Вердикты. Святителю Григорию Богослову

Богослову Григорию,
пастырю Константинополя

Брат Наш в Духе, Ты стал в Нашей вере подобьем акрополя!

Ты учился в обеих Кесариях и в Александрии,
Изучал математику, логику, рифмы, семантику.

И Платона труды, и трактат «О душе» Аристотеля,
Геометрия и астрономия ум Твой заботили.   

Ты знаком был с Василем Великим, с которым вдвоём читал
Оригена работы, – и с ним наставленья к добру писал.

Ты стремился к молитвам тишайшим и уединению,
Но отдал свою жизнь Мне во славу публичным служением.

Председателем был Ты Собора Второго Вселенского
И служенье своё неустанно в делах совершенствовал.

Осуждали Тебя на Соборе умы фарисейские,
Но достойно отринул Ты их обвиненья злодейские. 

Ты развил к философским вершинам Ученье о Троице
И признания как Богославящий смог удостоиться, 

Воспевал человеческий разум и древних мыслителей
И язычников-предков почтил как достойных учителей.

Твои проповеди и сейчас – образцы красноречия,
Исторической правды и правила чистосердечия.

Почитал Ты отца и его защитил от крамольников,
В управленье ему помогал, не пустив в стан раскольников.

Пусть забота Твоя и Тебя вознесёт в благодарствие –
Возглашаю нетленным Тебя для вхождения в Царствие.


Рецензии
Григорий, как и все святые православные и восточно-христианские очень много страдал от фарисейства. И в конце 2го Собора Вселенского участники (более половины) его предали. И он, чтобы не спровоцировать тем больший диспут и раскол, оставил архиепископство Царьграда, которое по решению собора становилось Вселенским Патриаршеством. И ему было сказано особо, что восставшие против него хулили Дух Святой.
+
Похоже как жители еврейского Анатофа составили заговор против пророка Иеремии их ограждавшего и защищавшего всем сердцем. Со словами "не потеряем Закона без пророка". А на Григория "не потеряем Правильных Догматов без малых сих искренних" (написанных на воскрилиях фарисейских, а не на сердце). Победы. И Иеремия молится наказать их в их роду и лишить всякой радости. Еще у Давида "хулящий праведного согрешит" - потеряет.
+
Так я немного осолил вашу похвалу вселескому учителю.
+
Еще все же он не столько человеческий разум воспевал, сколько подружился разумом со Словом-Логосом во плоти.

Дмитрий Хохлов 2   29.05.2022 16:31     Заявить о нарушении
Дмитрий, спасибо!

А можно более подробно о том, что вы здесь написали? Я бы добавила это в текст (как раз хотела что-то добавить именно Григорию Богослову), но мне нужно точное, чёткие понимание.

Лариса Баграмова   30.05.2022 12:07   Заявить о нарушении
Вообще это из 2х томника собрания сочинений Григория Богослова (он в Минске Харвест и АСТ Москва печатался). Во 2м томе с 425 страницы на 50 страниц "Стихотворение, в котором Григорий рассказывает жизнь свою". Там во 2ой части сама история и случившегося на соборе. И следующие небольшие тексты "О себе самом и на завистников" и "К завистникам" в одном из них по памяти он говорит (там еще несколько коротких текстов о себе после произошедшего - или в них, но по моему в одном из 2х), что ему было особо потом показано, что те, кто так с ним поступили совершили грех хулы на Дух Святой.
+
Но щас сейчас с бумаги вообще глазам непривычно читать и искать.
+
Но я о том, что и те, кто пишет календари. Им нравится историю церкви переписать, как себя и свой род марширующими на параде. Но на самом деле все держится на таком солдате из "Баллады о солдате". А многие рассуждают о строгости и прихватывают тушенку и маршируют с помпой. Как еще у Св Григория Синаита "чинно выступать - свойство зверей и домашнего скота".

Дмитрий Хохлов 2   30.05.2022 14:57   Заявить о нарушении
Вот тоже для интереса хлесткий текст другого святого о том же воспроизводящемся и проблеме фарисейства.
+
Симеон Новый Богослов "Об Исповеди":

13. Как уже было сказано, святые апостолы
по преемству передавали эту власть тем, кто
принимал их престолы, так как никто из
остальных не смел даже подумать что-либо
такое. Таким образом ученики Господа строго
сохраняли [за собой] право этой власти. Но,
как мы сказали, по прошествии времени
достойные растворились среди недостойных,
смешались с ними - и скрылись под
большинством, один у другого оспаривая
первенство и притворяясь добродетельными
ради председательского [места]. Ибо с тех пор,
как воспринявшие престолы апостолов
оказались плотскими, сластолюбивыми,
славолюбивыми и склонными к ересям,
оставила их божественная благодать, и власть
эта отнята от таковых. Поэтому так как они
оставили все другое, что должны иметь
священнодействующие, одно только требуется
от них - хранить православие. Но думаю, что и
это они не [соблюдают]; ибо не тот
православный, кто не вносит новый догмат в
Церковь Божию, но тот, кто имеет жизнь,
согласную с правым учением. Но такого и
такового современные патриархи и
митрополиты или, поискав, не находят, или,
найдя, предпочитают ему недостойного, требуя
с него только одного - письменно изложить
Символ веры , и тем одним довольствуются,
что он - ни добра не ревнитель, ни со злом не
борец. Тем самым они будто бы сохраняют мир
Церкви, но этот [мир] хуже всякой вражды и
является причиной великого беспорядка. От
этого и священники испортились и стали, как
народ. Ибо, как сказал Господь, никто из них
не является солью (Мф. 5:13 ), чтобы
посредством обличений связывать и хоть как-
то сдерживать нравственный распад, но,
напротив, сознавая и скрывая страсти друг
друга, они сделались хуже народа, а народ
хуже их. Некоторые же из народа оказались
даже лучше священников, являясь словно бы
углями на фоне беспросветного мрака
последних. Ибо если бы священники, по слову
Господа, сияли жизнью, как солнце (Мф. 13:43 ),
не были бы заметны раскаленные угли, но
казались бы почерневшими в сравнении с
более ярким светом. Поскольку же только
обличье и одежда священства остались в
людях, а дар Духа перешел на монахов, и
благодаря знамениям и чудесам стало
очевидно, что делами [своими] они вступили
на [путь] жизни апостольской, то и здесь,
опять же, диавол сделал свойственное ему.
Ибо, видя их, что они, как некие новые
ученики Христа, снова явились в мире и
просияли жизнью и чудесами, он ввел [в их
среду] и смешал с ними лжебратьев и свои
собственные орудия; и, мало помалу
умножившись, они, как видишь, стали
негодными и сделались весьма не
монашествующими монахами.
Итак, ни монахам по внешнему облику, ни
рукоположенным и включенным в степень
священства, ни удостоенным архиерейского
сана, - патриархам, говорю, митрополитам и
епископам, -
14. просто так, только из-за рукоположения
и его достоинства, не дается от Бога отпускать
грехи - да не будет! Ибо им дозволено только
священнодействовать, но думаю, что и это - не
многим из них, - чтобы, будучи сеном, они из-
за этого не сгорели дотла, - а только тем, кто из
священников, архиереев и монахов может
быть сопричислен к ликам учеников Христа за
чистоту.
+
16. Я знаю, чадо, что таковым дается власть
вязать и решить от Бога Отца и Господа нашего
Иисуса Христа через Духа Святого - тем,
которые по усыновлению суть сыновья и
святые рабы Его. Я и сам был учеником такого
отца , не имевшего рукоположения от людей,
но вписавшего меня рукою Божией, то есть
Духом, в ученичество и повелевшего мне
принять правильное рукоположение от людей
по установившемуся порядку - мне, который
Святым Духом был издавна движим к этому
сильнейшим желанием.

Дмитрий Хохлов 2   30.05.2022 14:59   Заявить о нарушении
В этом вообще проблема православных стран и истории. В частности крепостничества и рабовладения в Византии. Как и Иоанн Златоуст пишет о засилии фарисейства во "внешнем дворе" околоправославия "подделывают обычно то , что наиболее драгоценно". Опять же "мертвые души" - "гробы окрашенные" про фарисеев. "Взяли ключ разумения, сами не вошли и другим помешали". Опять же ключ разумения без изъянов - как раз интерес злой в православии похищать через фарисейство у сатаны тоже фарисея.

Дмитрий Хохлов 2   30.05.2022 15:10   Заявить о нарушении
Вообще апостол Павел пишет "я не только вам правильный догмат преподал, но и душу свою открыл". Как дом укрытия среди гонений. Надо вам самой родниться, если можете, со святыми и вникать. В этом тоже и иконопочитание их образов и примеров без мнимого превознесения, чтоб не достать и не повторить, и не быть их детьми иначе. Как и по Св Игнатию Брянчанинову тем более в наше время, когда укрытий надежных еще меньше. Так и в явлениях Богородицы на востоке и на западе Она говорит.

Дмитрий Хохлов 2   30.05.2022 15:16   Заявить о нарушении
Но,
как мы сказали, по прошествии времени
достойные растворились среди недостойных,
смешались с ними - и скрылись под
большинством, один у другого оспаривая
первенство и притворяясь добродетельными
ради председательского [места].

Это уже у Платона было описано в "Государстве" и "Законах", а сам Платон ссылается на ещё более древний миф о людях с примесями золота, серебра, железа и меди. Духовная деградация посредством фарисейства - это, судя по всему, "нормальное" состояние общества. А возрождается оно за счёт самостийного вливания свежей духовной крови - новых святых и пророков.

Лариса Баграмова   30.05.2022 23:43   Заявить о нарушении
Святые отцы, как звезда Вифлеемская (по преданию это был ангел Михаил, в служении Михаила кроткого перед всем воинством ангелов) провели сквозь игольные уши очищения дары волхвов на Рождество - полезное из языческой философии.

Дмитрий Хохлов 2   31.05.2022 18:30   Заявить о нарушении