Время ничему не научило
в истории Руси. Она не только значительно
ослабила силы русских княжеств, но и
посеяла на Руси панику и неуверенность.
П. П. Толочко
На киевщине , что теперь случилось, (2022)
Происходило в древние года, (1167)
С остервенением и повторилось, (1203)
На тех же берегах Днепра, когда:
«И не было помилованья никому,
За грехи наши» – летописец пишет,
(Какие именно, жаль он не пишет)
Не ясно что ли, было ему самому.
Искоренить грехи эти не получилось,
Хоть Киев за полвека дважды погорел,
Русь только глубже в скверну провалилась,
Ужасный ждал её удел.
После пожарища, минуло двадцать лет,
С монголами у речки Калка,
Кровавая случилась свалка, (1223г.)
"Задами тяжкими" раздавлен княжий цвет!
Страна погибла, оказалась в рабстве,
Междуусобные раздоры — старые грехи,
Впрок не идут уроки в нашем братстве,
Зря думали, что только девяностые лихи.
Грехов, и до сих пор, на Руси, много,
И в Малой и Великой, перечень большой,
Но вот сдаётся вышли мы на верную дорогу,
Не оступиться бы, и не свернуть с прямой.
Время и обстоятельства нас принуждают,
Так жить нельзя, как жили до сих пор,
Орда нас с запада смять угрожает,
Быть или битыми, или дать ей отпор!
Не операция — война идёт на Украине,
Вы чуете запахло сорок первым годом?
Руины в городах, убиты тысячи народа,
Но война кончится, исчезнут ли причины?
===================================
Вот говорят, что время лечит, учит,
Но нас, конкретно, — больше мучит.
Украина уже была в помине (в 1187 г.)
Лихом отмечена неслыханным дотоле там,
IX веков с тех пор минуло, и поныне,
Те же уроки даёт время уже нам.
Мстислав, сын Андрея Боголюбского, в коалиции 11-ти русских князей, в марте 1169 года, взяли Киев и подвергли его страшному разгрому. В летописи он описан так:
«...и два дня грабили весь город, Подол и Гору, и монастыри, и Софию, и Десятинную Богородицу, и не было помилования никому и ниоткуда. Церкви горели, христиан убивали, других вязали, жен вели в плен, разлучая силою с мужьями, младенцы рыдали, смотря на матерей своих. Взяли множество богатства, церкви обнажили, сорвали с них иконы, и ризы, и колоколы, взяли книги, все вынесли смольняне, и суздальцы, и черниговцы, и Ольгова дружина. А поганые зажгли монастырь Печерской Святой Богородицы, но Бог молитвами Святой Богородицы оберег его от такой беды. И было в Киеве стенание, и туга, и скорбь неутешная, и слезы непрестанные. Все же это случилось из-за наших грехов.…»
— Ипатьевская летопись, статья 6679
Взятие Киева воспринималось современниками как нечто беспрецедентное: «егоже не было никогдаже», писал суздальский летописец.
Киевский летописец оценивает погром Киева 1203 года, как самый разрушительный за всю его историю и как более значимое событие, чем двухдневное разорение 1169 года:
«В лето 1203 взятъ бысть Кыевъ Рюрикомъ и Олговичи и всею Половецькою землею и створися велико зло в Русстеи земли якого же зла не было от крещеныя надъ Кыевомъ». По словам летописца, «не токмо едино Подолье взяша и пожгоша, ино Гору взяша и митрополью святую Софью разграбиша, и Десятинную святую Богородицу разграбиша, и монастыри все, и иконы одраша, а иные поимаша, и кресты честные и сосуды священныя, и книги…»
Были перебиты монахи, священники, а также старые и немощные, тогда как молодых и здоровых киевлян половцы массово увели в полон. Свобода была дарована только иностранным купцам, с которых была взята половина их имущества.
А между этими двумя погромами в Киеве, в 1185 году, был ещё и полный разгром
русского войска в половецкой степи, от кочевников. ("Слово о полку Игореве")
14 мая 2022 г.
Свидетельство о публикации №122051402863
Ефимова Мария Творческая Душа 31.05.2022 22:26 Заявить о нарушении
Пётр Дубинин 31.05.2022 23:21 Заявить о нарушении