Двенадцать минут
И вспомнилась вдруг такая давняя-давняя история…
_________________________________________
Старый добрый «Кукурузник» неизменно прилетал в наше село трижды в день, летом и зимой, весной и осенью, кроме случаев, когда погода была совсем уж нелётная.
Брал на борт ровно двенадцать человек – семеро сидели справа, пятеро слева, где дверь.
Всегда прибывал полный экипаж – два человека, хотя лёту было до райцентра всего двенадцать минут; удивляло – неужели за столь короткое время можно устать, чтобы такой коротенький рейс выполнять вдвоём?
Но однажды, вопреки строгим инструкциям, самолёт прилетел с лишь одним пилотом. Наверное, вообще никак было иначе его отправить, совсем никого не было в качестве второго. Точнее, первого, поскольку «извозчик» наш сидел справа, а командирское кресло пустое.
…летим, всё как обычно. Внизу – поля, леса, реки, деревни – как здорово наблюдать с высоты за всей этой несравненной красотищей! Как замечательно вспоминать другую высоту – три огромных секунды свободного падения после выброски и несколько минут спуска под белым куполом…
Четверть пути позади, и вдруг резко мотнуло машину, потом ещё, ещё, ещё…
Дверь в кабину пилотов всегда открыта, на ней развешаны плотные бумажные пакеты для тех, у кого воздушные ямы и неожиданные повороты вызывают естественное желание поблевать…
Сижу на первом сиденье справа, потому всё там видно; а видно… о, чёрт! Пилот повис на ремнях, руки упали со штурвала, машина летит сама по себе…
Отстёгиваю привязной ремень, мечусь в кабину, щупаю пульс лётчика, вспоминаю, что среди нас, пассажиров, есть фельдшер.
Ору в салон:
-- Марина! Сюда, живо!!!
Прибегает, испуганная, сразу всё понимает, тоже щупает пульс, что-то ещё делает…
-- Что?! – спрашиваю.
-- Плохо всё, Коль…
Плюхаюсь в левое пилотское кресло.
Что делать, не имею ни малейшего понятия, но самолёт, всё же, немножко похож на автомобиль, поэтому быстро удаётся придать ему прямое направление полёта.
Штурвал на себя-от себя тоже знаю, по книжкам, поэтому через некоторое время машина перестаёт рыскать вверх-вниз и летит относительно ровно.
А дальше что?!
Боковым зрением выхватываю свалившиеся с головы пилота наушники.
Напяливаю их на себя, интуитивно переключаюсь на передачу, говорю в эфир:
-- Алло, диспетчер, это борт…
Да чёрт знает, какой у нас борт! И вообще понимаю, что понятия не имею, что и как говорится на связи с землёй.
-- Это самолёт Заречье-Круглич! – сообщаю в эфир. – Говорит пассажир, у нас чрезвычайная ситуация, пилот потерял сознание, взял управление на себя, что делать, не знаю!
-- Борт 2235! Вас услышал, держите машину, дождитесь инструкций! Сейчас позову кого-нибудь…
Судя по последней фразе, диспетчер тоже обалдел от такой ситуации…
Вызов:
-- Борт 2235, как слышите?
-- Слышу! Вы кто?
-- Начальник аэродрома. Не бзди, парень, я бывший пилот, сейчас доведу и посажу вас в лучшем виде! Где ты сейчас?
Скашиваю глаза влево, вижу внизу знакомые очертания полуразрушенной колокольни.
-- Чуть слева Углейма.
-- Хорошо! Высота какая?
По привычке оцениваю на глаз высоту:
-- Метров сто двадцать-сто пятьдесят.
-- Йопптвойумать! По прибору сколько?! А-а! Во втором ряду пятый слева, смотри цифру!
Отыскиваю глазами среди множества циферблатов нужный.
-- 134.
-- Скорость? Это третий в первом ряду, почти по центру.
-- Сто девяносто три.
-- Добро! Толкай штурвал от себя, снижайся до восьмидесяти и держи этот эшелон три минуты. Потом снижай скорость до ста десяти – ручка справа от себя, и спускайся до сорока двух. Дальше скажу что делать. Тебя зовут-то как?
-- Николай.
-- Тёзка, блять! Давай, Коля, не ссы, всё будет путём! Я на связи!
Выполняю команды, надеясь, что всё понял правильно.
Машина, поначалу не особо послушная, словно смирилась с тем, что ею управляет совершенно чужой человек, теперь ведёт себя достаточно покорно, лишь изредка мотаясь в сторону или проваливаясь вниз на пару-тройку метров.
-- Коля! Вижу тебя! Заходим на посадку: скорость снижай до семидесяти, плавно убирай высоту, выруливай на посадочную, ты должен её видеть. Блять!!! Промахнулся! Ладно, разворачивайся и давай ещё раз.
Уже начинаю кое-что соображать, и машина стала, вроде, почти послушной…
Довольно уверенно захожу на второй круг, убираю газ и медленно, плавно толкаю от себя штурвал…
Бах! Чую, шасси коснулось земли, самолёт малость подбросило обратно в воздух, но уже через секунду он вновь плюхается на взлётку и катится по ней ровненько, плавно теряя скорость…
Уф!!! Бля, стоим уже! Зажигание надо теперь выключить. Где оно? Очевидно, вот этот тумблер. Точно! И без подсказки!
Мотор стихает, винт постепенно успокаивается и наконец останавливается совсем.
Тишина-то какая!
Это выходит что – посадил я машину?! И уже точно не шандарахнемся никуда с высоты и даже на посадке не кувыркнёмся?
Ай да Коля, ай да лётчик-ас… Штаны бы ещё поменять. В образном смысле, конечно, но всё-таки…
Высовываюсь в салон, говорю бодренько так, будто ничего и не случилось вовсе:
-- Ну что, все целы?
Женщины, словно дожидаясь этого вопроса, дружно кидаются реветь, мужики и пацаны молча насупились.
Марина единственная держится, хотя и из последних сил, сидит на полу салона, на коленях держа голову лётчика.
На полосу подлетают «скорая», пожарная машина, автобус и УАЗик начальника аэродрома.
Пилота забирают врачи, Марина едет с ним, пассажиров провожают в автобус, тёзка мой стискивает меня в объятиях и орёт в самое ухо:
-- Колька, блять, ты сам не понимаешь, что сделал, молодчина-ты-сволочь-сукин-сын!!!
Да что такого я сделал? Просто выполнял его приказы – чётко и беспрекословно, как учили.
И не бздел. Хотя… Бздел, наверное. Просто времени не было, чтобы это осознать, и возможности этому поддаться.
Но вот надо же! Всё же довёл и посадил машину.
Никто кроме нас!
Ещё кто бы взлетать научил, я тогда вообще бы – у-у-ухх!!! ))
…а всё же с парашютом спускаться как-то гораздо менее стрёмно…
Свидетельство о публикации №122051300381
Как будто сама в том самолете посадку совершила)))
И ведь пониаю, что всё хорошо закончится, (иначе ктобы рассказал об этой истории) а всё-равно семь потов сошло, пока дочитала.
На таких самолетиках я полетала в своё время...
Училась в Волгограде. До нашего хутора - 400 км. Но не это главное. Хопёр... Моста тогда не было. Летом паром... А осень, зима и весна... (То разольётся, то не замёрз...) Одно спасение - самолёт до Бузулука. А оттуда до моего хуторка 30 км всего. А главное Хопёр на самолете преодолеть))).
Был такой случай. Сижу в аэропорту и вдруг по радио объявляют "Пассажир Парсанова Татьяна, летящая рейсом Волгоград -Усть-Бузулук, подойдите к диспетчеру". Бегу, не понимая, что случилось а они мне говорят, что я единственный пассажир. И потому самолёт не полетит. А если я хочу - то могу лететь на грузовом. Конечно я согласилась. И вот вместе с посылками и мешками загрузили меня и отправили в путь.
Ах какой это был рейс!
Я сидела в кабине у лётчиков. Они меня ласково называли "ценная бандероль")))))))
Вот такая история))))
Татьяна Парсанова 14.05.2022 21:08 Заявить о нарушении
Здоровская история!
Вот надо же, какие прозорливые тебе лётчики попались -- когда ещё углядели, какая ты ценная "бандеролька"))
А вообще, наверное, все приключения, которые случились в юности, имеют особую цену...
Сейчас, даже если вдруг и произойдёт что-то похожее, вряд ли сможем получить такие эмоции.
Николай Орехов Курлович 14.05.2022 22:07 Заявить о нарушении