Бетховен. Соната N7
© Copyrights КОРДИКОВА Елена - Elena G. KORDIKOVA
Бетховен. Соната N7 (оп. 10, N3). Ре мажор
Первая часть. Впечатление
Largo e mesto - Широта печали скорбной
Финал
Первая часть. Впечатление
Бурлит, ликует жизнь беспечно,
Кипит энергией извечной,
И отдаёт своё дыханье,
Дыханье жизни - мирозданью.
В нём вера есть и радость жизни
Во славу истинной Отчизны,
К которой с детства ты приник,
Той, чей спасительный родник
Внушал движенье и развитье
И обоснованность событий
С крутым сфорцандо на вершине.
К аккорду богатырской силы.
Но не бывает всё прекрасно
В мир зло вторгается контрастом,
Клюя, выщипывает печень,
По темю бьёт и темя лечит.
Каскад поломанных восьмушек
Педалью секстаккорды душат
И за собой в низовья тащат,
Чтоб жизнь прожить впотьмах изящно.
Мощь восходящая октав,
И ... вот уже в миноре такт -
Удары молотом по темю.
Стучится в дверь другое время
Изящной и красивой жизни,
С эффектной, мелодичной мыслью,
В которой радость и веселье
Живут с акцентами похмелья,
Где фигурации для счастья
В легато-связке самовластья...
Прикосновенье мягче, тише
К стране и к миру закулисья.
Но вот крещендо трель и взрыв.
Погиб побочных схем кумир.
В миноре новое звучанье, -
Октавой выше ожиданье,
Теплее, ярче и певуче,
Чтоб снова в партии стать тучей,
Вернувшись на обычный круг,
Щипать чтоб из обеих рук.
Мотив используется главный,
Задор вступительный и плавный.
Ведь ‘музыка греметь устала’.
И тихо, гладко запевала
Поёт, со старта начинает
Приёмом 'звуков от рояля’.
Каскад поломанный из секст -
Для них в творенье места нет, -
Одно лишь долгое крещендо
И экспозиция момента,
Чтоб жизнь свою переиграть
И в коде музыку сыграть.
Largo e mesto - Широта печали скорбной
На смену жизненных энергий,
Кипучести бурлящей жизни,
Приходит звук широкий, верхний,
Просторов скорби, грустных мыслей
И элегической печали,
Анализа ‘победных’ будней:
За что так искренне страдали
И почему итог подсудный.
Трудна, мрачна, трагична тема,
Неодолима деревянность
Перед встающею дилеммой:
Лигато иль аккордов ярость.
И что же делать всем с восьмыми, -
С уделами сторонних княжеств.
Кому отдать в правленье силу
При весе слева, левых тяжесть,
Едва касаясь партий правых.
Истории связуют слёзы.
Зачем мелодии лукавить,
Когда в свободе степень роста.
Надрыв отчаянья - в аккордах,
В плачевной горемычной доле,
В ударе палочки по хорде, -
В большой и безысходной боли.
В фортиссимо звучат удары
Хлыста по черепу из терций
И педалируют печали.
И никуда от них не деться. -
Высоковольтно напряженье
И взрыв эмоций неизбежен.
Трагическое возбужденье
Упрёками пространство режет
На все оставшиеся жизни.
Усталое успокоенье
Приносит плач ущербной мысли,
Горюющей о днях затмений.
Жизнь замирает под фермата
В многолосии веселья.
Уходит в паузе заката
По высочайшему веленью.
Но возращается, воскреснув
В старинном танце, в менуэте,
Звучит безвольной старой песнью,
Забыв о ларго - новом свете,
Широком, элегичном звуке
Просторов скорбных и печальных,
О грустных думах, о разлуке,
О тех, по жизни с кем страдали.
И вдруг фортиссимо мелодий
Врывается, динамя мысли,
Стреляет в менуэтов проседь
И утверждает силу жизни.
Финал
Но как жить в этой жизни дальше,
Когда исчерпан весь ресурс
И силы нет, аккордной фальши,
Чтоб врать себе, держась за ус?
Что остаётся в ощущенье?
Опустошение души,
Её растерянность, неверье
В день завтрашний, в его лучи...
Останется ли всё, как и было
Или спасение прийдёт
От жизни тягостной, унылой,
Тосклив чей прерванный полёт?..
26.04.2022. Krasnodar
L. van Beethoven / N. Luganskiy. Sonata N7. TV Channel “Culture”
Свидетельство о публикации №122051302881