Стихотворение месяца 107 - Обзор Речной Нимфы
На тонкой ножке дрожит нарцисс:
"Наверно, мне не удастся выжить",
В себя вобрав ветреный каприз,
Склоняет голову ниже, ниже…
Вновь распрямляется как на бис,
Готовый сразу же наклониться:
"Как жаль, что я лишь всего нарцисс,
А так хотелось быть белой птицей".
Подслушал ветер и стал наглей,
Сорвал наряды соседок - лилий.
Затрепетали от страха вслед
Былинки-листья, как будто крылья,
И белый, маленький как птенец,
Цветок поднялся до птичьей стаи:
"Прощальный танец, ведь мне - конец,
Зато летаю, зато летаю".
*****
Сразу спросила себя: на какой слог падает ударение в слове «ветреный»? Наверное, всё-таки на первый. Потом увидела оборот «я лишь всего», и мне стало грустно. По содержанию тоже не очень хорошо, но неожиданно понравилась концовка, в ней есть что-то обнадеживающее.
3/4
--------------
2. "Размышления о правде"
Перекрёсток… три дороги:
справа — ложь и слева — ложь.
…………………………………..
Труден выбор на распутье.
Правда в том, что правды нет.
...........Вита Осенняя "В чём правда?"
Не говори напрасно: "правды нет".
Есть Истина. Бывает Аксиома.
Живая правда в том, что Ты - поэт,
Что у Тебя стихов почти три тома.
Не говори, напрасно: "правды нет".
Как Ты узнала, что налево – ложь,
Что и направо - скверная дорога,
Что, даже если Бога позовёшь,
Ты не услышишь отклика от Бога?
Как Ты узнала, что налево – ложь?
Кто верует, тот Богу очень мил,
Тому всегда дорога к Богу близко.
А если Он к Тебе не приходил,
То только потому, что - атеистка.
Кто верует, тот Богу очень мил.
Неправда с правдой рядышком живут.
Ответчик и истец в суде на равных.
Кому из них отдаст победу суд?
Тому, кто выдаст больше доков* главных.
Неправда с правдой рядышком живут.
Без доказательств правде грош-цена,
Дешевле, чем на удочку наживка.
Для рыбака, как истина она,
Для рыбы - очень горькая фальшивка.
Без доказательств правде грош-цена.
Не говори напрасно: "правды нет".
Она с неправдой рядом существует.
Недаром я запомнил с детских лет,
Что правда над неправдой торжествует.
Не говори напрасно: "правды нет".
-------------
*Доков – сокращение от слова "доказательств", которое применяют юристы.
*****
Я забыла, как называется эта твёрдая поэтическая форма. Но выглядит она необычно и симпатично. А само стихотворение назидательно-поучительное, мне такие не по нраву. Понравилось про рыбака и рыбу, это очень наглядный пример.
4/4
--------------
3. "Случай из жизни"
каникулы
и пионерский лагерь –
домашнему ребёнку – новый мир…
секреты доверяю лишь бумаге,
на тумбочке – раскрытый "вel-аmi"…
компания девчонок, что постарше
и посмелей /чтоб не сказать "наглей"…/
и – девочка-изгой:
— она не наша, — мне говорят,
— ты с нами или с ней?
а я – ни с кем – сторонний наблюдатель:
содрали платье – гогот…
нагишом –
сгребли, втолкнули
и – в мальчишеской палате –
рыдает – разум,
детский стыд и шок
на грани меж – "остаться человеком"
и соскользнуть в иную колею…
с тех пор прошло без малого пол века –
за эту девочку –
стою
стою
стою…
*****
Мне самой не довелось побывать в пионерских лагерях, но страшных историй от подруг я наслушалась. Поэтому героине сочувствую. На мой взгляд, в стихотворении многовато пафоса, эмоции заслоняют сюжет. Да и сам сюжет какой-то незаконченный, незавершенный.
4/4
--------------
4. "Майское утро"
Мшистые кочки, зелёное утро,
Леший с Кикиморой греют бока.
Пар над землёй поднимается, будто
Кто-то плеснул на траву молока.
Кто-то невидимый: ангел-хранитель? —
В косы берёз, в паутинки заплёл
Солнца рассветного тонкие нити,
Запах весны и гудение пчёл.
Стало душе и светло, и отрадно,
Острая нежность накрыла волной.
Даже себя ущипнул для порядка:
Всё наяву происходит со мной!
*****
Про «ущипнул себя для порядка» - улыбнуло, хотя поводов для волны острой нежности я здесь не увидела. Плеснуть на траву молока – это странная идея, пара не будет, наверное. И ещё: странно было читать про ангела-хранителя после лешего и кикиморы, написанных с заглавных букв.
4/3
--------------
5. "Субботник на даче"
На прошлогоднюю листву
смотрю уныло, обречённо -
ужасно много листьев клёна,
я их вовек не соберу.
Но привлекает красота,
я грабли поднимаю споро -
тропа от дома до забора
сегодня девственно чиста.
Для свежей травки есть плацдарм,
а ворох листьев жаром пышет,
дымок взлетает выше крыши,
послушный солнцу и ветрам.
Щебечут птички, воздух чист,
в золе картошечка печётся,
и вскоре улыбнётся солнцу
новорождённый нежный лист...
*****
Вроде и просто написано, но очень естественно и гармонично. Всё понравилось: и смысл, и звук. Автор, спасибо!
5/5
--------------
6. "Творческий сундук за печкой"
предисловие: в бесконечной борьбе
бобрасослом побеждает (творческая) лень.
простой пример – мечтательный чувак
(простите за жаргон, но это образ)
в моднявых клёшиках, безпечен и дурак,
да, да – дурак, но в меру образован,
решил зажечь свечу катрену в зад.
наивно (восемнадцать с молоком
избитых фраз в усах побритых)
лирическим, сердечным молотком
стучал по клавишам ума, но криво,
хотя прочёл немало книго-тонн.
поверил (надо же) - рубашка ближе телу,
когда своя, не взята на прокат –
послал издателю написанное смело!
естественно, был послан много раз,
вернее каждый раз в почтовом деле...
прошли года (да что я о годах,
десятилетий сколько-то минуло),
когда попробовал по-новой охо-ах(!)
любви словами, словно боль на минус,
соединить в написанных строках.
бессмысленной (хренадцать лет) борьбы
за право быть не дураком, но кем-то,
кого запомнят, словно сказко-сны,
поющим колобком и дедом с репкой,
царём царей с поэзией казны!
(не мёд, не брага в творческом застое.)
сидит на печке пресловутый. мерно
горят в печи листы и нет в застолье
речей хвалебных о простом примере -
мечтающий дурак в катренной доле.
...шагнёт (когда-нибудь) в дорогу печка
за новой щукой свежих, небанальных рифм,
проломит лёд сомнений, скуку речки
в столетнем серебре уснувших тин,
ведь в клёшах в сундуке огарок свечки!
послесловие:
блажен дурак и тупо несгибаем верой,
что может быть и жить в бобре и злопреки
(не в пятой точке) уникальным хлебом
кормить читателя со сказочной печи,
раскрашенной по-солнечному манным хмелем!..
*****
Наверное, автор хотел написать оригинально. Это ему удалось. А вот обрадовать меня стихотворением не вышло. Было непонятно, и было скучно. В какой-то момент я просто завязла в «столетнем серебре уснувших тин». Нет, не моё всё это.
3/3
--------------
7. "Открыть Америку…"
Никогда не видел моряков
И не плавал в бурном океане.
А большие шесть материков
Уместились на моём диване.
Я спокойно жил себе и жил
В позабытом богом Мухосранске.
Только кто-то в голову вдолбил,
Что я должен выучить испанский.
Третью ночь, как только лягу спать,
Снится мне, что мы с котом Семёном,
Разрезая океана гладь,
Дышим смело воздухом солёным.
Наш фрегат несётся в полумгле
Лишь ему известным только румбом,
А меня на этом корабле
Почему-то все зовут Колумбом.
Говорят, что если так и плыть,
Не меняя этот курс конечно,
Можно, мол, Америку открыть
И потом прославиться навечно.
Тут мы призадумались с котом,
Попивая молча пиво с рыбкой:
Ну зачем нам мучиться потом,
Повторив Колумбову ошибку?
Зная только русский наш язык,
Я команде, не подав и виду,
Объявил: Америке кирдык!
Открывать плывём мы Антарктиду!
Что там было - лучше вам не знать.
Слишком бурно матросня роптала.
Нам с котом на это наплевать,
Под пушистым, тёплым одеялом.
Что хотят пускай кричат нам вслед –
Спим спокойно в нашем Мухосранске
И спасаем мир от страшных бед.
Будет время - выучу испанский.
*****
Сюжет интересный, но совсем фантастический, неправдоподобный. Конечно, эту мореплавательную историю нужно воспринимать с юмором. Но ведь можно было узнать у Яндекса, что Колумб шёл к неизведанному не на фрегате, а названий Америка и Антарктида тогда просто не существовало! Сказка про сон, где снилась сказка.
4/3
--------------
8. "Черновик"
Всё думаю, что пишем черновик.
Ты помнишь, в детстве нас писать учили?
Пыхтели мы и буквы выводили
По прописям.
Жизнь – лучшая из книг.
Тогда казалось, вырасту большой –
Хорошей буду, сделаю как надо…
Но в юности вселился бес шальной,
И понеслось: мне рай и ад – награда.
Себя найти в таком разбросе мест…
Семья. Предательств бесконечный квест.
И мстила я предательством сама,
Ведь черновик не требует ума.
И думалось: всё, выросла большой,
Я завтра буду делать хорошо.
Нет, в понедельник, с чистого листа…
Порою наползала пустота,
И немота, подруга ещё та…
Закончен черновик. В нём – ни черта
Не разобрать... Чернильное пятно.
Чей почерк? Мой?
Возможно, суждено…
Начну сначала. Будет красота!
Вот прописи. Неровная черта…
*****
Очень интересная тема, но она слишком обыкновенно и шаблонно раскрыта. Не плохо, нет. Просто об этом уже много раз писали, и здесь я не нашла для себя ничего нового. Вот если бы какой-нибудь неожиданный вывод, новый взгляд на привычное…
4/4
--------------
9. "Некоторые приметы и признаки весны"
В гости к весне прилетели грачи -
Рой черноты, в белой стати берёз
Не перекаркать, кричи-не-кричи,
Значит с весной у вороньих всерьёз!
Ёж у оттаявшей норки шуршит:
Зимняя спячка весной тяготит -
Ест всё подряд, от полёвок до жит,
Знать пробудился его аппетит.
Сплошь сокоточит берёзовый лес,
Банки с бутылками доят стволы.
Первый бельчонок на ветку залез,
Сзади мать-белка страхует тылы.
Бежевый лес стал слегка мураветь,
Чтобы синеть у небесных высот.
Дупла деревьев карёжит медведь
В поисках им же не срезанных сот.
К заячьей веси прокралась лиса,
Рыжая кличет: "Ну выгляни, зай!"
Вешним потопом залиты леса,
Серых на брёвнышке вывез Мазай.
Вербная рябь серебристо-седа,
Сочного цвета в апреле стога.
Май подтопила большая вода,
Сплошь заливными предстали луга.
Пришвин с Бианки, закончив писать,
Шли в перелесок чуток пострелять!
Сядут, бывало засидки позадь,
Глядь, а на мушке оленя телять!
Зримы приметы природы весной,
Искренней свежестью дышит душа.
В мае возможен полуденный зной -
Повод охотиться из шалаша...
*****
Кажется, это стихотворение написал мужчина-охотник. Неплохо написал, со знанием дела. По технике: некоторые слова лишние («сплошь», «искренней»), ужасная банальная фраза «в мае возможен полуденный зной», и запятые, запятые… По содержанию: хорошо бы отойти от перечислений, и показать взаимосвязь - зверей, человека, леса и природы в целом. Но это всё моё субъективное, не буду учить поэта стихи сочинять : )
4/4
--------------
10. "Росток"
Увял росток, застыв в анабиозе –
до стойкого тепла так далеко!
Надежды нет:
последние морозы –
его исход…
отчаянный исход.
Проникновенный пафос не случаен,
на сломе яви снова не до сна.
В пустыне – май,
смущённо расцветает
моя весна…
последняя весна?…
Стареют дерева, ветшают скалы,
поэзии любви отпущен срок.
Душа пуста,
чего же ты искала?
слова – песок…
струящийся песок.
Полуденного солнца слишком мало
и долго длится ночь… застыл росток.
*****
Красиво, но сумбурно. Морозы – не исход. Исход – это гибель ростка от неожиданных морозов. Скалы ветшают, но не так быстро, как люди. И тут же - про поэзию любви, у которой свой срок (а вот какой этот срок, кто ответит?). Я бы на месте автора ещё поработала над этим текстом, материал хороший, стихотворение может засиять.
4/4
--------------
11. "И светлая радость, и сонм тревог…"
Душе не поднять непосильный груз —
вот-вот оборвутся струны,
в её уголках обитает грусть
и свет отражает лунный.
Мечталось зимой о цветущих днях,
о майских весёлых грозах.
Гроза прогремела в иных краях
не весело — боль и слёзы…
Природа проснулась — таков закон,
неважно, что небо в тучах.
В пасхальные дни колокольный звон
вступает с душой в созвучье.
И светлая радость, и сонм тревог
смешались в нестройном хоре.
А сверху взирает на Землю Бог
с любовью… чуть-чуть с укором…
*****
Что за груз на душе? И что за струны должны оборваться? Сначала про природу, весну – а потом колокольный звон на Пасху (я созвучия колоколов с душой не ощутила) и Бог, который глядит на нашу планету с любовью и укором. Если бы Бог взирал с укором на нас, я бы поняла. А Земля ему - разве не мила? Не Он ли сам её и сотворил?
4/3
--------------
12. "Пионерлагерь"
Горн, подъём.
И утро красит нежным
светом стены лагерных хором.
Натянул помятую одежду,
покормил огрызками ворон.
После умываний и зарядки
вышел с хмурым лагерем на ты –
старшие побили для порядка,
разорвали майку, как коты.
Босиком, ободран и зарёван –
младший сын ордынского полка –
пионерке Лере гладишь рёбра
(больше гладить нечего пока).
Выбегаем строиться наутро,
болтики да гаечки с резьбой.
Василиска славим за премудрость.
Соловья - за свист и за разбой.
Помним про Вьетнам и Кампучию,
рвёмся хором петь Тырнацонал.
Осуждать, как взрослые учили,
рисовать погоны пацанам.
А девчонкам – лишь бы гольфы-банты,
стёклышки-секретики в песке.
Вот такие глупые...
А сам ты
не дружил
пока ещё
ни с кем.
*****
Понравилось. Хорошо написано, хотя и с некоторыми литературными вольностями. Я в пионерских лагерях не была (уже где-то писала об этом выше), но по детскому садику и школе помню, что советские дети любезным поведением не отличались. Заменить премудрую Василису на василиска – это очень неожиданно и смело. А вот про гаечки с резьбой я не поняла. Зато концовка сильная, яркая.
5/5
Свидетельство о публикации №122050800866