Знаки мировых религий. Продолжение
Начну с простого, с геометрии. Крест, звезда Давида "сделаны" из прямых линий, инь-янь, полумесяц - из кривых.
Первые два знака - умозрительные, в природе их не существует, вторые два - природные - как водовороты и тот же месяц.
Идём дальше. Крест, в отличии от трёх знаков, которые не меняются, может быть явлен в разных ипостасях.
Вариантов его изменений - множество. Равносторонний крест, как координата, крест в круге, папский крест в виде ёлочки, восьмиконечный православный крест, крест объемный - копский и множество других. Он может даже подстроиться в виде свастики под знак водоворота - инь-янь.
В отличии от трёх знаков, знак полумесяца может быть левым и правым - такой зеркальный вариант. Второе отличие полумесяца от других знаков ещё и в том, что он не так сильно ориентирован на центр. Да, крест тоже может уходить от центра - тот же православный крест, но как вариант.
Если, знак креста может меняться, полумесяц может быть правым и левым, инь-янь может "работать" как в центробежном так и в центростремительном вращении, то звезда Давида - неподвижна, станционарна.
Эти религиозные знаки объединяет только одно - они двоичны, такая у них природа - они, во первых, сделаны из двух одинаковых линий, треугольников, кривых и работают они по двоичной схеме начала и конца.
Они очерчивают границы существования человеческого разума в данной цивилизации.
Да, как ранее я писал, крест может мимикрировать, но изначально он был явлен как координата.
Полумесяц зеркально разнесен, как левый и правый в пространстве.
Эти два знака могут приблизиться к границам этой заданной двоичности, но это, всё же, только, приближение.
Поймите, я, человек башкирской трапеции, явленной в пещере Шульган-таш. Это совершенно другая физика мышления человека. В ней, радимой, нет начала и конца, нет разделения этого мира на верх и низ, на глубину мнимых пространств.
Мышление человека в заданных координатах креста, инь-яня, звёзды Давида, полумесяца весьма однообразно. Это однообразие называется верой. Но, моё мышление живописца, до веры. Я доверяю Богу, я в него не верю. Это другое.
Смыслы знаков мировых религий понятны, они просчитываются. Такой у них смысл, такая у них работа - быть понятными, забалтывая людской род, не пуская человечество в бездны, где нет ограничений. Где разум человечий может потерять себя в мире беспредела.
Но проблема то в том, что эти визуальные смыслы начинают плохо работать, они не справляются. Они - знаки, по другому как знаки работать не могут. Знак не работает в пространстве, он обозначает нечто, но он оторван от целого.
Христос явил целое - свой образ, который не разорвать на одно и другое, пусть даже, равное.
Но это, отдельная тема - соотношения образа спасителя с башкирской трапецией, а, тем более с натурными изображениями лошадки, носорога и мамонта в той же пещере Шульган-таш. Простите меня, но это совершенно разные троицы.
И потом, до знака креста, символом спасителя был не умозрительный знак, а рыбка. Это совершенно другое. Но это ещё одна тема для моих писаний.
Свидетельство о публикации №122051002257