Как сын малороссийского сотника стал главным
Данила Туптало родился 28 октября 1651 года в городке Макарове Киевского полка, в семье Саввы Григорьевича Туптало (1600-1703), который прожил 103 года и участвовал почти во всех сражениях и походах Киевского полка. Он был самым авторитетным стариком среди реестровых казаков. До антипольского восстания 1648 года будущий польский король Собеский использовал его как дипломата.
Начальное образование Данила Саввович получил дома от матери Марии Михайловны.
В 1661 году семья переехала в Киев, где отец стал старостой Кирилловского монастыря и даже свой дом отдал церкви.
В 1886 году «Киевские епархиальные ведомости» писали, что такой чести и уважения, как Савва Туптало, не знали даже игумены Кирилловского монастыря.
Естественно, что имея такого отца Данила желал пойти по духовному пути.
В 17 лет он уже принял монашество под именем Дмитрий и скоро прославился, проповедуя в различных местах Малороссии и Литвы. Затем настоятельствовал в нескольких монастырях.
Но главным трудом его жизни стали знаменитые Четъи-Минеи — свод жизнеописаний святых людей, для ежедневного чтения. На каждый день в году в минеях приходится по одной или несколько святых историй.
Дмитрий работал над ними с 1684 года по 1704 год. И написал четыре книги. Каждая охватывает три месяца. Всего Туптало описал жития 664 святых.
Название - от греческого слова «минея» - «ежемесячный» и «четьи» – по старославянски - для чтения.
Дмитрий развил старую традицию. Среди составителей Четий-Миней наиболее известен был Симон Логофет, живший в Византии в 10 веке.
На Руси были свои житияписатели. «Великие Четьи-Минеи» закончил в 1541 году новгородский архиепископ Макарий. В 1579 католик Пётр Скарга издал «Жития святых» в Вильно . Потом появились Минеи Чудовские (1600), Минеи Германа Тулупова (1632) и Минеи Ивана Милютина (1654).
Однако Четьи-Минеи Дмитрия Ростовского начатые в Киеве и законченные в Ростове Великом стали самыми популярными минеями и вообще любимым чтением русского народа. Они до 1917 года выдержали столько переизданий, что в среднем выходило одно издание в пять лет.
Тарас Шевченко в своих «Гайдамаках» упоминает их так:
Вспоминаю детство, хату, степь без края,
Вспоминаю батьку, деда вспоминаю
Как в праздник Минеи закрывши, бывало,
И выпив с соседом по чарке по малой,
Попросит он деда, чтоб тот рассказал
Про Гонту, Максима, про все, что застал.
Зачитывались житийными повестями Туптало Пушкин, Герцен, Лесков и Лев Толстой, которые использовали образы и сюжеты «Миней» в собственном творчестве. Даже петлюровец и самостиец Илларион Огиенко, епископ Польской Православной церкви, а потом и митрополит Украинской Канадской Православной церкви с восторгом отзывался о Четьи Минеи: «... я понял по другому весь мир и все свои обязанности в нем. У меня выросли воля и разум, я отчетливо почувствовал в себе душу, независимую ни от нищеты, ни от обстоятельств».
Дмитрий написал не только жития святых, но и комедии на библейские темы. "Комедия на Успение Богородицы», «Эсфирь и Агасфер», «Комедия на день Рождества Христова». Для постановки на сцене школьных театров в воспитательных целях.
Туптало понимал толк в пропаганде, знал как завоевать ум и сердце паствы и особенно молодёжи. Даже сегодня сочетание слов «комедия» и «Богородица» вызовет у многих верующих напряжение если не гнев. А это было в 17 - ом веке. Такой был диапазон у будущего святого.
Вот по этому Иван Франко называл Туптало «одним из главных писателей» 17-18 –го веков. А академик Дмитрий Лихачов - «последним писателем, имевшим огромное значение для всей православной Восточной и Южной Европы».
В 1686 году Польша продала Киев России. А в 1689 - ом Димитрий в составе посольства гетмана Мазепы отправился в Москву и подарил царю Петру первый том своих Миней.
Туптало понравился. В 1701 году он вызван в Москву и назначен митрополитом в северный город Ростов Великий. Там по примеру отца, на свои деньги открыл вторую в России после Черниговской духовную семинарию на 200 учеников. Кроме церковных книг, письма и пения, там изучали греческий и латинский языки. По образцу той школы были созданы учебные заведения во многих других российских городах.
Проповедуя с 24 лет Дмитрий столкнулся с тем, что многие люди по необразованности не отличают формы от смысла, не понимают сути веры. Для них важнее сколькими пальцами крестится и через какое плечо плюнуть, что есть проявление языческого сознания.
Дмитрий разъяснял, что церковная реформа никониан не отменяет старые книги, что не книгой человек спасается, «но по своему добродетельному житию...». Что не количество перекладин на кресте важно ибо: «Не крест бо, но Христос, на кресте распятый, спасе нас». Это Туптало отвечал знаменитому старобрядцу Аввакуму, который вопрошал: “Как так обманул диавол русских людей бедных: явно идут в пагубу; римскую ****ь возлюбили – крест четвероконечный, паче истиннаго креста, от трех древ сотвореннаго...? Так и стал крыж польской, вы****ок римскаго костела...”
Тут мы видим корни старого спора между западной частью России и её восточной частью. Между хохлами и кацапами. Между киевским богословием и богословием брынским, то есть из леса по берегам реки Брыни в Калужской области. В то время для Малороссии это были места глухие - почти Сибирь.
Старообрядческим духовенством нововведения воспринимались как навязывание чужеродной духовной власти. Принять их означало подчинится политическим амбициям патриарха Никона, возжелавшего подогнать русские стандарты под новогреческие, дабы стать не только московским, но и вселенским патриархом. Потому, что Великороссия осталась единственной православной страной свободной от чужеземных захватчиков. И где как не в Москве, этом третьем Риме сидеть Вселенскому патриарху?
Вот для чего была затеяна, эта стандартизация духовной жизни стоившая жизни сотням тысяч людей.
И естественно для реформ как церковных , так и экономических начатых Петром Первым нужны были люди образованные и харизматичные, которые были в Малороссии ибо там уже существовали с 16 века братские православные школы, а с 1659 года Киево Могилянская академия, чего не было в Великороссии.
Туптало был хорошим пропагандистом и не гнушался иезуитскими приёмами - расчеловечивания врага. Так в своей книге «Розыск о раскольнической брынской вере», автор обвиняет староверов в человеческих жертвоприношениях. Там он описывает некого старца, который приказал вырезать младенцу сердце. «...принесоша на блюде древяном оное новорожденнаго младенца сердце, еще живо и движущее, и вдадоша ему; он же взем нож, своима руками разреза е на четыре части, и рече им: приимите сие и в пещи изсушив, истолките.»
Зачем? Что бы его последователи тайно посыпали порошок из высушенного сердца людям и таким образом возвращали их к истинной вере.
Тут сказывается влияние учителя Дмитрия Ионикия Галятовского, который был ярый борец с иудеями, католиками и мусульманами, особенно с иудеями. В книжке «Мессия правдивый» впервые в православной литературе Галятовский изложил «свидетельства» осквернения евреями просфоры, убийства христианских младенцев в ритуальных целях, заражения колодцев - обвинения, характерные ранее для польских источников.
«Мессия правдивый» стало первым антииудейским сочинением на западной Руси. Дмитрий Ростовский использовал фишку с младенцами против староверов, они по его разумению были как евреи цепляющиеся за свою архаику, а соответственно могли и поступать так как поступали евреи по Галятовскому, кстати ректору Киево Могилянской академии.
Ненависть к евреям в Малороссии была сильной и повсеместной. Потому, что именно евреи выступали посредниками между местным населением и польскими помещиками. Последние просто отдавали евреям в аренду свои наделы считая неприличным для шляхтича заниматься хозяйством и торговлей. А евреи арендаторы драли с крестьян три шкуры, что бы обеспечить и помещика и самих себя. Вплоть до того, что в православные церкви пускали верующих за деньги и разоряли крестьян продавая им горилку в долг под проценты. Этим объяснялась ненависть русских в Речи Посполитой к полякам и евреям. Приписывая староверам человеческие жертвоприношения Дмитрий как бы делал из них евреев.
Учителя у Туптало были самые яркие на то время. В 1662 году в 11-летнем возрасте Данила отдали учиться в Киево-Могилянку. Одним из его учителей был игумен Кирилловского монастыря Мелетий Дзик, который выступал за свободные выборы митрополитов и просил об этом русского царя. Именно Дзик постриг Данилу в монахи и назвал его Дмитрием.
В 24 года Дмитрий стал проповедником в Чернигове, куда его пригласил архиепископ черниговский Лазарь Баранович соратник самого Богдана Хмельницкого. Баранович требовал от казаков и Москвы защищать православных в Речи Посполитой, он построил типографию и напечатал в ней сборник своих проповедей «Меч духовный» с посвящением московскому царю Алексею Михайловичу. Баранович содержал школу хорового пения в Киеве и Чернигове и по просьбе кремля посылал певчих в Москву. При этом отец Лазарь скрывал в своих владениях беглых крестьян и старообрядцев.
Вот такие учителя были у будущего святого Дмитрия Ростовского. А ещё сотни книг в его келье.
Умер Дмитрий Туптало в 1709 году, погребен в Ростовском Яковлевском монастыре, там через 43 года были обретены его мощи, где они и находятся по сей день. С 1757 года Дмитрий Туптало прославляется как святой Дмитрий Ростовский.
Празднуют его память: 28 октября, в день кончины, и 21 сентября, в день обретения мощей.
Настолько велика была его слава и авторитет, что через 52 года после смерти в 1761 году императрица Елизавета присвоила его имя новой крепости на Дону. Крепость имени Дмитрия Ростовского быстро превратилась в город, который для краткости называли просто Ростов, по аналогии с Ростовом Великим. А что бы не путать - Ростов-на-Дону.
И теперь целая область России размером больше чем Венгрия или Южная Корея называется по имени святого писателя - Ростовской.
Свидетельство о публикации №122051107766