Немного о летающих тарелках

"Папа, а почему трактор сам едет? – А в нём, сынок, лошадь запрятана...
Ребята, а я знаю, почему трактор сам едет! – Ну, расскажи! – А в нём лошадь запрятана!"

Шуточный рассказик из одной старой советской газеты.


Может быть, кто-то из читателей читал мою недавнюю статью "Лживое зазеркалье зеркал времени". http://stihi.ru/2022/04/28/4408. О том, как, словно мухи на мёд, бросаются поклонники лженауки на ошибки и заблуждения некоторых учёных, и, прикрываясь их авторитетом, разливают мутные потоки лжи, шарлатанства, невежества и мракобесия. Подчас эту белиберду просто приписывают учёным, уже покойным и поэтому не грозящим фрикам сокрушительным разоблачением. Вот и сейчас поговорим об одной такой идейке, в последние годы вытащенной на свет из чуланов забвения. Речь идёт о так называемых магнитолётах, или магнитопланах. То есть летательных аппаратах, способных летать (левитировать), опираясь на силу магнитного поля Земли. Даже Третьему Рейху приписывают создание таких "летающих тарелок", или, как их ещё именуют, дисколётов.Почему их так кличут? А ларчик просто открывается. В интернете, а так же на страницах молодёжных и детских журналов, таких, как "Техника молодёжи", "Юный техник", "Моделист-конструктор", в последнее время замелькали статьи о "магнитолёте Филимоненко". Физик Иван Степанович Филимоненко известен работами в области так называемого холодного ядерного синтеза, да и многими другими. Но вот появились сведения, что он работал и над созданием магнитолёта. Причём странная деталь – вся эта информация хлынула уже после смерти учёного в 2013г. Утверждают, что его в этой работе поддерживали Курчатов и Королёв, но после их смерти работы пришлось свернуть, и всё было засекречено по настоянию маршала Жукова. Что же, у эзотериков это излюбленный способ замести следы. Засекречено, и всё! И у легковерных читателей интересу прибавится. Запретный плод сладок. Только вот было ли чего засекречивать? У самого Филимоненко уже не спросишь...
Итак, что собой представляет проект магнитолёта Филимоненко? Он якобы имел корпус в виде перевёрнутой тарелки (А как же ещё? Всё по законам страны Фрикландии!) Аппарат имел два соосных диска, вращающихся в противоположные стороны за счёт турбины. Какой – об этом "проект" умалчивает. Вращение в противоположные стороны должно вроде придать аппарату устойчивость. Диски диаметром 6,5 метра, толщиной 15 см. Скорость вращения 1000 оборотов в минуту. Диски сделаны из изолирующего материала, в который подмешано множество кусочков металла, вроде как щебень в цементном растворе в бетоне. Дискам каким-то образом сообщаются противоположные электрические заряды. Вот тут и начинается белиберда, которая никак не может исходить от самого Филимоненко, серьёзного учёного. Поехали дальше. Предполагается по умолчанию, что диски лежат горизонтально в одной плоскости с силовыми линиями магнитного поля Земли. Впрочем, в других вариантах проекта диски расположены в вертикальной плоскости. Но это результата не меняет, так как заряженный материал дисков в обоих случаях ПЕРЕСЕКАЕТ при вращении силовые линии магнитного поля Земли.Что происходит при этом? А смотря в какую сторону крутятся диски.Так как они заряжены противоположно и вращаются тоже противоположно, то силы, действующие на них, одинаковы. Так называемая сила Лоренца, по знаменитому правилу левой руки отклоняющая пересекающий магнитные силовые линии положительный заряд вправо, отрицательный – влево. Противоположные края дисков движутся в разные стороны, поэтому и сила , действующая на них, будет противоположной. Возникнет пара сил, опрокидывающая диски. И вот тут и скрыта изюминка "проекта"! Половина обоих дисков заэкранирована от внешнего магнитного поля. Как? Да самый простой способ – закрыть эту половину кожухом из трансформаторной стали, и магнитное поле внутри него будет если не полностью уничтожено, то сильно ослаблено. И останется только сила, действующая на свободные от экрана половины дисков. И диски можно закрутить так, что сила Лоренца будет направлена вверх. При соответствующей величине заряда дисков и скорости их вращения аппарат будет подниматься. Можно заставить его двигаться поперёк силовых линий, наклонив в соответствующую сторону. Но вот вдоль силовых линий... Попались, господа! Магнитные силы не действуют вдоль силовых линий, хоть эти линии морскими узлами завяжите! Мне скажут, что эту проблему можно решить, дав аппарату какие либо двигатели. Не так-то всё просто! Мы уже отметили, что силовые линии геомагнитного поля в проекте по умолчанию считаются горизонтальными. Но такое положение они имеют только в одном месте земного шара, точнее, на линии, называемой магнитным экватором. Там магнитоплан мог бы преспокойно зависать в воздухе, двигаться, наклонившись, вдоль этой линии. Но упаси Боже его сойти с этой спасительной линии и пуститься в путь к полюсу! Почему? А сейчас разберём. С удалением от магнитного экватора силовые магнитные линии приобретают наклон, тем больший, чем ближе к магнитным полюсам, где они вообще становятся вертикальными. Это называется магнитным наклонением. Предположительно, его используют птицы для ориентировки при дальних перелётах. Но сила на вращающиеся диски действует строго перпендикулярно силовым линиям. А это значит, что с приближением к магнитным полюсам Земли подъёмная сила становится уже не вертикальной, а приобретает всё больший наклон, у неё появляется всё большая горизонтальная составляющая, неудержимо тянущая аппарат к магнитному полюсу. В наших средних широтах она будет сопоставима с весом машины и разгонит её до огромной скорости. При этом сила Лоренца будет тормозить вращение дисков, как она тормозит якорь генератора, вырабатывающего ток. Понадобятся двигатели огромной мощности, реактивные или винтовые, всё назначение которых – остановить это стремление аппарата к полюсу, как стремился к нему свихнувшийся капитан Гаттерас в романе Жюля Верна. А для сохранения вертикальной составляющей магнитной силы пришлось бы увеличить скорость вращения дисков, тем больше, чем ближе к полюсам. При этом горизонтальная составляющая выросла бы ещё больше. И с некоторого момента аппарат уже не смог бы нести тормозные двигатели, их вес стал бы непомерно большим. А у полюсов подъёмная сила вообще исчезла бы, осталась бы только одна горизонтальная сила тяги. Ну, так что же? Установим аппарат на судно, и он потянет его по воде "без руля и без ветрил". Направление движения можно будет менять перемещением экранирующего кожуха по окружности дисков. Только вот стоит ли игра свеч, если есть более простые и дешёвые двигатели, к тому же, в отличие от магнитного, не зависящие от положения на земном шаре? А теперь представим испытания такого летательного аппарата. Вот включен двигатель. Диски набирают обороты. Принимая во внимание слабость геомагнитного поля, обороты, думаю, нужны во много раз больше, чем 1000 в минуту. Или заряды дисков должны быть весьма большими, что осуществить, видимо, легче. Аппарат оторвался от земли. Но пилот для противостояния могучей горизонтальной силе вынужден включить мощные тормозные двигатели, без пользы пожирающие энергию. А зачем это, если вертолёт одинакового веса гораздо меньше энергозатратен? Впрочем, есть одна, чисто теоретическая возможность преодоления этих трудностей. А именно – размеры магнитолёта должны быть сопоставимы с размерами Земли. Тогда поле в его масштабах будет уже неоднородным, и можно будет, меняя силу и направление тока(вращения дисков) маневрировать свободно, притягиваясь к магнитным полюсам или отталкиваясь от них. Что же, мечтатели. Строим аппарат величиной, ну, хотя бы с Луну, и дело в шляпе! Иные из выдумщиков, понимая, видимо, нелепость идеи магнитоплана, пытаются спасти положение, утверждая, что аппарат держится в электрическом поле Земли за счёт электрического заряда, а магнитное поле создаёт лишь горизонтальную тягу. Но какой заряд нужен, чтобы поднять аппарат весом в несколько тонн? Огромный. Такой, что вызовет в окружающем машину воздухе коронный разряд, через который благополучно утечёт. А на небольших высотах между аппаратом и землёй ударит молния. Трудновато будет придумать изоляцию, которая не будет пробита. Мало того, аппарат не сможет даже оторваться от земли, так как гигантский заряд по закону электростатической индукции наведёт в ближайшем участке земной поверхности заряд противоположного знака, который не поднимет, а, напротив, притянет его к земле, прибавившись к весу аппарата. И как от такого гигантского электрического поля защитить оборудование и экипаж? Отгородить металлической стенкой, "заземлённой" на воздух остроконечными электродами с помощью коронного разряда? Но это не отменяет упомянутой проблемы со взлётом. Приборы наблюдения придётся вывести наружу, где гигантское поле выведет их из строя. А теперь немного цифр. В принципе напряжённость электрического поля Земли позволяет зависнуть телу весом в 12кг с отрицательным зарядом в один кулон. Аппарат Филимоненко весил, по сведениям эзотериков, 10т. Стало быть, для его удержания нужен заряд около 800 кулонов. Что это за величина? Страшно подумать. Два заряда в 1 кулон каждый на расстоянии метра взаимодействовали бы с силой почти в миллион тонн. А 800 кулонов? Какой заряд в грунте под собой навели бы они? И какова была бы сила взаимодействия? Подсчитывать страшусь. Скажу только, что взаимодействие таких исполинских зарядов на близком расстоянии обернулось бы страшным взрывом, обратившим бы аппарат в пар и вырывшим бы огромную оплавленную воронку, причинив страшные разрушения в радиусе далеко не одного километра... А каков должен быть заряд дисков, если они вращались бы с указанной фриками скоростью? Да того же порядка, что и в случае с электролётом, то есть превосходить заряд среднего грозового облака с теми же последствиями. А если нет, то диски должны вращаться с околосветовой скоростью... Нежизнеспособен и этот вариант "летающего блюдца". Господа мечтатели, "электростаты" – пустая фантазия! Ситуация напоминает таковую с вечным двигателем. Изобретатели придумывают вроде бы безупречную систему, но всегда упускают из виду "мелочь", которая делает систему неработоспособной. Так и здесь. При этом беззастенчиво используются имена заслуженных усопших. Некрасиво... Что же, магнитолётчики и прочие фрики, счастливого вам полёта на летающих тарелках в сказочную страну Фрикландию! Только туда можно прилететь таким способом.
 Да, с помощью тех абсурдных технологий, что описывают невежественные поклонники лженауки,  не полететь. Магнитное поле Земли слабо. И чтобы оно могло удержать аппарат в несколько тонн весом, на нём должны быть гигантские заряды и токи, взаимодействие между которыми неизбежно должно неизмеримо превышать вес аппарата и отправить его в небытие. Таков неутешительный вывод. Вряд ли человечество когда либо использует для полёта магнитное поле Земли. Это равносильно попытке подвесить автомобиль на паутине. Будут найдены другие, более разумные способы победить гравитацию. Какие? Покажет будущее. А магнитолёты так и останутся примером прихотливой игры воображения, занимательной, но бесплодной фантазией. Есть, правда, ещё одна лазейка для аппарата Филимоненко. Его объявляют ионокрафтом, или лифтером. Этот аппарат устроен так. В нижней его части имеется электрод в виде широкой рамки, а над ней система электродов в виде тонкой проволоки или тонких острых штырей. Между ними создаётся очень высокое напряжение – в десятки и сотни тысяч вольт, в зависимости от размеров и веса аппарата. Воздух ионизируется коронным разрядом на тонких верхних электродах, и поток ионов устремляется к широкому нижнему электроду, увлекая путём столкновений и нейтральные молекулы воздуха. Возникает так называемый электрический ветер. По третьему закону Ньютона поток, устремляясь вниз, создаёт подъёмную силу, направленную вверх. Только вот дальше небольших игрушек, не имеющих автономного энергопитания, дело не пошло. Преобразователи и трансформаторы, создающие такое напряжение, весят слишком много, и поднять их аппарат не в состоянии. Приходится соединять аппарат с источником питания лёгким кабелем, ограничивающим его свободу. Этим серьёзно занимался в США наш соотечественник, эмигрировавший туда талантливый авиаконструктор Александр Николаевич Прокофьев-Северский. И у него с созданием полноразмерного ионокрафта ничего не вышло именно из-за отсутствия достаточно лёгкого и мощного автономного источника питания. Но предположим, такой источник изобретут. Будет ли овчинка стоить выделки? Система электродов должна иметь значительные размеры для создания достаточной подъёмной силы. Если размеры уменьшить, то придётся увеличить напряжение до такой степени, что произойдёт пробой воздуха, особенно на больших высотах, где воздух разрежен. Короткое замыкание, и аппарат рухнет вниз. В грозу летать на такой конструкции просто самоубийственно. А аэродинамика? Огромная по площади система электродов имеет к тому же самые уродливые формы, несовместимые с обтекаемостью. Аппарат не сможет развить сколько нибудь приличной для воздушного судна скорости. И бесшумность ионокрафтов, обещаемая их фанатами – миф. Поток воздуха, проходящий сквозь ну совсем не обтекаемую систему электродов, к тому же приличных размеров, будет и шуметь прилично. Представьте сильный ветер, налетающий на рощицу деревьев. Так что ионокрафт тоже не годится в кандидаты на роль аппарата Филимоненко. Да и описанные размеры и форма аппарата не соответствуют характеристикам и конструкции ионокрафта. Видимо, аппарат Филимоненко выдуман невежественными фантазёрами. Которых хлебом не корми, но подай им замену устаревших помела ведьм и ступы Бабы Яги. Как им без этого? Встаёт один невесёлый вопрос. Первый магнитолёт – летающий остров Лапута, был придуман Джонатаном Свифтом в "Путешествиях Гулливера". Писатель даже подробно описал его устройство и принцип действия на основе представлений о магнетизме начала 18 столетия. Свифту простительно. Изучение магнетизма только ещё начиналось. Но как понять, что интернет сейчас полон статьями самодовольных "знатоков", обнаруживающих вопиющее невежество даже в школьном курсе физики, но, конечно, имеющих дипломы о высшем образовании? И без тени стыда пишущих такую белиберду, от которой у более-менее разбирающегося человека волосы встают дыбом? Что это? Просто невежество, порождённое халатным отношением к учёбе охотников за дипломами? Или... злой умысел, цель которого предельно ясно и жёстко названа в горьких словах Сергея Петровича Капицы: "Россию превращают в страну идиотов!"

*Прозвище в серьёзных научных кругах
шарлатанов-лжеучёных.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.