Девятковская Летопись-О Григории Распутине имеется
Девятковская Летопись-
О Григории Распутине-ранее, лет триста эта фамилия
была-Роспутин- от Древне-Русского имени-Роспутка.
И здесь есть противоречие по отношению фамилии.
На самом деле в любых случаях она произошла от
такого слова, что в те времена, как 1600 года,
было в России имя ребёнка по имени-РОСПУТКА.
Такой документ постараюсь найти и сюда внести.
Он у меня имеется под рукой, но сначала
нужно всё писаное закрепить.
РГАДА. Фонд.214,кн, 70.Л, 44 об.
По росписи архепископле дьяка Саввы Есипова в Софийских оброчных
крестьян, которые живут в Тобольске, а в Софийскую платят годовой
денежный оброк Калинка да Галанка Афанасьевы дети Вологжаны.
Павлик Тимофеев. Ивашко Семёнов Лалин. Родка Микиттин Вятченин.
Федька Филиппов Колмогорец. Спиридоно Пвалов Рычков.
Якунка Андреев Пескишев. Семёнка Петров Рогалев.
Богдашко Иванов Понежанин-Плотник. Ильюшка Константинов-серебреник
-Москвитин. Омелька Васильев Вятченин. Максимко Яковлев Якушев
из Соли-Вычегодска. Никитка Ерьев Онежанин-прозвище
-Неудачка с детьми Кондрашкой да с Заворошкой да Стахейком
с РОСПУТКОЙ. Федька Яковлев Зеленщик. Жданко Неустроев
Клеквин. Микитка Фёдоров у Соли Вычегодской.
Агейко Омельянов Шелковников Устюжанин. Елисейко Яковлев
Велижанин. Нехорошко Гаврилов портной мастер.
Микифорко Микитин-Кузнец. Ильюшка Васильев, Данилко Андреев.
Петунька Васильев, Баженко Фёдоров, Павел Агапитов Колесник,
Лёвка Козьмин Серебреник, Омильянко Яковлев, Якунка Иванов
Казаков, Агапитко Яковлев, Ивашко Трофимов Беспалый,
Гришка Загребай, Поликарпо Мамонтов,
Первушка Максимов, Давыдко Иванов прозвищем Завьялко,
Максимко Завьялов, Максимко Кондратьев,
Осипко Ильин Прозвище Сурей.
В любых случаях прозвище Распутка произошло
от Древне-Русского имени-РОСПУТКА.
Другого Варианта нет, кроме этого докумета.
Писал Девятков Владимир Прокопьевич 83 года.
Писал этот докумет очень Внимательно.
Все другие варианты фамилии-Распутины не имеются.
Правда по началу эта фамилия писалась через букву-О.
Роспутины.
Распутин, Григорий Ефимович
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Распутин.
Григорий Распутин
Grigori Rasputin 1916.jpg
Дата рождения 9 (21) января 1869
Место рождения
Покровское, Тюменский уезд, Тобольская губерния, Западно-Сибирское генерал-губернаторство, Российская империя
Дата смерти 17 (30) декабря 1916[1] (47 лет)
Место смерти
Петроград, Российская империя[2]
Страна
Российская империя
Род деятельности крестьянин
Отец Ефим Яковлевич Распутин
Мать Анна Васильевна Паршукова
Супруга Прасковья Дубровина
Дети Матрёна, Варвара, Димитрий
Разное Убийцы: Ф. Ф. Юсупов,
В. М. Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович, офицер британской разведки SIS Освальд Рейнер
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе
Логотип Викитеки Произведения в Викитеке
Григо;рий Ефи;мович Распу;тин (Но;вых; 9 [21] января 1869, Покровское, Западно-Сибирское генерал-губернаторство — 17 [30] декабря 1916[1], Петроград[2][3]) — сибирский крестьянин. Приобрёл всемирную известность благодаря тому, что был другом семьи российского императора Николая II. В 1910-е годы в определённых кругах петербургского общества имел репутацию «царского друга», «старца», прозорливца и целителя. Негативный образ Распутина использовался в революционной, а позднее, в советской пропаганде. До сих пор вокруг личности Распутина и его влияния на судьбу Российской империи ведутся многочисленные споры.
Содержание
1 Биография
1.1 Предки и этимология фамилии
1.2 Рождение
1.3 Начало жизни
1.4 Петербургский период
1.5 Распутин и Православная церковь
1.5.1 Первое обвинение в «хлыстовстве», 1903 год
1.5.2 Первое дело о «хлыстовстве» Распутина, 1907 год
1.5.3 Негласный надзор полиции, Иерусалим, 1911 год
1.5.4 Второе дело о «хлыстовстве» Распутина, 1912 год
1.6 Пророчества, сочинения и переписка Распутина
1.7 Отношение к войне
1.8 Антираспутинская кампания в прессе
1.9 Покушение Хионии Гусевой
1.10 Убийство
1.10.1 Версия об английском заговоре
1.10.2 Убийство Распутина, версия Феликса Юсупова
1.10.2.1 События, непосредственно предшествовавшие убийству
1.10.2.2 Убийство
1.10.2.3 Последствия убийства
1.10.3 Убийство Распутина, воспоминания Великого князя Александра Михайловича
1.11 Похороны
2 Судьба семьи Распутина
3 Обвинения в безнравственности
3.1 Адреса в Санкт-Петербурге
3.2 Из воспоминаний свидетелей
4 Оценки влияния Распутина
5 Мнения современников о Распутине
6 Попытки канонизации Распутина
7 Распутин в культуре и искусстве
7.1 Документальные фильмы о Распутине
7.2 Распутин в театре и кинематографе
7.3 В музыке
7.4 В комиксах
7.5 Распутин в поэзии
7.6 Коммерческое использование имени Распутина
8 См. также
9 Комментарии
10 Примечания
11 Литература
12 Ссылки
Биография
Предки и этимология фамилии
Родоначальником рода Распутиных был «Изосим Фёдоров сын». В переписной книге крестьян села Покровского за 1662 год говорится, что он с женой и тремя сыновьями — Семёном, Насоном и Евсеем — пришёл на Покровскую слободу за двадцать лет до того из Яренского уезда и «стал на пашню». Сын Насон позже получил прозвище «Роспута». От него пошли все Роспутины, ставшие в начале XIX века Распутиными. По дворовой переписи 1858 года в Покровском значилось более тридцати крестьян, носивших фамилию «Распутины», в том числе и Ефим, отец Григория. Фамилия происходит от слов «распутье», «распутица», «перепутье»[4].
Рождение
Родился 9 (21) января 1869 года[3][5] в селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии в семье ямщика Ефима Яковлевича Распутина (1841—1916)[источник не указан 1971 день] и Анны Васильевны (1839—1906; в девичестве Паршуковой). В метрической книге Слободо-Покровской Богородицкой церкви Тюменского округа Тобольской губернии имеется запись о рождении 9 января 1869 года[3][5] у Ефима Яковлевича Распутина и его жены Анны Васильевны сына Григория. Крещён он был 10 января. Восприемниками (крёстными) были дядя Матфей Яковлевич Распутин и девица Агафья Ивановна Алемасова. Имя младенец получил по существовавшей традиции нарекать ребёнка именем того святого, в день которого был рождён или крещён. День крещения Григория Распутина — 10 января, день празднования памяти святителя Григория Нисского[6].
Сам Распутин в зрелые годы сообщал противоречивые сведения о дате рождения. По мнению биографов, он был склонен преувеличивать свой истинный возраст, чтобы более соответствовать образу «старца». Источники сообщают различные даты рождения Распутина между 1864 и 1872 годом. Так, историк К. Ф. Шацилло в статье про Распутина в БСЭ сообщает, что тот родился в 1864—1865 году[7].
Начало жизни
В молодости Распутин много болел. После паломничества в Верхотурский монастырь обратился к религии. В 1893 году Распутин странствовал по святым местам России, побывал на горе Афон в Греции, потом в Иерусалиме. Встречался и завязывал контакты со многими представителями духовенства, монахами, странниками.
В 1890 году женился на Прасковье Фёдоровне Дубровиной, такой же паломнице-крестьянке, которая родила ему троих детей: Матрёну, Варвару и Димитрия.
В 1900 году отправился в новое странствие в Киев. На обратном пути достаточно долго жил в Казани, где познакомился с отцом Михаилом, имевшим отношение к Казанской духовной академии.
Петербургский период
Дом на Гороховой, где проживал Распутин (с окнами на двор)
1908 год. Царское село. Распутин с императрицей, пятью детьми и гувернанткой
В 1903 году приехал в Петербург к ректору духовной академии епископу Сергию (Страгородскому). Тогда же знакомится с Распутиным инспектор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Феофан (Быстров), представив его также и епископу Гермогену (Долганову).
К 1904 году Распутин стяжал у части великосветского общества славу «старца», «юродивого» и «божьего человека», что «закрепляло в глазах Петербургского света позицию „святого“» или по меньшей мере его считали «великим подвижником».[8] Отец Феофан рассказал о «страннике» дочерям черногорского князя (впоследствии короля) Николая Негоша — Милице и Анастасии. Сёстры и поведали императрице о новой религиозной знаменитости. Прошло несколько лет, прежде чем он начал явно выделяться среди толпы «божьих людей».
1 ноября (во вторник) 1905 года состоялась первая личная встреча Распутина с императором. Это событие было удостоено записи в дневнике Николая II:
В 4 часа поехали на Сергиевку. Пили чай с Милицей и Станой. Познакомились с человеком Божиим — Григорием из Тобольской губ.
— Из дневника Николая II[9]
Распутин приобрёл влияние на императорскую семью и прежде всего на Александру Фёдоровну тем, что помогал её сыну, наследнику престола Алексею бороться с гемофилией, болезнью, перед которой оказывалась бессильной медицина[10]. По одной из гипотез, царевичу для облегчения боли могли давать аспирин, который, как стало известно лишь в середине века, разжижает кровь и категорически противопоказан гемофиликам — Распутин же настаивал на отказе от любых лекарств.
В декабре 1906 года Распутин подает прошение на высочайшее имя об изменении своей фамилии на Распутин-Новых, ссылаясь на то, что многие его односельчане носят ту же фамилию, из-за чего могут быть недоразумения. Прошение было удовлетворено[11].
Распутин и Православная церковь
Более поздние жизнеописатели Распутина (O. А. Платонов, А. Н. Боханов) склонны видеть в официальных расследованиях, проводившихся церковной властью в связи с деятельностью Распутина, некий более широкий политический смысл[12].
Первое обвинение в «хлыстовстве», 1903 год
В 1903 году начинается его первое преследование со стороны церкви: в Тобольскую консисторию поступает донесение от местного священника Петра Остроумова[13], что Распутин странно ведёт себя с женщинами, приезжающими к нему «из самого Петербурга», об их «страстях, от которых он избавляет их… в бане», о том что в молодости Распутин «из своей жизни на заводах Пермской губернии вынес знакомство с учением ереси хлыстовской». Э.С. Радзинский отмечает, что в Покровское был отправлен следователь, но ничего порочащего он не обнаружил, и дело было сдано в архив.[14]
Первое дело о «хлыстовстве» Распутина, 1907 год
Секретное дело Тобольской духовной консистории о крестьянине Григории Распутине
6 сентября 1907 году по доносу от 1903 г. Тобольской консисторией заведено дело на Распутина, который обвинялся в распространении лжеучения, подобного хлыстовскому, и образовании общества последователей своего лжеучения.
Старец Макарий, епископ Феофан и Г. Е. Распутин. Монастырское фотоателье. 1909 г.
Первоначальное расследование проведено священником Никодимом Глуховецким. На основе собранных фактов протоиерей Дмитрий Смирнов, член Тобольской консистории, подготовил рапорт епископу Антонию с приложением отзыва о рассматриваемом деле специалиста по сектам Д. М. Берёзкина[15], инспектора Тобольской духовной семинарии.
Д. М. Берёзкин в отзыве о ведении дела отметил, что следствие произведено «лицами, малосведущими в хлыстовстве», что обыскан лишь жилой двухэтажный дом Распутина, хотя известно, что место, где происходят радения, «никогда не помещается в жилых помещениях… а всегда устраивается на задворках — в банях, в сараях, в подклетях… и даже в подземельях… Не описаны картины и иконы, найденные в доме, между тем в них обычно кроется разгадка ереси…». После чего Тобольский епископ Антоний постановил произвести доследование по делу, поручив его опытному противосектантскому миссионеру.[14]
В результате дело «развалилось» и было утверждено как законченное Антонием (Каржавиным) 7 мая 1908 года.[4]
Впоследствии председатель Государственной Думы Родзянко, бравший дело из Синода, сообщил, что вскоре оно исчезло, но, по сведениям Э. Радзинского, «Дело Тобольской духовной консистории о хлыстовстве Григория Распутина» в конце концов нашлось в Тюменском архиве.[14]
Первое «Дело о хлыстовстве», несмотря на то, что оно оправдывает Распутина, вызывает у исследователей неоднозначную оценку.
По предположению Э. Радзинского, негласным инициатором дела была княгиня Милица Черногорская, имевшая благодаря могуществу при дворе прочные связи в Синоде, а инициатором поспешного закрытия дела по причине давления «сверху» была одна из петербургских поклонниц Распутина генеральша Ольга Лохтина.[14] Тот же факт покровительства Лохтиной как научное открытие Радзинского приводит И. В. Смыслов[16]. Испортившиеся вскоре отношения княгинь Милицы и Анастасии с царицей Радзинский связывает именно с попыткой Милицы инициировать данное дело (цит. «…они вместе негодовали на „чёрных женщин“, посмевших организовать позорное расследование против „Божьего человека“»).
О. А. Платонов, стремящийся доказать надуманность обвинений против Распутина, считает[17], что дело появилось «на пустом месте», а «организовал» дело великий князь Николай Николаевич (муж Анастасии Черногорской), до Распутина занимавший место ближайшего друга и советника царской семьи. Особо О. А. Платонов выделяет принадлежность князя к масонству. С версией Платонова о вмешательстве Николая Николаевича не согласен А. Н. Варламов[18], не усматривающий у того мотива.
По мнению А. А. Амальрика[19], Распутина в этом деле спасли его друзья архимандрит Феофан (Быстров), епископ Гермоген (Долганев) и царь Николай Второй, приказавший «замять» дело.
Историк А. Н. Боханов утверждает, что «дело Распутина» — один из первых случаев «чёрного PR» не только в России, но и в мировой истории. Распутинская тема — «ярчайший показатель тяжелейшего духовно-психологического раскола страны, раскола, ставшего детонатором революционного взрыва 1917 года»[20].
Распутин, епископ Гермоген и монах Илиодор
О. А. Платонов в своей книге[17] приводит подробно содержимое этого дела, считая ряд показаний против Распутина враждебными и/или сфабрикованными: опросы жителей села (священников, крестьян), опросы петербургских женщин, которые после 1905 года стали наведываться в Покровское. А. Н. Варламов считает тем не менее эти показания достаточно достоверными, и подвергает их анализу в соответствующей главе своей книги[18]. А. Н. Варламов выделяет в деле три обвинения против Распутина:
Распутин выступал лекарем-самозванцем и занимался врачеванием человеческих душ без диплома; сам в иноки идти не хотел («Он говорил, что ему не по душе монастырская жизнь, что монахи не блюдут нравственности и что лучше спасаться в мире», — показывала Матрена на следствии), но и других отваживал; в результате чего скончались две девицы Дубровины, которые, по словам односельчан, умерли из-за «издевательств Григория» (по показаниям Распутина — умерли от чахотки);
Тяга Распутина к поцелуям женщин, в частности, эпизод насильственного поцелуя 28-летней просфорни Евдокии Корнеевой, по поводу которого следствие устроило между Распутиным и Корнеевой очную ставку; «обвиняемый отрицал это показание частью вполне, а частью отговариваясь запамятованном („6 лет тому назад“)»;
Показания священника Покровской церкви отца Фёдора Чемагина: «зашел (случайно) к обвиняемому и видел, как последний вернулся мокрый из бани, а вслед за ним оттуда же пришли и все жившие у него женщины — тоже мокрые и парные. Обвиняемый признавался, в частных разговорах, свидетелю в своей слабости ласкать и целовать „барынешек“, сознавался, что был вместе с ними в бане, что стоит в церкви рассеянно». Распутин «возразил, что он в баню ходил задолго до женщин, а сильно угоревши, лежал в предбаннике, оттуда вышел действительно парный, — незадолго до (прихода туда) женщин».
В приложении к докладу митрополита Ювеналия (Пояркова) на архиерейском соборе, состоявшемся осенью 2004 года, говорится следующее[18]: «Дело об обвинении Г. Распутина в хлыстовстве, хранящееся в Тобольском филиале Государственного архива Тюменской области, основательно не исследовалось, хотя пространные выдержки из него приведены в книге О. А. Платонова. Стремясь „реабилитировать“ Г. Распутина, О. А. Платонов, не являющийся, кстати, специалистом по истории русского сектантства, характеризует это дело как „сфабрикованное“. Между тем даже приведённые им выписки, в том числе показания священников слободы Покровской, свидетельствуют о том, что вопрос о близости Г. Распутина к сектантству гораздо сложнее, нежели кажется автору, и во всяком случае нуждается ещё в специальном и компетентном анализе».
Негласный надзор полиции, Иерусалим, 1911 год
В 1909 году полиция собиралась выслать Распутина из Петербурга, однако Распутин опередил её и сам на некоторое время уехал на родину в село Покровское.
В 1910 году в Петербург к Распутину переехали его дочери, которых он устроил учиться в гимназию. По указанию премьер-министра Столыпина за Распутиным на несколько дней было установлено наружное наблюдение[21].
В начале 1911 года епископ Феофан предложил Святейшему Синоду официально выразить неудовольствие императрице Александре Фёдоровне в связи с поведением Распутина[22], а член Святейшего Синода митрополит Антоний (Вадковский) доложил Николаю II о негативном влиянии Распутина.
16 декабря 1911 года у Распутина произошла стычка с епископом Гермогеном, иеромонахом Илиодором и юродивым Митей Козельским, имевшим до укрепления позиций Распутина при дворе значительное влияние на светское общество Санкт-Петербурга и императорскую семью. Епископ Гермоген, действовавший в союзе с иеромонахом Илиодором (Труфановым), пригласил Распутина к себе на подворье на Васильевском острове. Митя Козельский начал обличение в присутствии священнослужителей. Илиодор в воспоминаниях писал, что обличения юродивого были одновременно страшными и смешными: «А-а-а! Ты безбожник, ты много мамок обидел! Ты много нянек обидел! Ты с царицею живешь! Подлец — ты!», «Ты — безбожник! Ты с царицею живёшь! Ты — антихрист!». Вслед за этим Гермоген несколько раз ударил Распутина крестом. Между участниками встречи завязался спор, а потом и драка[23][24].
В 1911 году Распутин добровольно покинул столицу и совершил паломничество в Иерусалим.
По распоряжению министра внутренних дел Макарова от 23 января 1912 года за Распутиным вновь было установлено наружное наблюдение, продолжавшееся до самой его смерти.
Второе дело о «хлыстовстве» Распутина, 1912 год
Указ Николая II
В январе 1912 г. Дума заявила о своём отношении к Распутину, а в феврале 1912 г. Николай II приказал В. К. Саблеру возобновить дело Святейшего Синода о «хлыстовстве» Распутина и передать для доклада Родзянко, «и дворцовый комендант Дедюлин и передал ему Дело Тобольской Духовной Консистории, в котором содержалось начало Следственного Производства по поводу обвинения Распутина в принадлежности к хлыстовской секте».[25] 26 февраля 1912 г. на аудиенции Родзянко предложил царю навсегда выгнать крестьянина. Архиепископ Антоний (Храповицкий) открыто писал,[источник не указан 3390 дней] что Распутин хлыст и участвует в радениях.
Новый (сменивший Евсевия (Гроздова) Тобольский епископ Алексий (Молчанов) лично взялся за это дело, изучил материалы, затребовал сведения от причта Покровской церкви, неоднократно беседовал с самим Распутиным. По результатам этого нового расследования было подготовлено и 29 ноября 1912 года утверждено заключение Тобольской духовной консистории, разосланное многим высокопоставленным лицам и некоторым депутатам Государственной думы. В заключении Распутин-Новый назван «христианином, человеком духовно настроенным и ищущим правды Христовой». Никаких официальных обвинений над Распутиным больше не тяготело. Но это вовсе не значило, что все поверили в результаты нового расследования.
Противники Распутина[кто?] полагают[источник не указан 3286 дней], что епископ Алексий «помог» ему таким образом в корыстных целях: опальный епископ, сосланный в Тобольск с Псковской кафедры вследствие обнаружения в Псковской губернии сектантского иоаннитского монастыря, пробыл на Тобольской кафедре только до октября 1913, то есть всего полтора года, после чего был назначен Экзархом Грузии и возведен в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского со званием члена Святейшего Синода. В этом усматривают влияние Распутина.
Однако исследователи[кто?][источник не указан 3286 дней] полагают, что возвышение епископа Алексия в 1913 году состоялось лишь благодаря его преданности царствующему дому, которая особенно видна из его проповеди, произнесённой по случаю манифеста 1905 года. Тем более что период, в который епископ Алексий был назначен Экзархом Грузии, был периодом революционного брожения в Грузии.[26]
По мнению архиепископа Антония Каржавина, следует также отметить, что противники Распутина[кто?][источник не указан 3286 дней] часто забывают об ином возвышении: заведший на Распутина первое дело о «хлыстовстве» епископ Тобольский Антоний (Каржавин) именно за это был перемещён в 1910 году из холодной Сибири на Тверскую кафедру и на Пасху возведен в сан архиепископа.[27] Но, по мнению Каржавина, они[кто?] помнят, что этот перевод состоялся как раз благодаря тому, что первое дело было отправлено в архив Синода.
Пророчества, сочинения и переписка Распутина
При жизни Распутин издал две книги: «Житие опытного странника» (май 1907 года) и «Мои мысли и размышления» (1915)[28].
Распутин с семьёй
В пророчествах Распутин говорит о «божьей каре», «горькой воде», «слёзах солнца», «ядовитых дождях» «до конца нашего века». Пустыни будут наступать, а землю населят чудовища, которые не будут людьми, ни животными. Благодаря «человеческой алхимии» появятся летающие лягушки, бабочки-коршуны, ползающие пчёлы, огромные мыши и не менее огромные муравьи, а также чудовище «кобака». Два князя с Запада и Востока будут оспаривать право на мировое господство. У них будет сражение в земле четырёх демонов, но западный князь Граюг победит своего восточного врага Вьюга, но и сам падёт[29]. После этих напастей люди вновь обратятся к Богу и войдут в «рай земной».
Самым знаменитым стало предрекание гибели Императорского дома: «Покуда я жив, будет жить и династия»[30][31].
Некоторые авторы считают, что упоминания Распутина есть в письмах Александры Фёдоровны к Николаю II. В самих письмах фамилия Распутина не упоминается, но некоторые авторы считают, что Распутин в письмах обозначается словами «Друг», или «Он» с больших букв, хотя это и не имеет документальных подтверждений. Письма были опубликованы в СССР к 1927 году[32] и берлинском издательстве «Слово» в 1922-м[33][34]. Переписка сохранилась в Государственном архиве РФ — Новоромановский архив[35][36].
Отношение к войне
В 1912 году Распутин отговорил императора от вмешательства в Балканскую войну, что отодвинуло начало Первой мировой войны на 2 года[источник не указан 1729 дней]. В 1914 году неоднократно высказывался против вступления России в войну, считая, что она принесет крестьянам лишь страдания[37]. В 1915 году, предвидя Февральскую революцию, Распутин требовал улучшения снабжения столицы хлебом. В 1916 году Распутин решительно высказывался в пользу выхода России из войны, заключения мира с Германией, отказа от прав на Польшу и Прибалтику, а также против русско-британского альянса[источник не указан 1729 дней].
Примечательно, что в 1916 году по рекомендациям Григория Распутина и Николая Клюева молодой поэт Сергей Есенин, призванный на фронт, получил назначение («с высочайшего соизволения») в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны[38][39].
Антираспутинская кампания в прессе
В 1910 году писатель Михаил Новосёлов напечатал в «Московских ведомостях» несколько критических статей о Распутине (№ 49 — «Духовный гастролёр Григорий Распутин», № 72 — «Ещё нечто о Григории Распутине»).
В 1912 году Новосёлов выпустил в своём издательстве брошюру «Григорий Распутин и мистическое распутство», обвинявшую Распутина в хлыстовстве и критиковавшую высшую церковную иерархию. Брошюра была запрещена и конфискована в типографии. Газета «Голос Москвы» была оштрафована за публикацию выдержек из неё[40]. После этого в Государственной думе последовал запрос к МВД о законности наказания редакторов «Голоса Москвы» и «Нового Времени». В том же 1912 году знакомый Распутина бывший иеромонах Илиодор начал распространять несколько писем скандального содержания императрицы Александры Фёдоровны и великих княжен к Распутину.
Копии, отпечатанные на гектографе, ходили по Петербургу. Большинство исследователей считает эти письма подделкой.[41]. Позднее Илиодор по совету Горького написал пасквильную книгу «Святой Чёрт» о Распутине, которая была опубликована в 1917 году во время революции.
В 1913—1914 годы масонским Верховным Советом ВВНР делалась попытка агитационной кампании по поводу роли Распутина при дворе. Несколько позднее Советом была сделана попытка издания направленной против Распутина брошюры, а когда эта попытка не удалась (брошюра была задержана цензурой), то Советом были приняты шаги к распространению этой брошюры в размноженном на пишущей машинке виде[42].
Покушение Хионии Гусевой
В 1914 году созрел антираспутинский заговор, во главе которого встали Николай Николаевич и Родзянко [источник не указан 1729 дней].
29 июня (16 июня по старому стилю) 1914 года на Распутина в селе Покровском было совершено покушение. Его ударила ножом в живот и тяжело ранила Хиония Гусева, приехавшая из Царицына[17]. Распутин показал, что подозревает в организации покушения Илиодора, но не смог представить каких-либо доказательств этого. 3 июля Распутина перевезли на пароходе в Тюмень для лечения. В тюменской больнице Распутин оставался до 17 августа 1914 года. Следствие по делу о покушении продлилось около года. Гусеву в июле 1915 года объявили душевнобольной[43] и освободили от уголовной ответственности, поместив в психиатрическую лечебницу в Томске.
Покушение Гусевой попало в международные новости. О состоянии Распутина писали в газетах Европы и США; The New York Times вынесла этот сюжет на первую полосу. В российской прессе здоровью Распутина уделялось больше внимания, чем гибели эрцгерцога Франца Фердинанда[44][прим. 1].
Убийство
Тело Распутина, извлечённое из воды
Восковые фигуры Феликса Юсупова и Григория Распутина на месте убийства. Экспозиция во дворце Юсуповых на Мойке
Фото трупа в морге
Восковые фигуры участников заговора против Григория Распутина (слева направо) — депутат государственной думы В. М. Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович, поручик С. М. Сухотин. Экспозиция во дворце Юсуповых на Мойке
Письмо в. к. Дмитрия Павловича отцу в. к. Павлу Александровичу об отношении к убийству Распутина и революции. Исфаган (Персия) 29 апреля 1917. Наконец последним актом моего пребывания в Петр[ограде] явилось вполне сознательное и продуманное участие в убийстве Распутина — как последняя попытка дать возможность Государю открыто переменить курс, не беря на себя ответственность за удаление этого человека. (Аликс ему это бы не дала сделать.)
Распутин был убит в ночь на 17 декабря 1916 года (30 декабря по новому стилю) во дворце Юсуповых на Мойке. Заговорщики: Ф. Ф. Юсупов, В. М. Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович, офицер британской разведки МИ-6 Освальд Рейнер[45].
Сведения об убийстве противоречивы, были запутаны как самими убийцами, так и давлением на следствие российских императорских и британских властей. Юсупов изменял показания несколько раз: в полиции Санкт-Петербурга 18 декабря 1916 года, в ссылке в Крыму в 1917 г., в книге 1927 г., данные под присягой в 1934 и в 1965 гг. Первоначально были опубликованы воспоминания Пуришкевича[46], затем Юсупов[47] вторил его версии. Однако они кардинально расходились[48] с показаниями расследования.[49][50][51][52] Начиная от называния неверного цвета одежды, в которую был одет Распутин по версии убийц и в которой его обнаружили, и до того, сколько и куда пуль было выпущено. Так, например, судмедэксперты обнаружили три раны, каждая из которых смертельна: в голову, в печень и почку (по мнению британских исследователей, изучавших фотографию, выстрел в лоб сделан из британского револьвера Webley .455).[53][54] После выстрела в печень человек может прожить не более 20 минут и не способен, как говорили убийцы, через полчаса-час бегать по улице.[55] Также не было выстрела в сердце, о котором единогласно утверждали убийцы.
Распутина сначала заманили в подвал, угостив красным вином и пирогом, отравленным цианистым калием. Юсупов ушёл наверх и, вернувшись, выстрелил ему в спину, отчего тот упал. Заговорщики ушли на улицу. Вернувшийся за плащом Юсупов проверил тело, неожиданно Распутин очнулся и попытался задушить убийцу. Вбежавшие в этот момент заговорщики начали стрелять в Распутина. Приблизившись, удивились, что он ещё жив, и стали избивать его. По словам убийц, отравленный и расстрелянный Распутин пришёл в себя, выбрался из подвала и попытался перелезть высокую стену сада, но был пойман убийцами, услышавшими поднявшийся собачий лай. Затем его связали верёвками по рукам и ногам (по словам Пуришкевича, замотав сначала в синюю ткань), отвезли на автомобиле к заранее выбранному месту недалеко от Каменного острова и сбросили с моста в полынью Невы таким образом, что тело оказалось подо льдом.[56] Однако, по материалам следствия, обнаруженный труп был одет в шубу, не было ни ткани, ни верёвок.
Расследование убийства Распутина, которым руководил директор Департамента полиции А. Т. Васильев, продвигалось довольно быстро. Уже первые допросы членов семьи и слуг Распутина показали, что в ночь убийства Распутин отправился в гости к князю Юсупову. Городовой Власюк, дежуривший в ночь с 16 на 17 декабря на улице неподалёку от дворца Юсуповых, показал, что ночью слышал несколько выстрелов. При обыске во дворе дома Юсуповых были обнаружены следы крови.[57]
Днём 17 декабря прохожим были замечены пятна крови на парапете Петровского моста. После исследования водолазами Невы в этом месте было обнаружено тело Распутина. Судебно-медицинскую экспертизу поручили известному профессору Военно-Медицинской Академии Д. П. Косоротову. Оригинал протокола вскрытия не сохранился, о причинах смерти можно говорить лишь предположительно.
«При вскрытии найдены весьма многочисленные повреждения, из которых многие были причинены уже посмертно. Вся правая сторона головы была раздроблена, сплющена вследствие ушиба трупа при падении с моста. Смерть последовала от обильного кровотечения вследствие огнестрельной раны в живот. Выстрел произведен был, по моему заключению, почти в упор, слева направо, через желудок и печень с раздроблением этой последней в правой половине. Кровотечение было весьма обильное. На трупе имелась также огнестрельная рана в спину, в области позвоночника, с раздроблением правой почки, и ещё рана в упор, в лоб, вероятно, уже умиравшему или умершему. Грудные органы были целы и исследовались поверхностно, но никаких следов смерти от утопления не было. Легкие не были вздуты, и в дыхательных путях не было ни воды, ни пенистой жидкости. В воду Распутин был брошен уже мёртвым».
— Заключение судмедэксперта профессора Д.Н. Косоротова[49]
Яд в желудке Распутина не был обнаружен. Существуют объяснения, что цианид в пирожных был нейтрализован сахаром или высокой температурой при приготовлении в печи. С другой стороны доктор Станислав Лазоверт, который должен был отравить пирожные, сообщил в письме на имя князя Юсупова, что вместо яда положил безвредное вещество[58].
В определении причастности О. Рейнера есть ряд нюансов. В то время в Петербурге служили два офицера британской разведки МИ-6, которые могли совершить убийство: друг Юсупова по университетскому колледжу (Оксфорд) Освальд Рейнер и родившийся в Юсуповском дворце капитан Стивен Аллей. Подозревали первого, и царь Николай II прямо упоминал, что убийца — друг Юсупова по колледжу. В 1919 году Рейнер был награждён орденом Британской империи, он уничтожил свои бумаги перед смертью в 1961. В журнале шофёра Комптона имеются записи, что он за неделю до убийства привозил Освальда к Юсупову (и к другому офицеру капитану Джону Скэйлу), и последний раз — в день убийства. Также Комптон прямо намекал на Рейнера, сообщая, что убийца является адвокатом и родился в одном городе с ним. Имеется письмо Аллея, написанное Скэйлу 7 января 1917 года, через восемь дней после убийства: «Хотя не всё пошло по плану, наша цель была достигнута… Рейнер заметает следы и несомненно свяжется с вами…».
Следствие длилось два с половиной месяца до отречения императора Николая II 2 марта 1917. В этот день министром юстиции во Временном правительстве стал Керенский. 4 марта 1917 года он приказал спешно прекратить следствие, при этом следователь А. Т. Васильев был арестован и переправлен в Петропавловскую крепость, где допрашивался Чрезвычайной следственной комиссией до сентября, а позже эмигрировал.
Версия об английском заговоре
В 2004 году Би-би-си показала документальный фильм «Кто убил Распутина?»[59], привлёкший новое внимание к расследованию убийства. Согласно показанной в фильме версии, «слава» и замысел данного убийства принадлежит Великобритании, российские заговорщики были лишь исполнителями, контрольный выстрел в лоб произведён из револьвера британских офицеров Webley .455[54].
По мнению британских исследователей[60][61], Распутин был убит при активном участии британской разведслужбы Ми-6, убийцы запутывали следствие, чтобы скрыть британский след[62]. Мотивом заговора предполагались опасения Великобритании по поводу влияния Распутина на российскую императрицу и заключения сепаратного мира с Германией
..... много текста исчезло...
Какими могут быть живые организмы на других планет.
Свидетельство о публикации №122051101267