Воспоминания о биофаке

Ещё до поступления в Санкт-Петербургский государственный университет я посещала кружок физиологии и клуб биологов при Дворце творчества юных. В конце школы с подругой проходили летнюю практику в НИИ физиологии, где пытались обучать 15 белых крыс условному рефлексу. Потом сотрудники их убивали, вынимали мозг и измеряли уровень медиатора дофамина в полосатом теле и чёрной субстанции. У хорошо обучаемых крыс уровень выброса дофамина был в 2 раза больше.
Моя учёба на биолого-почвенном факультете СПбГУ выпала на 90-е годы ХХ века. И поступление, и сама учёба были трудными. Работу потом тоже было найти очень сложно (в школах предпочитают выпускников педагогических вузов и с большим опытом). Начальные курсы посвящены высшей математике, химии и физике. Часть практических занятий по химии проходила в Старом Петергофе, где в маленькие лабораторные помещения загоняли большие группы студентов. На биологических дисциплинах приходилось зубрить латинские названия без освоения латинского языка (его ввели уже после моего обучения). Занятия по физиологии отличались особым садизмом. Нас заставляли убивать и расчленять несчастных лягушек. Некоторым особям одной дозы яда не хватало, и они после отрезания головы прыгали и пытались сбежать.
На кафедре ботаники обитал весёлый чёрный кот Пестик. Он играл с зонтиками студентов и периодически проникал на лекции. Как-то пробежался по столам с экспонатами перед носом лектора. Другой раз прокрался в аудиторию во время демонстрации слайдов, а после каждого описания слайда громко мяукал.
Сначала хотела заниматься по профилю зоологии, но туда было слишком много желающих. Поэтому пошла на кафедру эмбриологии.
Самыми интересными и запоминающимися были летние практики.
Сразу после зачисления ещё до начала учёбы нас отправили во университетский Ботанический садик на прополку клумб, в дождливую погоду работали в теплицах.
После первого курса практика проходила на территории Ленинградской области с основной базой в Биологическом Институте Старого Петергофа. Для знакомства с рогозом студентов прямо в одежде загоняли по пояс в Финский залив. Были поездки в Александровский парк Пушкина, Солнечное и Комарово. На экскурсии по болотам встретили торфяной пожар. В это время приехал пожарный поезд, и учащиеся помогали носить шланг.
После второго курса поехали в заповедник «Лес на Ворскле» в районе г. Борисовка между Белгородом и Харьковом (в нынешнем 2022 году там прифронтовая зона).  Эти дубравы стали охраняться ещё по указу Петра Первого, чтобы сохранить деревья для кораблестроительства. Жили мы в одноэтажных бараках, вечером разрешалось сходить на просмотр телепередач и «Санта-Барбары». Помимо пешеходных экскурсий были поездки в кузове открытого грузовика на степные луга. В конце проходили краткий курс почвоведения. В целях экономии руководство биофака решило кормить студентов в столовой только обедами и ужинами. В выходные столовая не работала. Обратный билет надо было выкупать самим (по осени компенсировали).  Я быстро поняла, что, если буду покупать нормальные завтраки, обратно пойду пешком. Пришлось перебиваться какао и печеньем.
После третьего курса с группой студентов-эмбриологов отправилась на Белое море на остров Средний. Одна студентка кота с собой прихватила, преподаватель - собаку. Двухэтажный барак. На лестнице висел небольшой колокол, который созывал на трапезу. Телевизор был не доступен. На острове также располагались базы биофаков Казанского и Московского университетов. Почти каждый день походы на вёсельных лодках и ловля планктона, иногда и вокруг нашего острова. Был и круиз на местном катере. Как-то видела мираж в виде острова, который висел над водой и менял очертания. Столовая не работала. Готовили сами. Назначались дежурные, которые освобождались от занятий. После завтрака дежурный гулял по острову, собирая листья дикого щавеля и крапиву, чтобы кинуть их в так называемый суп. Основу рациона составляли каши и макароны. На день выдавалась одна банка тушёнки на 10-12 человек. Периодически студент и преподаватель по ночам ловили заповедную рыбу для экономии тушёнки, обычно приносили по две крупные трески. На лодочных занятиях студенты хватали водоросль фукус, плавающую по поверхности моря и напоминающую малосольный огурчик; собирали мидии, били их о борта лодки и ели сырыми. Глубоководная ламинария доставалась только при использовании трала.
После четвёртого курса практиковалась на кафедре эмбриологии при аквариуме с данио рерио, изучение которых легло в основу моей дипломной работы. Ходила в местный Ботанический садик на пруд добывать мотыль для подопечных рыбок. Последний курс был посвящён диплому. Но в начале марте я сломала ногу на гололёде, выбыла из практической части и активно занялась переводами статей на английском языке. Работу решили переориентировать на обзорно-аналитическую, сравнивая развитие центральной нервной системы у костистых рыб на примере данио рерио и более высоко развитых групп позвоночных. Эмбриогенез повторяет филогенез только на определённых стадиях. У данио будущая нервная трубка формировалась не привычным впячиванием, а через образование полости внутри киля. 


Рецензии