Бетховен. Соната N7

© Copyrights МЕЙЕРХОЛЬД Тася - Tasya MEIERHOLD
© Copyrights КОРДИКОВА Елена - Elena G. KORDIKOVA

Бетховен. Соната N7 (оп. 10, N3). Ре мажор

Первая часть. Впечатление
Largo e mesto - Широта печали скорбной
Финал

Первая часть. Впечатление
Бурлит, ликует жизнь беспечно,
Кипит энергией извечной,
И отдаёт своё дыханье,
Дыханье жизни - мирозданью.

В нём вера есть и радость жизни
Во славу истинной Отчизны,
К которой с детства ты приник,
Той, чей спасительный родник

Внушал движенье и развитье
И обоснованность событий
С крутым сфорцандо на вершине.
К аккорду богатырской силы.

Но не бывает всё прекрасно
В мир зло вторгается контрастом,
Клюя, выщипывает печень,
По темю бьёт и темя лечит.

Каскад поломанных восьмушек
Педалью секстаккорды душат
И за собой в низовья тащат,
Чтоб жизнь прожить впотьмах изящно.

Мощь восходящая октав,
И ... вот уже в миноре такт -
Удары молотом по темю.
Стучится в дверь другое время

Изящной и красивой жизни,
С эффектной, мелодичной мыслью,
В которой радость и веселье
Живут с акцентами похмелья,

Где фигурации для счастья
В легато-связке самовластья...
Прикосновенье мягче, тише
К стране и к миру закулисья.

Но вот крещендо трель и взрыв.
Погиб побочных схем кумир. 
В миноре новое звучанье, -
Октавой выше ожиданье,

Теплее, ярче и певуче,
Чтоб снова в партии стать тучей,
Вернувшись на обычный круг,
Щипать чтоб из обеих рук.

Мотив используется главный,
Задор вступительный и плавный.
Ведь ‘музыка греметь устала’.
И тихо, гладко запевала

Поёт, со старта начинает
Приёмом 'звуков от рояля’.

Каскад поломанный из секст -
Для них в творенье места нет, -
Одно лишь долгое крещендо
И экспозиция момента,

Чтоб жизнь свою переиграть
И в коде музыку сыграть.

Largo e mesto - Широта печали скорбной
На смену жизненных энергий,
Кипучести бурлящей жизни,
Приходит звук широкий, верхний,
Просторов скорби, грустных мыслей

И элегической печали,
Анализа ‘победных’ будней:
За что так искренне страдали
И почему итог подсудный.

Трудна, мрачна, трагична тема,
Неодолима деревянность
Перед встающею дилеммой:
Лигато иль аккордов ярость.
 
И что же делать всем с восьмыми, -
С уделами сторонних княжеств.
Кому отдать в правленье силу
При весе слева, левых тяжесть,

Едва касаясь партий правых.
Истории связуют слёзы.
Зачем мелодии лукавить,
Когда в свободе степень роста.

Надрыв отчаянья - в аккордах,
В плачевной горемычной доле,
В ударе палочки по хорде, -
В большой и безысходной боли.

В фортиссимо звучат удары
Хлыста по черепу из терций
И педалируют печали.
И никуда от них не деться. -

Высоковольтно напряженье
И взрыв эмоций неизбежен.
Трагическое возбужденье
Упрёками пространство режет

На все оставшиеся жизни.
Усталое успокоенье
Приносит плач ущербной мысли,
Горюющей о днях затмений.

Жизнь замирает под фермата
В многолосии веселья.
Уходит в паузе заката
По высочайшему веленью.
 
Но возращается, воскреснув
В старинном танце, в менуэте,
Звучит безвольной старой песнью,
Забыв о ларго - новом свете,

Широком, элегичном звуке 
Просторов скорбных и печальных,
О грустных думах, о разлуке,
О тех, по жизни с кем страдали.
 
И вдруг фортиссимо мелодий
Врывается, динамя мысли,
Стреляет в менуэтов проседь
И утверждает силу жизни.
 
Финал
Но как жить в этой жизни дальше,
Когда исчерпан весь ресурс
И силы нет, аккордной фальши,
Чтоб врать себе, держась за ус?

Что остаётся в ощущенье?
Опустошение души,
Её растерянность, неверье
В день завтрашний, в его лучи...

Останется ли всё, как и было
Или спасение прийдёт
От жизни тягостной, унылой,
Тосклив чей прерванный полёт?..

26.04.2022. Krasnodar
L. van Beethoven / N. Luganskiy. Sonata N7. TV Channel “Culture”


Рецензии