовный многоценный - жемчуг и каменья.
Этот бисер отвязался с ожерелья Евы,
И распалось ожерелье: блага Божьи, где вы?
Убедить хотел нас дьявол и тогда, и ныне:
Всё своим умом решайте, слушайтесь гордыни!
Богу ж будьте непослушны - говорит враг света
И уводит в плен строптивых, выполнивших это.
В мир пришёл Христос Спаситель и позвал послушных;
Непослушные остались к зову равнодушны.
Что в Раю когда-то было, снова происходит:
Непослушный погибает, в Рай послушный входит.
Инок истинный послушен опытному авве,
Авва - Церкви, Церковь - Богу, правящему в славе.
Послушанье - путь надёжный, краткий ко спасенью,
И в духовном ожерелье светлое каменье.
___________________
Из книжных иллюстраций А.И. Копанёвой ("Закон Божий" в двух томах).
© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116020208279
20 февраля. Св. Садок
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.
Св. муч. Садок.
Шта jе сунце? око што не види.
Шта jе огань? слуга без памети.
Цар Сапоре Садоку говори:
- Поклони се сунцу и пламену,
Боговима што владаjу светом,
По науци мудрог Зороастра. -
Садок цару благо одговара:
- Здравлье теби, царе, и веселье,
Но где умни кланьа се безумном?
Где словесни слави - бесловесног?
Сунце - красно како твар Божиjа,
Пламен - диван како слуга льуди;
Но твар може л' Творца заменити?
Може л' мртвац место живог бити?
Jе ли слика больа од сликара?
Jе ли рало скуплье од орача?
Jедан Бог je, царе, на небеси,
Уман, красан, добар и свемоhан,
Творац света видног и невидног,
Промислитель свакога створеньа,
Дародавац свих добрих дарова,
Сведржитель и човекольубац,
НЬега jави Син jединородни.
Он нас спасе персиjске заблуде,
Научи нас стати врх природе,
И лицем се Творцу устремити,
Целом душом к небу узвисити,
Тамо где jе наша домовина,
Домовина ангела и льуди -
Садок рече - Сапор га посече.
************
Что есть солнце? Око, что не видит.
Что есть пламя? Без ума служитель.
Царь персидский говорит Садоку:
- "Поклонись ты пламени и солнцу,
Божествам, что правят целым миром,
Как нас учит Зороастр премудрый".
Отвечает так Садок блаженный:
- "Государь царь, будь здоров и весел!
Но разумный кланяться не станет
Неразумным бессловесным тварям.
Как созданье Божье - солнце чудно,
Пламя - дивно, если людям служит;
Но не может тварь с Творцом сравниться,
И живого не заменит мёртвый.
Не картина выше живописца,
Не дороже плуг того, кто пашет.
Бог единый, государь, на небе,
Мудр, прекрасен, милостив, всесилен,
Он - Создатель плотских и бесплотных,
Промыслитель всякого творенья
И податель всех даров потребных.
Вседержитель, Человеколюбец,
Через Сына Своего явленный,
От персидских спас Он заблуждений
И поставил нас над всей природой.
Бог к Себе нас учит устремляться,
Учит душу возвышать до неба,
Где Отчизна истинная наша,
Дом родной и ангелам, и людям".
Смолк он скоро, пав от рук Сапора.
© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116013005627
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Другие произведения автора Саня Со Штрамповки
Рецензии
Написать рецензию
Прекрасно!
Также распространю!
Спаси Вас Бог, Саня!
С уважением,
Иоанн Хачатрян 05.03.2019 14:23 • Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Спасибо!
(Ссылку на мою страницу давать в соцсетях не нужно, а с текстом оригинала поступайте по своему усмотрению - можете скопировать его отсюда, но стоит иметь в виду, что здесь все исходники напечатаны не совсем верно по причине отсутствия сербских букв. А можете и не размещать его вовсе, коль интересы Вашей аудитории не столько литературные, сколько чисто церковные).
Саня Со Штрамповки 05.03.2019 19:28 Заявить о нарушении / Удалить
21 февраля. О Животворящем Кресте
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.
О Животворящем Кресте.
Спасоносно Крсно Древо, крвльу обливено,
Дуго беше ко у гробу тамом покривено!
Jунак с тебе до три дана у тми становаше,
А ти триста годин дана под земльом лежаше.
Господ уста кад праоце ослободи ада,
И ти уста кад за цркву слобода завлада.
Потом Господ jош на земльи задржа се мало,
И ти jош си неко време вернима сиjало,
Докле добро не поможе веру утврдити,
Докле свако не научи крстом се крстити,
Док крштени не познаше силу крста свешhу -
Тим си и ти завршио службу своjу с чешhу.
Но тисуhа jош времена да доdzе и мине.
Слика твоjа, сила твоjа, неhе да угине.
Пред Часним се Крстом верни Христу Богу моле,
Часним Крстом лече муке, лече сваке боле.
************
Древо крестное, Господней кровию полито,
Долго было, будто в гробе, тьмой глубин покрыто.
Тот, Кто на тебе распялся, был три дня в могиле,
А тебя на три столетья в землю схоронили.
Но Христос воскрес, из ада праотцев спасая,
Поднялось и ты, победу Церкви утверждая.
На земле по Воскресеньи Он помедлил мало,
Так и ты срок надлежащий на земле сияло:
Помогло святую веру укрепить ты прочно,
И хранить её учило твёрдо, беспорочно;
И когда твою познали все народы силу,
Ты великое служенье с честью завершило.
Много времени минуло, много ещё минет,
Но креста изображенье сила не покинет.
Пред Крестом Животворящим тёплая молитва
Лечит раны, что наносит жизнь - сплошная битва.
_____________________
Рис. А.И. Копанёвой.
© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116013005837
22 февраля. Свв. Маврикий, Фотин и 70 воинов
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.
Святые Маврикий, Фотин и 70 воинов.
Од корена благородна - лоза благородна
Фотин млади - жртва Богу красна и угодна!
Отац виде где му сину главу одсекоше,
И млазеве руjне крви како потекоше.
Маврикиjе, отац бодар, срцу свом одоли,
Нити викну, нит зажали, нити сузу проли.
Ти си ми га, драги Боже, рече, даровао,
За сву льубав Твоjу, Блаже, шта бих болье дао?
Удостоj и мене смрти као и Фотина,
Ти што за нас пожртвова Свог Jединог Сина!
Маврикиjе, воjник славан Небескога Цара,
Од земальских поглавара он не прима дара,
Но он бодри своjу чету, поносну легиjу,
Пред бездушним идолима да се не повиjу,
У смрт води своjу чету, и кроз смрт животу -
Слаб jе jезик да искаже ту ретку красоту...
Нек се нашим месом хране осе и стршльени,
Ипак нисмо, о воjници, нисмо побеdzени.
Нек комарци крв нам сишу, нека се нахране,
Скоро hемо, браhо моjа, бити с оне стране,
Где царуjу сви коjи су за Крст воjевали,
Реhи hемо Христу Богу: нисмо Те издали!
************
Если корень благороден - поросль благородна;
Молодой Фотин стал жертвой, Господу угодной.
Увидал отец, как сыну голову срубили,
Как потоки жаркой крови землю обагрили -
С сердцем совладал Маврикий, пересилил муку,
Не пролил слезы, не дрогнул, не издал ни звука.
"Дал Ты, Господи, мне сына, - говорит Маврикий,
- За любовь Твою прими же этот дар великий!
А меня, Господь, сподоби смерти - как Фотина,
Ты - для нашего спасенья давший в жертву Сына!"
О Маврикий, добрый воин средь полков небесных,
Ты земных даров не принял, ни посулов лестных,
Но свой легион готовил к славному ты делу,
Дабы идолопоклонство он отринул смело.
К жизни через смерть Маврикий свой отряд направил -
Где язык тот, что б достойно подвиг их прославил?
"Наша плоть пусть достаётся шершням на съеденье-
То победа будет, братья, а не пораженье!
Мухи, комары и осы пусть сосут кровь нашу,
Край иной увидим скоро, коего нет краше.
С теми, кто за Крест сражался, свидимся там - с каждым;
"Мы Тебе не изменили", - там Христу мы скажем".
© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116013101083
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Другие произведения автора Саня Со Штрамповки
Рецензии
Написать рецензию
Великолепно!
Очень красиво Вы перевели!
Также распространю.
С уважением,
Иоанн Хачатрян 07.03.2019 00:07 • Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Спасибо!
Вы меня балуете вниманием и положительными отзывами.
Саня Со Штрамповки 07.03.2019 01:44 Заявить о нарушении / Удалить
Что есть то есть! И Слава Богу за это! Нельзя это сокровище зарывать!
Иоанн Хачатрян 07.03.2019 01:50 Заявить о нарушении / Удалить
23 февраля. Прп. Поликарп
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.
Преподобный Поликарп.
Чува Господ своjе избранике
Да не згину до суdzена дана,
Да не згину док пос'о не сврше.
Светац Божjи и старац Поликарп
Са dzаконом своjим путоваше,
Заноhише у друмскоме хану.
Dzакон спава а старац се моли.
Док се старцу ангел Божjи jави
И нареди хитро да се дижу,
И излазе из друмскога хана,
Jер хан скоро има да се сруши.
Буди старац младога dzакона,
Али dzакон уморан па спава.
У том опет ангел се поjави,
Опет исту опомену даje,
Опет старац свог dzакона буди,
Али dzакон тешким сном савладан
Час се тргне, час у сан потоне.
И треhи пут ангел се поjави,
И треhи пут опомену даjе.
Виде светац да то ниjе прелест,
Но истинска Божjа опомена.
Скочи светац и dzакона диже,
Па из друмског хана искрочише.
Тек из хана што су искрочили,
Сва се куhа сруши до темельа,
Изгибоше сви што у ньоj беху
Због некаквих скритих безаконьа.
Млади dzакон страхом се испуни,
А светитель у молитви hути.
Вишньем Богу хвалу одадоше
Испод звезда пут своj наставише.
************
Избранные Господом хранимы,
Раньше срока своего не сгинут,
Не исполнив дела, не погибнут.
Старец Божий, Поликарп блаженный,
В путь пустился с дьяконом однажды,
Ночь застала их в дорожном доме.
Спать лёг дьякон, старец стал молиться.
Вдруг явился Божий ангел старцу,
Наказал им быстро собираться,
Постоялый двор покинуть спешно,
Ибо скоро будет он разрушен.
Будит старец дьякона младого,
Но усталый дьякон спит как прежде.
Тут явился светлый ангел старцу
Снова с тем же предостереженьем.
Тщетно старец к спутнику взывает -
Сон тяжёлый дьяконом владеет,
То проснётся дьякон, то задремлет.
В третий раз тут ангел появился,
Об угрозе страшной вновь напомнил.
Преподобный видит: то не прелесть,
Не обман, но Божье откровенье.
Подхватил он дьякона, поставил
На ноги, и выскочили оба,
И за ними дверь едва закрылась,
Как вся кровля с треском обвалилась,
Все погибли, кто внутри остался -
Из-за неких тайных беззаконий.
Юный дьякон весь дрожит от страха,
Преподобный молится безмолвно.
Господу хвалу они воздали
И при звёздах путь свой продолжали.
© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116013101206
24 февраля. Св. Иоанн Креститель
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.
Св. Иоанн Креститель.
Да молимо Jована,
Славног Крстительа,
Трубу Спасительа,
Слугу Створительа,
Богом послана,
Да нам помаже
Како он може.
Да молимо Jована,
Светог и страшног,
Да би нам кроз ньега
Помог'о Вишньи Бог.
О Jоване помози
Где год опасност грози!
Вера да се очува
Помози, Jоване,
И да нам буде крува
До краjа у све дане,
И да видимо у снопу,
У сваком снопу Божjу стопу!
Кад мркне да сване
Помози Jоване,
Грешни да се покаjемо
Пре него краjу стигнемо,
Пре но Дан Суда гране,
Помози Jоване.
(Народна здравица).
************
Иоанну молимся -
Славному Крестителю,
Агнца возвестителю,
Божию служителю
И послу Спасителя -
Пусть нам поможет,
Как только может.
Иоанну молимся,
Светлому и страшному,
Чтобы чрез него помог
Нам Всевышний Бог.
Иоанне, нам вонми,
От опасностей храни!
Вера да укрепится,
Иоанне, вонми;
Верой нам оградиться
Дай во все дни,
В урожае пшеницы
Видеть Божью десницу!
На закате, рассвете
Помоги, Иоанне,
Грешным дай покаяние
Прежде Дня воздаяния,
Избежать вечной смерти -
Помоги, Иоанне!
(Народная здравица).
© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116020100992
26 февраля. Св. Порфирий
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.
Св. Порфирий.
Инок Марко Порфириjа пита:
- Свети оче, ти раслабльен беше,
На колени у цркву пузаше,
Руку моjу у своjoj држаше;
Jуче тако - а данас инако!
Болан мркну, ево здрав освану!
Ко те тако ненадно исцели?
Реци име реткога лекара! -
Порфириjе Марку одговара:
- Моj Створитель моj jе исцелитель,
Синоh заспах на светоj Голготи
Сав савладан од тешкога бола,
У сну видех jасно ко на jави
Мог Господа на крсту висеhа,
А на другом крсту разбоjника.
Како видех, тако и завиках:
- Помjани мjа у царству Твоjему!
Господ благи разбоjнику рече:
- Сиdzи доле, тело му излечи,
Ко ja теби што излечих душу. -
Разбоjник се брзо с крста спусти,
Загрли ме, польуби и диже:
- Приdzи, вели, нашем Спасительу!
У том с крста и Господ се сиdzе,
Крст уздиже и положи на ме.
- Прими, рече, ово дрво свето,
И носи га рад вечног спасеньа. -
Чим се крста дохватих рукама,
Намах стадох, намах здрав постадох
Слава Богу, моме Створительу,
Слава Христу, моме Спасительу!
************
Марк у аввы так спросил однажды:
"О Порфирий, ты ведь был расслаблен,
На коленях доползал до церкви,
На мою ты опирался руку
День назад лишь - что ж сегодня вижу?
Лёг больным ты, встал совсем здоровым!
Кем ты за ночь исцелён нежданно?
Как зовётся этот врач искусный?"
Отвечает иноку Порфирий:
"Мой Создатель - мой и врачеватель.
На Голгофе я вчера молился,
И от боли тяжкой обессилев,
Задремал я и увидел ясно
Христа Бога на кресте распятым.
На другом же был кресте разбойник;
Закричал я, Господа завидев:
- Помяни мя, Господи мой Боже,
Помяни мя в Царствии Небесном!
И сказал разбойнику Спаситель:
- Исцелить ты должен его тело,
Как тебе Я исцелил всю душу.
Тут разбойник вмиг с креста спустился,
Обнимая, целовал как брата,
И сказал мне: "К Господу приблизься!"
И Спаситель Сам с креста на землю
Ко мне сходит, крест Свой возлагает
Мне на плечи, говоря: "Прими же
Это древо и носи, спасаясь".
Чуть коснулся я креста руками,
Исцелился, на ноги поднялся.
Славься, славься, о мой Сотворитель,
Славься, славься, мой Христос Спаситель!"
© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116020101097
27 февраля. На земле мы гости
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.
Простимо льудима да Бог нама прости,
Сви смо ми на земльи привремени гости.
Не вреди молитва ни дуга пошhеньа
Без милости праве и без опроштеньа.
Грехови су губа, Бог jе лекар прави,
Кога Бог очисти, тога и прослави.
Сваку милост льуди Бог милошhу плаhа
Без милости гине ко грех грехом враhа.
Гноjем се не чисти гноj из гноjних рана,
Нит се тамом гони из тамнице тама,
Но чист мелем рану гноjну исцельуjе,
А тамничну таму светлост растеруjе.
Милост jе ко мелем тешком раньенику,
Свак се ньоj радуjе као светилнику.
- Не треба ми милост! - То безумник збори,
А за милост виче кад га jад обори!
На милости Божjoj сунчаjу се льуди,
Та, милост нас Божjа у живот пробуди!
Простимо льудима, да Бог нама прости,
Сви смо ми на земльи привремени гости.
************
На земле мы гости; коль прощаем людям,
Господом Владыкой прощены мы будем.
Пользы от молитвы нет и от пощенья
Тем, кому неведом дивный дар прощенья.
Грех - души проказа, Бог - целитель правый;
Тех, кого очистит, увенчает славой.
Милость Бог за милость людям посылает,
Кто ж за зло злом платит - в зле и погибает.
Раны не очистить возлияньем гноя,
Мрак в сырой темнице не рассеять тьмою.
Лишь бальзам целебный раны исцеляет,
А из подземелья свет тьму изгоняет.
Милость - мазь на раны и свеча во мраке,
Милости, как свету, радуется всякий.
Неразумный гордо милость отвергает,
А чуть скорбь настанет - к милости взывает.
Милость Божья солнцем нас живит и греет,
Животворным духом в наши души веет.
На земле мы гости; коль прощаем людям,
То и сами Богом прощены мы будем.
© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116020110180
28 февраля. Против монофизитства
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.
Против монофизитской ереси.
Две природе Господ споjи,
Да их више не раздвоjи:
Човечанску и божанску,
Да их више не раздвоjи.
Бог и Човек - личност jедна,
На две стране непосредна.
Богочовек и Спаситель,
Раздвоjеног Сjединитель,
Вечних таjни Толкователь,
Царства светих Основатель.
Бог човеку приdzе ближе,
Вечност спусти, време диже,
Христос - труба Светог Троjства,
Христос - таjна чудног Двоjства;
Бог истини човек поста,
Доле сиdze, горе оста.
Нити паду нит посрну,
Но телом се заогрну.
То jе света льубав чиста,
ЛЬубав вечна, вечно иста:
Малим прстом диже дива,
А за ум jе непоjмльива.
************
Две природы сочетались,
Чтобы больше не расстались:
Человеческая с Божьей,
Чтобы больше не расстались.
Личность Богочеловека
Сочетала их навеки.
Богочеловек Спаситель -
Разделённых Единитель,
Вечных таин Толкователь,
Царства Света Основатель.
Бог стал к человеку ближе,
Время - выше, вечность - ниже.
Христос - глас святого Тройства,
Таинство святого Двойства;
На земле Бог воплотился
И с небес не отлучился;
Не упал, не оступился,
В ризу плоти облачился.
Это - чистая, святая,
Вечная любовь живая:
Горы сдвинет дуновеньем,
Непостижна размышленьям.
© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116020110561
29 февраля. Прп. Иоанн Кассиан
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.
Преподобный Иоанн Кассиан.
Осам страшних страсти Касиан исчисли
И девето jоште - нечисте помисли.
Прождрльивост прво у пиhу и jелу,
Па блуд, отров други и духу и телу,
Среброльублье - оков што за метал веже,
Гнев - мраз льудског срца, што леди и стеже.
Печал - црв несити што душу разjеде,
Униниjе - дремеж што смрт души преде,
Суjетльивост - змиjа, змиjа многоглава,
Свуд jе и нигде jе - прикрива jе трава,
Гордост - мач дворезни што сече и руби,
И младе и старе немилосно губи,
И младиhе чиле, охоле због снаге,
И духовне старце, самим себи драге.
Од свих ових страсти Бог нам jе одбрана
Молитвама светим светог Касиана.
************
Восемь страстей смертных Кассиан исчислил,
И девятой страстью - грех нечистых мыслей.
Страсть чревоугодья список открывает;
Блуд - другой яд - тело с духом отравляет;
Сребролюбье цепью прикуёт к металлу;
Превратит сердца гнев в ледяные скалы;
Червь печали душу жадно изгрызает;
Сон унынья гибель духа предваряет;
А тщеславье схоже с многоглавым гадом,
Что нигде и всюду, далеко и рядом;
Гордость - меч двуострый - и сечёт, и рубит,
Молодых и старых беспощадно губит:
Первых, что гордятся силой молодою,
И духовных старцев, что горды собою.
Ото всех страстей сих нам Господь - охрана
По святым молитвам аввы Кассиана.
© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116020110792
*****
Подписывайтесь на канал "Союз пера и левкаса"! Ссылка внизу страницы.
Свидетельство о публикации №122051405051