Освобождение в мысли
516. (М. А. Й.). Победами над собою обозначаются ступени роста сознания и освобождение его от цепей личных пережитков. Происходит внутренняя трансмутация сознания, когда одно за другим сбрасываются наслоения, или наросты духа, накопленные в прошлом, далеком и близком.
Духовность не имеет ничего общего с явлением интеллекта. Даже блестящий интеллект выдающегося ученого и философа может быть очень далек от духовности. Духовность и эгоизм личности — явления, исключающие одно другое и не совместимые друг с другом. Духовность и личность можно противопоставить друг другу как высшее и низшее начало в человеке.
517. (Гуру). Не низшим, и личным, и малым в себе касаемся мы при Общении Духов Высоких, но высшим и лучшим, что имеем в себе. В путь дальний лучше брать только высшее, ибо все остальное может настолько затруднить и отяготить путь, что двигаться будет почти невозможно.
Но не двигающийся вперед неизбежно и неумолимо начинает пятиться назад, ибо неподвижности не существует. Человек либо поднимается, либо опускается. Стоячая вода загнивает, и начинается разложение. В самом топтании на месте или в кажущейся неподвижности или остановке уже заключаются элементы инволюции духа.
518. (Нояб. 19). Несоответствие между тем, что человек делает, и его пониманием того, что он должен или не должен делать, порождает в сознании его несогласованность. Чем она сильнее и глубже, тем более губительно отзывается она на росте и развитии духа, препятствуя его эволюции.
Давно уже сказано, что лучше не знать, чем знать и не применять знание. Разрыв между высшим началом в человеке и его низшими проявлениями может привести к полному отделению высших принципов, и тогда целая страница целого воплощения вычеркивается из Книги Жизни. Даже малые несоответствия очень опасны, так как из них растут большие.
Первым признаком несоответствия служит расхождение между словом и делом. Даже в маломалейших делах, поступках и мыслях недопустима несогласованность с основной установкой сознания и целью пребывания на Земле человека.
Трудно являть согласованность в тяжких условиях плотного мира, но дух должен победить. Зовем на бой с самим собою, ибо путь жизни есть путь преодоления низшей природы в себе.
519. (Нояб. 21). Познание человека происходит так, что познающий смотрит со стороны, примеряя к себе или другим отношения людей. Точно так же можно оценивать и самого себя, встав от себя в стороне и рассматривая себя словно как бы постороннего человека. Много интересного и нового можно обнаружить в себе при такой установке, в особенности в отношениях своих к людям.
Обычно человек совершенно различно смотрит на свои собственные недостатки и на такие же недостатки в других. К себе — снисхождение и терпимость, к другим — нетерпимость и осуждение. Равнодушие к чужим переживаниям допускает, но равнодушие и бессердечие людей к своим собственным воспринимает болезненно и осуждает.
Так, анализируя со стороны достоинства свои и недостатки, можно получить более или менее правильную оценку своей личности. Отойти от нее и посмотреть со стороны необычайно полезно, ибо помогает отделению сознания от ее власти. Связанность сознания со своей личностью порождает в результате то, что называется личным сознанием, то есть сферою малой, ограниченной, неверной и всегда ложной в своем представлении о вещах и в своем понимании характера окружающих его людей.
Для познавания человека недостаточно одних только уроков жизни, хотя бы очень суровых и горьких, нужно еще и умение познавать явления с точки зрения неличной. Особенно интересно при этом отметить, как один и тот же поступок, совершенный нами самими и другим человеком, получает в наших глазах разные оценки.
Пока не научимся мерить одинаковой меркой себя и других, от власти личного начала в себе, низшего “я”, над сознанием не освободиться. Так можно начать пересматривать заново всю свою жизнь с самого начала, как бы со стороны, как бы жизнь постороннего человека, зорко отмечая все то, что подлежит осуждению и от чего следует освободиться.
520. (Гуру). Только суровая школа жизни может научить понимать, насколько низшее “я”, то есть личное начало в себе, личность, может мешать эволюции духа и приобретению Высшего сознания. Представьте себе, что было бы, если бы один из тех людей, кого человечество причисляет к сонму Великих, занялся бы исключительно только тем, чем занимаются обыватели, то есть собою и своими личными интересами. Он перестал бы быть Великим и ничего не оставил бы после себя людям, как не оставляют миллионы обывателей, уходя из жизни земной.
Пусть это соображение послужит наглядным уроком того, сколь бесполезно и не нужно человечеству то, что связано с низшею природою человека. Учитель Указует идти по вершинам, когда низшее “я” уже невозможно влачить за собою.
521. (Нояб. 22). Одни и те же внешние условия для одних могут служить причиной радости, а для других — горя или недовольства. Не сам ли человек является причиной такого воздействия? Давно сказано, что человек есть мера вещей. Поэтому нельзя приписывать обстоятельствам и делам самодовлеющего значения, ибо это значение определяется сознанием.
И можно ли винить Учителя за то, что те или другие условия вызывают в ученике недовольство. Может быть, другой ученик только бы радовался, будучи в таком же положении. А так как радость, хотя и временами, все же посещает его, несмотря на трудность положения, то причина страдания не вовне, но в страдающем сознании. Ведь шли же герои на подвиг, на страдания, трудности и муки с просветленным лицом, наполненные восторгом духа.
522. (М. А. Й.). Постоянство и несломимость устремления, несмотря ни на что и вопреки всем обстоятельствам жизни, есть основное условие успеха в достижении полноты слияния сознания с Сознанием Великого Сердца. Невелика честь оказаться шатуном. Невелика честь сломиться духом под тяготой обременяющих условий. Невелика честь допустить поражение. Ведь и победа, и поражение в духе.
Все внешнее тут ни при чем. Пусть будет — что будет, но дух непоколебим, нерушим и неуязвим ничем внешним, хотя бы сама очевидность яро утверждала обратное.
Все в духе, от духа и духом. Духом, силою духа утверждается победа в себе, хотя бы весь мир шел против него. Вспомним слова Владыки: “Идет Князь мира сего, но не имеет во Мне ничего”.
Все темные силы зла обрушились на Победителя мира, но не сокрушили Его.
523. (Гуру). Полотно “Сострадание” совершенно исчерпывающе и ясно выражает идею действительного сострадания и действительной помощи путем принятия на себя боли или тягости того, кому выражается сострадание или оказывается помощь. Скажите тем, кто говорит о помощи людям, что каждый имеет полную возможность помочь чужому горю, если его желание настолько искренне, что готов он взять на себя его тяжесть. И сразу увидите, насколько уменьшится число желающих помогать.
Большинство болтающих и говорящих о помощи и служении человечеству думают это делать, не поступаясь ничем. Помощь действительной будет только тогда, когда разделяется тягость другого и на свои собственные плечи берет помогающий часть кармы того, кому оказывается помощь. Так Поступает Учитель, так поступают все, чье сердце горит огнем сострадания.
524. (М. А. Й.). “Засвечусь ли?” Как засветиться, если элементы Света не собраны во время воплощения? Это невозможно. Следовательно, основная забота — это собирание и накапливание наинужнейшего. Как собирать, если условия не позволяют? Нет и не может быть условий противных, ибо все начинает служить победителю. Когда одержана победа над собой, все начинает служить человеку.
Дело не в условиях, но в себе самом.
525. (Нояб. 24). Иконопочитание в основе своей имеет в виду принцип обращения к различным Духам, стоящим на тех или иных ступенях Лестницы Света, заслуженных ими или же воображаемых. Обращение обычно связывает сознание обращающегося с Теми к Кому оно обращается.
Икона — изображение — является фокусом сосредоточения связующим. Не к иконе идет обращение, но к Тому, к Духу Того, Кто на ней изображен. Это не имеет никакого отношения к фетишизму, если только принцип понят правильно. Высшая форма обращения — в духе, без всяких посредствующих предметов.
Священные изображения и священные предметы имеют под собою строго научное обоснование. Добавим к этому, что каждый предмет, побывавший в руках человека или обращавший на себя его мысли, насыщен соответствующими эманациями. Есть предметы добрые, наполненные Светом, есть злые, насыщенные тьмою. Яд этих последних опаснее обычных ядов, ибо воздействует незримо, но сильно.
526. (Нояб. 25). При всех состояниях сознания направление Эволюции в сторону духовности остается неизменным, так как это относится уже к Основам. Следует чаще о них вспоминать, когда колеблется все. Тонкое прочно прикрыто плотным. Но, несмотря на прикрытие, оно существует. Утверждаясь на Основах, утверждаемся на действительности. Майя, отступи.
Можно отличать, как по мере приближения к завершению цикла земного воплощения вещи и обстоятельства окружающие утрачивают свое кажущееся самодовлеющее значение, заменяясь в этом процессе углублением явлений непреходящих. Призраки Майи земной в Надземном теряют свой смысл. Человек, способный мыслить, разрушает их мыслью.
Так же подлежат разрушению и призраки Майи астрального мира. Они более легко поддаются воздействию мысли, чем земные на Земле. И тут и там освобождение в мысли. Много упорства надо явить в борьбе с Майей всех видов и форм.
527. (М. А. Й.). Ошибкою будет считать, что когда-либо прекратится борьба духа с тем, через что он проходит, за то, чем должен он стать в будущем. Это будущее есть у каждого духа, на какой бы высокой ступени лестницы жизни он ни стоял. Утверждение будущего — так можно назвать этот процесс. Наилучшим его осуществлением будет устремление в будущее и жизнь в нем, в этом будущем.
Сознание Агни Йога настолько устремлено в будущее, настолько сжилось с ним и сделало его реальным, что мощные вибрации будущего яро ощущаются теми, кто приближается к такому сознанию Агни Йога и соприкасается с ним. Устремимся в будущее, начертанное Владыками, и сольемся с ним, как его неотрывная часть. Только так можно победно пройти через трудности и препятствия настоящего.
http://www.odkk.ru/lib/gai/gran6.htm
Свидетельство о публикации №122050900475