Голубой Цветок

Не жди, не жди меня, цветочек голубой,
вернее, синий, что уже неважно, -
не напою Тебя Святой водой,
в наш день... И Ты тот день отпразднуй...
В нём Ты прогноза больше не найдёшь:
То перформанс* шутов субтильной Веры,
нищей толпы взволнованный галдёж,
в стране бля***дей и пьяных Гулливеров...*

Погибнешь ль Ты в палящий летний зной,
засохнув от тоски по капле влаги,
растопчет ли Тебя зверёк лесной, -
Я не успел полить Тебя из фляги...

Твой синий цвет...
Мой семицветик детства...
Я там, где сейчас Фет...*
В Орловской области...
Могила по соседству...

10.05.2022.

© НиКто

* "Голубой" (синий) цветок — это символ немецкой романтической поэзии, другими словами — символ кристальной поэзии и совершенной жизни. По-немецки этот символ звучит, как «die blaue Blume der Romantik» — «голубой цветок романтизма».  В основе этого выражения лежит образ из романа «Генрих фон Офтердинген» (немецкий  «Heinrich von Ofterdingen»), написанного немецким писателем, представителем немецкого романтизма Новалисом (настоящее имя Фридрих фон Гарденберг) в конце 1799 — начале 1800 годов. В первой части романа, которая называется «Ожидание», двадцатилетнему поэту, романтику и максималисту Генриху фон Офтердингену снится сон о том, что он бредёт по тёмному лесу, выходит к горам и в пещере находит непередаваемой красоты голубой цветок. Роман остался неоконченным, но по задумке Генрих должен был наконец сорвать цветок из своего сна.

"Давно я хожу по свету,
Ищу голубой цветок,
В цветке удивительном этом,
Мне чудится счастья залог...
И в долгих своих скитаньях,
В тумане дальних дорог,
Лелею одно желанье, –
Найти голубой цветок...
По землям чужим и странам,
Я с арфою звучной блуждал…
Нигде, никогда – как ни странно? –
Голубого цветка не видал..."

© Йозеф Эйхендорф.
(Перевод Юрия Солодуба).

"Наступила эра романтизма. Какие безумные и дерзкие мечты возникали на этой почве - мечты о мировом единстве и о магической власти человеческой личности над всем миром!

"Только та религия истинна, - писал философ Шеллинг, - которая открывается нам в камне и в сплетении мхов, в цветах и металлах, и во всех вещах, в воздухе и в свете, на всех высотах и во всех глубинах".

Рассмотрение всей природы как единого организма, всех физических явлений как "категорий природы" на её пути к самопостижению было ведущей тенденцией эпохи немецкого романтизма...

Фигура Наполеона для всей эпохи романтизма играла огромную роль. Во многом загадочная личность этого человека буквально сводила с ума многих молодых людей того времени. Если вспомнить роман Льва Толстого "Война и мир", то Наполеоном почти в одно и то же время были увлечены и увалень Пьер Безухов, и аристократ князь Андрей. Дань этому повальному увлечению отдали и Пушкин, и Лермонтов, и Байрон, и Бетховен, и многие другие великие люди эпохи.
Романтизм перестает быть только литературным фактом. Он становится прежде всего новой формой чувствования, новым способом переживания жизни. Человек, для которого весь мир, вся природа, божественны, для которого божественное является вместе с тем высшей целью, будет смотреть и действовать, желать и жить уже по-новому. И фигура Наполеона в этом романтическом мировоззрении эпохи играла немаловажную роль. Император воплощал собой образ того, как скрытые, внутренние духовные возможности личности способны подчинить себе весь мир, способны переделать этот мир по своему субъективному желанию." 

© Евгений Жаринов

* "Перформанс" (английский performance — исполнение, представление, выступление) — форма современного искусства, жанр театрально-художественного представления, в которой произведения составляют действия художника или группы в определённом месте и времени. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношения художника и зрителя. В этом заключается отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение определяется выставленным объектом. Иногда перформансом называют такие традиционные формы художественно-артистической деятельности, как театр, танец, музыка, цирковые выступления и тому подобное, однако в современном искусстве термин «перформанс» относится обычно к формам авангардного или концептуального искусства, наследующим традицию изобразительного искусства.
Появление перформанса связано с проблемами живописи авангарда: преодоление живописного пространства картины, выход к конструкции как основная тенденция авангардного искусства. Истоки перформанса восходят к практикам уличных выступлений футуристов, клоунады дадаистов, театру Баухауза. Впервые слово «перформанс» было применено к своему произведению-действию композитором Джоном Кейджем в 1952 году.  В афише этого концерта значилось — перформанс. Как направление искусства перформанс возник в 1960-е годы в творчестве таких художников, как Ив Кляйн, Вито Аккончи, Герман Нич, Крис Бурден, Йоко Оно, Йозеф Бойс и другие. B наше время Олег Кулик, Марина Абрамович, Ваграм Зарян, Стивен Коэн и другие.

* Афанасий Афанасьевич Фет (1820 – 1892) – известный русский поэт с немецкими корнями, переводчик, лирик, автор мемуаров. Член-корреспондент Академии наук Петербурга.


Рецензии